Заявление на льготу многодетным
Подборка наиболее важных документов по запросу Заявление на льготу многодетным (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Госслужба: конкурс, кадровый резерв
(КонсультантПлюс, 2025)Доводы [истца - ред.]... о причинении ему ущерба в результате незаконных действий ответчика... (у истца были ипотечные обязательства, в связи с незаконным увольнением с работы истец не смог оплачивать в полном объеме ежемесячные платежи по ипотеке, было... отказано в получении пособий на детей и льгот многодетной семье) отклоняются, поскольку не относятся к предмету настоящего спора, в причинно-следственной связи с проведением... процедуры замещения вакантных должностей не находятся, истец не обращался в суд об оспаривании приказа об увольнении со службы..."
(КонсультантПлюс, 2025)Доводы [истца - ред.]... о причинении ему ущерба в результате незаконных действий ответчика... (у истца были ипотечные обязательства, в связи с незаконным увольнением с работы истец не смог оплачивать в полном объеме ежемесячные платежи по ипотеке, было... отказано в получении пособий на детей и льгот многодетной семье) отклоняются, поскольку не относятся к предмету настоящего спора, в причинно-следственной связи с проведением... процедуры замещения вакантных должностей не находятся, истец не обращался в суд об оспаривании приказа об увольнении со службы..."
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 13.08.2024 по делу N 33а-12859/2024 (УИД 66RS0051-01-2024-000050-89)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, обязании обеспечить подключение земельных участков к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществить трассировку щебнем дорог к этим участкам.
Обстоятельства: Прокурор указал, что земельные участки, предоставленные однократно бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства льготной категории граждан (многодетным семьям), инженерной и транспортной инфраструктурой не обеспечены.
Решение: Удовлетворено.Также судебная коллегия не находит оснований для признания обоснованным довод апелляционной жалобы о том, что не установлен круг лиц, относящихся к многодетным семьям, не определен их процессуальный статус, не определены адреса земельных участков, обеспечение которых необходимо подключить к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществить трассировку дорог щебнем, поскольку сторонами не оспаривалось и собранными судом первой инстанции по делу доказательствами подтверждается, в том числе заявлениями, актами приема-передачи земельных участков, выписками из ЕГРН, что постановлениями администрации Серовского городского округа в период с 2015 по 2019 годы льготной категории лиц - гражданам, имеющим трех и более детей, предоставлено 213 земельных участка для индивидуального жилищного строительства в микрорайоне "Надеждинский" на территории Серовского городского округа.
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, обязании обеспечить подключение земельных участков к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществить трассировку щебнем дорог к этим участкам.
Обстоятельства: Прокурор указал, что земельные участки, предоставленные однократно бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства льготной категории граждан (многодетным семьям), инженерной и транспортной инфраструктурой не обеспечены.
Решение: Удовлетворено.Также судебная коллегия не находит оснований для признания обоснованным довод апелляционной жалобы о том, что не установлен круг лиц, относящихся к многодетным семьям, не определен их процессуальный статус, не определены адреса земельных участков, обеспечение которых необходимо подключить к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществить трассировку дорог щебнем, поскольку сторонами не оспаривалось и собранными судом первой инстанции по делу доказательствами подтверждается, в том числе заявлениями, актами приема-передачи земельных участков, выписками из ЕГРН, что постановлениями администрации Серовского городского округа в период с 2015 по 2019 годы льготной категории лиц - гражданам, имеющим трех и более детей, предоставлено 213 земельных участка для индивидуального жилищного строительства в микрорайоне "Надеждинский" на территории Серовского городского округа.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нормативное понимание категории "многодетная семья" и проблемы реализации гарантий
(Брылякова Е.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)В заключение следует отразить позицию относительно предоставления налоговых льгот физическим лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей. Согласно п. 10 ст. 396, п. 6.1 ст. 403 и п. 6 ст. 407 Налогового кодекса РФ <21> (далее - НК РФ) налогоплательщики - физические лица, имеющие трех и более детей, имеют налоговые льготы по земельному налогу, транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц. Для получения льготы лицам указанной категории необходимо подать заявление и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. При этом, исходя из разъяснений Федеральной налоговой службы РФ <22>, следует, что налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с НК РФ и другими федеральными законами, т.е. действует беззаявительный порядок. Данное право предоставляется обоим родителям. На практике следует отметить нарушения данного права. В частности, в Кемеровской области - Кузбассе при представлении в налоговую инспекцию заявления о предоставлении льготы по транспортному налогу многодетной матерью, ей не было сообщено данное право и в дальнейшем не предоставлены льготы по иным налогам.
