Защита предпенсионеров
Подборка наиболее важных документов по запросу Защита предпенсионеров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Гарантии и льготы работников-предпенсионеров
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)Защита прав предпенсионеров и интересов работодателей
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)Защита прав предпенсионеров и интересов работодателей
Статья: Обязательная доля в наследстве для лиц предпенсионного возраста в Российской Федерации
(Цокур Е.Ф.)
("Наследственное право", 2021, N 3)Некоторые эксперты принятые законодательные поправки о включении лиц предпенсионного возраста в категорию, которая претендует на обязательную долю в наследстве, подвергли критике <5>. Защита отдельных категорий наследников через выделение им обязательной доли из наследственной массы является важным механизмом защиты особо нуждающихся в этом лиц, но при этом отмечается, что порядок расчета обязательной доли неэффективен и несправедлив, так как размер ее зависит от общего числа законных наследников <6>. Например, в завещании не был упомянут супруг предпенсионного возраста, после смерти супруги он получит половину обязательной доли, но в случае, если у супружеской пары имелись дети, то обязательная доля супруга предпенсионного возраста суммарно станет меньше. В таких ситуациях степень защиты предпенсионера зависит от количества претендентов на наследство. Возникают справедливые вопросы: должен ли расчет обязательной доли зависеть от общего числа наследников по закону, возможно ли определить фиксированный размер обязательной доли, который бы выражался в количестве МРОТ? - такой подход в большей степени учитывает интересы предпенсионеров.
(Цокур Е.Ф.)
("Наследственное право", 2021, N 3)Некоторые эксперты принятые законодательные поправки о включении лиц предпенсионного возраста в категорию, которая претендует на обязательную долю в наследстве, подвергли критике <5>. Защита отдельных категорий наследников через выделение им обязательной доли из наследственной массы является важным механизмом защиты особо нуждающихся в этом лиц, но при этом отмечается, что порядок расчета обязательной доли неэффективен и несправедлив, так как размер ее зависит от общего числа законных наследников <6>. Например, в завещании не был упомянут супруг предпенсионного возраста, после смерти супруги он получит половину обязательной доли, но в случае, если у супружеской пары имелись дети, то обязательная доля супруга предпенсионного возраста суммарно станет меньше. В таких ситуациях степень защиты предпенсионера зависит от количества претендентов на наследство. Возникают справедливые вопросы: должен ли расчет обязательной доли зависеть от общего числа наследников по закону, возможно ли определить фиксированный размер обязательной доли, который бы выражался в количестве МРОТ? - такой подход в большей степени учитывает интересы предпенсионеров.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Расширяется перечень жизненных событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг (31.12.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Расширяется перечень жизненных событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг (31.12.2025)
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2022 N 11-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в связи с жалобой гражданки И.И. Котловой"3.1. Само по себе упоминание о лицах предпенсионного возраста как одной из категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы и потому особо нуждающихся в социальной защите, содержалось еще в первоначальной редакции Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". При этом обеспечение дополнительных гарантий содействия занятости таких граждан осуществлялось, в частности, путем создания для них дополнительных рабочих мест, а также организации их обучения по специальным программам (пункт 1 статьи 13). Кроме того, для граждан, общий трудовой стаж которых давал право на пенсию по старости (включая пенсии на льготных условиях), продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивалась на две календарные недели сверх установленных 12 месяцев за каждый год работы, превышающий требуемый стаж, а по предложению государственной службы занятости населения им предоставлялась также возможность досрочного, но не ранее чем за два года до установленного законодательством срока, выхода на пенсию (статья 35). В то же время критерии отнесения граждан к лицам предпенсионного возраста данным Законом Российской Федерации изначально установлены не были.
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в связи с жалобой гражданки И.И. Котловой"3.1. Само по себе упоминание о лицах предпенсионного возраста как одной из категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы и потому особо нуждающихся в социальной защите, содержалось еще в первоначальной редакции Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". При этом обеспечение дополнительных гарантий содействия занятости таких граждан осуществлялось, в частности, путем создания для них дополнительных рабочих мест, а также организации их обучения по специальным программам (пункт 1 статьи 13). Кроме того, для граждан, общий трудовой стаж которых давал право на пенсию по старости (включая пенсии на льготных условиях), продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивалась на две календарные недели сверх установленных 12 месяцев за каждый год работы, превышающий требуемый стаж, а по предложению государственной службы занятости населения им предоставлялась также возможность досрочного, но не ранее чем за два года до установленного законодательством срока, выхода на пенсию (статья 35). В то же время критерии отнесения граждан к лицам предпенсионного возраста данным Законом Российской Федерации изначально установлены не были.
