Заявление о согласии баллотироваться
Подборка наиболее важных документов по запросу Заявление о согласии баллотироваться (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 2 "Основные термины и понятия" Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации""Ссылка административного истца на постановление Трусовского районного суда г. Астрахани от 24 июля 2000 г. об удовлетворении представления УИН N 4 Трусовского района г. Астрахани об освобождении его от наказания на основании пункта 6 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г.г.", а также доводы о его несудимости в связи с этим, исходя из содержания вышеприведенных положений пункта 2.1 статьи 33, подпункта 58 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не исключают необходимость указания в заявлении о согласии баллотироваться сведений об имевшейся судимости."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Неуказание сведений о судимости как основание для отказа в регистрации кандидата
(Беляев А.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)Вопрос судимости в избирательном праве давно является одним из самых обсуждаемых в обществе. Однако важно помнить, что каждый случай имеет свои особенности и требует внимательного рассмотрения. Актуальным вопросом выступает обязанность кандидата по указанию сведений о судимости в заявлении о согласии баллотироваться. В статье представлен анализ судебной практики по отказу в регистрации кандидата при несоблюдении положений материального права, которое закреплено действующим избирательным законодательством. Автор приходит к выводу, что материальное право и регулируемые им материальные правоотношения оказывают значительное влияние на содержание права процессуального.
(Беляев А.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)Вопрос судимости в избирательном праве давно является одним из самых обсуждаемых в обществе. Однако важно помнить, что каждый случай имеет свои особенности и требует внимательного рассмотрения. Актуальным вопросом выступает обязанность кандидата по указанию сведений о судимости в заявлении о согласии баллотироваться. В статье представлен анализ судебной практики по отказу в регистрации кандидата при несоблюдении положений материального права, которое закреплено действующим избирательным законодательством. Автор приходит к выводу, что материальное право и регулируемые им материальные правоотношения оказывают значительное влияние на содержание права процессуального.
Статья: Формализм и реализм в действии избирательного права глазами Верховного Суда РФ
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)В рамках рассуждений о формализме и реализме в избирательном праве России нельзя не обратить внимание на трактовку в п. 98 Постановления юридического значения указания или неуказания в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведений об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Недостоверность таких сведений не является основанием для отказа в регистрации кандидата. "...Основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие в представленных им документах упомянутых сведений, а не их недостоверность". Поэтому кандидату, указавшему в заявлении на наличие высшего образования и представившему копию поддельного диплома об образовании, отказать в регистрации на выборах нельзя. Если же в заявлении о согласии баллотироваться пропущены сведения об образовании, это является достаточным основанием для отказа в регистрации. Небезынтересно, что, например, недостоверность сведений о месте работы (роде занятий) кандидата в подписном листе влечет за собой недействительность всех подписей избирателей, т.е. в итоге - отказ в регистрации. Получается, что юридические последствия недостоверности одних и тех же дублирующихся в разных документах сведений серьезно различаются в зависимости от характера документа.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)В рамках рассуждений о формализме и реализме в избирательном праве России нельзя не обратить внимание на трактовку в п. 98 Постановления юридического значения указания или неуказания в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведений об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Недостоверность таких сведений не является основанием для отказа в регистрации кандидата. "...Основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие в представленных им документах упомянутых сведений, а не их недостоверность". Поэтому кандидату, указавшему в заявлении на наличие высшего образования и представившему копию поддельного диплома об образовании, отказать в регистрации на выборах нельзя. Если же в заявлении о согласии баллотироваться пропущены сведения об образовании, это является достаточным основанием для отказа в регистрации. Небезынтересно, что, например, недостоверность сведений о месте работы (роде занятий) кандидата в подписном листе влечет за собой недействительность всех подписей избирателей, т.е. в итоге - отказ в регистрации. Получается, что юридические последствия недостоверности одних и тех же дублирующихся в разных документах сведений серьезно различаются в зависимости от характера документа.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.12.2020 N 437-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О федеральной территории "Сириус"5) документ, подтверждающий принадлежность кандидата к политической партии и его статус в этой политической партии, в случае, если кандидатом указаны данные сведения в заявлении о согласии баллотироваться;
(ред. от 27.10.2025)
"О федеральной территории "Сириус"5) документ, подтверждающий принадлежность кандидата к политической партии и его статус в этой политической партии, в случае, если кандидатом указаны данные сведения в заявлении о согласии баллотироваться;
Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"6. В случае выдвижения кандидатом лица, являющегося инвалидом и в связи с этим не имеющего возможности самостоятельно написать заявление о согласии баллотироваться, заполнить или заверить иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, данное лицо вправе воспользоваться для этого помощью другого лица. При этом полномочия лица, оказывающего помощь в заполнении или заверении документов, указанных в части 5 настоящей статьи, должны быть нотариально удостоверены.
