Затратный метод гоз
Подборка наиболее важных документов по запросу Затратный метод гоз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изменился порядок установления цен на продукцию, поставляемую в рамках государственного оборонного заказа
(Саидов Р.А., Попов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 1)Из ключевых нововведений рассматриваемого документа считаем необходимым выделить прежде всего следующие: была доработана профильная терминология. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. N 1388 введено точное определение базовых цен, под которыми в настоящее время понимаются фиксированные цены на продукцию ГОЗ, рассчитанные затратным методом в условиях базового года, которые используются для определения цен на продукцию на очередной год и плановый период. Для расчета применяют метод индексации базовой цены или метод индексации по статьям базовых затрат. Кроме этого, дано новое определение дефиниции "привнесенные затраты", которое в настоящее время еще не вступило в силу и начнет действовать с 1 января 2022 г. Привнесенными затратами являются затраты на приобретение товаров, работ, услуг, а также на оплату налогов и сборов, связанных с приобретением таких товаров, работ, услуг, включаемые в себестоимость продукции в составе прямых затрат. Следует отметить, что к привнесенным затратам не относятся, например, сопутствующие расходы, такие как издержки на организацию и траты во время командировок. Таким образом, затраты на покупку основных материалов, используемых в производстве, становятся привнесенными затратами. Для сравнения: в действующей редакции вышеназванного Постановления Российской Федерации "привнесенные затраты" - затраты на приобретение покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования для научных экспериментальных работ, а также работ и услуг сторонних организаций (за исключением командировочных расходов). Данное изменение является весьма важным с учетом того факта, что если цена контракта в рамках ГОЗ определялась затратным методом (п. 54 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465), то прибыль в составе цены на продукцию не может превышать 1% привнесенных затрат и 20% собственных затрат организации на поставку (включая производство) продукции (до 25% в случае необходимости направления части прибыли на развитие производства). При этом величина рентабельности (прибыли) в составе цены на продукцию не может быть менее 10% плановых собственных затрат, а для головного исполнителя в случае, если доля его собственных затрат в себестоимости продукции составляет 20% и более, менее 5% себестоимости продукции.
(Саидов Р.А., Попов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 1)Из ключевых нововведений рассматриваемого документа считаем необходимым выделить прежде всего следующие: была доработана профильная терминология. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. N 1388 введено точное определение базовых цен, под которыми в настоящее время понимаются фиксированные цены на продукцию ГОЗ, рассчитанные затратным методом в условиях базового года, которые используются для определения цен на продукцию на очередной год и плановый период. Для расчета применяют метод индексации базовой цены или метод индексации по статьям базовых затрат. Кроме этого, дано новое определение дефиниции "привнесенные затраты", которое в настоящее время еще не вступило в силу и начнет действовать с 1 января 2022 г. Привнесенными затратами являются затраты на приобретение товаров, работ, услуг, а также на оплату налогов и сборов, связанных с приобретением таких товаров, работ, услуг, включаемые в себестоимость продукции в составе прямых затрат. Следует отметить, что к привнесенным затратам не относятся, например, сопутствующие расходы, такие как издержки на организацию и траты во время командировок. Таким образом, затраты на покупку основных материалов, используемых в производстве, становятся привнесенными затратами. Для сравнения: в действующей редакции вышеназванного Постановления Российской Федерации "привнесенные затраты" - затраты на приобретение покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования для научных экспериментальных работ, а также работ и услуг сторонних организаций (за исключением командировочных расходов). Данное изменение является весьма важным с учетом того факта, что если цена контракта в рамках ГОЗ определялась затратным методом (п. 54 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465), то прибыль в составе цены на продукцию не может превышать 1% привнесенных затрат и 20% собственных затрат организации на поставку (включая производство) продукции (до 25% в случае необходимости направления части прибыли на развитие производства). При этом величина рентабельности (прибыли) в составе цены на продукцию не может быть менее 10% плановых собственных затрат, а для головного исполнителя в случае, если доля его собственных затрат в себестоимости продукции составляет 20% и более, менее 5% себестоимости продукции.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465
(ред. от 20.09.2025)
"О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу")15. Затратный метод применяется в случаях, если применение иных методов определения цены невозможно в соответствии с настоящим Положением.
(ред. от 20.09.2025)
"О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу")15. Затратный метод применяется в случаях, если применение иных методов определения цены невозможно в соответствии с настоящим Положением.