Статья: Явление социальной инклюзии в праве социального обеспечения
(Трутаева А.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)Действительно, наиболее привычным примером социальной эксклюзии следует признать лицо, которому установлена инвалидность. Бедность обусловливает масштабную социальную эксклюзию малоимущего лица. Не располагая достаточным объемом средств к существованию, малоимущее лицо не имеет возможности не только удовлетворить базовые потребности, но не способно участвовать в целом в жизни общества - получать образование или посещать культурные мероприятия, путешествовать, а нередко - даже поддерживать необходимые технологические условия для коммуникаций с близкими или для элементарного обращения за социальным обеспечением. Социальная эксклюзия постигает лицо, оказавшееся безработным. Потеряв работу, гражданин лишается не только участия в привычных взаимодействиях коллег, но и возможности профессионального развития. Зачастую обращение в органы государственной службы занятости не способно эффективно повлиять на трудоустройство. На многолетнюю проблему неэффективности государственной системы защиты от безработицы и содействия занятости населения закономерно обращено внимание представителей науки <17>. С сожалением приходится констатировать, что в условиях пандемии и предпочтительного дистанционного взаимодействия как в трудовых отношениях, так и в отношениях социального обеспечения социальная эксклюзия лишь усугубляется, если лицо не располагает необходимыми навыками или техническими условиями. В таких случаях целые блоки мер социального обеспечения безработных и содействия в их трудоустройстве становятся просто нереализуемыми <18>. Достижение человеком пенсионного возраста прежде всего связывается с утратой возможности трудиться и иметь заработок, однако фактически часто сопряжено с выходом лица из множества привычных социальных контактов в силу ухудшения состояния здоровья, отсутствия возможности трудиться, получать образование или повышать квалификацию, реализовать потенциал каким-либо иным способом. Следует отметить, что в настоящее время наметилась и усугубляется проблема социальной эксклюзии лиц предпенсионного возраста. Претерпевая последствия неправомерных, несправедливых действий со стороны работодателей (как действующих, так и потенциальных), лица предпенсионного возраста оказываются порой не просто за границами профессиональных сообществ или просто группы трудоустроенных граждан, но и лишаются самой возможности трудоустроиться: реализовать принадлежащие им права и вступить в соответствующие социальные связи. На различные аспекты социальной эксклюзии лиц пенсионного и предпенсионного возраста, дискриминацию и потребность в мерах социальной защиты периодически обращается внимание в науке <19>.
(Трутаева А.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)Действительно, наиболее привычным примером социальной эксклюзии следует признать лицо, которому установлена инвалидность. Бедность обусловливает масштабную социальную эксклюзию малоимущего лица. Не располагая достаточным объемом средств к существованию, малоимущее лицо не имеет возможности не только удовлетворить базовые потребности, но не способно участвовать в целом в жизни общества - получать образование или посещать культурные мероприятия, путешествовать, а нередко - даже поддерживать необходимые технологические условия для коммуникаций с близкими или для элементарного обращения за социальным обеспечением. Социальная эксклюзия постигает лицо, оказавшееся безработным. Потеряв работу, гражданин лишается не только участия в привычных взаимодействиях коллег, но и возможности профессионального развития. Зачастую обращение в органы государственной службы занятости не способно эффективно повлиять на трудоустройство. На многолетнюю проблему неэффективности государственной системы защиты от безработицы и содействия занятости населения закономерно обращено внимание представителей науки <17>. С сожалением приходится констатировать, что в условиях пандемии и предпочтительного дистанционного взаимодействия как в трудовых отношениях, так и в отношениях социального обеспечения социальная эксклюзия лишь усугубляется, если лицо не располагает необходимыми навыками или техническими условиями. В таких случаях целые блоки мер социального обеспечения безработных и содействия в их трудоустройстве становятся просто нереализуемыми <18>. Достижение человеком пенсионного возраста прежде всего связывается с утратой возможности трудиться и иметь заработок, однако фактически часто сопряжено с выходом лица из множества привычных социальных контактов в силу ухудшения состояния здоровья, отсутствия возможности трудиться, получать образование или повышать квалификацию, реализовать потенциал каким-либо иным способом. Следует отметить, что в настоящее время наметилась и усугубляется проблема социальной эксклюзии лиц предпенсионного возраста. Претерпевая последствия неправомерных, несправедливых действий со стороны работодателей (как действующих, так и потенциальных), лица предпенсионного возраста оказываются порой не просто за границами профессиональных сообществ или просто группы трудоустроенных граждан, но и лишаются самой возможности трудоустроиться: реализовать принадлежащие им права и вступить в соответствующие социальные связи. На различные аспекты социальной эксклюзии лиц пенсионного и предпенсионного возраста, дискриминацию и потребность в мерах социальной защиты периодически обращается внимание в науке <19>.
Готовое решение: Как предоставить и оплатить выходные дни для прохождения работниками диспансеризации
(КонсультантПлюс, 2025)Количество дней, предоставляемых в течение года для прохождения диспансеризации, предусмотренной законодательством в сфере охраны здоровья, зависит от возраста работника.
(КонсультантПлюс, 2025)Количество дней, предоставляемых в течение года для прохождения диспансеризации, предусмотренной законодательством в сфере охраны здоровья, зависит от возраста работника.
Статья: Роль нотариата при наследовании предприятий без образования юридического лица
(Кириллова Е.А.)
("Нотариус", 2021, N 1)В случае если наследодатель распорядился предприятием на случай смерти, наследниками могут быть не только родственники, но и любые лица, указанные в завещании (ст. 1121 ГК РФ). Согласно ст. 1149 ГК РФ право наследовать долю в предприятии имеют обязательные наследники, к которым относятся нетрудоспособные родственники наследодателя - дети, супруг, родители. В связи с вступлением в силу 1 июня 2019 г. Федерального закона N 217-ФЗ "О внесении изменений в статью 256 части первой и часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации" <4> к нетрудоспособным родственникам, имеющим право на обязательную долю в наследстве, относятся и люди предпенсионного возраста. Внесенные поправки требуют пояснений: так как пенсионный возраст с 2020 г. был повышен, то логично было бы предположить, что и право на обязательную долю в наследстве будет гарантировано только гражданам, достигшим пенсионного возраста в соответствии с проведенной пенсионной реформой. Однако законодатель защитил права людей предпенсионного возраста и внес соответствующие поправки в часть третью ГК РФ, таким образом, право на обязательную долю в наследстве имеют женщины, достигшие возраста 55 лет, и мужчины, соответственно, достигшие возраста 60 лет.
(Кириллова Е.А.)
("Нотариус", 2021, N 1)В случае если наследодатель распорядился предприятием на случай смерти, наследниками могут быть не только родственники, но и любые лица, указанные в завещании (ст. 1121 ГК РФ). Согласно ст. 1149 ГК РФ право наследовать долю в предприятии имеют обязательные наследники, к которым относятся нетрудоспособные родственники наследодателя - дети, супруг, родители. В связи с вступлением в силу 1 июня 2019 г. Федерального закона N 217-ФЗ "О внесении изменений в статью 256 части первой и часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации" <4> к нетрудоспособным родственникам, имеющим право на обязательную долю в наследстве, относятся и люди предпенсионного возраста. Внесенные поправки требуют пояснений: так как пенсионный возраст с 2020 г. был повышен, то логично было бы предположить, что и право на обязательную долю в наследстве будет гарантировано только гражданам, достигшим пенсионного возраста в соответствии с проведенной пенсионной реформой. Однако законодатель защитил права людей предпенсионного возраста и внес соответствующие поправки в часть третью ГК РФ, таким образом, право на обязательную долю в наследстве имеют женщины, достигшие возраста 55 лет, и мужчины, соответственно, достигшие возраста 60 лет.
Готовое решение: Как возместить расходы на предупредительные меры, финансируемые за счет СФР
(КонсультантПлюс, 2025)приобретение средств индивидуальной защиты и смывающих средств на основании Единых типовых норм выдачи таких средств (с учетом результатов спецоценки условий труда, оценки профессиональных рисков, мнения профсоюза);
(КонсультантПлюс, 2025)приобретение средств индивидуальной защиты и смывающих средств на основании Единых типовых норм выдачи таких средств (с учетом результатов спецоценки условий труда, оценки профессиональных рисков, мнения профсоюза);
Статья: Как получить от СФР финобеспечение предупредительных мер
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2025, N 3)- обучение по охране труда отдельных категорий работников;
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2025, N 3)- обучение по охране труда отдельных категорий работников;
Статья: Механизм осуществления субъективных прав и исполнения обязанностей работника и работодателя: судебное толкование
(Офман Е.М.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)Но сегодня суды в своих рассуждениях о слабой стороне правоотношения идут дальше и выделяют среди работников особую группу - "лица, нуждающиеся в повышенной социальной защите", относя к ней беременных женщин, одиноких матерей, лиц с семейными обязанностями, несовершеннолетних работников, лиц старшей возрастной группы, в том числе предпенсионеров, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Уязвимость таких лиц аргументируется различными факторами: дискриминацией, в том числе косвенной; незнанием трудового законодательства; меньшей конкурентоспособностью на рынке труда; страхом потерять источник средств к существованию <5>. Представляется, что преимущественная защита данных лиц за пределами законодательного регулирования не обусловлена объективными причинами, а связана прежде всего с необходимостью обеспечения их устойчивой занятости.
(Офман Е.М.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)Но сегодня суды в своих рассуждениях о слабой стороне правоотношения идут дальше и выделяют среди работников особую группу - "лица, нуждающиеся в повышенной социальной защите", относя к ней беременных женщин, одиноких матерей, лиц с семейными обязанностями, несовершеннолетних работников, лиц старшей возрастной группы, в том числе предпенсионеров, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Уязвимость таких лиц аргументируется различными факторами: дискриминацией, в том числе косвенной; незнанием трудового законодательства; меньшей конкурентоспособностью на рынке труда; страхом потерять источник средств к существованию <5>. Представляется, что преимущественная защита данных лиц за пределами законодательного регулирования не обусловлена объективными причинами, а связана прежде всего с необходимостью обеспечения их устойчивой занятости.
Вопрос: Работник проходит медкомиссию для оформления инвалидности. Должен ли работодатель отпускать его с работы с оплатой этого времени?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2024)- предпенсионерам и пенсионерам - два выходных дня один раз в год.
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2024)- предпенсионерам и пенсионерам - два выходных дня один раз в год.
Статья: Анализ общемировых нарастающих тенденций, оказывающих влияние на регулирование труда
(Ганчурина Н.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)- защита прав работников старшего возраста (предоставление на законодательном уровне дополнительных гарантий в сфере труда лицам предпенсионного возраста, активно реализуемое на территории РФ в последние годы, но зачастую имеющее обратный эффект);
(Ганчурина Н.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)- защита прав работников старшего возраста (предоставление на законодательном уровне дополнительных гарантий в сфере труда лицам предпенсионного возраста, активно реализуемое на территории РФ в последние годы, но зачастую имеющее обратный эффект);
Статья: Занятость населения и реализация прав граждан на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2021, N 4)В Конституции РФ с учетом поправок, принятых на общенародном голосовании в 2020 г., усилены социальные стандарты защиты населения, впоследствии конкретизированные в нормативных правовых актах, также закреплены социально-трудовые гарантии занятости граждан предпенсионного возраста.
(Петюкова О.Н.)
("Современный юрист", 2021, N 4)В Конституции РФ с учетом поправок, принятых на общенародном голосовании в 2020 г., усилены социальные стандарты защиты населения, впоследствии конкретизированные в нормативных правовых актах, также закреплены социально-трудовые гарантии занятости граждан предпенсионного возраста.
Статья: Ответственность работодателя и его представителей за преступления против прав работников
(Коломоец Е.Е.)
("Мировой судья", 2022, N 8)В 2018 г. был принят Федеральный закон о внесении изменений в УК РФ, которым была предусмотрена уголовная ответственность за необоснованное увольнение или необоснованный неприем на работу граждан, достигших предпенсионного возраста. В определенной мере такое изменение в УК РФ было продиктовано необходимостью защитить лиц предпенсионного возраста ввиду изменения возраста выхода на пенсию в России.
(Коломоец Е.Е.)
("Мировой судья", 2022, N 8)В 2018 г. был принят Федеральный закон о внесении изменений в УК РФ, которым была предусмотрена уголовная ответственность за необоснованное увольнение или необоснованный неприем на работу граждан, достигших предпенсионного возраста. В определенной мере такое изменение в УК РФ было продиктовано необходимостью защитить лиц предпенсионного возраста ввиду изменения возраста выхода на пенсию в России.