Заявление об исправлении ошибки в решении
Подборка наиболее важных документов по запросу Заявление об исправлении ошибки в решении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 129 "Возвращение административного искового заявления" КАС РФ"Отказывая С. в исправлении технической описки в решении Самарского областного суда от 28 мая 2019 года, судья суда первой инстанции указал, что С. не вправе обращаться с заявлением об исправлении описки в решении суда, поскольку не являлась участником административного дела, однако наряду с этим суд первой инстанции указал, что дополнение резолютивной части решения редакцией, предлагаемой С., опиской не является, поскольку влечет изменение решения суда, фактически рассмотрев по существу заявление С., вопреки приведенным ранее выводам о том, что последняя не обладает правом на подобное обращение. Однако в таких случаях действующие процессуальные нормы предполагают возвращение заявления (статья 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), а не разрешение его по существу."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 200 "Исправление описок и явных арифметических ошибок в решении суда" ГПК РФ"Доводы кассационной жалобы о том, что суд первой инстанции рассмотрел заявление об исправлении описки в решении суда без извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте рассмотрения заявления, а без участия ответчиков и уточнения у них обстоятельств по делу, решение является не полным, необоснованным незаконным, основаны на неверном толковании норм процессуального права."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Об исправлении "формальных" ошибок судебного решения
(Черных И.И.)
("Хозяйство и право", 2024, N 11)Далее встает вопрос о субъектах, имеющих право инициировать исправление судебного акта. Помимо самого суда, принявшего акт, таким правом обладают лица, участвовавшие в деле, а также судебный пристав-исполнитель. Этот подход закона подвергается критике. Относя исправление описок, опечаток и арифметических ошибок к числу самоконтрольных полномочий суда, Ю.А. Зайцева обосновывает, что правом подать заявление об исправлении таких недостатков решения должны обладать исключительно стороны спорного правоотношения и третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора. Прокурор и другие лица, участвующие в деле, подобного правомочия иметь не должны в связи с тем, что они не имеют личного материально-правового интереса к исходу дела <32>.
(Черных И.И.)
("Хозяйство и право", 2024, N 11)Далее встает вопрос о субъектах, имеющих право инициировать исправление судебного акта. Помимо самого суда, принявшего акт, таким правом обладают лица, участвовавшие в деле, а также судебный пристав-исполнитель. Этот подход закона подвергается критике. Относя исправление описок, опечаток и арифметических ошибок к числу самоконтрольных полномочий суда, Ю.А. Зайцева обосновывает, что правом подать заявление об исправлении таких недостатков решения должны обладать исключительно стороны спорного правоотношения и третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора. Прокурор и другие лица, участвующие в деле, подобного правомочия иметь не должны в связи с тем, что они не имеют личного материально-правового интереса к исходу дела <32>.
Нормативные акты
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 309. Решение суда относительно заявления о внесении исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния
(ред. от 31.07.2025)Статья 309. Решение суда относительно заявления о внесении исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ
(ред. от 30.12.2021)
"О референдуме Российской Федерации"4. Решение участковой комиссии о включении или невключении гражданина Российской Федерации в список участников референдума может быть обжаловано в вышестоящую комиссию референдума или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. В случае, если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке участников референдума производится участковой комиссией немедленно.
(ред. от 30.12.2021)
"О референдуме Российской Федерации"4. Решение участковой комиссии о включении или невключении гражданина Российской Федерации в список участников референдума может быть обжаловано в вышестоящую комиссию референдума или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. В случае, если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке участников референдума производится участковой комиссией немедленно.
"Стадия возбуждения гражданского дела"
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно ч. 3, 4, 7, 7.1, 9 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав. По истечении трех месяцев со дня направления указанным в ч. 6 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка и при непоступлении документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки (заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости и межевого плана), орган регистрации прав вносит изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий. На основании поступившего в орган регистрации прав до истечения указанного в настоящей части срока заявления собственника земельного участка данный срок продлевается на срок, указанный в таком заявлении, но не более чем на три месяца. Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоудостоверяющих документах, с использованием картографической основы и (или) иных документов (материалов) в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не более чем на пять процентов. При исправлении реестровых ошибок в порядке, установленном ч. 7 настоящей статьи, орган регистрации прав на основании имеющихся и (или) полученных дополнительно документов и материалов также вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения о местоположении границ (координатах характерных точек границ) смежных и (или) несмежных земельных участков исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на соответствующий земельный участок, или при отсутствии такого документа - исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, или в случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка - исходя из местоположения границ такого земельного участка, существующих на местности пятнадцать лет и более и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих установить местоположение границ земельного участка, и (или) контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий, а также сведения о площади земельных участков в соответствии с установленным местоположением границ таких земельных участков. В указанном случае подготовка межевого или технического плана соответствующего объекта недвижимости не осуществляется. Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в ч. 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно ч. 3, 4, 7, 7.1, 9 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав. По истечении трех месяцев со дня направления указанным в ч. 6 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка и при непоступлении документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки (заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости и межевого плана), орган регистрации прав вносит изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий. На основании поступившего в орган регистрации прав до истечения указанного в настоящей части срока заявления собственника земельного участка данный срок продлевается на срок, указанный в таком заявлении, но не более чем на три месяца. Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоудостоверяющих документах, с использованием картографической основы и (или) иных документов (материалов) в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не более чем на пять процентов. При исправлении реестровых ошибок в порядке, установленном ч. 7 настоящей статьи, орган регистрации прав на основании имеющихся и (или) полученных дополнительно документов и материалов также вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения о местоположении границ (координатах характерных точек границ) смежных и (или) несмежных земельных участков исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на соответствующий земельный участок, или при отсутствии такого документа - исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, или в случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка - исходя из местоположения границ такого земельного участка, существующих на местности пятнадцать лет и более и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих установить местоположение границ земельного участка, и (или) контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий, а также сведения о площади земельных участков в соответствии с установленным местоположением границ таких земельных участков. В указанном случае подготовка межевого или технического плана соответствующего объекта недвижимости не осуществляется. Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в ч. 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.
Статья: Новые правила апелляционного производства в гражданском процессе
(Ярошенко Т.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 12)Федеральный закон N 451-ФЗ ввел в ГПК РФ новую ст. 325.1 "Возвращение дела судом апелляционной инстанции". При сопоставлении новой нормы и ранее данных разъяснений становится очевидным, что предусмотренный ст. 325.1 ГПК РФ перечень оснований для возвращения дела судом апелляционной инстанции в суд первой инстанции не включает все возможные случаи выявления судом апелляционной инстанции обстоятельств, которые препятствуют рассмотрению дела в апелляционном порядке. В связи с чем возникает вопрос: почему законодатель не посчитал нужным закрепить в ГПК РФ иные основания, например нерассмотрение судом первой инстанции заявления об устранении описки или арифметической ошибки в решении?
(Ярошенко Т.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 12)Федеральный закон N 451-ФЗ ввел в ГПК РФ новую ст. 325.1 "Возвращение дела судом апелляционной инстанции". При сопоставлении новой нормы и ранее данных разъяснений становится очевидным, что предусмотренный ст. 325.1 ГПК РФ перечень оснований для возвращения дела судом апелляционной инстанции в суд первой инстанции не включает все возможные случаи выявления судом апелляционной инстанции обстоятельств, которые препятствуют рассмотрению дела в апелляционном порядке. В связи с чем возникает вопрос: почему законодатель не посчитал нужным закрепить в ГПК РФ иные основания, например нерассмотрение судом первой инстанции заявления об устранении описки или арифметической ошибки в решении?
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)На основании же упомянутой выше ч. 2.1 ст. 23 и других статей Закона 2007 г. о кадастре Приказом Минэкономразвития России от 8 ноября 2013 г. N 661 был утвержден такой документ, как Порядок и способы направления органом кадастрового учета заявителю или его представителю кадастровой выписки об объекте недвижимости, кадастрового паспорта объекта недвижимости, уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета, об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, решений об отклонении заявления об исправлении технической ошибки, об исправлении технической ошибки, о необходимости устранения кадастровой ошибки в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) <314>. Данный Приказ также признан утратившим силу с 1 января 2017 г. Приказом Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. N 733.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)На основании же упомянутой выше ч. 2.1 ст. 23 и других статей Закона 2007 г. о кадастре Приказом Минэкономразвития России от 8 ноября 2013 г. N 661 был утвержден такой документ, как Порядок и способы направления органом кадастрового учета заявителю или его представителю кадастровой выписки об объекте недвижимости, кадастрового паспорта объекта недвижимости, уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета, об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, решений об отклонении заявления об исправлении технической ошибки, об исправлении технической ошибки, о необходимости устранения кадастровой ошибки в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) <314>. Данный Приказ также признан утратившим силу с 1 января 2017 г. Приказом Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. N 733.
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В соответствии с ч. 15 комментируемой статьи в случае принятия решения об удовлетворении заявления об исправлении ошибок и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетное учреждение обязано проверить, допущена ли выявленная ошибка в отношении иных объектов недвижимости, в том числе соседних, смежных, однотипных. Данной частью также установлено, что при выявлении соответствующих ошибок кадастровая стоимость таких объектов недвижимости также пересчитывается.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В соответствии с ч. 15 комментируемой статьи в случае принятия решения об удовлетворении заявления об исправлении ошибок и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетное учреждение обязано проверить, допущена ли выявленная ошибка в отношении иных объектов недвижимости, в том числе соседних, смежных, однотипных. Данной частью также установлено, что при выявлении соответствующих ошибок кадастровая стоимость таких объектов недвижимости также пересчитывается.
Статья: Оптимизация законодательства об административном судопроизводстве в направлении обеспечения баланса специализации и унификации процессуального права
(Потапенко Е.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 3)Статья 184 КАС РФ регламентирует порядок исправления недостатков решения (описок, опечаток, арифметических ошибок) в порядке самоконтроля суда первой инстанции. В ч. 2 данной статьи указано, что вопрос исправления недостатков решения может быть поставлен как участвующими в деле лицами, так и самим судом. В ч. 2.1 ст. 184 КАС РФ устанавливается порядок рассмотрения вопросов об исправлении решения на основании заявления участвующих в деле лиц, сроки рассмотрения данного заявления. Однако ни порядок, ни сроки рассмотрения вопроса об исправлении решения по инициативе самого суда не регламентируются, что требует специализации в форме дополняющей нормы.
(Потапенко Е.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 3)Статья 184 КАС РФ регламентирует порядок исправления недостатков решения (описок, опечаток, арифметических ошибок) в порядке самоконтроля суда первой инстанции. В ч. 2 данной статьи указано, что вопрос исправления недостатков решения может быть поставлен как участвующими в деле лицами, так и самим судом. В ч. 2.1 ст. 184 КАС РФ устанавливается порядок рассмотрения вопросов об исправлении решения на основании заявления участвующих в деле лиц, сроки рассмотрения данного заявления. Однако ни порядок, ни сроки рассмотрения вопроса об исправлении решения по инициативе самого суда не регламентируются, что требует специализации в форме дополняющей нормы.