Завышение цены контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Завышение цены контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Неосновательное обогащение по недействительной сделке
(КонсультантПлюс, 2025)Отказывают во взыскании с исполнителя неосновательного обогащения в связи с завышением цены муниципального контракта, если условие о цене не признано недействительным, отсутствуют претензии по качеству, срокам, объему работ
(КонсультантПлюс, 2025)Отказывают во взыскании с исполнителя неосновательного обогащения в связи с завышением цены муниципального контракта, если условие о цене не признано недействительным, отсутствуют претензии по качеству, срокам, объему работ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Тверда ли "твердая цена контракта"
(Гурин О., Полянский А.)
("Прогосзаказ.рф", 2020, N 4)Если цена контракта твердая, заказчик обязан ее уплатить,
(Гурин О., Полянский А.)
("Прогосзаказ.рф", 2020, N 4)Если цена контракта твердая, заказчик обязан ее уплатить,
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Исполнение контракта по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли взыскать неосновательное обогащение, если работы (услуги) по контракту заказчик принял и оплатил, но контрольный орган выявил переплату
(КонсультантПлюс, 2025)Подход судов 3: Взыскание неправомерно, если переплата связана с завышением заказчиком НМЦК, но оно нивелировано снижением цены контракта в ходе торгов.
Можно ли взыскать неосновательное обогащение, если работы (услуги) по контракту заказчик принял и оплатил, но контрольный орган выявил переплату
(КонсультантПлюс, 2025)Подход судов 3: Взыскание неправомерно, если переплата связана с завышением заказчиком НМЦК, но оно нивелировано снижением цены контракта в ходе торгов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О государственном оборонном заказе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)21) автоматизированный мониторинг цен - процесс аккумулирования и агрегирования информации о показателях финансового обеспечения государственного оборонного заказа и иной информации, относящейся к выполнению государственного оборонного заказа, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в целях выявления рисков завышения цен государственных контрактов на поставку вооружения, военной и специальной техники, заключенных федеральным органом в области обороны, а также контрактов, заключенных в целях исполнения указанных государственных контрактов.
(ред. от 28.12.2024)
"О государственном оборонном заказе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)21) автоматизированный мониторинг цен - процесс аккумулирования и агрегирования информации о показателях финансового обеспечения государственного оборонного заказа и иной информации, относящейся к выполнению государственного оборонного заказа, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в целях выявления рисков завышения цен государственных контрактов на поставку вооружения, военной и специальной техники, заключенных федеральным органом в области обороны, а также контрактов, заключенных в целях исполнения указанных государственных контрактов.
Статья: Правовые проблемы взаимовлияния гражданского и финансового права современного правоприменения
(Титов А.С.)
("Финансовое право", 2024, N 7)Взаимовлияние гражданского и финансового права проявляется и в бюджетной сфере правового регулирования при реализации государственных полномочий по осуществлению бюджетного контроля. Неотъемлемой частью бюджетного процесса является финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными государственными органами в пределах своей компетенции, которая предполагает осуществление действий по выбору методов и механизмов реализации контрольных функций <12>. В последнее время этот аспект получил свое освещение в основном в судебных решениях. Суды, рассматривающие спорные взаимоотношения по договорам подряда, поставки и оказания услуг для государственных нужд, приходят к выводу о том, что гражданско-правовые договоренности сторон могут быть изменены в силу необходимости влияния государства на ценовую политику сторон договора в рамках исполнения государственных контрактов, реализуемых в правовом поле двух основных законодательных актов - закона о поставках товаров, работ, услуг для государственных нужд, а также закупках товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами. Так, исходя из мероприятий бюджетного контроля, в случае установления завышения цены контракта государство императивно указывает сторонам на необходимость изменения цены контракта, реализуя свои властные полномочия по осуществлению бюджетного контроля путем проведения соответствующих экспертных исследований, а также не допуская нивелирования его мероприятий. Например, в рамках г. Москвы статусность и значение проведенной экспертизы определяются положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" <13> (далее - Постановление Правительства РФ N 145) и Постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2007 г. N 1178-ПП "О Государственном автономном учреждении города Москвы "Московская государственная экспертиза" <14>. Согласно п. 38 Постановления Правительства РФ N 145 решение экспертной комиссии о подтверждении или неподтверждении заключения государственной экспертизы является обязательным для органа или организации, которые провели государственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, застройщика и технического заказчика.
(Титов А.С.)
("Финансовое право", 2024, N 7)Взаимовлияние гражданского и финансового права проявляется и в бюджетной сфере правового регулирования при реализации государственных полномочий по осуществлению бюджетного контроля. Неотъемлемой частью бюджетного процесса является финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными государственными органами в пределах своей компетенции, которая предполагает осуществление действий по выбору методов и механизмов реализации контрольных функций <12>. В последнее время этот аспект получил свое освещение в основном в судебных решениях. Суды, рассматривающие спорные взаимоотношения по договорам подряда, поставки и оказания услуг для государственных нужд, приходят к выводу о том, что гражданско-правовые договоренности сторон могут быть изменены в силу необходимости влияния государства на ценовую политику сторон договора в рамках исполнения государственных контрактов, реализуемых в правовом поле двух основных законодательных актов - закона о поставках товаров, работ, услуг для государственных нужд, а также закупках товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами. Так, исходя из мероприятий бюджетного контроля, в случае установления завышения цены контракта государство императивно указывает сторонам на необходимость изменения цены контракта, реализуя свои властные полномочия по осуществлению бюджетного контроля путем проведения соответствующих экспертных исследований, а также не допуская нивелирования его мероприятий. Например, в рамках г. Москвы статусность и значение проведенной экспертизы определяются положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" <13> (далее - Постановление Правительства РФ N 145) и Постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2007 г. N 1178-ПП "О Государственном автономном учреждении города Москвы "Московская государственная экспертиза" <14>. Согласно п. 38 Постановления Правительства РФ N 145 решение экспертной комиссии о подтверждении или неподтверждении заключения государственной экспертизы является обязательным для органа или организации, которые провели государственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, застройщика и технического заказчика.
Готовое решение: Как рассчитать и обосновать цену контракта с единственным поставщиком
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем Казначейство России отмечает, что использование информации о ценах, поступившей от аффилированных лиц, при формальном соблюдении требований к обоснованию цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, создает риски ее завышения и неэффективного расходования бюджетных средств (Письмо от 30.10.2019 N 07-04-05/21-23295, Методические рекомендации по осуществлению контроля в части планирования закупок, утв. Казначейством России 25.04.2019).
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем Казначейство России отмечает, что использование информации о ценах, поступившей от аффилированных лиц, при формальном соблюдении требований к обоснованию цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, создает риски ее завышения и неэффективного расходования бюджетных средств (Письмо от 30.10.2019 N 07-04-05/21-23295, Методические рекомендации по осуществлению контроля в части планирования закупок, утв. Казначейством России 25.04.2019).
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)"26. Определение поставщика товаров (работ, услуг) может быть судом признано недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлено нарушение предусмотренных настоящей статьей правил. Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлено нарушение предусмотренных настоящей статьей правил, что привело к существенному завышению цены контракта, цены единицы товара, работы, услуги".
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)"26. Определение поставщика товаров (работ, услуг) может быть судом признано недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлено нарушение предусмотренных настоящей статьей правил. Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлено нарушение предусмотренных настоящей статьей правил, что привело к существенному завышению цены контракта, цены единицы товара, работы, услуги".
Статья: Выгода посредника при осуществлении закупок жилых помещений для государственных нужд: прибыль от предпринимательской деятельности или причиненный преступлением ущерб?
(Россоха А.А.)
("Российский следователь", 2025, N 7)Посчитать такую разницу не представляет труда, однако встает вопрос о том, какую из величин - определенную собственником стоимость квартиры либо установленную по результатам проведения аукциона сумму контракта - считать рыночной, "справедливой" ценой и всегда ли явное завышение цены контракта по сравнению с рыночной стоимостью товара требует уголовно-правовой оценки.
(Россоха А.А.)
("Российский следователь", 2025, N 7)Посчитать такую разницу не представляет труда, однако встает вопрос о том, какую из величин - определенную собственником стоимость квартиры либо установленную по результатам проведения аукциона сумму контракта - считать рыночной, "справедливой" ценой и всегда ли явное завышение цены контракта по сравнению с рыночной стоимостью товара требует уголовно-правовой оценки.
Статья: Обеспечение законности при реализации национальных проектов
(Раскина Т.В., Шекк Е.А.)
("Законность", 2023, N 10)Приказом Генерального прокурора РФ от 14 марта 2019 г. N 192 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов" (далее - Приказ N 192) прокурорам предписано систематически проводить проверки исполнения бюджетного законодательства, обращая особое внимание на сохранность бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов, соблюдение условий получения межбюджетных трансфертов, обеспечение полноты софинансирования мероприятий из региональных и местных бюджетов, а также на их целевое расходование и своевременное доведение до конечных получателей; регулярно проводить проверки соблюдения порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме того, следует пресекать факты уклонения заказчиков от конкурентных процедур, создания необоснованных преференций отдельным хозяйствующим субъектам при формировании документации, рассмотрении и оценке заявок, завышения цены контрактов, а также неисполнения их условий.
(Раскина Т.В., Шекк Е.А.)
("Законность", 2023, N 10)Приказом Генерального прокурора РФ от 14 марта 2019 г. N 192 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов" (далее - Приказ N 192) прокурорам предписано систематически проводить проверки исполнения бюджетного законодательства, обращая особое внимание на сохранность бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов, соблюдение условий получения межбюджетных трансфертов, обеспечение полноты софинансирования мероприятий из региональных и местных бюджетов, а также на их целевое расходование и своевременное доведение до конечных получателей; регулярно проводить проверки соблюдения порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме того, следует пресекать факты уклонения заказчиков от конкурентных процедур, создания необоснованных преференций отдельным хозяйствующим субъектам при формировании документации, рассмотрении и оценке заявок, завышения цены контрактов, а также неисполнения их условий.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)В результате контракт был заключен по предложенной победителем цене 17 717 446,77 руб., в то время как согласно требованиям Приказа N 126н заказчику следовало заключить контракт по цене, сниженной на 15% от этой цены, т.е. по цене 15 059 829,75 руб. Соответственно, цена контракта завышена на 2 657 617,02 руб. На основании ч. 2 ст. 7.32 КоАП РФ заказчик привлечен к административной ответственности и оштрафован на 2 657 617,02 руб. <222>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)В результате контракт был заключен по предложенной победителем цене 17 717 446,77 руб., в то время как согласно требованиям Приказа N 126н заказчику следовало заключить контракт по цене, сниженной на 15% от этой цены, т.е. по цене 15 059 829,75 руб. Соответственно, цена контракта завышена на 2 657 617,02 руб. На основании ч. 2 ст. 7.32 КоАП РФ заказчик привлечен к административной ответственности и оштрафован на 2 657 617,02 руб. <222>.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)<1> Отметим при этом, что судебная практика действительно содержит примеры, в которых действия участников антиконкурентных соглашений, направленные на завышение начальной максимальной цены контракта, были квалифицированы по статье 159 УК РФ. - Прим. авт. (См., например: Приговор Абаканского городского суда Республики Хакасия по делу N 1-374/2018 от 4 мая 2018 года // URL: https://abakansky--hak.sudrf.ru (дата обращения: 23.06.2018); Приговор Абаканского городского суда Республики Хакасия по делу N 1-372/2018 от 11 мая 2018 года // URL: https://abakansky--hak.sudrf.ru (дата обращения: 23.06.2023)).
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)<1> Отметим при этом, что судебная практика действительно содержит примеры, в которых действия участников антиконкурентных соглашений, направленные на завышение начальной максимальной цены контракта, были квалифицированы по статье 159 УК РФ. - Прим. авт. (См., например: Приговор Абаканского городского суда Республики Хакасия по делу N 1-374/2018 от 4 мая 2018 года // URL: https://abakansky--hak.sudrf.ru (дата обращения: 23.06.2018); Приговор Абаканского городского суда Республики Хакасия по делу N 1-372/2018 от 11 мая 2018 года // URL: https://abakansky--hak.sudrf.ru (дата обращения: 23.06.2023)).