Заявление о предоставлении места в детском саду
Подборка наиболее важных документов по запросу Заявление о предоставлении места в детском саду (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Апелляционное определение Московского городского суда от 25.04.2024 по делу N 33а-3802/2024 (УИД 77RS0016-02-2023-014864-35)
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: О признании незаконными действий (бездействия), ответа, решении вопроса о предоставлении места на полный день в дошкольном общеобразовательном учреждении в доступной близости от места пребывания.
Обстоятельства: Истец указал на непредоставление места в дошкольном образовательном учреждении в группе полнодневного пребывания на закрепленной территории.
Решение: Удовлетворено в части.Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления, и исходил из того, что Департаментом образования и науки адрес допущено незаконное бездействие, выразившееся в непредставлении места в дошкольном образовательном учреждении фио, паспортные данные, поскольку применительно к частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ административным ответчиком не доказано, что обжалуемое действие (бездействие) основано на вышеприведенных нормативных правовых актах, регулирующих спорные правоотношения; административным истцом доказан факт нарушения прав, поскольку у административного истца имеются все необходимые объективные предпосылки для получения мест в детском саду (достижение ребенком требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление мест в дошкольном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган). В связи с этим у Департамента образования возникла обязанность обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в том числе принять меры для решения вопроса об устройстве ребенка в другое (не из числа указанных административным истцом при постановке в очередь) дошкольное образовательное учреждение в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Закона об образовании. Однако мер к устройству ребенка в другом дошкольном образовательном учреждении Департаментом образования предпринято не было, свободные места в других организациях данного или смежных районов в доступной близости от места проживания ребенка, в том числе возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, как того требует законодательство об образовании, не предлагались, чем существенно нарушены права ребенка на бесплатное дошкольное образование; при этом суд отказал в удовлетворении требований об обязании реализовать право несовершеннолетнего ребенка на получение места в дошкольном образовательном учреждении, поскольку суд не вправе определять существо решения административного ответчика и предрешать его результат, в связи с чем возложил на Департамент образования и науки адрес обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении мест в дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места проживания ребенка административного истца.
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: О признании незаконными действий (бездействия), ответа, решении вопроса о предоставлении места на полный день в дошкольном общеобразовательном учреждении в доступной близости от места пребывания.
Обстоятельства: Истец указал на непредоставление места в дошкольном образовательном учреждении в группе полнодневного пребывания на закрепленной территории.
Решение: Удовлетворено в части.Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления, и исходил из того, что Департаментом образования и науки адрес допущено незаконное бездействие, выразившееся в непредставлении места в дошкольном образовательном учреждении фио, паспортные данные, поскольку применительно к частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ административным ответчиком не доказано, что обжалуемое действие (бездействие) основано на вышеприведенных нормативных правовых актах, регулирующих спорные правоотношения; административным истцом доказан факт нарушения прав, поскольку у административного истца имеются все необходимые объективные предпосылки для получения мест в детском саду (достижение ребенком требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление мест в дошкольном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган). В связи с этим у Департамента образования возникла обязанность обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в том числе принять меры для решения вопроса об устройстве ребенка в другое (не из числа указанных административным истцом при постановке в очередь) дошкольное образовательное учреждение в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Закона об образовании. Однако мер к устройству ребенка в другом дошкольном образовательном учреждении Департаментом образования предпринято не было, свободные места в других организациях данного или смежных районов в доступной близости от места проживания ребенка, в том числе возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, как того требует законодательство об образовании, не предлагались, чем существенно нарушены права ребенка на бесплатное дошкольное образование; при этом суд отказал в удовлетворении требований об обязании реализовать право несовершеннолетнего ребенка на получение места в дошкольном образовательном учреждении, поскольку суд не вправе определять существо решения административного ответчика и предрешать его результат, в связи с чем возложил на Департамент образования и науки адрес обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении мест в дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места проживания ребенка административного истца.
Апелляционное определение Московского городского суда от 29.01.2024 по делу N 33а-768/2024 (УИД 77RS0016-02-2023-002634-59)
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: О предоставлении места в дошкольном учреждении.
Обстоятельства: Истец указал, что до настоящего времени место в дошкольном учреждении ребенку предоставлено не было, направления в иные дошкольные учреждения истцу ответчиком не направлялись, право несовершеннолетнего ребенка на доступ к дошкольному образованию, гарантированное ч. 3 ст. 5 ФЗ "Об образовании", нарушается.
