Затонувшее судно
Подборка наиболее важных документов по запросу Затонувшее судно (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Аренда транспортных средств с экипажем: Арендатор после прекращения договора не возвратил ТС. Арендодатель хочет истребовать ТС
(КонсультантПлюс, 2025)Арендатором доказана невозможность возврата транспортного средства (судно затонуло)
(КонсультантПлюс, 2025)Арендатором доказана невозможность возврата транспортного средства (судно затонуло)
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 226 "Движимые вещи, от которых собственник отказался" ГК РФ"Проанализировав положения статей 225 и 226 ГК РФ, статей 48 - 51 КВВТ РФ, статьей 25 и 26 Водного кодекса Российской Федерации, пунктов 3 и 4 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2020 N 1391, и принимая во внимание судебные акты по делу N 2-251/2020, суды установили, что обязанность по постановке на учет, организации поднятия, удаления или утилизации затонувшего судна в реке Аган возложена на ФБУ "Администрация "Обь-Иртышводпуть"; на подъем затонувших судов учреждению выделяются средства из федерального бюджета."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Иногда в следственной практике по делам о транспортных происшествиях встречаются ситуации, при которых следственный осмотр происходит в труднодоступной местности (например, под водой, на горной местности и т.п.), в результате чего следователь самостоятельно не может в полной мере воспринимать картину происшедшего. Например, для осмотра крушения воздушного судна на горной местности можно воспользоваться методом аэрофотосъемки посредством использования следователем-криминалистом беспилотных летательных аппаратов; для осмотра подводной части судна при посадке на мель, навалах, а в ряде случаев и для осмотра затонувших судов приглашаются водолазы, которые под водой имеют возможность зафиксировать положение отдельных устройств, приборов, сфотографировать повреждения и т.д. <1>. После этого следователь изучает картину места происшествия в режиме реального времени или по полученным фото- и видеоматериалам (см. рис. 4.14 - 4.18). В данном случае следует говорить об опосредованном осмотре места происшествия;
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Иногда в следственной практике по делам о транспортных происшествиях встречаются ситуации, при которых следственный осмотр происходит в труднодоступной местности (например, под водой, на горной местности и т.п.), в результате чего следователь самостоятельно не может в полной мере воспринимать картину происшедшего. Например, для осмотра крушения воздушного судна на горной местности можно воспользоваться методом аэрофотосъемки посредством использования следователем-криминалистом беспилотных летательных аппаратов; для осмотра подводной части судна при посадке на мель, навалах, а в ряде случаев и для осмотра затонувших судов приглашаются водолазы, которые под водой имеют возможность зафиксировать положение отдельных устройств, приборов, сфотографировать повреждения и т.д. <1>. После этого следователь изучает картину места происшествия в режиме реального времени или по полученным фото- и видеоматериалам (см. рис. 4.14 - 4.18). В данном случае следует говорить об опосредованном осмотре места происшествия;
Нормативные акты
"Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)Глава XIX.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УДАЛЕНИЕ
(ред. от 24.06.2025)Глава XIX.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УДАЛЕНИЕ
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 11.6.3. Несоблюдение требования о страховании или об ином финансовом обеспечении ответственности за удаление затонувшего судна
(ред. от 04.11.2025)Статья 11.6.3. Несоблюдение требования о страховании или об ином финансовом обеспечении ответственности за удаление затонувшего судна
Статья: Продажа утраченного предмета залога. Часть 1: обращение взыскания на утраченный предмет залога
(Зикун И.И.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 3)Представляется, что данный подход был заменен на известную в германском праве уступку виндикационного иска (§ 931 BGB), которая используется именно в той ситуации, когда вещь находится во владении третьего лица, что не мешает передаче прав на нее <52>. Уступка виндикационного иска - это рудимент идей XIX в. и более ранних исторических воззрений. Для целей оборота уступка виндикационного иска в современном германском праве приравнивается к передаче права собственности <53>. Положения § 931 BGB намеренно были оставлены открытыми и распространяются на случаи, когда вещь была передана в непосредственное владение на основании договора (например, договора хранения) или была утрачена и украдена. Однако если вещью никто не владеет (например, затонувшее судно), то виндицировать вещь не у кого, а значит, уступать нечего. Но даже в таком случае передача права собственности возможна и для этого достаточно одного соглашения.
(Зикун И.И.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 3)Представляется, что данный подход был заменен на известную в германском праве уступку виндикационного иска (§ 931 BGB), которая используется именно в той ситуации, когда вещь находится во владении третьего лица, что не мешает передаче прав на нее <52>. Уступка виндикационного иска - это рудимент идей XIX в. и более ранних исторических воззрений. Для целей оборота уступка виндикационного иска в современном германском праве приравнивается к передаче права собственности <53>. Положения § 931 BGB намеренно были оставлены открытыми и распространяются на случаи, когда вещь была передана в непосредственное владение на основании договора (например, договора хранения) или была утрачена и украдена. Однако если вещью никто не владеет (например, затонувшее судно), то виндицировать вещь не у кого, а значит, уступать нечего. Но даже в таком случае передача права собственности возможна и для этого достаточно одного соглашения.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> За рубежом имеется опыт принятия законов, специально регламентирующих вопросы, связанные с затонувшими кораблями, в том числе устанавливающие особый административный порядок доступа на такие суда с целью их исследования или подъема. В качестве примера можно привести Акт об охране затонувших судов, принятый в Великобритании в 1973 г. См.: Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012; Николаев И.Р. Становление и развитие правовой охраны подводного культурного наследия в Великобритании // Вопросы подводной археологии. 2021. N 12. С. 54 - 63.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> За рубежом имеется опыт принятия законов, специально регламентирующих вопросы, связанные с затонувшими кораблями, в том числе устанавливающие особый административный порядок доступа на такие суда с целью их исследования или подъема. В качестве примера можно привести Акт об охране затонувших судов, принятый в Великобритании в 1973 г. См.: Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012; Николаев И.Р. Становление и развитие правовой охраны подводного культурного наследия в Великобритании // Вопросы подводной археологии. 2021. N 12. С. 54 - 63.
Статья: Деятельность Франции в сфере охраны морской окружающей среды: правовые аспекты
(Войтович Е.А., Попов Г.Е.)
("Экологическое право", 2024, N 2)В целях сохранения и преумножения биоразнообразия Франция планомерно увеличивает площадь морских охраняемых районов <18>. По состоянию на 2022 г. 33% французских морских территорий находятся под охраной, а всего их насчитывается 565. Одним из эффективных инструментов сохранения морских территорий является создание морских парков <19>. С 2007 г. по настоящее время было создано 8 таких объектов, крупнейшим из которых является Морской природный парк "Мартиника" (Вест-Индия), площадь которого составляет 48 900 км2. Так, в 2023 г. в рамках природного парка "Мартиника" реализуется программа по поиску и утилизации вышедших из строя, брошенных лодок, а также затонувших судов, являющихся источниками загрязнения морских вод. Количество таких судов на территории парка составляет более 140 штук, из которых уже разобрано и утилизировано более 50.
(Войтович Е.А., Попов Г.Е.)
("Экологическое право", 2024, N 2)В целях сохранения и преумножения биоразнообразия Франция планомерно увеличивает площадь морских охраняемых районов <18>. По состоянию на 2022 г. 33% французских морских территорий находятся под охраной, а всего их насчитывается 565. Одним из эффективных инструментов сохранения морских территорий является создание морских парков <19>. С 2007 г. по настоящее время было создано 8 таких объектов, крупнейшим из которых является Морской природный парк "Мартиника" (Вест-Индия), площадь которого составляет 48 900 км2. Так, в 2023 г. в рамках природного парка "Мартиника" реализуется программа по поиску и утилизации вышедших из строя, брошенных лодок, а также затонувших судов, являющихся источниками загрязнения морских вод. Количество таких судов на территории парка составляет более 140 штук, из которых уже разобрано и утилизировано более 50.
Информация: Совещание с членами Правительства
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)Для подъема затонувших фрагментов танкеров - носовой части "Волгонефть-239", а также носовой и кормовой частей "Волгонефть-212" - разрабатывается проект подъема. Вопросы подъема и утилизации затонувших судов находятся на особом контроле у Министра транспорта России Романа Владимировича Старовойта.
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)Для подъема затонувших фрагментов танкеров - носовой части "Волгонефть-239", а также носовой и кормовой частей "Волгонефть-212" - разрабатывается проект подъема. Вопросы подъема и утилизации затонувших судов находятся на особом контроле у Министра транспорта России Романа Владимировича Старовойта.
Статья: Проблемы использования административного ресурса транспортной отрасли при осуществлении межведомственного взаимодействия с целью реализации основных принципов экологического благополучия
(Семенов А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Одним из примеров грамотного внедрения транспортной повестки в экологический проект служат действия по реализации федерального проекта "Генеральная уборка". Данный проект предполагает ликвидацию наиболее опасных объектов, представляющих угрозу здоровью населения, и в частности, одним из пунктов данного проекта выступает программа по подъему и утилизации затонувших судов. Считаем нужным обратить внимание на то, что данный проект в настоящее время реализуется, его запуск начался 1 января 2022 г., завершение планируется 31 декабря 2030 г. Согласно паспорту данного проекта он начал реализовываться с января 2022 г. Его предполагаемый срок окончания обозначен на 31 декабря 2030 г., что согласуется с остальными стратегическими направлениями проектной деятельности нашей страны в части реализации национальных проектов. Интересующими нас задачами в рамках данного направления является подъем судов, которые ранее были затоплены и в пределах Дальневосточного федерального округа. При реализации данного проекта вектор сместился в сторону профилактики недопущения сплошного бесконтрольного подъема затопленных судов во избежание обострения экологической повестки на Дальнем Востоке (в паспорте федерального проекта отмечена связь с государственной программой Российской Федерации "Регулирование качества окружающей среды"). Для этого в проекте "Генеральная уборка" предложено межведомственное взаимодействие путем рекомендации Министерству транспорта Российской Федерации принять приказ, содержащий обязательный перечень признаков, позволяющих разграничить выявляемое затопленное имущество по степени вреда, наносимого окружающей среде. Также примером внедрения транспортной повестки в экологический проект служит выбранное "Генеральной уборкой" направление на установление обязательств собственника затонувшего имущества в целях исключения возможности сознательного затопления судов в будущем.
(Семенов А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Одним из примеров грамотного внедрения транспортной повестки в экологический проект служат действия по реализации федерального проекта "Генеральная уборка". Данный проект предполагает ликвидацию наиболее опасных объектов, представляющих угрозу здоровью населения, и в частности, одним из пунктов данного проекта выступает программа по подъему и утилизации затонувших судов. Считаем нужным обратить внимание на то, что данный проект в настоящее время реализуется, его запуск начался 1 января 2022 г., завершение планируется 31 декабря 2030 г. Согласно паспорту данного проекта он начал реализовываться с января 2022 г. Его предполагаемый срок окончания обозначен на 31 декабря 2030 г., что согласуется с остальными стратегическими направлениями проектной деятельности нашей страны в части реализации национальных проектов. Интересующими нас задачами в рамках данного направления является подъем судов, которые ранее были затоплены и в пределах Дальневосточного федерального округа. При реализации данного проекта вектор сместился в сторону профилактики недопущения сплошного бесконтрольного подъема затопленных судов во избежание обострения экологической повестки на Дальнем Востоке (в паспорте федерального проекта отмечена связь с государственной программой Российской Федерации "Регулирование качества окружающей среды"). Для этого в проекте "Генеральная уборка" предложено межведомственное взаимодействие путем рекомендации Министерству транспорта Российской Федерации принять приказ, содержащий обязательный перечень признаков, позволяющих разграничить выявляемое затопленное имущество по степени вреда, наносимого окружающей среде. Также примером внедрения транспортной повестки в экологический проект служит выбранное "Генеральной уборкой" направление на установление обязательств собственника затонувшего имущества в целях исключения возможности сознательного затопления судов в будущем.