Защита семьи
Подборка наиболее важных документов по запросу Защита семьи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 292 ГК РФ "Права членов семьи собственников жилого помещения"3. Позиции о возможности защиты права членов семьи собственника на жилое помещение (п. 3 ст. 292 ГК РФ)
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 7 Конституции РФ"3. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" как основополагающий нормативный правовой акт, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, устанавливает для них единую систему материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, выполняемых задач и условий, порядка прохождения ими военной службы. Основываясь на принципе государственной поддержки и защиты семьи, закрепленном в статьях 7 (часть 2), 38 (часть 1) и 72 (пункт "ж.1" части 1) Конституции Российской Федерации, законодатель предусматривает социальные гарантии также для членов семей военнослужащих, которые, пребывая с ними в личных (брачных, родственных) отношениях, разделяют с ними ограничения и трудности, связанные с прохождением военной службы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2021 года N 52-П). Устанавливая права, социальные гарантии и иные меры социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" закрепляет, что реализация этих мер является функцией государства (пункты 1 - 4 статьи 3)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Защита прав семьи в корпоративных отношениях
(Ситдикова Л.Б., Стародумова С.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 6)"Семейное и жилищное право", 2024, N 6
(Ситдикова Л.Б., Стародумова С.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 6)"Семейное и жилищное право", 2024, N 6
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ
"О Правительстве Российской Федерации"Статья 15. Полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты семьи и детства
"О Правительстве Российской Федерации"Статья 15. Полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты семьи и детства
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О статусе военнослужащих"Статья 24. Социальная защита членов семей военнослужащих, потерявших кормильца
(ред. от 07.07.2025)
"О статусе военнослужащих"Статья 24. Социальная защита членов семей военнослужащих, потерявших кормильца
Статья: Оговорка о публичном порядке как инструмент охраны семейных ценностей
(Ситкова О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)"Семейное и жилищное право", 2023, N 1
(Ситкова О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)"Семейное и жилищное право", 2023, N 1
Статья: Публично-правовой механизм защиты граждан от семейного насилия
(Равнюшкин А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)"Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3
(Равнюшкин А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)"Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3
Статья: Защита семейных прав: природа и тенденции развития
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 1)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 1
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 1)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 1
Статья: Защита семьи как предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
(Гошуляк В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4
(Гошуляк В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)"Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4
Статья: Предоставление мужу ежегодного отпуска во время предоставления жене отпуска по беременности и родам
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 1)Законодательство, охраняя интересы семьи, предоставляет работнику-мужчине право брать отпуск во время нахождения его жены в отпуске по беременности и родам. Это право предусмотрено ч. 4 ст. 123 Трудового кодекса РФ:
(Семенова М.А.)
("Кадровик-практик", 2025, N 1)Законодательство, охраняя интересы семьи, предоставляет работнику-мужчине право брать отпуск во время нахождения его жены в отпуске по беременности и родам. Это право предусмотрено ч. 4 ст. 123 Трудового кодекса РФ:
Статья: Будут ли защищены бывшие члены семьи собственника приватизированного жилья?
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2022, N 7)В последнее время вопрос защиты прав членов семьи собственника жилого помещения породил большое количество споров. Законодательство на протяжении последних десятилетий по-разному регулировало сферу прав, которыми наделены данные лица. Так в 1994 г., когда был принят ГК РФ, ст. 292 содержала норму о том, что члены семьи собственника жилья имеют такие же права на проживание там, как и собственник. Кроме того, было предусмотрено, что данное право имеет свойство следования, что породило негативные последствия для приобретателей жилой недвижимости.
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2022, N 7)В последнее время вопрос защиты прав членов семьи собственника жилого помещения породил большое количество споров. Законодательство на протяжении последних десятилетий по-разному регулировало сферу прав, которыми наделены данные лица. Так в 1994 г., когда был принят ГК РФ, ст. 292 содержала норму о том, что члены семьи собственника жилья имеют такие же права на проживание там, как и собственник. Кроме того, было предусмотрено, что данное право имеет свойство следования, что породило негативные последствия для приобретателей жилой недвижимости.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Примечательно, что до принятия и вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ Определением КС России от 6 февраля 2004 г. N 52-О <58> было отказано в принятии к рассмотрению запроса о проверке конституционности п. 1 ст. 34 части первой ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ, в котором указывалось, что оспариваемые нормы как возлагающие опеку и попечительство над детьми, оставшимися без попечения родителей, на органы местного самоуправления не согласуются со ст. 38 (ч. 1) и 72 (подп. "ж" ч. 1) Конституции РФ, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а функции защиты семьи, материнства, отцовства и детства отнесены к совместному ведению России и ее субъектов. Как отмечено КС России при этом, федеральный законодатель, реализуя свои полномочия в сфере семейного законодательства, а именно осуществляя правовое регулирование отношений, связанных с защитой семьи, материнства, отцовства и детства, а также с социальной защитой (ст. 72, п. "ж" и "к" ч. 1, Конституции РФ), вправе отнести вопросы опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, к вопросам муниципального уровня, и с этой точки зрения п. 1 ст. 34 части первой ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ сами по себе не могут рассматриваться как противоречащие Конституции РФ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Примечательно, что до принятия и вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ Определением КС России от 6 февраля 2004 г. N 52-О <58> было отказано в принятии к рассмотрению запроса о проверке конституционности п. 1 ст. 34 части первой ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ, в котором указывалось, что оспариваемые нормы как возлагающие опеку и попечительство над детьми, оставшимися без попечения родителей, на органы местного самоуправления не согласуются со ст. 38 (ч. 1) и 72 (подп. "ж" ч. 1) Конституции РФ, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а функции защиты семьи, материнства, отцовства и детства отнесены к совместному ведению России и ее субъектов. Как отмечено КС России при этом, федеральный законодатель, реализуя свои полномочия в сфере семейного законодательства, а именно осуществляя правовое регулирование отношений, связанных с защитой семьи, материнства, отцовства и детства, а также с социальной защитой (ст. 72, п. "ж" и "к" ч. 1, Конституции РФ), вправе отнести вопросы опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, к вопросам муниципального уровня, и с этой точки зрения п. 1 ст. 34 части первой ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ сами по себе не могут рассматриваться как противоречащие Конституции РФ.