Земельные участки для субъектов малого и среднего предпринимательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Земельные участки для субъектов малого и среднего предпринимательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 1069 ГК РФНе возместят убытки в виде расходов на снос самовольной постройки, если застройщик знал (должен был знать) о том, что нельзя возводить объект на земельном участке >>>
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.11 "Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" ЗК РФ"В рассматриваемом случае нарушение порядка включения в перечень муниципального имущества, предназначенного для имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, земельного участка, равно как отсутствие информации о возможности подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения в извещении о проведении аукциона противоречит подпункту 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и содержит признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в том числе для субъектов МСП.
(Письмо Минфина России от 09.07.2024 N 28-03-08/63876)Вопрос: Об определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в том числе для субъектов МСП.
(Письмо Минфина России от 09.07.2024 N 28-03-08/63876)Вопрос: Об определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в том числе для субъектов МСП.
Готовое решение: Как выкупить арендованный земельный участок из публичной собственности
(КонсультантПлюс, 2025)Если земельный участок включен в перечни публичного имущества, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в силу ч. 4 ст. 18 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, то его продажа по общему правилу запрещена. Однако допускается возмездное отчуждение земельного участка из таких перечней определенным субъектам малого и среднего предпринимательства в случаях, предусмотренных пп. 6, 8, 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ (пп. 26 ст. 39.16 ЗК РФ, ч. 3 ст. 14, ч. 4, 4.2 ст. 18 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства).
(КонсультантПлюс, 2025)Если земельный участок включен в перечни публичного имущества, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в силу ч. 4 ст. 18 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, то его продажа по общему правилу запрещена. Однако допускается возмездное отчуждение земельного участка из таких перечней определенным субъектам малого и среднего предпринимательства в случаях, предусмотренных пп. 6, 8, 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ (пп. 26 ст. 39.16 ЗК РФ, ч. 3 ст. 14, ч. 4, 4.2 ст. 18 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства).
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"4. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом. Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в случаях, указанных в подпунктах 6, 8 и 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В указанные перечни не включаются земельные участки, предусмотренные подпунктами 1 - 10, 13 - 15, 18 и 19 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением земельных участков, предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"4. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом. Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в случаях, указанных в подпунктах 6, 8 и 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В указанные перечни не включаются земельные участки, предусмотренные подпунктами 1 - 10, 13 - 15, 18 и 19 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением земельных участков, предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Арендатор земельного участка, за исключением участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, которым земельные участки предоставлены в аренду без проведения торгов для реализации договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, которым предоставлены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права на земельный участок в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Арендатор земельного участка, за исключением участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, которым земельные участки предоставлены в аренду без проведения торгов для реализации договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, которым предоставлены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права на земельный участок в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечено в Определении СКЭС ВС России от 18 августа 2022 г. N 305-ЭС22-6663 по делу N А40-248982/2020 <181>, в случае одновременного приобретения на основании положений Закона об имуществе, арендуемом субъектами малого и среднего предпринимательства, здания и земельного участка выкупная цена как здания, так и земельного участка должна определяться исходя из их рыночной стоимости; приведенная правовая позиция была сформулирована в Постановлении Президиума ВАС России от 3 апреля 2012 г. N 14556/11 по делу N А35-6886/2010 <182> и Определении СКЭС ВС России от 6 июня 2017 г. N 306-ЭС17-737 по делу N А55-4072/2016 <183>.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечено в Определении СКЭС ВС России от 18 августа 2022 г. N 305-ЭС22-6663 по делу N А40-248982/2020 <181>, в случае одновременного приобретения на основании положений Закона об имуществе, арендуемом субъектами малого и среднего предпринимательства, здания и земельного участка выкупная цена как здания, так и земельного участка должна определяться исходя из их рыночной стоимости; приведенная правовая позиция была сформулирована в Постановлении Президиума ВАС России от 3 апреля 2012 г. N 14556/11 по делу N А35-6886/2010 <182> и Определении СКЭС ВС России от 6 июня 2017 г. N 306-ЭС17-737 по делу N А55-4072/2016 <183>.
Статья: Правовые аспекты реализации прав на публичные земельные участки в условиях реформы законодательства о недвижимости
(Бандурина Н.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 10)земельные участки, переданные в рамках имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и др.
(Бандурина Н.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 10)земельные участки, переданные в рамках имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и др.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за ноябрь 2024 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Возложение на субъектов малого и среднего предпринимательства обязанности единовременно выплатить рыночную стоимость земельного участка существенно снизило бы возможность арендаторов выкупить арендованные здания и поставило бы их в неравное положение с иными субъектами малого и среднего предпринимательства, арендующими лишь помещения в зданиях.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Возложение на субъектов малого и среднего предпринимательства обязанности единовременно выплатить рыночную стоимость земельного участка существенно снизило бы возможность арендаторов выкупить арендованные здания и поставило бы их в неравное положение с иными субъектами малого и среднего предпринимательства, арендующими лишь помещения в зданиях.
Статья: Уступка права аренды земельного участка
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 5 ст. 22 ЗК РФ дополнительно установлено, что арендатор земельного участка, за исключением участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, которым земельные участки предоставлены в аренду без проведения торгов для реализации договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, которым предоставлены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 5 ст. 22 ЗК РФ дополнительно установлено, что арендатор земельного участка, за исключением участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, которым земельные участки предоставлены в аренду без проведения торгов для реализации договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, которым предоставлены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.
Статья: Как ликвидировать МСП-компанию в упрощенном порядке?
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 9)- ликвидируемый субъект МСП не должен иметь в собственности зданий, земельных участков или транспортных средств;
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 9)- ликвидируемый субъект МСП не должен иметь в собственности зданий, земельных участков или транспортных средств;
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Во-вторых, это аукционы на право аренды государственного и муниципального имущества, предоставляемого малому и среднему предпринимательству. В состав такого имущества могут включаться и земельные участки. Субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), соответствующие критериям, указанным в отраслевом регулировании названных отношений, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Во-вторых, это аукционы на право аренды государственного и муниципального имущества, предоставляемого малому и среднему предпринимательству. В состав такого имущества могут включаться и земельные участки. Субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), соответствующие критериям, указанным в отраслевом регулировании названных отношений, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.