Заявление об уточнении платежа в ПФР
Подборка наиболее важных документов по запросу Заявление об уточнении платежа в ПФР (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 78 "Зачет сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")С расчетных счетов индивидуального предпринимателя в 2016 году на основании решений Пенсионного фонда РФ по инкассовым поручениям списаны страховые взносы. В 2021 году с его расчетного счета повторно списана такая же сумма страховых взносов на основании тех же решений Пенсионного фонда РФ. Предприниматель обратился в Фонд с заявлением о возврате излишне взысканных сумм. Фонд отказал в возврате страховых взносов, поскольку после 2016 года произведена смена КБК, в связи с чем у Фонда нет возможности установить наличие оплаты на лицевых счетах расчетов с бюджетом. Предприниматель направил в налоговый орган заявление с просьбой провести розыск произведенных списанных с его счета платежей, а также их отражение в расчетах с бюджетом. Налоговый орган известил предпринимателя о принятых решениях об уточнении платежей. Предприниматель вновь обратился в Пенсионный фонд РФ с заявлением о возврате переплаты. Фонд отказал в возврате, указав, что предприниматель должен обращаться в налоговый орган. Налоговый орган перенаправил заявление предпринимателя в Пенсионный фонд РФ, так как страховые взносы начислены до 01.01.2017, Фонд снова отказал в возврате платежей, сославшись на отсутствие переплаты. Предприниматель обратился в суд с требованием о взыскании излишне уплаченных страховых взносов. Суд указал, что если в связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов налоговому органу возникла необходимость в возврате средств из бюджета Пенсионного фонда РФ, то именно Фонд должен принять соответствующие решения и передать их на исполнение в налоговый орган. Суд учел, что в 2021 году у предпринимателя отсутствовала недоимка по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, и удовлетворил его требования. Также суд обратил внимание на то, что списанные со счетов предпринимателя в 2021 году денежные средства не разнесены Фондом на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц. Помимо этого, сроки взыскания недоимки за 2016 год по состоянию на 2021 год истекли.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")С расчетных счетов индивидуального предпринимателя в 2016 году на основании решений Пенсионного фонда РФ по инкассовым поручениям списаны страховые взносы. В 2021 году с его расчетного счета повторно списана такая же сумма страховых взносов на основании тех же решений Пенсионного фонда РФ. Предприниматель обратился в Фонд с заявлением о возврате излишне взысканных сумм. Фонд отказал в возврате страховых взносов, поскольку после 2016 года произведена смена КБК, в связи с чем у Фонда нет возможности установить наличие оплаты на лицевых счетах расчетов с бюджетом. Предприниматель направил в налоговый орган заявление с просьбой провести розыск произведенных списанных с его счета платежей, а также их отражение в расчетах с бюджетом. Налоговый орган известил предпринимателя о принятых решениях об уточнении платежей. Предприниматель вновь обратился в Пенсионный фонд РФ с заявлением о возврате переплаты. Фонд отказал в возврате, указав, что предприниматель должен обращаться в налоговый орган. Налоговый орган перенаправил заявление предпринимателя в Пенсионный фонд РФ, так как страховые взносы начислены до 01.01.2017, Фонд снова отказал в возврате платежей, сославшись на отсутствие переплаты. Предприниматель обратился в суд с требованием о взыскании излишне уплаченных страховых взносов. Суд указал, что если в связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов налоговому органу возникла необходимость в возврате средств из бюджета Пенсионного фонда РФ, то именно Фонд должен принять соответствующие решения и передать их на исполнение в налоговый орган. Суд учел, что в 2021 году у предпринимателя отсутствовала недоимка по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, и удовлетворил его требования. Также суд обратил внимание на то, что списанные со счетов предпринимателя в 2021 году денежные средства не разнесены Фондом на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц. Помимо этого, сроки взыскания недоимки за 2016 год по состоянию на 2021 год истекли.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 78 "Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество уплатило страховые взносы за периоды до 01.01.2017 в бюджет ПФР, ошибочно указав КБК фонда медицинского страхования. В судебном порядке общество обязало Управление ПФР уточнить платеж и признало не подлежащим исполнению инкассовое поручение о взыскании страховых взносов. В 2018 году общество изменило юридический адрес, позднее получило требование налогового органа об уплате страховых взносов, впоследствии налоговый орган взыскал с общества задолженность. Общество направило в Фонд заявление о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов. Фонд ответил, что направил сведения в инспекцию, однако общество не получило возврат, из-за чего обратилось в суд. Суд подтвердил, что возврат должен был быть осуществлен органами ПФР, а инспекция фактически является исполнителем решений ПФР. Поскольку взносы действительно фактически были уплачены дважды, суд удовлетворил требование общества и обязал Фонд принять решение о возврате, а инспекцию - произвести возврат, а также выплатить проценты за несвоевременный возврат.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество уплатило страховые взносы за периоды до 01.01.2017 в бюджет ПФР, ошибочно указав КБК фонда медицинского страхования. В судебном порядке общество обязало Управление ПФР уточнить платеж и признало не подлежащим исполнению инкассовое поручение о взыскании страховых взносов. В 2018 году общество изменило юридический адрес, позднее получило требование налогового органа об уплате страховых взносов, впоследствии налоговый орган взыскал с общества задолженность. Общество направило в Фонд заявление о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов. Фонд ответил, что направил сведения в инспекцию, однако общество не получило возврат, из-за чего обратилось в суд. Суд подтвердил, что возврат должен был быть осуществлен органами ПФР, а инспекция фактически является исполнителем решений ПФР. Поскольку взносы действительно фактически были уплачены дважды, суд удовлетворил требование общества и обязал Фонд принять решение о возврате, а инспекцию - произвести возврат, а также выплатить проценты за несвоевременный возврат.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О контроле специализированного депозитария при осуществлении НПФ выплат по договорам долгосрочных сбережений, а также при удержании денежных средств из таких выплат и их перечислении третьим лицам.
(Письмо Банка России от 21.03.2024 N 38-1-4/801)В соответствии с Письмом Банка России от 04.06.2021 N 34-1-2-3/1017 "Уточнение позиции о необходимости согласования со специализированным депозитарием платежей негосударственного пенсионного фонда в адрес третьих лиц" операции по удержанию денежных средств из указанных в Письме Банка России от 18.03.2015 N 015-54-1/2435 пенсионных выплат и их перечислению в адрес третьих лиц на основании решений государственных органов, судов, исполнительных листов по постановлениям Федеральной службы судебных приставов во исполнение обязанности вкладчика, участника или застрахованного лица перед этими лицами осуществляются негосударственным пенсионным фондом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
(Письмо Банка России от 21.03.2024 N 38-1-4/801)В соответствии с Письмом Банка России от 04.06.2021 N 34-1-2-3/1017 "Уточнение позиции о необходимости согласования со специализированным депозитарием платежей негосударственного пенсионного фонда в адрес третьих лиц" операции по удержанию денежных средств из указанных в Письме Банка России от 18.03.2015 N 015-54-1/2435 пенсионных выплат и их перечислению в адрес третьих лиц на основании решений государственных органов, судов, исполнительных листов по постановлениям Федеральной службы судебных приставов во исполнение обязанности вкладчика, участника или застрахованного лица перед этими лицами осуществляются негосударственным пенсионным фондом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)По вопросам тарифов страховых взносов в рамках системы ОПС приняты и специальные нормативные правовые акты, уточняющие положения федеральных законов, например Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1378 "О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2018 года" и др. Приняты также ненормативные акты разъяснительного характера: Письмо Минфина России от 01.09.2017 N 02-07-10/56402 "Об администрировании страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование", Письмо ФНС России N ЗН-4-22/10626а, ПФР НП-30-26/8158 от 06.06.2017 "Об уточнении платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование" и др. Последнее свидетельствует, с одной стороны, о необходимости разъяснения законоположений, пробелах их содержания, с другой стороны, о развитой правоприменительной практике федеральных органов государственной власти в сфере ОПС в РФ, в известной степени усиливающей функции регулирования и управления соответствующей сферой.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)По вопросам тарифов страховых взносов в рамках системы ОПС приняты и специальные нормативные правовые акты, уточняющие положения федеральных законов, например Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1378 "О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2018 года" и др. Приняты также ненормативные акты разъяснительного характера: Письмо Минфина России от 01.09.2017 N 02-07-10/56402 "Об администрировании страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование", Письмо ФНС России N ЗН-4-22/10626а, ПФР НП-30-26/8158 от 06.06.2017 "Об уточнении платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование" и др. Последнее свидетельствует, с одной стороны, о необходимости разъяснения законоположений, пробелах их содержания, с другой стороны, о развитой правоприменительной практике федеральных органов государственной власти в сфере ОПС в РФ, в известной степени усиливающей функции регулирования и управления соответствующей сферой.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.2019 N 32-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18, статей 20 и 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", части 22 статьи 26 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и пункта 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации"статьи 21, в соответствии с которой решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (часть 1); в случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, указанный в части 1 данной статьи срок исчисляется со дня завершения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, органом Фонда социального страхования Российской Федерации камеральной проверки указанного расчета (часть 2); решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (часть 3); на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган (часть 4).
"По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18, статей 20 и 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", части 22 статьи 26 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и пункта 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации"статьи 21, в соответствии с которой решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (часть 1); в случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, указанный в части 1 данной статьи срок исчисляется со дня завершения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, органом Фонда социального страхования Российской Федерации камеральной проверки указанного расчета (часть 2); решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (часть 3); на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган (часть 4).
Справочная информация: "Формы налогового учета и отчетности"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ, ПРЕДСТАВЛЯЕМОЙ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ, ПРЕДСТАВЛЯЕМОЙ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете выплаты работникам в качестве подарков к профессиональному празднику в соответствии с коллективным договором?..
(Консультация эксперта, 2025)Положения гл. 34 НК РФ и Закона N 125-ФЗ не уточняют, что следует понимать под выплатами в рамках трудовых отношений. В связи с этим к объекту обложения страховыми взносами могут быть отнесены любые выплаты, предусмотренные коллективным договором, в том числе и социальные выплаты, не связанные с оплатой труда (Письмо ПФР и ФСС РФ N НП-30-26/9660, N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014) <*>.
(Консультация эксперта, 2025)Положения гл. 34 НК РФ и Закона N 125-ФЗ не уточняют, что следует понимать под выплатами в рамках трудовых отношений. В связи с этим к объекту обложения страховыми взносами могут быть отнесены любые выплаты, предусмотренные коллективным договором, в том числе и социальные выплаты, не связанные с оплатой труда (Письмо ПФР и ФСС РФ N НП-30-26/9660, N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014) <*>.
Обзор: "Основные изменения законодательства в 2022 году для бухгалтера бюджетной организации"
(КонсультантПлюс, 2022)С 2022 года в сокращенный срок нужно сдавать форму и в тех случаях, когда подано заявление:
(КонсультантПлюс, 2022)С 2022 года в сокращенный срок нужно сдавать форму и в тех случаях, когда подано заявление:
Статья: Что нового в системе закупок (апрель - май, 2023)?
(Гусев М.Г.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 6)Установление размеров авансовых платежей
(Гусев М.Г.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 6)Установление размеров авансовых платежей
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации оплату в соответствии с положениями коллективного договора стоимости медицинских услуг по проведению ежегодного медосмотра своего работника, не являющегося обязательным в соответствии с законодательством РФ?..
(Консультация эксперта, 2025)Положения гл. 34 НК РФ и Закона N 125-ФЗ не уточняют, что следует понимать под выплатами в рамках трудовых отношений.
(Консультация эксперта, 2025)Положения гл. 34 НК РФ и Закона N 125-ФЗ не уточняют, что следует понимать под выплатами в рамках трудовых отношений.
Вопрос: Что предпринять индивидуальному предпринимателю, если ПФР требует уплатить страховые взносы на ОПС исходя из 8 МРОТ за не представленные в срок сведения о доходах за периоды до 2017 г.?
(Консультация эксперта, 2022)Ответ: В целях корректировки обязательств по уплате страховых взносов предпринимателю необходимо обратиться в налоговый орган по месту учета с заявлением о неправомерном начислении территориальными органами ПФР страховых взносов исходя из 8 МРОТ.
(Консультация эксперта, 2022)Ответ: В целях корректировки обязательств по уплате страховых взносов предпринимателю необходимо обратиться в налоговый орган по месту учета с заявлением о неправомерном начислении территориальными органами ПФР страховых взносов исходя из 8 МРОТ.
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете начисление и выплату работнице доплаты до 40% фактического среднего заработка, превышающего размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, установленный законодательством? Доплата установлена коллективным договором...
(Консультация эксперта, 2025)Объектом обложения страховыми взносами являются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу застрахованных физических лиц в рамках трудовых отношений (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ)). При этом положения гл. 34 НК РФ и Закона N 125-ФЗ не уточняют, что именно следует понимать под выплатами в рамках трудовых отношений. В связи с этим к объекту обложения страховыми взносами могут быть отнесены любые выплаты, предусмотренные коллективным договором, в том числе и социальные выплаты, не связанные с оплатой труда (Письмо ПФР N НП-30-26/9660, ФСС РФ N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014) <1>.
(Консультация эксперта, 2025)Объектом обложения страховыми взносами являются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу застрахованных физических лиц в рамках трудовых отношений (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ)). При этом положения гл. 34 НК РФ и Закона N 125-ФЗ не уточняют, что именно следует понимать под выплатами в рамках трудовых отношений. В связи с этим к объекту обложения страховыми взносами могут быть отнесены любые выплаты, предусмотренные коллективным договором, в том числе и социальные выплаты, не связанные с оплатой труда (Письмо ПФР N НП-30-26/9660, ФСС РФ N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014) <1>.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Однако суд апелляционной инстанции не усмотрел прямой причинно-следственной связи между действиями работодателя и фактом выплаты пенсии работающему пенсионеру в повышенном размере. Управление ПФР имело возможность предпринять меры для уточнения факта наличия у ответчика застрахованных лиц путем направления страхователю соответствующего уведомления. При таких обстоятельствах оснований для взыскания заявленной суммы убытков суд не установил (см. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2019 N 11АП-17116/2019).
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Однако суд апелляционной инстанции не усмотрел прямой причинно-следственной связи между действиями работодателя и фактом выплаты пенсии работающему пенсионеру в повышенном размере. Управление ПФР имело возможность предпринять меры для уточнения факта наличия у ответчика застрахованных лиц путем направления страхователю соответствующего уведомления. При таких обстоятельствах оснований для взыскания заявленной суммы убытков суд не установил (см. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2019 N 11АП-17116/2019).
Вопрос: Об отражении в отчетности НПФ гарантийных взносов, уплачиваемых за счет страхового резерва, собственных средств или резерва покрытия пенсионных обязательств.
(Письмо Банка России от 26.01.2024 N 46-2/142)Департамент управления данными Банка России в дополнение к письму от 24.11.2023 N 46-2/5544 просит довести до сведения негосударственных пенсионных фондов - членов Саморегулируемой организации уточнение позиции по вопросу отражения гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных резервов, уплачиваемых негосударственным пенсионным фондом (далее - фонд) в соответствии со статьей 20 Федерального закона N 555-ФЗ (далее - гарантийные взносы).
(Письмо Банка России от 26.01.2024 N 46-2/142)Департамент управления данными Банка России в дополнение к письму от 24.11.2023 N 46-2/5544 просит довести до сведения негосударственных пенсионных фондов - членов Саморегулируемой организации уточнение позиции по вопросу отражения гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных резервов, уплачиваемых негосударственным пенсионным фондом (далее - фонд) в соответствии со статьей 20 Федерального закона N 555-ФЗ (далее - гарантийные взносы).