Защита прав предпринимателей прокуратура
Подборка наиболее важных документов по запросу Защита прав предпринимателей прокуратура (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Защита прокурором прав предпринимателей в сфере административной юрисдикции
(Бут Н.Д., Егупов Д.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 6)Подводя итог, отметим, что деятельность органов прокуратуры по защите прав предпринимателей в сфере административной юрисдикции, а также реализация приведенных предложений по совершенствованию законодательства призваны обеспечить выполнение поставленных руководством страны задач дальнейшего снижения нагрузки на субъектов предпринимательской деятельности и формирования благоприятного инвестиционного климата.
(Бут Н.Д., Егупов Д.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 6)Подводя итог, отметим, что деятельность органов прокуратуры по защите прав предпринимателей в сфере административной юрисдикции, а также реализация приведенных предложений по совершенствованию законодательства призваны обеспечить выполнение поставленных руководством страны задач дальнейшего снижения нагрузки на субъектов предпринимательской деятельности и формирования благоприятного инвестиционного климата.
Статья: Об обеспечении защиты прав и законных интересов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, от преступных посягательств
(Иванов П.И.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)Участники форумов единодушно высказались о том, чтобы существующие на сегодняшний день проблемы, связанные с предпринимательством, решались посредством: выстраивания гармоничного диалога власти, бизнеса и контрольно-надзорных ведомств; сохранения стратегической роли субъектов малого и среднего бизнеса в реализации национальных проектов; осуществления антикризисных мер поддержки бизнеса в условиях возникших чрезвычайных обстоятельств; повышения роли органов прокуратуры в защите прав предпринимателей; снижения административного давления на бизнес.
(Иванов П.И.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)Участники форумов единодушно высказались о том, чтобы существующие на сегодняшний день проблемы, связанные с предпринимательством, решались посредством: выстраивания гармоничного диалога власти, бизнеса и контрольно-надзорных ведомств; сохранения стратегической роли субъектов малого и среднего бизнеса в реализации национальных проектов; осуществления антикризисных мер поддержки бизнеса в условиях возникших чрезвычайных обстоятельств; повышения роли органов прокуратуры в защите прав предпринимателей; снижения административного давления на бизнес.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об основах общественного контроля в Российской Федерации"6) в случае выявления фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций направлять в соответствии с федеральным законодательством материалы, полученные в ходе осуществления общественного контроля, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации и в органы прокуратуры;
(ред. от 25.12.2023)
"Об основах общественного контроля в Российской Федерации"6) в случае выявления фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций направлять в соответствии с федеральным законодательством материалы, полученные в ходе осуществления общественного контроля, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах Российской Федерации и в органы прокуратуры;
Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ
(ред. от 30.11.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"11. Формирование и утверждение ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей на 2015 год, предусматривающих проверку соблюдения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя юридическими лицами (их филиалами, представительствами, обособленными структурными подразделениями), индивидуальными предпринимателями обязательных требований при осуществлении видов деятельности, указанных в части 9 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", осуществляются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в срок до 15 июня 2015 года без согласования с органами прокуратуры.
(ред. от 30.11.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"11. Формирование и утверждение ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей на 2015 год, предусматривающих проверку соблюдения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя юридическими лицами (их филиалами, представительствами, обособленными структурными подразделениями), индивидуальными предпринимателями обязательных требований при осуществлении видов деятельности, указанных в части 9 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", осуществляются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в срок до 15 июня 2015 года без согласования с органами прокуратуры.
Статья: Мировые стандарты в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма: актуальные вопросы
(Агамагомедова С.А.)
("Международное право и международные организации", 2025, N 1)Мировые стандарты в области ПОД/ФТ закономерно трансформируются под воздействием целого ряда факторов. Кроме интеграции и цифровизации, к ним следует отнести внедрение риск-ориентированного подхода в этой области. Помимо него основными направлениями обновленных рекомендаций ФАТФ стали вопросы прозрачности финансовых операций, акцент на операционные стандарты, ответы на новые угрозы и разработка адекватных им мер реагирования, межведомственное сотрудничество в рамках ПОД/ФТ. Последнее заслуживает отдельного внимания. В механизме ПОД/ФТ задействована целая система органов на национальном уровне. Применительно к России речь идет о взаимодействии между Центробанком, Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной таможенной службой, Федеральной налоговой службой, Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Следственным комитетом РФ, Федеральной Службой безопасности РФ, Министерством внутренних дел РФ, Генеральной прокуратурой РФ и другими органами [18]. Стратегические документы, регламентирующие деятельность отдельных из них, содержат положения об учете мировых стандартов в рамках рекомендаций ФАТФ при реализации комплекса мероприятий, направленных на обеспечение мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма [19].