(Брылякова Е.С.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)В заключение следует отразить позицию относительно предоставления налоговых льгот физическим лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей. Согласно п. 10 ст. 396, п. 6.1 ст. 403 и п. 6 ст. 407 Налогового кодекса РФ <21> (далее - НК РФ) налогоплательщики - физические лица, имеющие трех и более детей, имеют налоговые льготы по земельному налогу, транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц. Для получения льготы лицам указанной категории необходимо подать заявление и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. При этом, исходя из разъяснений Федеральной налоговой службы РФ <22>, следует, что налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с НК РФ и другими федеральными законами, т.е. действует беззаявительный порядок. Данное право предоставляется обоим родителям. На практике следует отметить нарушения данного права. В частности, в Кемеровской области - Кузбассе при представлении в налоговую инспекцию заявления о предоставлении льготы по транспортному налогу многодетной матерью, ей не было сообщено данное право и в дальнейшем не предоставлены льготы по иным налогам.
Ситуация: Какие льготы имеют многодетные родители?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что с 01.01.2025 СФР обязан ежегодно сообщать в налоговый орган информацию о многодетных семьях, сведения о которых внесены в ГИС "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере". При наличии соответствующих сведений в налоговом органе члены многодетной семьи, имеющие право на налоговую льготу, вправе не представлять заявление о ее предоставлении. Льгота будет предоставлена на основании имеющихся у налогового органа сведений, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу (пп. 2 п. 9.4 ст. 85, абз. 9 п. 3 ст. 361.1, абз. 4 п. 10 ст. 396, абз. 4 п. 6 ст. 407 НК РФ; пп. "б" п. 25 ст. 1, ч. 5 ст. 19 Закона от 08.08.2024 N 259-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим, что с 01.01.2025 СФР обязан ежегодно сообщать в налоговый орган информацию о многодетных семьях, сведения о которых внесены в ГИС "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере". При наличии соответствующих сведений в налоговом органе члены многодетной семьи, имеющие право на налоговую льготу, вправе не представлять заявление о ее предоставлении. Льгота будет предоставлена на основании имеющихся у налогового органа сведений, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу (пп. 2 п. 9.4 ст. 85, абз. 9 п. 3 ст. 361.1, абз. 4 п. 10 ст. 396, абз. 4 п. 6 ст. 407 НК РФ; пп. "б" п. 25 ст. 1, ч. 5 ст. 19 Закона от 08.08.2024 N 259-ФЗ).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.2018 N 13-П
"По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Ставропольского края "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края" в связи с жалобой гражданки М.С. Колесниковой"Как следует из представленных Конституционному Суду Российской Федерации материалов, в связи с рождением 16 апреля 2013 года третьего ребенка семья М.С. Колесниковой была признана многодетной. В соответствии с действовавшим на тот момент законодательством Ставропольского края при рождении с 1 января 2011 года третьего ребенка или последующих детей многодетные семьи имели право на такую меру социальной поддержки, как материнский (семейный) капитал, который подлежал выплате по достижении третьим ребенком или последующими детьми возраста трех лет. Однако, когда в апреле 2016 года М.С. Колесникова обратилась с заявлением о предоставлении данной меры социальной поддержки, Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края разъяснило ей, что Законом Ставропольского края "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края" материнский (семейный) капитал с 1 января 2016 года исключен из перечня мер социальной поддержки, предусмотренных для многодетных семей.
"По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Ставропольского края "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края" в связи с жалобой гражданки М.С. Колесниковой"Как следует из представленных Конституционному Суду Российской Федерации материалов, в связи с рождением 16 апреля 2013 года третьего ребенка семья М.С. Колесниковой была признана многодетной. В соответствии с действовавшим на тот момент законодательством Ставропольского края при рождении с 1 января 2011 года третьего ребенка или последующих детей многодетные семьи имели право на такую меру социальной поддержки, как материнский (семейный) капитал, который подлежал выплате по достижении третьим ребенком или последующими детьми возраста трех лет. Однако, когда в апреле 2016 года М.С. Колесникова обратилась с заявлением о предоставлении данной меры социальной поддержки, Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края разъяснило ей, что Законом Ставропольского края "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края" материнский (семейный) капитал с 1 января 2016 года исключен из перечня мер социальной поддержки, предусмотренных для многодетных семей.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 17.10.2024 N АПЛ24-381
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 07.08.2024 N АКПИ24-393, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "в" пункта 1 официальных разъяснений по вопросам применения Указа Президента РФ от 23.01.2024 N 63 "О мерах социальной поддержки многодетных семей", утв. Приказом Минтруда России от 02.04.2024 N 164н>рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению У. о признании недействующим подпункта "в" пункта 1 официальных разъяснений по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. N 63 "О мерах социальной поддержки многодетных семей", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 апреля 2024 г. N 164н,
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 07.08.2024 N АКПИ24-393, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "в" пункта 1 официальных разъяснений по вопросам применения Указа Президента РФ от 23.01.2024 N 63 "О мерах социальной поддержки многодетных семей", утв. Приказом Минтруда России от 02.04.2024 N 164н>рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению У. о признании недействующим подпункта "в" пункта 1 официальных разъяснений по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. N 63 "О мерах социальной поддержки многодетных семей", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 апреля 2024 г. N 164н,
Вопрос: О предоставлении и оплате ежегодного отпуска работнику - многодетному отцу, если заявление написано за несколько дней до его начала.