Решение: Удовлетворено в части.Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления, и исходил из того, что Департаментом образования и науки адрес допущено незаконное бездействие, выразившееся в непредставлении места в дошкольном образовательном учреждении малолетнему фио 2020 г.р., поскольку применительно к частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ административным ответчиком не доказано, что обжалуемое действие (бездействие) основано на вышеприведенных нормативных правовых актах, регулирующих спорные правоотношения; административным истцом доказан факт нарушения прав, поскольку у административного истца имеются все необходимые объективные предпосылки для получения мест в детском саду (достижение ребенком требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление мест в дошкольном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган). В связи с этим у Департамента образования возникла обязанность обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в том числе принять меры для решения вопроса об устройстве ребенка в другое (не из числа указанных административным истцом при постановке в очередь) дошкольное образовательное учреждение в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Закона об образовании. Однако мер к устройству ребенка в другом дошкольном образовательном учреждении Департаментом образования предпринято не было, свободные места в других организациях данного или смежных районов в доступной близости от места проживания ребенка, в том числе возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, как того требует законодательство об образовании, не предлагались, чем существенно нарушены права ребенка на бесплатное дошкольное образование; при этом суд отказал в удовлетворении требований об обязании реализовать право несовершеннолетнего ребенка на получение места в дошкольном образовательном учреждении, поскольку суд не вправе определять существо решения административного ответчика и предрешать его результат, в связи с чем возложил на Департамент образования и науки адрес обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении мест в дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места проживания ребенка административного истца.
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: О предоставлении места в дошкольном учреждении.
Обстоятельства: Истец указал, что до настоящего времени место в дошкольном учреждении ребенку предоставлено не было, направления в иные дошкольные учреждения истцу ответчиком не направлялись, право несовершеннолетнего ребенка на доступ к дошкольному образованию, гарантированное ч. 3 ст. 5 ФЗ "Об образовании", нарушается.
Решение: Удовлетворено в части.Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления, и исходил из того, что Департаментом образования и науки адрес допущено незаконное бездействие, выразившееся в непредставлении места в дошкольном образовательном учреждении малолетнему фио 2020 г.р., поскольку применительно к частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ административным ответчиком не доказано, что обжалуемое действие (бездействие) основано на вышеприведенных нормативных правовых актах, регулирующих спорные правоотношения; административным истцом доказан факт нарушения прав, поскольку у административного истца имеются все необходимые объективные предпосылки для получения мест в детском саду (достижение ребенком требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление мест в дошкольном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган). В связи с этим у Департамента образования возникла обязанность обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в том числе принять меры для решения вопроса об устройстве ребенка в другое (не из числа указанных административным истцом при постановке в очередь) дошкольное образовательное учреждение в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Закона об образовании. Однако мер к устройству ребенка в другом дошкольном образовательном учреждении Департаментом образования предпринято не было, свободные места в других организациях данного или смежных районов в доступной близости от места проживания ребенка, в том числе возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, как того требует законодательство об образовании, не предлагались, чем существенно нарушены права ребенка на бесплатное дошкольное образование; при этом суд отказал в удовлетворении требований об обязании реализовать право несовершеннолетнего ребенка на получение места в дошкольном образовательном учреждении, поскольку суд не вправе определять существо решения административного ответчика и предрешать его результат, в связи с чем возложил на Департамент образования и науки адрес обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении мест в дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места проживания ребенка административного истца.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как получить место в детском саду?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 3. Подайте заявление и необходимые документы на прием в детский сад
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 3. Подайте заявление и необходимые документы на прием в детский сад
Ситуация: Как перевести ребенка в другой детский сад?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, например, в городском округе Пушкинский Московской области в случае смены места жительства либо при наличии иных личных обстоятельств допускается перевод из одного детского сада, входящего в сеть образовательных организаций городского округа Пушкинский, в другой. Для перевода потребуется подать в Комитет по образованию письменное заявление. Перевод осуществляется при наличии свободных мест в новом детском саду и отсутствии претендентов на получение места соответствующей возрастной категории в списке очередников.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, например, в городском округе Пушкинский Московской области в случае смены места жительства либо при наличии иных личных обстоятельств допускается перевод из одного детского сада, входящего в сеть образовательных организаций городского округа Пушкинский, в другой. Для перевода потребуется подать в Комитет по образованию письменное заявление. Перевод осуществляется при наличии свободных мест в новом детском саду и отсутствии претендентов на получение места соответствующей возрастной категории в списке очередников.
Нормативные акты
Приказ Минпросвещения России от 15.05.2020 N 236
(ред. от 18.08.2025)
"Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.06.2020 N 58681)9. Направление и прием в образовательную организацию осуществляются по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка.
(ред. от 18.08.2025)
"Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.06.2020 N 58681)9. Направление и прием в образовательную организацию осуществляются по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка.
Ситуация: Каков размер платы за детский сад и можно ли оформить льготу по его оплате?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Как правило, заявление о предоставлении льготы составляется в произвольной форме на имя руководителя образовательной организации. В нем указываются, в частности, ваши Ф.И.О., паспортные данные, адрес места жительства, а также Ф.И.О. и год рождения вашего ребенка, излагается просьба о предоставлении вам льготы по оплате детского сада и основания для ее предоставления (п. 4.1 Приложения N 1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Как правило, заявление о предоставлении льготы составляется в произвольной форме на имя руководителя образовательной организации. В нем указываются, в частности, ваши Ф.И.О., паспортные данные, адрес места жительства, а также Ф.И.О. и год рождения вашего ребенка, излагается просьба о предоставлении вам льготы по оплате детского сада и основания для ее предоставления (п. 4.1 Приложения N 1).
Ситуация: Как организовать семейный детский сад?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В общем случае, чтобы открыть семейный детский сад в Москве, одному из родителей (законному представителю) потребуется обратиться в ГОУ, за которым закреплена территория, на которой находится жилое помещение для семейного детского сада, и представить заявление, содержащее следующие сведения (п. 2.1 Стандарта):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В общем случае, чтобы открыть семейный детский сад в Москве, одному из родителей (законному представителю) потребуется обратиться в ГОУ, за которым закреплена территория, на которой находится жилое помещение для семейного детского сада, и представить заявление, содержащее следующие сведения (п. 2.1 Стандарта):
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Пример. Истица обратилась в суд с административным исковым заявлением, указывая на нарушение прав ее ребенка на получение дошкольного образования. Дочь истицы состояла в льготной очереди на первоочередное предоставление места в муниципальном дошкольном учреждении как ребенок одинокой матери. Истица, действующая в интересах несовершеннолетней дочери, ссылалась на то, что ее дочь с момента регистрации в электронной очереди не устроена в детский сад, а ответы административных ответчиков не решили проблему.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Пример. Истица обратилась в суд с административным исковым заявлением, указывая на нарушение прав ее ребенка на получение дошкольного образования. Дочь истицы состояла в льготной очереди на первоочередное предоставление места в муниципальном дошкольном учреждении как ребенок одинокой матери. Истица, действующая в интересах несовершеннолетней дочери, ссылалась на то, что ее дочь с момента регистрации в электронной очереди не устроена в детский сад, а ответы административных ответчиков не решили проблему.
Ситуация: Может ли быть отказано в приеме в детский сад?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В заявлении о постановке ребенка на учет, как правило, указывается приоритетный детский сад (детские сады). При отсутствии свободных мест направление в него (в них) не выдается (может быть получен отказ уполномоченного органа в выдаче направления). При наличии могут быть предложены свободные места в других детских садах, в том числе не по месту проживания. При этом информация о таких местах может предоставляться по обращению родителей. Согласие о направлении ребенка в предложенный детский сад необходимо дать в установленный срок. Если место в детском саду не было предложено, а также при отказе от предложенного варианта или отсутствии согласия (отказа) изменяется желаемая дата поступления ребенка на следующий учебный год с сохранением даты постановки его на учет (п. 3.6.2 Административного регламента N 2977-р; п. п. 4.27, 4.29 - 4.32, 4.35, 4.44, 4.49 Порядка, утв. Постановлением главы Волоколамского городского округа МО от 25.07.2022 N 485; п. п. 16.16, 16.17, 16.23, 16.26 Административного регламента N 285).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В заявлении о постановке ребенка на учет, как правило, указывается приоритетный детский сад (детские сады). При отсутствии свободных мест направление в него (в них) не выдается (может быть получен отказ уполномоченного органа в выдаче направления). При наличии могут быть предложены свободные места в других детских садах, в том числе не по месту проживания. При этом информация о таких местах может предоставляться по обращению родителей. Согласие о направлении ребенка в предложенный детский сад необходимо дать в установленный срок. Если место в детском саду не было предложено, а также при отказе от предложенного варианта или отсутствии согласия (отказа) изменяется желаемая дата поступления ребенка на следующий учебный год с сохранением даты постановки его на учет (п. 3.6.2 Административного регламента N 2977-р; п. п. 4.27, 4.29 - 4.32, 4.35, 4.44, 4.49 Порядка, утв. Постановлением главы Волоколамского городского округа МО от 25.07.2022 N 485; п. п. 16.16, 16.17, 16.23, 16.26 Административного регламента N 285).