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"6. В случае выдвижения кандидатом лица, являющегося инвалидом и в связи с этим не имеющего возможности самостоятельно написать заявление о согласии баллотироваться, заполнить или заверить иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, данное лицо вправе воспользоваться для этого помощью другого лица. При этом полномочия лица, оказывающего помощь в заполнении или заверении документов, указанных в части 5 настоящей статьи, должны быть нотариально удостоверены.
Статья: Правовой статус иностранных агентов в России - новация или осознанная традиция
(Цыганов Р.Л., Белянская Л.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7)При этом пассивное избирательное право физических лиц не ограничено. Согласно Закону, если кандидат является иностранным агентом или кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, сведения об этом должны быть указаны в заявлении о согласии баллотироваться, в подписных листах, агитационных материалах, также сведения о статусе кандидата подлежат размещению на информационном стенде в помещении для голосования и в избирательном бюллетене.
(Цыганов Р.Л., Белянская Л.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7)При этом пассивное избирательное право физических лиц не ограничено. Согласно Закону, если кандидат является иностранным агентом или кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, сведения об этом должны быть указаны в заявлении о согласии баллотироваться, в подписных листах, агитационных материалах, также сведения о статусе кандидата подлежат размещению на информационном стенде в помещении для голосования и в избирательном бюллетене.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Но доказательствами закон признает не любые сведения, а лишь те, которые отвечают требованиям, установленным законом. Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ названо два таких требования относимость и допустимость доказательств. Относимые доказательства - это те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела (ст. 60 КАС), на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле. Чтобы определить, относимо ли доказательство, надо установить входит ли факт, который подтверждается или отрицается с помощью этого доказательства, в предмет доказывания по делу. Например, необходимым условием для выдвижения кандидата (в том числе в составе списка кандидатов) является уведомление избирательной комиссии о согласии баллотироваться путем подачи одновременно соответствующего заявления в письменной форме и документов в установленном законом порядке и установленные сроки. Эти заявление и документы кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов) обязан представить лично и заверить лично (ст. 32, п. 2, 2.2, 3, 3.1 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Но доказательствами закон признает не любые сведения, а лишь те, которые отвечают требованиям, установленным законом. Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ названо два таких требования относимость и допустимость доказательств. Относимые доказательства - это те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела (ст. 60 КАС), на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле. Чтобы определить, относимо ли доказательство, надо установить входит ли факт, который подтверждается или отрицается с помощью этого доказательства, в предмет доказывания по делу. Например, необходимым условием для выдвижения кандидата (в том числе в составе списка кандидатов) является уведомление избирательной комиссии о согласии баллотироваться путем подачи одновременно соответствующего заявления в письменной форме и документов в установленном законом порядке и установленные сроки. Эти заявление и документы кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов) обязан представить лично и заверить лично (ст. 32, п. 2, 2.2, 3, 3.1 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ).
Статья: Принцип добросовестности в решениях Конституционного Суда Российской Федерации: к юбилею Гадиса Абдуллаевича Гаджиева
(Бушев А.Ю.)
("Закон", 2023, N 9)Еще пример: при подаче списка граждан в избирательную комиссию обнаружилось, что по одному из кандидатов фамилия хотя и определялась, но в некоторых переданных комиссии документах указывалась по-разному, с опечатками. В связи с этим комиссия отказалась заверить весь список, хотя по другим кандидатам подобные вопросы по документам не возникли. КС РФ с таким подходом не согласился, указав, что в случае обнаружения в соответствующих документах ошибок (опечаток) избирательная комиссия прежде всего обязана предпринять, в том числе совместно с заинтересованным избирательным объединением (если это позволяют установленные законом сроки), все зависящие от нее действия для уточнения сведений. Для этого она, по крайней мере, не лишена возможности использовать данные, указанные кандидатами в своих заявлениях о согласии баллотироваться, информацию членов избирательной комиссии, присутствовавших при проведении партийного мероприятия, на котором выдвигался соответствующий список кандидатов, а также иные доступные ей каналы получения необходимых сведений. Если в результате предпринятых в целях уточнения документов усилий избирательная комиссия, организующая выборы, достоверно определит всех выдвинутых избирательным объединением по одномандатным (многомандатным) избирательным округам кандидатов, содержащиеся в представленных им документах ошибки (опечатки), допущенные в отношении отдельных кандидатов, не должны служить безусловным основанием для отказа в заверении выдвинутого списка (Постановление от 7 июня 2023 года N 31-П).
(Бушев А.Ю.)
("Закон", 2023, N 9)Еще пример: при подаче списка граждан в избирательную комиссию обнаружилось, что по одному из кандидатов фамилия хотя и определялась, но в некоторых переданных комиссии документах указывалась по-разному, с опечатками. В связи с этим комиссия отказалась заверить весь список, хотя по другим кандидатам подобные вопросы по документам не возникли. КС РФ с таким подходом не согласился, указав, что в случае обнаружения в соответствующих документах ошибок (опечаток) избирательная комиссия прежде всего обязана предпринять, в том числе совместно с заинтересованным избирательным объединением (если это позволяют установленные законом сроки), все зависящие от нее действия для уточнения сведений. Для этого она, по крайней мере, не лишена возможности использовать данные, указанные кандидатами в своих заявлениях о согласии баллотироваться, информацию членов избирательной комиссии, присутствовавших при проведении партийного мероприятия, на котором выдвигался соответствующий список кандидатов, а также иные доступные ей каналы получения необходимых сведений. Если в результате предпринятых в целях уточнения документов усилий избирательная комиссия, организующая выборы, достоверно определит всех выдвинутых избирательным объединением по одномандатным (многомандатным) избирательным округам кандидатов, содержащиеся в представленных им документах ошибки (опечатки), допущенные в отношении отдельных кандидатов, не должны служить безусловным основанием для отказа в заверении выдвинутого списка (Постановление от 7 июня 2023 года N 31-П).
Статья: Специализированное программное изделие по подготовке сведений об участниках выборов: опыт и перспективы применения
(Анненкова Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)В действующей редакции Закона вышеозначенные документы представляются лицом, выдвинутым кандидатом непосредственно, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, в соответствующую избирательную комиссию в виде заверенных в установленном порядке кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копий. Биографические сведения, указанные кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться и подтвержденные вышеназванными документами, проверяются избирательной комиссией с привлечением уполномоченных органов. Законодатель дает кандидату, избирательному объединению право дополнительно представить отсутствующие копии обозначенных документов. Электронный носитель, содержащий информацию в машиночитаемом виде, представляется в избирательную комиссию одновременно с документами для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов (данный порядок устанавливается избирательными комиссиями, организующими выборы). Таким образом, предоставляя машиночитаемый носитель, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения удостоверяют подлинность содержащейся на нем информации, документов и сведений.
(Анненкова Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)В действующей редакции Закона вышеозначенные документы представляются лицом, выдвинутым кандидатом непосредственно, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, в соответствующую избирательную комиссию в виде заверенных в установленном порядке кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копий. Биографические сведения, указанные кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться и подтвержденные вышеназванными документами, проверяются избирательной комиссией с привлечением уполномоченных органов. Законодатель дает кандидату, избирательному объединению право дополнительно представить отсутствующие копии обозначенных документов. Электронный носитель, содержащий информацию в машиночитаемом виде, представляется в избирательную комиссию одновременно с документами для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов (данный порядок устанавливается избирательными комиссиями, организующими выборы). Таким образом, предоставляя машиночитаемый носитель, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения удостоверяют подлинность содержащейся на нем информации, документов и сведений.
Статья: Структура основных прав и их правомерное ограничение: российская конституционная модель
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2022, N 12)Второй пример касается установленного законодателем требования от кандидата на выборную должность указывать в заявлении о согласии баллотироваться сведения об имеющейся у него судимости, в том числе уже снятой или погашенной (ч. 2.1 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). В судебной практике получило распространение расширительное истолкование этого требования, по смыслу которого под сведениями о судимости понимаются, по существу, "сведения об осуждении" приговором суда, сохраняющем законную силу. При этом в уголовно-правовом смысле осуждение в ряде случаев - например, в связи с последующим актом амнистии - не влечет за собой состояния судимости. КС РФ в нескольких определениях поддержал это толкование, отметив следующее: "...данное требование, выступая в качестве условия реализации пассивного избирательного права, а не как его ограничение, конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте не нарушает" <56>.
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2022, N 12)Второй пример касается установленного законодателем требования от кандидата на выборную должность указывать в заявлении о согласии баллотироваться сведения об имеющейся у него судимости, в том числе уже снятой или погашенной (ч. 2.1 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). В судебной практике получило распространение расширительное истолкование этого требования, по смыслу которого под сведениями о судимости понимаются, по существу, "сведения об осуждении" приговором суда, сохраняющем законную силу. При этом в уголовно-правовом смысле осуждение в ряде случаев - например, в связи с последующим актом амнистии - не влечет за собой состояния судимости. КС РФ в нескольких определениях поддержал это толкование, отметив следующее: "...данное требование, выступая в качестве условия реализации пассивного избирательного права, а не как его ограничение, конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте не нарушает" <56>.
Статья: Повышение профессионализма глав муниципальных образований посредством совершенствования законодательства о выборах
(Фурса Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)Федеральный закон предусматривает представление кандидатом в избирательную комиссию, в числе прочих сведений, следующей обязательной информации: год и место рождения, сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (при отсутствии - роде занятий), месте жительства. В заявлении о согласии баллотироваться также указываются: при наличии профессионального образования - сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность и годе ее окончания; при осуществлении полномочий депутата на непостоянной основе - наименование законодательного (представительного) органа; при принадлежности к политической партии (иному общественному объединению) - наименование организации и статус в ней; при когда-либо имевшихся судимостях - номер и наименование статьи уголовного закона; при наличии статуса иностранного агента или аффилированного с ним лица - сведения об этом.
(Фурса Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)Федеральный закон предусматривает представление кандидатом в избирательную комиссию, в числе прочих сведений, следующей обязательной информации: год и место рождения, сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (при отсутствии - роде занятий), месте жительства. В заявлении о согласии баллотироваться также указываются: при наличии профессионального образования - сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность и годе ее окончания; при осуществлении полномочий депутата на непостоянной основе - наименование законодательного (представительного) органа; при принадлежности к политической партии (иному общественному объединению) - наименование организации и статус в ней; при когда-либо имевшихся судимостях - номер и наименование статьи уголовного закона; при наличии статуса иностранного агента или аффилированного с ним лица - сведения об этом.