(Письмо Минтруда России от 02.12.2024 N 14-6/ООГ-6992)Вопрос: Многодетный отец написал заявление о предоставлении ему ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное время за несколько дней до его начала. Вправе ли работодатель отказать ему в отпуске или изменить даты его предоставления? Каков срок оплаты такого отпуска и получит ли работник денежную компенсацию в случае просрочки оплаты?
(Письмо Минтруда России от 02.12.2024 N 14-6/ООГ-6992)Вопрос: Многодетный отец написал заявление о предоставлении ему ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное время за несколько дней до его начала. Вправе ли работодатель отказать ему в отпуске или изменить даты его предоставления? Каков срок оплаты такого отпуска и получит ли работник денежную компенсацию в случае просрочки оплаты?
Статья: Правительственные поправки в Налоговый кодекс РФ внесены в Госдуму
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 13)На СФР возлагается обязанность по предоставлению налоговикам сведений о многодетных семьях в целях предоставления налоговых льгот по имущественным налогам членам многодетных семей в беззаявительном порядке (изменения в подп. 2 п. 9.4 ст. 85 НК РФ).
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 13)На СФР возлагается обязанность по предоставлению налоговикам сведений о многодетных семьях в целях предоставления налоговых льгот по имущественным налогам членам многодетных семей в беззаявительном порядке (изменения в подп. 2 п. 9.4 ст. 85 НК РФ).
Вопрос: Может ли многодетная семья, проживающая в Московской области, воспользоваться льготой по транспортному налогу (ст. 26.8 Закона Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ) в том случае, если данная семья получила удостоверение о том, что она многодетная, в другом регионе?
(Консультация эксперта, УФНС России по Московской обл., 2025)Перечень документов, которые представляются вместе с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи, определен в п. 11 Порядка выдачи удостоверения.
(Консультация эксперта, УФНС России по Московской обл., 2025)Перечень документов, которые представляются вместе с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи, определен в п. 11 Порядка выдачи удостоверения.
Статья: Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан в системе социально-обеспечительного законодательства
(Башурова Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Вместе с тем Постановлением Правительства Омской области от 13 декабря 2006 г. N 161-П "О некоторых вопросах социальной поддержки многодетных семей в Омской области" <41> закреплен порядок первоочередного обеспечения детей путевками уполномоченных государственных учреждений Омской области, находящихся в ведении Министерства образования Омской области, который не только не определяет, как формируется очередность на получение путевки в ту или иную организацию отдыха детей и их оздоровления, но и не устанавливает процедуры выбора этих организаций. И если многодетная семья в своем заявлении о предоставлении рассматриваемой меры социальной поддержки укажет конкретное федеральное или муниципальное учреждение, частную организацию, то вышеуказанное уполномоченное государственное учреждение Омской области не сможет принять решение о предоставлении путевки либо об отказе в ее предоставлении в эти организации, тем более выдать путевку (п. п. 6, 8), так как обеспечение региональных мер может осуществляться только в рамках системы государственных учреждений Омской области, осуществляющих данный вид деятельности. Подтверждением этому является механизм реализации аналогичного права, предоставленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение их путевками в организации отдыха детей и их оздоровления (п. 8 ст. 44 Кодекса о социальной защите), предусматривающий отдых и оздоровление данных детей только в оздоровительных лагерях и санаториях, подведомственных органам государственной власти Омской области <42>.
(Башурова Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Вместе с тем Постановлением Правительства Омской области от 13 декабря 2006 г. N 161-П "О некоторых вопросах социальной поддержки многодетных семей в Омской области" <41> закреплен порядок первоочередного обеспечения детей путевками уполномоченных государственных учреждений Омской области, находящихся в ведении Министерства образования Омской области, который не только не определяет, как формируется очередность на получение путевки в ту или иную организацию отдыха детей и их оздоровления, но и не устанавливает процедуры выбора этих организаций. И если многодетная семья в своем заявлении о предоставлении рассматриваемой меры социальной поддержки укажет конкретное федеральное или муниципальное учреждение, частную организацию, то вышеуказанное уполномоченное государственное учреждение Омской области не сможет принять решение о предоставлении путевки либо об отказе в ее предоставлении в эти организации, тем более выдать путевку (п. п. 6, 8), так как обеспечение региональных мер может осуществляться только в рамках системы государственных учреждений Омской области, осуществляющих данный вид деятельности. Подтверждением этому является механизм реализации аналогичного права, предоставленного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение их путевками в организации отдыха детей и их оздоровления (п. 8 ст. 44 Кодекса о социальной защите), предусматривающий отдых и оздоровление данных детей только в оздоровительных лагерях и санаториях, подведомственных органам государственной власти Омской области <42>.
Ситуация: Установлены ли льготы по транспортному налогу для многодетных семей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, в г. Москве льгота в виде освобождения от уплаты налога предоставляется одному из родителей (законных представителей) в многодетной семье и распространяется только на одно ТС, зарегистрированное на граждан указанной категории. Второй родитель в многодетной семье не вправе будет воспользоваться данной льготой в отношении зарегистрированного на него ТС в период предоставления первому родителю в многодетной семье указанной льготы (п. 10 ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы N 33; Письмо УФНС России по г. Москве от 17.02.2012 N 24-14/013730@).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, в г. Москве льгота в виде освобождения от уплаты налога предоставляется одному из родителей (законных представителей) в многодетной семье и распространяется только на одно ТС, зарегистрированное на граждан указанной категории. Второй родитель в многодетной семье не вправе будет воспользоваться данной льготой в отношении зарегистрированного на него ТС в период предоставления первому родителю в многодетной семье указанной льготы (п. 10 ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы N 33; Письмо УФНС России по г. Москве от 17.02.2012 N 24-14/013730@).
Вопрос: Об уплате НДФЛ и льготах по земельному налогу и налогу на имущество физлиц для многодетных отцов.
(Письмо Минфина России от 22.02.2024 N 03-04-05/15788)Вместе с тем налогоплательщики вправе самостоятельно представить в налоговый орган по своему выбору (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие их право на налоговые льготы.
(Письмо Минфина России от 22.02.2024 N 03-04-05/15788)Вместе с тем налогоплательщики вправе самостоятельно представить в налоговый орган по своему выбору (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие их право на налоговые льготы.
Ситуация: В каком порядке гражданин признается малоимущим в целях получения социального жилья?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отдельные документы запрашиваются уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия, но могут быть представлены вами по собственной инициативе (например, удостоверение многодетной семьи или документы, подтверждающие право на получение социальной поддержки) (п. п. 2.5.1.10, 2.5.2 Административного регламента).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отдельные документы запрашиваются уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия, но могут быть представлены вами по собственной инициативе (например, удостоверение многодетной семьи или документы, подтверждающие право на получение социальной поддержки) (п. п. 2.5.1.10, 2.5.2 Административного регламента).
Ситуация: Как оформить удостоверение многодетной семьи?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Статус присваивается каждому из родителей (усыновителей), единственному родителю (усыновителю) многодетной семьи, имеющим место жительства в г. Москве, Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы в лице отдела социальной защиты населения управления социальной защиты населения административного округа г. Москвы по месту жительства заявителя.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Статус присваивается каждому из родителей (усыновителей), единственному родителю (усыновителю) многодетной семьи, имеющим место жительства в г. Москве, Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы в лице отдела социальной защиты населения управления социальной защиты населения административного округа г. Москвы по месту жительства заявителя.
Статья: Льгота по имущественным налогам заявлена с опозданием: как ее применить задним числом
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2023, N 18)ИФНС получит информацию о наличии у человека "льготного" статуса от других госорганов (Социального фонда, Росреестра, Министерства обороны) и предоставит ему льготу в проактивном порядке - автоматически и без заявления. В таком случае налоговики учтут льготу начиная с периода, в котором у человека возникло право на нее <6>.
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2023, N 18)ИФНС получит информацию о наличии у человека "льготного" статуса от других госорганов (Социального фонда, Росреестра, Министерства обороны) и предоставит ему льготу в проактивном порядке - автоматически и без заявления. В таком случае налоговики учтут льготу начиная с периода, в котором у человека возникло право на нее <6>.
Вопрос: Об НДФЛ при выплате многодетной семье единовременной денежной выплаты взамен предоставления земельного участка в Московской области.
(Письмо ФНС России от 30.08.2024 N БС-4-11/9961@)В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Закона Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" (далее - Закон N 73/2011-ОЗ) многодетной семье, имеющей право на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с частью 2.1 статьи 3 Закона N 73/2011-ОЗ, по ее заявлению и с ее согласия взамен предоставления такой семье земельного участка в собственность бесплатно однократно предоставляется мера социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты.
(Письмо ФНС России от 30.08.2024 N БС-4-11/9961@)В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Закона Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" (далее - Закон N 73/2011-ОЗ) многодетной семье, имеющей право на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с частью 2.1 статьи 3 Закона N 73/2011-ОЗ, по ее заявлению и с ее согласия взамен предоставления такой семье земельного участка в собственность бесплатно однократно предоставляется мера социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты.