Заявление на возврат излишне уплаченного налога на имущество физических лиц
Подборка наиболее важных документов по запросу Заявление на возврат излишне уплаченного налога на имущество физических лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 78 "Зачет сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Индивидуальный предприниматель обратился в суд с заявлением об обязании возвратить сумму излишне уплаченного налога на имущество физических лиц. В 2021 году налогоплательщиком было получено решение суда (вступило в силу в 2022 году), в соответствии с которым была устранена реестровая ошибка, возникшая в 2017 году и приведшая к неверному определению объекта налогообложения и, как следствие, размера налоговой обязанности. Налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о перерасчете и возврате сумм налога за период с 2017 по 2022 год. Налоговый орган произвел перерасчет за 2020 - 2022 годы, в отношении остальных периодов в возврате переплаты было отказано по причине пропуска трехлетнего срока с момента уплаты налога. Возражая против вывода о пропуске трехлетнего срока на возврат налога, предприниматель указывал, что фактически узнал о переплате только после вступления в силу решения суда, устраняющего реестровую ошибку. Суд признал доводы налогоплательщика обоснованными. Поскольку индивидуальный предприниматель по статусу приравнен к физическому лицу, самостоятельно налог на имущество не рассчитывает и декларацию в налоговый орган не подает. В данном случае в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, было включено не помещение налогоплательщика, а здание, принадлежащее иному лицу, в котором находилось принадлежащее предпринимателю помещение. Налогоплательщик основывался на сведениях государственного реестра недвижимости, которые имеют презумпцию достоверности, и не мог знать о том, что эти сведения являются недостоверными. При этом оспаривать законность включения в перечень здания, принадлежащего не налогоплательщику, а иному лицу, невозможно. Именно решением суда была установлена недостоверность сведений, содержащихся в государственном реестре недвижимости. Соответственно, именно с этого момента предпринимателю стало известно о переплате налога. Поскольку предпринимателем было заявлено имущественное требование - об обязании инспекции возвратить налог, на данное требование не распространяется срок, указанный в п. 4 ст. 198 АПК РФ, а действует трехлетний срок для обращения в суд, что следует из Определения КС РФ от 21.06.2001 N 173-О. Так как срок на обращение в суд не истек и налогоплательщик доказал факт наличия переплаты, суд обязал налоговый орган вернуть переплату.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Индивидуальный предприниматель обратился в суд с заявлением об обязании возвратить сумму излишне уплаченного налога на имущество физических лиц. В 2021 году налогоплательщиком было получено решение суда (вступило в силу в 2022 году), в соответствии с которым была устранена реестровая ошибка, возникшая в 2017 году и приведшая к неверному определению объекта налогообложения и, как следствие, размера налоговой обязанности. Налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о перерасчете и возврате сумм налога за период с 2017 по 2022 год. Налоговый орган произвел перерасчет за 2020 - 2022 годы, в отношении остальных периодов в возврате переплаты было отказано по причине пропуска трехлетнего срока с момента уплаты налога. Возражая против вывода о пропуске трехлетнего срока на возврат налога, предприниматель указывал, что фактически узнал о переплате только после вступления в силу решения суда, устраняющего реестровую ошибку. Суд признал доводы налогоплательщика обоснованными. Поскольку индивидуальный предприниматель по статусу приравнен к физическому лицу, самостоятельно налог на имущество не рассчитывает и декларацию в налоговый орган не подает. В данном случае в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, было включено не помещение налогоплательщика, а здание, принадлежащее иному лицу, в котором находилось принадлежащее предпринимателю помещение. Налогоплательщик основывался на сведениях государственного реестра недвижимости, которые имеют презумпцию достоверности, и не мог знать о том, что эти сведения являются недостоверными. При этом оспаривать законность включения в перечень здания, принадлежащего не налогоплательщику, а иному лицу, невозможно. Именно решением суда была установлена недостоверность сведений, содержащихся в государственном реестре недвижимости. Соответственно, именно с этого момента предпринимателю стало известно о переплате налога. Поскольку предпринимателем было заявлено имущественное требование - об обязании инспекции возвратить налог, на данное требование не распространяется срок, указанный в п. 4 ст. 198 АПК РФ, а действует трехлетний срок для обращения в суд, что следует из Определения КС РФ от 21.06.2001 N 173-О. Так как срок на обращение в суд не истек и налогоплательщик доказал факт наличия переплаты, суд обязал налоговый орган вернуть переплату.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Какие изменения в имущественных налогах ждут физлиц (в том числе ИП)
("Главная книга", 2024, N 17)От налога традиционно освободят один объект каждого вида (квартира, дом, гараж и др.), находящийся в собственности и не используемый в предпринимательстве. Можно выбрать его самостоятельно и направить в ИФНС заявление о предоставлении льготы. Либо ее дадут автоматически по объекту с самым большим налогом. Применяться льгота будет задним числом - за налоговые периоды начиная с 2022 г. <2> Значит, новые льготники смогут обратиться за пересчетом налога и возвратом переплаты.
