Зеленый пояс
Подборка наиболее важных документов по запросу Зеленый пояс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 7 "Состав и правила ведения Единого государственного реестра недвижимости" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в силу положений подпункта 3 пункта 2 статьи 7, пункта 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в ЕГРН подлежат отражению сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах и т.д., к которым, в силу норм пункта 1 статьи 62.1, пунктов 1, 12 статьи 62.2 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" относятся и лесопарковые зеленые пояса. Сведения о границах лесопаркового зеленного пояса года Урюпинска утверждены в установленном законом порядке, в связи с чем, у Учреждения не имелось оснований для отказа во внесении соответствующих сведений в ЕГРН."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие требования предъявляются к объектам размещения отходов
(КонсультантПлюс, 2025)на территориях, входящих в состав лесопарковых зеленых поясов, запрещено размещать отходы производства и потребления I - III классов опасности (пп. 2 п. 3 ст. 62.4 Закона об охране окружающей среды).
(КонсультантПлюс, 2025)на территориях, входящих в состав лесопарковых зеленых поясов, запрещено размещать отходы производства и потребления I - III классов опасности (пп. 2 п. 3 ст. 62.4 Закона об охране окружающей среды).
Готовое решение: Где и как получить кадастровый план территории
(КонсультантПлюс, 2025)- напротив графы "о зоне, публичном сервитуте, территории, о береговой линии (границе водного объекта), лесничестве, лесопарковом зеленом поясе, охотничьем угодье, Байкальской природной территории и ее экологических зонах, проекте межевания территории";
(КонсультантПлюс, 2025)- напротив графы "о зоне, публичном сервитуте, территории, о береговой линии (границе водного объекта), лесничестве, лесопарковом зеленом поясе, охотничьем угодье, Байкальской природной территории и ее экологических зонах, проекте межевания территории";
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Глава IX.1. ЛЕСОПАРКОВЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ ПОЯСА
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Глава IX.1. ЛЕСОПАРКОВЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ ПОЯСА
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.45.1. Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в лесопарковом зеленом поясе
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.45.1. Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в лесопарковом зеленом поясе
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. В ч. 4 комментируемой статьи говорится о необходимости кадастрового деления и, соответственно, необходимости наличия присваиваемого органом регистрации прав неизменяемого, не повторяющегося во времени и на территории России идентификационного реестрового номера у зон, которые обобщенно можно назвать "зоны с особыми условиями использования территорий": охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия и др. Более подробно о них говорится в комментарии к ч. 2 ст. 3.1 комментируемого Закона. Следует отметить, что ч. 4 комментируемой статьи была дополнена указанием на лесопарковые зеленые пояса, под которыми понимаются зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции (п. 1 ст. 62.1 Закона об охране окружающей среды).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4. В ч. 4 комментируемой статьи говорится о необходимости кадастрового деления и, соответственно, необходимости наличия присваиваемого органом регистрации прав неизменяемого, не повторяющегося во времени и на территории России идентификационного реестрового номера у зон, которые обобщенно можно назвать "зоны с особыми условиями использования территорий": охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия и др. Более подробно о них говорится в комментарии к ч. 2 ст. 3.1 комментируемого Закона. Следует отметить, что ч. 4 комментируемой статьи была дополнена указанием на лесопарковые зеленые пояса, под которыми понимаются зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции (п. 1 ст. 62.1 Закона об охране окружающей среды).
Статья: Правовые формы преобразования застроенных территорий с участием частных инвестиций в зарубежных странах
(Белицкая А.В., Потапова Л.В.)
