Завышение НМЦК
Подборка наиболее важных документов по запросу Завышение НМЦК (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны результатов интеллектуальной деятельности и имущества, в т.ч. государственного и муниципального, а также в области закупок товаров, работ, услуг: Должностное лицо обжалует привлечение к ответственности за нарушение порядка определения цены госконтракта (в т.ч. начальной (максимальной)) при размещении гособоронзаказа
(КонсультантПлюс, 2025)Например, когда Должностное лицо нарушило порядок определения НМЦК (при применении метода сопоставимых рыночных цен не указывало объем, сроки и условия поставки в запросах к поставщикам о цене товара, что привело к завышению НМЦК)
(КонсультантПлюс, 2025)Например, когда Должностное лицо нарушило порядок определения НМЦК (при применении метода сопоставимых рыночных цен не указывало объем, сроки и условия поставки в запросах к поставщикам о цене товара, что привело к завышению НМЦК)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Что нового в системе закупок (январь - февраль 2023 года)?
(Гусев М.Г.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 3)- при определении и обосновании НМЦК не использовались источники общедоступной информации о рыночных ценах ТРУ, это приводит к завышению НМЦК (нарушение ч. 18 ст. 22 Закона о контрактной системе);
(Гусев М.Г.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 3)- при определении и обосновании НМЦК не использовались источники общедоступной информации о рыночных ценах ТРУ, это приводит к завышению НМЦК (нарушение ч. 18 ст. 22 Закона о контрактной системе);
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Исполнение контракта по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли взыскать неосновательное обогащение, если работы (услуги) по контракту заказчик принял и оплатил, но контрольный орган выявил переплату
(КонсультантПлюс, 2025)Подход судов 3: Взыскание неправомерно, если переплата связана с завышением заказчиком НМЦК, но оно нивелировано снижением цены контракта в ходе торгов.
Можно ли взыскать неосновательное обогащение, если работы (услуги) по контракту заказчик принял и оплатил, но контрольный орган выявил переплату
(КонсультантПлюс, 2025)Подход судов 3: Взыскание неправомерно, если переплата связана с завышением заказчиком НМЦК, но оно нивелировано снижением цены контракта в ходе торгов.
Статья: О нарушениях в финансово-бюджетной сфере, выявляемых при реализации внутреннего государственного финансового контроля
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 8)- при определении НМЦК с применением проектно-сметного метода неверно применены индексы-дефляторы в сводном сметном расчете стоимости строительства, что привело к завышению НМЦК;
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 8)- при определении НМЦК с применением проектно-сметного метода неверно применены индексы-дефляторы в сводном сметном расчете стоимости строительства, что привело к завышению НМЦК;
Статья: Унификация закупок в борьбе за эффективность - проще, быстрее и прозрачнее (ли)?
(Плеханова Л.С.)
("Закон", 2024, N 7)В российских реалиях ситуация осложняется еще и тем, что действующая система контроля бюджетной эффективности закупок опирается на статистику по так называемому показателю относительной экономии, характеризующему процент снижения цены в ходе торгов относительно начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Широкомасштабное (за счет внедрения цифрового продукта) давление регулятора на участников закупочной системы, демонстрирующих низкие значения данного показателя без возможности обоснования цены с учетом качественных характеристик, может активировать и без того распространенную практику завышения НМЦК для демонстрации "корректного" поведения на торгах <30>. При этом вывод значимых факторов из поля зрения цифровых систем значительно снижает потенциал синергетического эффекта от одновременной цифровизации в закупочной системе и в надзорной деятельности антимонопольного регулятора.
(Плеханова Л.С.)
("Закон", 2024, N 7)В российских реалиях ситуация осложняется еще и тем, что действующая система контроля бюджетной эффективности закупок опирается на статистику по так называемому показателю относительной экономии, характеризующему процент снижения цены в ходе торгов относительно начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Широкомасштабное (за счет внедрения цифрового продукта) давление регулятора на участников закупочной системы, демонстрирующих низкие значения данного показателя без возможности обоснования цены с учетом качественных характеристик, может активировать и без того распространенную практику завышения НМЦК для демонстрации "корректного" поведения на торгах <30>. При этом вывод значимых факторов из поля зрения цифровых систем значительно снижает потенциал синергетического эффекта от одновременной цифровизации в закупочной системе и в надзорной деятельности антимонопольного регулятора.
Статья: О повышении эффективности государственного (муниципального) контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Примерами таких нарушений являются несоблюдение требований к определению начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), в том числе завышение НМЦК; приемка и оплата фактически не выполненных работ по государственным контрактам; приемка товаров, не соответствующих условиям контрактов, в том числе с меньшей стоимостью; несоблюдение требований о применении мер ответственности в случае нарушения поставщиком условий контрактов <11> и др.
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Примерами таких нарушений являются несоблюдение требований к определению начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), в том числе завышение НМЦК; приемка и оплата фактически не выполненных работ по государственным контрактам; приемка товаров, не соответствующих условиям контрактов, в том числе с меньшей стоимостью; несоблюдение требований о применении мер ответственности в случае нарушения поставщиком условий контрактов <11> и др.
Готовое решение: Как рассчитать НМЦК (начальную цену единицы товара) при закупке лекарственных препаратов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)На практике могут встречаться ситуации, когда при расчете цены единицы измерения количества действующего вещества в дозировке (например, мг, мл, МЕ и проч.) получено значение, при округлении которого по общим математическим правилам до копеек, то есть до двух знаков после запятой, итоговая цена лекарственного препарата, рассчитанная с учетом его дозировки, существенно занижается или завышается. В таком случае полагаем, что округлять полученное значение для использования его в дальнейших расчетах (в том числе для определения НМЦК с учетом общего количества поставляемого товара в установленном порядке) не нужно. Это позволит избежать занижения или завышения НМЦК, которые, в свою очередь, могут повлечь отсутствие заявок на участие в закупке или заключение контракта по завышенной цене. Если же вы проводите закупку с неизвестным объемом и сумма цен единицы товара является критерием оценки заявок, рассмотрите целесообразность замены единицы измерения. Например, если это не противоречит ЕСКЛП, в качестве такой единицы можно рассмотреть штуку (таблетка, капсула, ампула т.д. - в соответствии с лекарственной формой). Обосновать невозможность использования единицы измерения количества активного вещества в препарате можно риском наступления приведенных выше негативных последствий.
(КонсультантПлюс, 2025)На практике могут встречаться ситуации, когда при расчете цены единицы измерения количества действующего вещества в дозировке (например, мг, мл, МЕ и проч.) получено значение, при округлении которого по общим математическим правилам до копеек, то есть до двух знаков после запятой, итоговая цена лекарственного препарата, рассчитанная с учетом его дозировки, существенно занижается или завышается. В таком случае полагаем, что округлять полученное значение для использования его в дальнейших расчетах (в том числе для определения НМЦК с учетом общего количества поставляемого товара в установленном порядке) не нужно. Это позволит избежать занижения или завышения НМЦК, которые, в свою очередь, могут повлечь отсутствие заявок на участие в закупке или заключение контракта по завышенной цене. Если же вы проводите закупку с неизвестным объемом и сумма цен единицы товара является критерием оценки заявок, рассмотрите целесообразность замены единицы измерения. Например, если это не противоречит ЕСКЛП, в качестве такой единицы можно рассмотреть штуку (таблетка, капсула, ампула т.д. - в соответствии с лекарственной формой). Обосновать невозможность использования единицы измерения количества активного вещества в препарате можно риском наступления приведенных выше негативных последствий.
Готовое решение: Как обосновать начальную максимальную цену контракта
(КонсультантПлюс, 2025)А вот завышение НМЦК может, наоборот, привести к необоснованному (неэффективному) расходованию бюджетных средств. В последнем случае действия заказчика по завышению НМЦК могут повлечь причинение крупного ущерба государству. За такие действия законодательством предусмотрена в том числе уголовная ответственность.
(КонсультантПлюс, 2025)А вот завышение НМЦК может, наоборот, привести к необоснованному (неэффективному) расходованию бюджетных средств. В последнем случае действия заказчика по завышению НМЦК могут повлечь причинение крупного ущерба государству. За такие действия законодательством предусмотрена в том числе уголовная ответственность.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)<1> Отметим при этом, что судебная практика действительно содержит примеры, в которых действия участников антиконкурентных соглашений, направленные на завышение начальной максимальной цены контракта, были квалифицированы по статье 159 УК РФ. - Прим. авт. (См., например: Приговор Абаканского городского суда Республики Хакасия по делу N 1-374/2018 от 4 мая 2018 года // URL: https://abakansky--hak.sudrf.ru (дата обращения: 23.06.2018); Приговор Абаканского городского суда Республики Хакасия по делу N 1-372/2018 от 11 мая 2018 года // URL: https://abakansky--hak.sudrf.ru (дата обращения: 23.06.2023)).
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)<1> Отметим при этом, что судебная практика действительно содержит примеры, в которых действия участников антиконкурентных соглашений, направленные на завышение начальной максимальной цены контракта, были квалифицированы по статье 159 УК РФ. - Прим. авт. (См., например: Приговор Абаканского городского суда Республики Хакасия по делу N 1-374/2018 от 4 мая 2018 года // URL: https://abakansky--hak.sudrf.ru (дата обращения: 23.06.2018); Приговор Абаканского городского суда Республики Хакасия по делу N 1-372/2018 от 11 мая 2018 года // URL: https://abakansky--hak.sudrf.ru (дата обращения: 23.06.2023)).
Статья: К вопросу об источниках бюджетной неэффективности государственных закупок (на примере закупок кирпича)
(Ионкина К.А., Матвеев Е.О., Плеханова Л.С.)
("Закон", 2023, N 2)Проблема завышения НМЦК в российских государственных закупках приобретает критическую важность в силу устойчивой тенденции роста доли неконкурентного сектора, т.е. закупок через неконкурентную процедуру изначально (у единственного поставщика) и закупок, признанных несостоявшимися, - объявленных изначально в форме конкурентной процедуры, но фактически совершенных по итогам рассмотрения единственной поданной заявки.
(Ионкина К.А., Матвеев Е.О., Плеханова Л.С.)
("Закон", 2023, N 2)Проблема завышения НМЦК в российских государственных закупках приобретает критическую важность в силу устойчивой тенденции роста доли неконкурентного сектора, т.е. закупок через неконкурентную процедуру изначально (у единственного поставщика) и закупок, признанных несостоявшимися, - объявленных изначально в форме конкурентной процедуры, но фактически совершенных по итогам рассмотрения единственной поданной заявки.