("Главная книга", 2024, N 17)От налога традиционно освободят один объект каждого вида (квартира, дом, гараж и др.), находящийся в собственности и не используемый в предпринимательстве. Можно выбрать его самостоятельно и направить в ИФНС заявление о предоставлении льготы. Либо ее дадут автоматически по объекту с самым большим налогом. Применяться льгота будет задним числом - за налоговые периоды начиная с 2022 г. <2> Значит, новые льготники смогут обратиться за пересчетом налога и возвратом переплаты.
Статья: Новое в налогах на недвижимость. Обзор споров
(Родионова Д.)
("Жилищное право", 2021, N 7)Суд пришел к выводу, что, поскольку Ф.И.О. 1 уплатил налог на имущество физических лиц в отношении объектов, которые прежний собственник не вправе был отчуждать, владение этими объектами Ф.И.О. 1 на праве собственности, зарегистрированном в установленном порядке, не было основано на законе. Суд указал, что из общего смысла положений ст. 78 НК РФ следует, что уплата суммы налога при отсутствии на то законного основания является переплатой, то есть излишне уплаченной суммой. В действующей в настоящее время редакции статьи 78 НК РФ (в редакции ФЗ от 29.09.2019 N 325-ФЗ) установлено следующее. Сумма излишне уплаченного налога может быть возвращена налогоплательщику (часть 1). При этом проценты на данную сумму по общему правилу налоговым органом не начисляются. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (установлены варианты подачи данного заявления) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (часть 6). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога по общему правилу может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы и подается в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (часть 7). По общему правилу решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления (часть 8). Следует отметить и нормы про уплачиваемые налоговым органом проценты. Были изменены положения части 10 рассматриваемой статьи не только ФЗ N 325-ФЗ, но и ФЗ от 23.11.2020 N 374-ФЗ.
(Родионова Д.)
("Жилищное право", 2021, N 7)Суд пришел к выводу, что, поскольку Ф.И.О. 1 уплатил налог на имущество физических лиц в отношении объектов, которые прежний собственник не вправе был отчуждать, владение этими объектами Ф.И.О. 1 на праве собственности, зарегистрированном в установленном порядке, не было основано на законе. Суд указал, что из общего смысла положений ст. 78 НК РФ следует, что уплата суммы налога при отсутствии на то законного основания является переплатой, то есть излишне уплаченной суммой. В действующей в настоящее время редакции статьи 78 НК РФ (в редакции ФЗ от 29.09.2019 N 325-ФЗ) установлено следующее. Сумма излишне уплаченного налога может быть возвращена налогоплательщику (часть 1). При этом проценты на данную сумму по общему правилу налоговым органом не начисляются. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (установлены варианты подачи данного заявления) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (часть 6). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога по общему правилу может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы и подается в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (часть 7). По общему правилу решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления (часть 8). Следует отметить и нормы про уплачиваемые налоговым органом проценты. Были изменены положения части 10 рассматриваемой статьи не только ФЗ N 325-ФЗ, но и ФЗ от 23.11.2020 N 374-ФЗ.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 27.11.2018 N БС-4-21/22899@
"О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019"При этом следует учитывать положения пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса (в редакции Закона N 334-ФЗ), согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц для налогоплательщиков - физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.
"О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019"При этом следует учитывать положения пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса (в редакции Закона N 334-ФЗ), согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц для налогоплательщиков - физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.
<Письмо> ФНС России от 29.06.2017 N СА-4-7/12540@
<О направлении для использования в работе обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2017 года по вопросам налогообложения>15. Полномочие налоговых органов без соответствующего заявления и согласия на то налогоплательщика произвести зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по другим налогам позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога.
<О направлении для использования в работе обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2017 года по вопросам налогообложения>15. Полномочие налоговых органов без соответствующего заявления и согласия на то налогоплательщика произвести зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по другим налогам позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога.