Заявление об установлении личности
Подборка наиболее важных документов по запросу Заявление об установлении личности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Правомерно ли принять на работу гражданина, предъявившего в качестве удостоверяющего личность документа справку о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Правомерно ли принять на работу гражданина, предъявившего в качестве удостоверяющего личность документа справку о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Правомерно ли принять на работу гражданина, предъявившего в качестве удостоверяющего личность документа справку о приеме заявления об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства?
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный пункт введен с 3 января 2014 г. Законом 2013 г. N 359-ФЗ, принятым по вопросу полномочий субъектов РФ по организации деятельности МФЦ. Указание на комплексные запросы включено в данный пункт с 30 марта 2018 г. Законом 2017 г. N 479-ФЗ, принятым в части закрепления возможности предоставления в МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления. Указание на установление личности заявителя, проведение его идентификации, аутентификации с использованием информационных систем, указанных в ч. 10 и 11 ст. 7 комментируемого Закона, включено в данный пункт с 1 января 2021 г. Законом 2020 г. N 479-ФЗ, проект которого разрабатывался по вопросу проведения кредитными организациями удаленной биометрической идентификации;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный пункт введен с 3 января 2014 г. Законом 2013 г. N 359-ФЗ, принятым по вопросу полномочий субъектов РФ по организации деятельности МФЦ. Указание на комплексные запросы включено в данный пункт с 30 марта 2018 г. Законом 2017 г. N 479-ФЗ, принятым в части закрепления возможности предоставления в МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления. Указание на установление личности заявителя, проведение его идентификации, аутентификации с использованием информационных систем, указанных в ч. 10 и 11 ст. 7 комментируемого Закона, включено в данный пункт с 1 января 2021 г. Законом 2020 г. N 479-ФЗ, проект которого разрабатывался по вопросу проведения кредитными организациями удаленной биометрической идентификации;
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Лицо без гражданства, обратившееся с заявлением о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, или получившее указанный документ, или обратившееся с заявлением об установлении личности, предусмотренным статьей 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не подлежит административной ответственности за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию, режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, незаконное осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации или нарушение иммиграционных правил, если такие нарушения были выявлены при подаче соответствующего заявления.
(ред. от 04.11.2025)2. Лицо без гражданства, обратившееся с заявлением о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, или получившее указанный документ, или обратившееся с заявлением об установлении личности, предусмотренным статьей 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не подлежит административной ответственности за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию, режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, незаконное осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации или нарушение иммиграционных правил, если такие нарушения были выявлены при подаче соответствующего заявления.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. В ч. 5 ст. 266 КАС РФ установлено, что к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем обстоятельства, а также документы, указанные в п. 1, 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ. При этом правило п. 1 ч. 1 ст. 126 и ч. 7 ст. 125 КАС РФ о приложении документов о направлении копии административного искового заявления участвующим в деле лицам следует толковать ограничительно, поскольку при нахождении иностранного гражданина в специальном учреждении по решению уполномоченного органа и минимальных сроках рассмотрения данной категории дел предполагается необходимость нарочного вручения иностранному гражданину копии административного искового заявления с прилагаемыми документами. К документам, подтверждающим обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, относятся: решение о депортации, решение о реадмиссии, документы, послужившие основанием для принятия данных решений (например, решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации), документы, подтверждающие привлечение гражданина к уголовной или административной ответственности, документы о месте жительства (например, договор коммерческого найма) и месте работы (например, трудовой или гражданско-правовой договор) иностранного гражданина в России и др. При отсутствии у иностранного гражданина удостоверяющего личность документа закон предписывает приложить к административному исковому заявлению заключение об установлении личности. Данная норма изложена как императивная, но в силу закрепленного в ст. 10.1 Закона о правовом положении иностранных граждан порядка установления личности приложение к административному исковому заявлению заключения уполномоченного органа об установлении личности иностранного гражданина не всегда возможно. Так, процедура установления личности предполагает использование различных источников информации о личности иностранного гражданина: подлинники иных документов гражданина, содержащих его персональные данные (свидетельство о рождении, водительское удостоверение, пенсионное удостоверение и т.д.); получение информации из государственных систем (миграционного учет, дактилоскопия); взаимодействие (опрос, опознание) с иными гражданами, располагающими информацией о личности иностранного гражданина; взаимодействие с дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями иностранных государств в РФ, международными организациями. Причем данные источники информации должны использоваться параллельно. Нередко иностранные граждане, подлежащие депортации, скрывают свою личность либо сообщают недостоверные персональные данные. С временной точки зрения опрос свидетелей, предъявление иностранного гражданина для опознания, получение ответов на запросы из представительств и консульских учреждений иностранных государств достаточно продолжительны <1>. Поэтому в п. 13 ст. 10.1 Закона о правовом положении иностранных граждан установлен трехмесячный срок проведения процедуры установления личности, который может быть однократно продлен еще на три месяца. Соответственно, при отсутствии у уполномоченного органа достоверной информации, которая подтверждает личность иностранного гражданина и является основанием для составления заключения, такой орган не может составить заключение об установлении личности иностранного гражданина и приложить его к административному исковому заявлению. В этом случае к административному исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие реализацию уполномоченным органом процедуры установления личности, в том числе конкретные действия, выполненные уполномоченным органом (например, протоколы опроса свидетелей, запросы в представительства и консульские учреждения иностранных государств, справки об отсутствии информации об иностранном гражданине в государственных системах).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)4. В ч. 5 ст. 266 КАС РФ установлено, что к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем обстоятельства, а также документы, указанные в п. 1, 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ. При этом правило п. 1 ч. 1 ст. 126 и ч. 7 ст. 125 КАС РФ о приложении документов о направлении копии административного искового заявления участвующим в деле лицам следует толковать ограничительно, поскольку при нахождении иностранного гражданина в специальном учреждении по решению уполномоченного органа и минимальных сроках рассмотрения данной категории дел предполагается необходимость нарочного вручения иностранному гражданину копии административного искового заявления с прилагаемыми документами. К документам, подтверждающим обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, относятся: решение о депортации, решение о реадмиссии, документы, послужившие основанием для принятия данных решений (например, решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации), документы, подтверждающие привлечение гражданина к уголовной или административной ответственности, документы о месте жительства (например, договор коммерческого найма) и месте работы (например, трудовой или гражданско-правовой договор) иностранного гражданина в России и др. При отсутствии у иностранного гражданина удостоверяющего личность документа закон предписывает приложить к административному исковому заявлению заключение об установлении личности. Данная норма изложена как императивная, но в силу закрепленного в ст. 10.1 Закона о правовом положении иностранных граждан порядка установления личности приложение к административному исковому заявлению заключения уполномоченного органа об установлении личности иностранного гражданина не всегда возможно. Так, процедура установления личности предполагает использование различных источников информации о личности иностранного гражданина: подлинники иных документов гражданина, содержащих его персональные данные (свидетельство о рождении, водительское удостоверение, пенсионное удостоверение и т.д.); получение информации из государственных систем (миграционного учет, дактилоскопия); взаимодействие (опрос, опознание) с иными гражданами, располагающими информацией о личности иностранного гражданина; взаимодействие с дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями иностранных государств в РФ, международными организациями. Причем данные источники информации должны использоваться параллельно. Нередко иностранные граждане, подлежащие депортации, скрывают свою личность либо сообщают недостоверные персональные данные. С временной точки зрения опрос свидетелей, предъявление иностранного гражданина для опознания, получение ответов на запросы из представительств и консульских учреждений иностранных государств достаточно продолжительны <1>. Поэтому в п. 13 ст. 10.1 Закона о правовом положении иностранных граждан установлен трехмесячный срок проведения процедуры установления личности, который может быть однократно продлен еще на три месяца. Соответственно, при отсутствии у уполномоченного органа достоверной информации, которая подтверждает личность иностранного гражданина и является основанием для составления заключения, такой орган не может составить заключение об установлении личности иностранного гражданина и приложить его к административному исковому заявлению. В этом случае к административному исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие реализацию уполномоченным органом процедуры установления личности, в том числе конкретные действия, выполненные уполномоченным органом (например, протоколы опроса свидетелей, запросы в представительства и консульские учреждения иностранных государств, справки об отсутствии информации об иностранном гражданине в государственных системах).
Ситуация: Кто и как управляет накопительной пенсией?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Установление личности и проверка подлинности подписи заявителя при подаче электронного заявления осуществляются при наличии электронной цифровой подписи, а при обращении через МФЦ - его сотрудником (п. п. 4, 5 ст. 32 Закона N 111-ФЗ; п. 2 ч. 4, ч. 20 ст. 18 Закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ; п. 2 Постановления Правительства РФ от 20.12.2012 N 1352; п. п. 44, 45, 87 Административного регламента, утв. Постановлением Правления ПФР от 17.12.2018 N 524п).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Установление личности и проверка подлинности подписи заявителя при подаче электронного заявления осуществляются при наличии электронной цифровой подписи, а при обращении через МФЦ - его сотрудником (п. п. 4, 5 ст. 32 Закона N 111-ФЗ; п. 2 ч. 4, ч. 20 ст. 18 Закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ; п. 2 Постановления Правительства РФ от 20.12.2012 N 1352; п. п. 44, 45, 87 Административного регламента, утв. Постановлением Правления ПФР от 17.12.2018 N 524п).
Ситуация: Как получить материнский капитал?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также заявление можно направить по почте способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления (например, почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении). При этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не прилагается. Установление личности заявителя, а также свидетельствование подлинности его подписи на заявлении осуществляется нотариусом или иными уполномоченными лицами. Вместо оригиналов документов к заявлению следует приложить их заверенные в установленном порядке копии (п. п. 5, 10 Правил N 444н; п. п. 18, 32, 34 Административного регламента; п. 8 Правил, утв. Приказом Минцифры России от 17.04.2023 N 382).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также заявление можно направить по почте способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления (например, почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении). При этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не прилагается. Установление личности заявителя, а также свидетельствование подлинности его подписи на заявлении осуществляется нотариусом или иными уполномоченными лицами. Вместо оригиналов документов к заявлению следует приложить их заверенные в установленном порядке копии (п. п. 5, 10 Правил N 444н; п. п. 18, 32, 34 Административного регламента; п. 8 Правил, утв. Приказом Минцифры России от 17.04.2023 N 382).
Статья: Янус оказался одноликим: аргументационный анализ Постановления Конституционного Суда России от 7 июля 2020 года N 33-П в свете регулирования допроса присяжных за рубежом
(Чирнинов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 2)<30> Примеры таких прогрессивных законодательных решений все чаще находят отражение в отечественном правовом регулировании. Так, например, в Федеральном законе от 24 февраля 2021 года N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства" предусмотрена норма, согласно которой лица без гражданства "не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, незаконное осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации или нарушение иммиграционных правил, если такие нарушения были выявлены в связи с подачей ими заявления об установлении личности... или заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации".
(Чирнинов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 2)<30> Примеры таких прогрессивных законодательных решений все чаще находят отражение в отечественном правовом регулировании. Так, например, в Федеральном законе от 24 февраля 2021 года N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства" предусмотрена норма, согласно которой лица без гражданства "не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, незаконное осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации или нарушение иммиграционных правил, если такие нарушения были выявлены в связи с подачей ими заявления об установлении личности... или заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации".
Статья: Социальное обеспечение граждан в условиях цифровой экономики
(Каменская С.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Данное нововведение вряд ли способно решить проблему, которая возникает из-за использования иных способов подачи застрахованным лицом заявления о переходе (о досрочном переходе), поскольку не позволяет должностному лицу ПФР при отсутствии личного обращения гражданина с таким заявлением установить личность заявителя, проверить подлинность его подписи, удостовериться в его действительном волеизъявлении, разъяснить последствия досрочного перехода.
(Каменская С.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Данное нововведение вряд ли способно решить проблему, которая возникает из-за использования иных способов подачи застрахованным лицом заявления о переходе (о досрочном переходе), поскольку не позволяет должностному лицу ПФР при отсутствии личного обращения гражданина с таким заявлением установить личность заявителя, проверить подлинность его подписи, удостовериться в его действительном волеизъявлении, разъяснить последствия досрочного перехода.
Статья: Миграционная амнистия в механизме правового регулирования общественных отношений с участием иностранных граждан
(Степенко В.Е., Пацевич В.С.)
("Миграционное право", 2020, N 4)Следует отметить, что проблемам миграционной амнистии посвящено немало научных трудов, в них в основном уделяется внимание определенным группам мигрантов, легализация статуса которых допустима и полезна для целей государства, а также раскрывается терминология и содержатся рекомендации по осуществлению рассматриваемой процедуры. И.Ф. Амельчаков, О.В. Катаева предлагают проводить ее в отношении граждан иностранных государств, обратившихся с заявлениями об установлении их личности с последующей выдачей временного документа и освобождением от административной ответственности, если совершенные ими нарушения миграционных правил выявлены в связи с подачей таких обращений <12>. По мнению И.Ю. Сизова, подобного рода легализации могут подлежать отдельные категории мигрантов, заслужившие определенное доверие со стороны государства <13>.
(Степенко В.Е., Пацевич В.С.)
("Миграционное право", 2020, N 4)Следует отметить, что проблемам миграционной амнистии посвящено немало научных трудов, в них в основном уделяется внимание определенным группам мигрантов, легализация статуса которых допустима и полезна для целей государства, а также раскрывается терминология и содержатся рекомендации по осуществлению рассматриваемой процедуры. И.Ф. Амельчаков, О.В. Катаева предлагают проводить ее в отношении граждан иностранных государств, обратившихся с заявлениями об установлении их личности с последующей выдачей временного документа и освобождением от административной ответственности, если совершенные ими нарушения миграционных правил выявлены в связи с подачей таких обращений <12>. По мнению И.Ю. Сизова, подобного рода легализации могут подлежать отдельные категории мигрантов, заслужившие определенное доверие со стороны государства <13>.