("Юрист", 2025, N 1)В Великобритании важность преобразования застроенных территорий после Второй мировой войны была продиктована необходимостью обновления жилищного фонда, проблемой "разрастания городов" и застройки вдоль дорог, а также необходимостью в обновлении загруженных центральных городских районов. Эти проблемы разрешались с помощью программы строительства новых городов, предполагавшей освоение незастроенных территорий, создание зеленых поясов вокруг городов, а также редевелопмента в целях жилищного строительства, расчистки трущоб и восстановления зданий <23>. В 70 - 80-е годы XX в. была предпринята попытка применения интегрированного подхода, направленного не только на физическое обновление территорий, но и на решение проблем экономического упадка территорий, локальной концентрации бедного населения, а также расовой дискриминации. В "Белой книге" по вопросам городского хозяйства 1976 г. и в Законе о внутренних городских районах 1978 г. предпринята попытка разработать комплексный подход, направленный на формирование внутригородских партнерств между государством, местными общинами и общественными организациями, а также на усиление роли частного сектора <24>, который был призван учитывать социальный контекст, в том числе вопросы благосостояния населения, доступность государственных услуг, медицинского обслуживания, объектов образования, а также принципы устойчивого развития <25>. Выделение территории, подлежащей редевелопменту, происходит на следующих основаниях: "наличие пустующих или неиспользуемых земель; наличие земель, которые находятся на городской территории и которые недостаточно используются или используются неэффективно; наличие загрязненных, заброшенных земель или земель, которые имеют тенденцию к становлению таковыми" <26>. В качестве примера успешного проекта редевелопмента крупных промышленных зон можно привести район More London, кардинально преобразивший территорию плотной застройкой с высокими ставками арендной платы в бизнес-центрах <27>, редевелопмент территории электростанции Баттерси в Лондоне <28>, которую в 2012 г. приобрел инвестор, более 10 лет занимавшийся реконструкцией самой станции и строительством жилья и коммерческих площадей на ее территории <29>.
(Белицкая А.В., Потапова Л.В.)
("Юрист", 2025, N 1)В Великобритании важность преобразования застроенных территорий после Второй мировой войны была продиктована необходимостью обновления жилищного фонда, проблемой "разрастания городов" и застройки вдоль дорог, а также необходимостью в обновлении загруженных центральных городских районов. Эти проблемы разрешались с помощью программы строительства новых городов, предполагавшей освоение незастроенных территорий, создание зеленых поясов вокруг городов, а также редевелопмента в целях жилищного строительства, расчистки трущоб и восстановления зданий <23>. В 70 - 80-е годы XX в. была предпринята попытка применения интегрированного подхода, направленного не только на физическое обновление территорий, но и на решение проблем экономического упадка территорий, локальной концентрации бедного населения, а также расовой дискриминации. В "Белой книге" по вопросам городского хозяйства 1976 г. и в Законе о внутренних городских районах 1978 г. предпринята попытка разработать комплексный подход, направленный на формирование внутригородских партнерств между государством, местными общинами и общественными организациями, а также на усиление роли частного сектора <24>, который был призван учитывать социальный контекст, в том числе вопросы благосостояния населения, доступность государственных услуг, медицинского обслуживания, объектов образования, а также принципы устойчивого развития <25>. Выделение территории, подлежащей редевелопменту, происходит на следующих основаниях: "наличие пустующих или неиспользуемых земель; наличие земель, которые находятся на городской территории и которые недостаточно используются или используются неэффективно; наличие загрязненных, заброшенных земель или земель, которые имеют тенденцию к становлению таковыми" <26>. В качестве примера успешного проекта редевелопмента крупных промышленных зон можно привести район More London, кардинально преобразивший территорию плотной застройкой с высокими ставками арендной платы в бизнес-центрах <27>, редевелопмент территории электростанции Баттерси в Лондоне <28>, которую в 2012 г. приобрел инвестор, более 10 лет занимавшийся реконструкцией самой станции и строительством жилья и коммерческих площадей на ее территории <29>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Так, например, суды признавали подлежащими включению в ЕГРН в качестве ЗОУИТ лесопарковые зоны <1> и лесопарковые зеленые пояса <2>, несмотря на доводы Росреестра о том, что в числе ЗОУИТ, установленных в ст. 105 ЗК РФ, отсутствуют виды, к которым могут быть отнесены лесопарковые зоны и лесопарковый зеленый пояс.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Так, например, суды признавали подлежащими включению в ЕГРН в качестве ЗОУИТ лесопарковые зоны <1> и лесопарковые зеленые пояса <2>, несмотря на доводы Росреестра о том, что в числе ЗОУИТ, установленных в ст. 105 ЗК РФ, отсутствуют виды, к которым могут быть отнесены лесопарковые зоны и лесопарковый зеленый пояс.