Приказ Минпромторга России от 08.02.2019 N 334
(ред. от 11.07.2025)
"Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.04.2019 N 54430)Зарегистрировано в Минюсте России 18 апреля 2019 г. N 54430
(ред. от 11.07.2025)
"Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.04.2019 N 54430)Зарегистрировано в Минюсте России 18 апреля 2019 г. N 54430
Статья: Особенности формирования расчетно-калькуляционных материалов по ГОЗ
(Аракелян К.Э.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 2)Сложность применения данного метода заключается в отсутствии единой методики, высокой вариативности при обосновании цены сравнимой продукции с учетом условий ее поставки, сроков и объемов поставки, наличия авансирования, разнообразия источников информации (www.Zakupki.gov.ru, astgoz.ru, fabricant.ru и др.), отсутствии единой информационной базы данных по ГОЗ (в том числе по различным госзаказчикам).
(Аракелян К.Э.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 2)Сложность применения данного метода заключается в отсутствии единой методики, высокой вариативности при обосновании цены сравнимой продукции с учетом условий ее поставки, сроков и объемов поставки, наличия авансирования, разнообразия источников информации (www.Zakupki.gov.ru, astgoz.ru, fabricant.ru и др.), отсутствии единой информационной базы данных по ГОЗ (в том числе по различным госзаказчикам).
Вопрос: Как отразить в затратах на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, использование труда работников по договору о предоставлении труда работников (персонала)?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Вопрос: Как отразить в затратах на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, использование труда работников по договору о предоставлении труда работников (персонала)?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Вопрос: Как отразить в затратах на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, использование труда работников по договору о предоставлении труда работников (персонала)?
Статья: Правовые основы деятельности ОПК России и ВПК США: методы правового регулирования
(Кудашкин А.В., Мельник Н.Н.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 8)Пунктом 58 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465), установлено ограничение прибыли в цене товара, выраженное в запрете на включение в цену продукции, закупаемой по ГОЗ, нормы прибыли больше установленной величины. Ограничение размеров плановой рентабельности (прибыли) предусмотрено только при определении цены на продукцию, в отношении которой осуществляется государственное регулирование цен затратным методом и методом индексации по статьям затрат. При этом ч. 3 ст. 8 Закона о ГОЗ прямо запрещает действия (бездействие) головного исполнителя (исполнителя), влекущие за собой необоснованное завышение цены и направленные на установление экономически, технологически или иным образом необоснованной цены на продукцию, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке. Но определение "соответствующего рынка" связано с тем, что вооружения не продаются в Военторге, а сравнение цен, сложившихся на зарубежных рынках продаж по их видам, неприменимо для этих целей.
(Кудашкин А.В., Мельник Н.Н.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 8)Пунктом 58 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465), установлено ограничение прибыли в цене товара, выраженное в запрете на включение в цену продукции, закупаемой по ГОЗ, нормы прибыли больше установленной величины. Ограничение размеров плановой рентабельности (прибыли) предусмотрено только при определении цены на продукцию, в отношении которой осуществляется государственное регулирование цен затратным методом и методом индексации по статьям затрат. При этом ч. 3 ст. 8 Закона о ГОЗ прямо запрещает действия (бездействие) головного исполнителя (исполнителя), влекущие за собой необоснованное завышение цены и направленные на установление экономически, технологически или иным образом необоснованной цены на продукцию, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке. Но определение "соответствующего рынка" связано с тем, что вооружения не продаются в Военторге, а сравнение цен, сложившихся на зарубежных рынках продаж по их видам, неприменимо для этих целей.
Статья: Надзор за исполнением законодательства о ценообразовании на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу
(Хунафин И.Р.)
("Законность", 2023, N 3)По этому факту проведена проверка в отношении поставщика батарей АО "Р...". Установлено, что организация является разработчиком и изготовителем этих батарей, производство осуществляется специально для радиостанций АО "С...". В отношении этой батареи не сформирован товарный рынок и, соответственно, цена на нее подлежит определению затратным методом.
(Хунафин И.Р.)
("Законность", 2023, N 3)По этому факту проведена проверка в отношении поставщика батарей АО "Р...". Установлено, что организация является разработчиком и изготовителем этих батарей, производство осуществляется специально для радиостанций АО "С...". В отношении этой батареи не сформирован товарный рынок и, соответственно, цена на нее подлежит определению затратным методом.
Вопрос: Есть ли ограничение на величину плановой рентабельности на продукцию, цена на которую определяется с использованием метода сравнимой цены?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Ответ: Порядок применения метода сравнимой цены установлен пунктом 14 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1465 (далее - Положение N 1465), в соответствии с подпунктом "а" которого цена на продукцию определяется на уровне, не превышающем цену на сравнимую продукцию с учетом условий ее поставки, в том числе сроков и объемов поставки, наличия авансирования и порядка расчетов за поставленную продукцию. Согласно пункту 58 Положения N 1465 при определении цены на продукцию методами, отличными от затратного метода и метода индексации по статьям базовых затрат, порядок определения плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию, установленный пунктами 54 - 56 Положения N 1465, не применяется.
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Ответ: Порядок применения метода сравнимой цены установлен пунктом 14 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1465 (далее - Положение N 1465), в соответствии с подпунктом "а" которого цена на продукцию определяется на уровне, не превышающем цену на сравнимую продукцию с учетом условий ее поставки, в том числе сроков и объемов поставки, наличия авансирования и порядка расчетов за поставленную продукцию. Согласно пункту 58 Положения N 1465 при определении цены на продукцию методами, отличными от затратного метода и метода индексации по статьям базовых затрат, порядок определения плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию, установленный пунктами 54 - 56 Положения N 1465, не применяется.
Вопрос: Особенности применения Положения в случае поставки продукции исполнителем, входящим в кооперацию.
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Порядок определения плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, установлен разделом IV Положения.
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Порядок определения плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, установлен разделом IV Положения.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Учитывая это, в соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ можно сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае административным правонарушением может являться виновное действие (бездействие) предприятия, связанное с несоблюдением положений о ГОЗ, утвержденных Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон) и Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465 "О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Учитывая это, в соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ можно сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае административным правонарушением может являться виновное действие (бездействие) предприятия, связанное с несоблюдением положений о ГОЗ, утвержденных Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон) и Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465 "О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление).
Статья: Практика Арбитражного суда Северо-Западного округа по спорам, связанным с исполнением государственного оборонного заказа
(Власова М.Г., Теплякова М.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)- единственных поставщиков по ГОЗ обязали согласовывать цену контракта путем направления заказчику документов, обосновывающих ценовое предложение по государственному контракту, по результатам рассмотрения которых заказчик должен выдать заключение по ценовым предложениям с указанием согласованной цены единственного поставщика либо с отказом с обоснованием причин несогласия с предложенной ценой. В случае формирования поставщиком предложения на основании затратного метода определения цены мотивированное решение заказчика о несогласии с предлагаемыми затратами должно включать обоснование сумм изменения затрат по каждой статье калькуляции цены единицы продукции. Также согласно новым нормам заказчики и поставщики ГОЗ могут раз в год по предложению одной из сторон уточнять и перерегистрировать цену единицы продукции.
(Власова М.Г., Теплякова М.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)- единственных поставщиков по ГОЗ обязали согласовывать цену контракта путем направления заказчику документов, обосновывающих ценовое предложение по государственному контракту, по результатам рассмотрения которых заказчик должен выдать заключение по ценовым предложениям с указанием согласованной цены единственного поставщика либо с отказом с обоснованием причин несогласия с предложенной ценой. В случае формирования поставщиком предложения на основании затратного метода определения цены мотивированное решение заказчика о несогласии с предлагаемыми затратами должно включать обоснование сумм изменения затрат по каждой статье калькуляции цены единицы продукции. Также согласно новым нормам заказчики и поставщики ГОЗ могут раз в год по предложению одной из сторон уточнять и перерегистрировать цену единицы продукции.
Вопрос: Вправе ли исполнители, участвующие в поставках продукции по государственному оборонному заказу, не применять уровень рентабельности, определенный государственным заказчиком?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Ответ: Порядок определения плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию установлен разделом IV Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1465 (далее - Положение N 1465).
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Ответ: Порядок определения плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию установлен разделом IV Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1465 (далее - Положение N 1465).
Вопрос: Если цена определена с применением затратного метода, может ли она превышать цену, рассчитанную с применением актуальных индексов-дефляторов Минэкономразвития России?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Ответ: Пунктом 15 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465, установлено, что при применении затратного метода цена на продукцию определяется как цена единицы продукции, формируемая исходя из определенного в установленном порядке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, в виде суммы величин указанных затрат и прибыли.
("Официальный сайт ФАС России", 2024)Ответ: Пунктом 15 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465, установлено, что при применении затратного метода цена на продукцию определяется как цена единицы продукции, формируемая исходя из определенного в установленном порядке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, в виде суммы величин указанных затрат и прибыли.