(Агамагомедова С.А.)
("Международное право и международные организации", 2025, N 1)Мировые стандарты в области ПОД/ФТ закономерно трансформируются под воздействием целого ряда факторов. Кроме интеграции и цифровизации, к ним следует отнести внедрение риск-ориентированного подхода в этой области. Помимо него основными направлениями обновленных рекомендаций ФАТФ стали вопросы прозрачности финансовых операций, акцент на операционные стандарты, ответы на новые угрозы и разработка адекватных им мер реагирования, межведомственное сотрудничество в рамках ПОД/ФТ. Последнее заслуживает отдельного внимания. В механизме ПОД/ФТ задействована целая система органов на национальном уровне. Применительно к России речь идет о взаимодействии между Центробанком, Федеральной службой по финансовому мониторингу, Федеральной таможенной службой, Федеральной налоговой службой, Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Следственным комитетом РФ, Федеральной Службой безопасности РФ, Министерством внутренних дел РФ, Генеральной прокуратурой РФ и другими органами [18]. Стратегические документы, регламентирующие деятельность отдельных из них, содержат положения об учете мировых стандартов в рамках рекомендаций ФАТФ при реализации комплекса мероприятий, направленных на обеспечение мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма [19].
Статья: Прокурор: полномочия, основания и порядок деятельности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ч. 7 ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте в срок до 31 декабря текущего календарного года.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ч. 7 ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем официальном сайте в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Статья: Роль прокуратуры в инициировании регрессных исков о возмещении ущерба бюджету, причиненного в результате неисполнения государственных и муниципальных контрактов, как мера профилактики нарушений прав предпринимателей
(Нальгиева Р.М.)
("Юрист", 2025, N 9)В апреле 2024 г. начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации Д.Ю. Данилов на основе анализа статистических данных пресеченных нарушений и роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства отметил, что "принятые меры организационного характера положительно сказались на состоянии законности в сфере защиты прав предпринимателей" <10>.
(Нальгиева Р.М.)
("Юрист", 2025, N 9)В апреле 2024 г. начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации Д.Ю. Данилов на основе анализа статистических данных пресеченных нарушений и роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства отметил, что "принятые меры организационного характера положительно сказались на состоянии законности в сфере защиты прав предпринимателей" <10>.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
Статья: Уголовная политика Российской Федерации в области обеспечения финансовой безопасности
(Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)Также согласно докладу Уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту РФ более половины экспертов считают, что необходимо увеличить объем полномочий органов прокуратуры в уголовном процессе; 63,2% указывают, что согласование органами прокуратуры возбуждения уголовных дел экономической направленности снизит коррупционное давление на предпринимателей; 61% экспертов считают, что необходимость согласия прокуратуры на заключение под стражу снизит необоснованное давление на предпринимателей <31>. Помимо этого, в марте 2020 г. Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титов отметил возможность создания "в России специализированного органа по расследованию экономических преступлений". Так, большая часть бизнеса и экспертов полагают, что экономические преступления должны расследоваться одним специализированным следственным органом. При этом, согласно исследованию ФСО, подавляющее большинство респондентов (76,7%) поддерживают такую точку зрения <32>.
(Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)Также согласно докладу Уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту РФ более половины экспертов считают, что необходимо увеличить объем полномочий органов прокуратуры в уголовном процессе; 63,2% указывают, что согласование органами прокуратуры возбуждения уголовных дел экономической направленности снизит коррупционное давление на предпринимателей; 61% экспертов считают, что необходимость согласия прокуратуры на заключение под стражу снизит необоснованное давление на предпринимателей <31>. Помимо этого, в марте 2020 г. Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титов отметил возможность создания "в России специализированного органа по расследованию экономических преступлений". Так, большая часть бизнеса и экспертов полагают, что экономические преступления должны расследоваться одним специализированным следственным органом. При этом, согласно исследованию ФСО, подавляющее большинство респондентов (76,7%) поддерживают такую точку зрения <32>.