Готовое решение: Каковы особенности залога государственного (муниципального) имущества
(КонсультантПлюс, 2025)На муниципальном уровне также могут предусматриваться перечни ограничений для залога муниципального имущества. Обычно предметом залога не могут быть объекты, которые изъяты из оборота, подлежат обязательной приватизации или приватизация которых запрещена. Так, в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области запрещено передавать в залог объекты муниципальной собственности, если при обращении взыскания на них ущерб может быть больше, чем из-за неисполнения обязательства, обеспечиваемого залогом. В м.о. Егорьевск Московской области запрещен залог городских лесов, озелененных территорий общего пользования, лесопарковых зеленых поясов и т.д. (ч. 1 ст. 64 Закона о местном самоуправлении от 20.03.2025, п. 2.4 Положения, утвержденного Решением Совета депутатов Сергиево-Посадского м.р-на МО от 27.06.2012 N 24/4-МЗ, п. 14.3 Положения, утвержденного Решением Совета депутатов м.о. Егорьевск МО от 19.02.2025 N 287/21, п. 2.2 Положения, утвержденного Решением Совета депутатов Павлово-Посадского г.о. МО от 29.02.2024 N 150/10).
(КонсультантПлюс, 2025)На муниципальном уровне также могут предусматриваться перечни ограничений для залога муниципального имущества. Обычно предметом залога не могут быть объекты, которые изъяты из оборота, подлежат обязательной приватизации или приватизация которых запрещена. Так, в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области запрещено передавать в залог объекты муниципальной собственности, если при обращении взыскания на них ущерб может быть больше, чем из-за неисполнения обязательства, обеспечиваемого залогом. В м.о. Егорьевск Московской области запрещен залог городских лесов, озелененных территорий общего пользования, лесопарковых зеленых поясов и т.д. (ч. 1 ст. 64 Закона о местном самоуправлении от 20.03.2025, п. 2.4 Положения, утвержденного Решением Совета депутатов Сергиево-Посадского м.р-на МО от 27.06.2012 N 24/4-МЗ, п. 14.3 Положения, утвержденного Решением Совета депутатов м.о. Егорьевск МО от 19.02.2025 N 287/21, п. 2.2 Положения, утвержденного Решением Совета депутатов Павлово-Посадского г.о. МО от 29.02.2024 N 150/10).
Статья: Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особенности рубок лесных и иных насаждений в лесопарковых зеленых поясах и порядок их компенсации содержатся в ст. 62.5 Закона об охране окружающей среды.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особенности рубок лесных и иных насаждений в лесопарковых зеленых поясах и порядок их компенсации содержатся в ст. 62.5 Закона об охране окружающей среды.
Статья: Ограничения на разведение костров и ответственность за их нарушение
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если нарушение правил пожарной безопасности в лесах, расположенных вне лесопарковых зеленых поясов, не повлекло возникновения лесного пожара, уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений, а также не было совершено в условиях особого противопожарного режима, такое действие (бездействие) образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если нарушение правил пожарной безопасности в лесах, расположенных вне лесопарковых зеленых поясов, не повлекло возникновения лесного пожара, уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений, а также не было совершено в условиях особого противопожарного режима, такое действие (бездействие) образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Статья: Кадастровый учет земельного участка
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)ЕГРН включает в себя в том числе кадастр недвижимости, в который вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе земельных участках (характеристики земельного участка (кадастровый номер, дата его присвоения, описание местоположения, площадь и пр.), сведения о кадастровой стоимости, сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в границах земельного участка, категория земель, к которой отнесен земельный участок, вид или виды разрешенного использования земельного участка (за исключением вспомогательных видов разрешенного использования), сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории, сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, Байкальской природной территории и ее экологических зон, лесопаркового зеленого пояса, охотничьих угодий, лесничеств, лесопарков, сведения о том, что земельный участок расположен в границах особой экономической зоны, территории опережающего развития, игорной зоны и пр.) (ч. 7 ст. 1, ч. 4, 5 ст. 8 Закона о регистрации недвижимости).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)ЕГРН включает в себя в том числе кадастр недвижимости, в который вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе земельных участках (характеристики земельного участка (кадастровый номер, дата его присвоения, описание местоположения, площадь и пр.), сведения о кадастровой стоимости, сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в границах земельного участка, категория земель, к которой отнесен земельный участок, вид или виды разрешенного использования земельного участка (за исключением вспомогательных видов разрешенного использования), сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории, сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, Байкальской природной территории и ее экологических зон, лесопаркового зеленого пояса, охотничьих угодий, лесничеств, лесопарков, сведения о том, что земельный участок расположен в границах особой экономической зоны, территории опережающего развития, игорной зоны и пр.) (ч. 7 ст. 1, ч. 4, 5 ст. 8 Закона о регистрации недвижимости).
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, лесопарковых зеленых поясов, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий;
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, лесопарковых зеленых поясов, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий;