Заявление о проведении аукциона
Подборка наиболее важных документов по запросу Заявление о проведении аукциона (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Аренда земельного участка: Арендатор хочет признать отказ в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка незаконным
(КонсультантПлюс, 2025)заявлением о проведении аукциона, в котором указаны кадастровый номер испрашиваемого земельного участка и цель его использования (пп. 6 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)заявлением о проведении аукциона, в котором указаны кадастровый номер испрашиваемого земельного участка и цель его использования (пп. 6 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 10.1 "Особенности предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности" Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения""При этом, вопреки доводам подателя жалобы, по смыслу подпункта 2 пункта 7 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ получение уполномоченным органом иных заявлений о предоставлении указанного земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности не является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении участка по первоначальному заявлению и проведения аукциона, но вместе с тем, выступает основанием для отказа в предоставлении земельного участка последующим заявителям."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как предоставить в аренду государственный или муниципальный земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)Заявление о проведении аукциона
(КонсультантПлюс, 2025)Заявление о проведении аукциона
Ситуация: Каков порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2.1. Составление заявления о предоставлении земельного участка в аренду (о проведении аукциона)
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)2.1. Составление заявления о предоставлении земельного участка в аренду (о проведении аукциона)
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (далее также - аукцион) принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса (далее - заявление о проведении аукциона).
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (далее также - аукцион) принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса (далее - заявление о проведении аукциона).
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4.6. Шестым этапом подготовки аукциона является подача заинтересованным лицом заявления о проведении аукциона. В таком заявлении также должна быть указана цель использования земельного участка.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4.6. Шестым этапом подготовки аукциона является подача заинтересованным лицом заявления о проведении аукциона. В таком заявлении также должна быть указана цель использования земельного участка.
Готовое решение: Как выкупить арендованный земельный участок из публичной собственности
(КонсультантПлюс, 2025)Решение о проведении аукциона принимает уполномоченный орган по своей инициативе или по заявлениям граждан либо юридических лиц (п. 1 ст. 39.11 ЗК РФ). Для победы на аукционе вам нужно предложить самую высокую цену по сравнению с другими участниками (п. 17 ст. 39.12 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Решение о проведении аукциона принимает уполномоченный орган по своей инициативе или по заявлениям граждан либо юридических лиц (п. 1 ст. 39.11 ЗК РФ). Для победы на аукционе вам нужно предложить самую высокую цену по сравнению с другими участниками (п. 17 ст. 39.12 ЗК РФ).
Статья: О некоторых проблемах заключения договора аренды федерального недвижимого имущества
(Максуров А.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)В частности, в п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) <10> указаны правила получения земельного участка в аренду в виде аукциона и связанных с ним действий. В данном случае заинтересованное лицо подает заявление о проведении аукциона. Уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет возможность предоставления запрашиваемого земельного участка в аренду посредством торгов. При отсутствии оснований для отказа извещение о проведении аукциона будет размещено на официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru не менее чем за 30 дней до дня проведения аукциона. Для участия в аукционе необходимо представить заявку установленной формы, копии документов, удостоверяющих личность гражданина, и документы, подтверждающие внесение задатка.
(Максуров А.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)В частности, в п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) <10> указаны правила получения земельного участка в аренду в виде аукциона и связанных с ним действий. В данном случае заинтересованное лицо подает заявление о проведении аукциона. Уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет возможность предоставления запрашиваемого земельного участка в аренду посредством торгов. При отсутствии оснований для отказа извещение о проведении аукциона будет размещено на официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru не менее чем за 30 дней до дня проведения аукциона. Для участия в аукционе необходимо представить заявку установленной формы, копии документов, удостоверяющих личность гражданина, и документы, подтверждающие внесение задатка.
Статья: Правовые проблемы установления вида разрешенного использования первично образуемых земельных участков, расположенных в сфере градостроительного зонирования
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2025, N 3)Однако такой подход не всегда поддерживается судами и органами антимонопольной службы. Так, например, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд указал, что под видом разрешенного использования земельного участка в подп. 4 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ (требования к содержанию извещения о проведении торгов) следует понимать все виды разрешенного использования территориальной зоны, в пределах границ которой этот участок расположен <12>. Красноярское УФАС России также утверждает, что организатор торгов в извещении о проведении аукциона должен указывать все виды разрешенного использования земельного участка, которые содержатся в правилах землепользования и застройки <13>. Близкой по сути является правовая позиция Арбитражного суда Уральского округа о том, что указание в заявлении заинтересованного лица об организации аукциона цели использования "в соответствии с видами разрешенного использования для данной территориальной зоны" (подп. 2 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ) не может являться основанием для отказа в проведении аукциона по основанию, предусмотренному подп. 5 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ, поскольку любая и каждая цель использования земельного участка, указанная таким способом в заявлении о проведении аукциона, заведомо соответствует разрешенному использованию земельного участка <14>.