Статья: Законность в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
(Бут Н.Д., Хусяйнова С.Г.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)Прокурорские работники обоснованно полагают, что одним из действенных инструментов обеспечения законности в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности является расширение взаимодействия органов прокуратуры с предпринимательским сообществом (так ответили 49,6% опрошенных). Как подчеркнул Генеральный прокурор РФ И.В. Краснов, "для полного понимания проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, требуется прямой контакт с прокурорами, а также доверительное общение в узком кругу. Сейчас подобные встречи с представителями бизнеса прокуроры проводят регулярно" <15>.
(Бут Н.Д., Хусяйнова С.Г.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)Прокурорские работники обоснованно полагают, что одним из действенных инструментов обеспечения законности в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности является расширение взаимодействия органов прокуратуры с предпринимательским сообществом (так ответили 49,6% опрошенных). Как подчеркнул Генеральный прокурор РФ И.В. Краснов, "для полного понимания проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, требуется прямой контакт с прокурорами, а также доверительное общение в узком кругу. Сейчас подобные встречи с представителями бизнеса прокуроры проводят регулярно" <15>.
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)<2> См., напр.: Бут Н.Д. Государственный контроль и защита прав предпринимательства / Н.Д. Бут, А.Н. Ларьков, А.В. Паламарчук. М.: Издательство Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2009. С. 189 - 222; Прокурорский надзор за исполнением законов о защите прав предпринимателей: Научно-методическое пособие / под общ ред. А.В. Паламарчука. М.: Генеральная прокуратура Российской Федерации: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. 192 с.; Мицкевич Л.А. Государственный контроль и бизнес. Баланс прав и обязанностей: учебное пособие / Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева. М.: Проспект, 2017. С. 39 - 58; Сыропятова С.Б. Прокурорский надзор за осуществлением предпринимательской деятельности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2019. Т. 2. N 4. С. 120 - 121.
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)<2> См., напр.: Бут Н.Д. Государственный контроль и защита прав предпринимательства / Н.Д. Бут, А.Н. Ларьков, А.В. Паламарчук. М.: Издательство Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2009. С. 189 - 222; Прокурорский надзор за исполнением законов о защите прав предпринимателей: Научно-методическое пособие / под общ ред. А.В. Паламарчука. М.: Генеральная прокуратура Российской Федерации: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. 192 с.; Мицкевич Л.А. Государственный контроль и бизнес. Баланс прав и обязанностей: учебное пособие / Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева. М.: Проспект, 2017. С. 39 - 58; Сыропятова С.Б. Прокурорский надзор за осуществлением предпринимательской деятельности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2019. Т. 2. N 4. С. 120 - 121.
Статья: Рассмотрение и разрешение прокурором жалоб и иных обращений в связи с действиями и решениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)Среди возможных субъектов, инициирующих обращения, следует указать юридических лиц, упомянутых в ч. 9 ст. 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", чьи законные интересы и деловая репутация могут быть затронуты при осуществлении ОРД. Например, их интересы часто затрагиваются в ходе проведения гласного ОРМ "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств", когда на основании ст. 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в ходе его проведения осуществляется изъятие предметов, веществ, продукции, документов, технических носителей информации и т.п. <8>. Такое изъятие нередко влечет за собой дезорганизацию работы предприятий, причиняет убытки хозяйствующим субъектам. Также законные интересы организаций - субъектов возможных обращений могут быть затронуты при проведении ОРМ "наведение справок" с истребованием информации, составляющей банковскую тайну, согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 и ч. 8 ст. 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". С учетом важности обеспечения защиты прав предпринимателей межведомственным указанием от 23 июля 2020 г. предписывается осуществлять аккумулирование поступающей информации о нарушении прав предпринимателей в прокуратурах, незамедлительно рассматривать жалобы на решения руководителей и иных должностных лиц органов, осуществляющих ОРД (п. п. 3.6 и 3.7).
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)Среди возможных субъектов, инициирующих обращения, следует указать юридических лиц, упомянутых в ч. 9 ст. 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", чьи законные интересы и деловая репутация могут быть затронуты при осуществлении ОРД. Например, их интересы часто затрагиваются в ходе проведения гласного ОРМ "обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств", когда на основании ст. 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в ходе его проведения осуществляется изъятие предметов, веществ, продукции, документов, технических носителей информации и т.п. <8>. Такое изъятие нередко влечет за собой дезорганизацию работы предприятий, причиняет убытки хозяйствующим субъектам. Также законные интересы организаций - субъектов возможных обращений могут быть затронуты при проведении ОРМ "наведение справок" с истребованием информации, составляющей банковскую тайну, согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 и ч. 8 ст. 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". С учетом важности обеспечения защиты прав предпринимателей межведомственным указанием от 23 июля 2020 г. предписывается осуществлять аккумулирование поступающей информации о нарушении прав предпринимателей в прокуратурах, незамедлительно рассматривать жалобы на решения руководителей и иных должностных лиц органов, осуществляющих ОРД (п. п. 3.6 и 3.7).
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Органы прокуратуры осуществляют свою деятельность по защите прав предпринимателей в составе межведомственной рабочей группы с участием Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ, МВД России, Минэкономразвития России, объединений предпринимателей. В 2021 г. органы прокуратуры пресекли 201 тыс. нарушений законов в сфере защиты прав хозяйствующих субъектов <1>. Однако природа рассмотрения жалоб в органах прокуратуры отличается как от административного, так и от судебного обжалования. По своему характеру она ближе к рассмотрению обращений (заявлений) граждан и организаций, содержащих сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Прокуроры рассматривают жалобы контролируемых лиц в рамках осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами контроля. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <2> в органах прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. По результатам рассмотрения жалобы прокурор принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. В действительности все так и есть - прокурор наделен полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях, совершенных должностными лицами органов контроля (надзора), с последующей передачей постановления и прилагаемых к нему материалов на рассмотрение судье.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Органы прокуратуры осуществляют свою деятельность по защите прав предпринимателей в составе межведомственной рабочей группы с участием Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ, МВД России, Минэкономразвития России, объединений предпринимателей. В 2021 г. органы прокуратуры пресекли 201 тыс. нарушений законов в сфере защиты прав хозяйствующих субъектов <1>. Однако природа рассмотрения жалоб в органах прокуратуры отличается как от административного, так и от судебного обжалования. По своему характеру она ближе к рассмотрению обращений (заявлений) граждан и организаций, содержащих сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Прокуроры рассматривают жалобы контролируемых лиц в рамках осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами контроля. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <2> в органах прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. По результатам рассмотрения жалобы прокурор принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. В действительности все так и есть - прокурор наделен полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях, совершенных должностными лицами органов контроля (надзора), с последующей передачей постановления и прилагаемых к нему материалов на рассмотрение судье.
Статья: Криминалистическое обеспечение защиты интересов предпринимателей в арбитражном судопроизводстве: постановка проблемы
(Дабаев Б.А.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Отметим, что мы не только осознаем обозначенную проблему, но и предпринимаем конкретные действия, направленные на ее решение. Так, автор статьи выступил с докладом в прокуратуре Республики Бурятия на заседании рабочей группы по вопросам защиты прав предпринимателей в спорах, связанных с государственными и муниципальными закупками (декабрь 2017 г.). Работникам прокуратуры были предложены практические рекомендации с целью выявления нарушений в конкурсной документации государственных и муниципальных заказчиков на территории региона.
(Дабаев Б.А.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Отметим, что мы не только осознаем обозначенную проблему, но и предпринимаем конкретные действия, направленные на ее решение. Так, автор статьи выступил с докладом в прокуратуре Республики Бурятия на заседании рабочей группы по вопросам защиты прав предпринимателей в спорах, связанных с государственными и муниципальными закупками (декабрь 2017 г.). Работникам прокуратуры были предложены практические рекомендации с целью выявления нарушений в конкурсной документации государственных и муниципальных заказчиков на территории региона.