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2025, N 3)Однако такой подход не всегда поддерживается судами и органами антимонопольной службы. Так, например, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд указал, что под видом разрешенного использования земельного участка в подп. 4 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ (требования к содержанию извещения о проведении торгов) следует понимать все виды разрешенного использования территориальной зоны, в пределах границ которой этот участок расположен <12>. Красноярское УФАС России также утверждает, что организатор торгов в извещении о проведении аукциона должен указывать все виды разрешенного использования земельного участка, которые содержатся в правилах землепользования и застройки <13>. Близкой по сути является правовая позиция Арбитражного суда Уральского округа о том, что указание в заявлении заинтересованного лица об организации аукциона цели использования "в соответствии с видами разрешенного использования для данной территориальной зоны" (подп. 2 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ) не может являться основанием для отказа в проведении аукциона по основанию, предусмотренному подп. 5 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ, поскольку любая и каждая цель использования земельного участка, указанная таким способом в заявлении о проведении аукциона, заведомо соответствует разрешенному использованию земельного участка <14>.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)8) обращение заинтересованного в предоставлении земельного участка лица в Главархитектуру Администрации города Екатеринбурга с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка и цели использования земельного участка.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)8) обращение заинтересованного в предоставлении земельного участка лица в Главархитектуру Администрации города Екатеринбурга с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка и цели использования земельного участка.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 3)В частности, уточнены полномочия органов государственной власти Российской Федерации; уточняются условия, при которых арендатор лесного участка, при сохранении видов использования лесов, имеет право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов на основании заявления; устанавливаются порядок и основания одностороннего расторжения договора безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, основания подачи заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка в целях заготовки древесины, особенности реализации заготовленной древесины, порядок утверждения должностных лиц, осуществляющих лесную охрану, и проч.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 3)В частности, уточнены полномочия органов государственной власти Российской Федерации; уточняются условия, при которых арендатор лесного участка, при сохранении видов использования лесов, имеет право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов на основании заявления; устанавливаются порядок и основания одностороннего расторжения договора безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, основания подачи заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка в целях заготовки древесины, особенности реализации заготовленной древесины, порядок утверждения должностных лиц, осуществляющих лесную охрану, и проч.
Статья: Изменение цели использования публичных земельных участков при изменении правил землепользования и застройки
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)Вопрос о соотношении вида разрешенного использования и цели использования земельного участка рассматривался в научной литературе. Так, Н.Г. Нарышева отмечает, что в начале двухтысячных законодатель шел по пути сближения этих категорий, однако после масштабных реформ земельного законодательства, введенных с принятием Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ, прослеживается тенденция к разграничению указанных правовых понятий <10>. Данный тезис подтверждается и формулировками, используемыми в ЗК РФ: например, в соответствии с подп. 5 п. 8 ст. 39.11 публичный земельный участок не может быть предметом аукциона, если установленные в отношении его виды разрешенного использования не соответствуют целям использования, указанным в заявлении о проведении аукциона.
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)Вопрос о соотношении вида разрешенного использования и цели использования земельного участка рассматривался в научной литературе. Так, Н.Г. Нарышева отмечает, что в начале двухтысячных законодатель шел по пути сближения этих категорий, однако после масштабных реформ земельного законодательства, введенных с принятием Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ, прослеживается тенденция к разграничению указанных правовых понятий <10>. Данный тезис подтверждается и формулировками, используемыми в ЗК РФ: например, в соответствии с подп. 5 п. 8 ст. 39.11 публичный земельный участок не может быть предметом аукциона, если установленные в отношении его виды разрешенного использования не соответствуют целям использования, указанным в заявлении о проведении аукциона.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кроме собственников объектов недвижимости, в качестве административных истцов по данной категории дел "арендаторы земельных участков и иного недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости недвижимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости" <1>. Право арендатора объекта недвижимости на обращение в суд в целях оспаривания результатов определения кадастровой стоимости не ставится в зависимость от порядка заключения договора аренды этого объекта, поскольку основанием для возникновения права на обращение в суд является необходимость уплачивать арендную плату исходя из кадастровой стоимости. Вывод суда, что размер арендной платы, определенной по результатам торгов, не связан с оспариваемой кадастровой стоимостью данного земельного участка, был признан ВС РФ ошибочным. В обоснование своей позиции ВС РФ указал следующее. Пункт 2 ст. 39.7 ЗК РФ предусматривает, что в случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона. Согласно п. 14 ст. 39.11 ЗК РФ начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Законом об оценочной деятельности, или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона. В данном случае с административным исковым заявлением был представлен договор аренды указанного земельного участка, по условиям которого арендная плата за пользование земельным участком определяется в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка. При указанных обстоятельствах выводы суда об отсутствии данных о расчете размера арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельного участка и о том, что оспариваемыми результатами определения кадастровой стоимости права административного истца не затрагиваются, являются необоснованными и не соответствуют имеющимся доказательствам (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.01.2019 N 53-КГ18-31 <2>).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кроме собственников объектов недвижимости, в качестве административных истцов по данной категории дел "арендаторы земельных участков и иного недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости недвижимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости" <1>. Право арендатора объекта недвижимости на обращение в суд в целях оспаривания результатов определения кадастровой стоимости не ставится в зависимость от порядка заключения договора аренды этого объекта, поскольку основанием для возникновения права на обращение в суд является необходимость уплачивать арендную плату исходя из кадастровой стоимости. Вывод суда, что размер арендной платы, определенной по результатам торгов, не связан с оспариваемой кадастровой стоимостью данного земельного участка, был признан ВС РФ ошибочным. В обоснование своей позиции ВС РФ указал следующее. Пункт 2 ст. 39.7 ЗК РФ предусматривает, что в случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона. Согласно п. 14 ст. 39.11 ЗК РФ начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Законом об оценочной деятельности, или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона. В данном случае с административным исковым заявлением был представлен договор аренды указанного земельного участка, по условиям которого арендная плата за пользование земельным участком определяется в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка. При указанных обстоятельствах выводы суда об отсутствии данных о расчете размера арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельного участка и о том, что оспариваемыми результатами определения кадастровой стоимости права административного истца не затрагиваются, являются необоснованными и не соответствуют имеющимся доказательствам (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.01.2019 N 53-КГ18-31 <2>).