Защита прав предпринимателей при проведении проверок
Подборка наиболее важных документов по запросу Защита прав предпринимателей при проведении проверок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обеспечение соблюдения принципа равенства перед законом при освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения
(Потапов П.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 4)<9> Тихомирова Л.А. Все о проверках и результатах проведения мероприятий по контролю. Основные способы и формы защиты прав предпринимателя при проведении проверок. С. 98. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
(Потапов П.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 4)<9> Тихомирова Л.А. Все о проверках и результатах проведения мероприятий по контролю. Основные способы и формы защиты прав предпринимателя при проведении проверок. С. 98. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Надзор за соблюдением прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(Худякова Н.В.)
("Законность", 2021, N 7)Законодательство в сфере защиты прав предпринимателей при осуществлении проверок постоянно реформируется. Несмотря на то что в постановлениях Правительства РФ ежегодно разъясняется правоприменительная практика проведения проверочных мероприятий, контролирующие органы не приводят нормативные правовые акты в соответствие с новыми положениями законодательства. Осуществление проверочных мероприятий на основе незаконных нормативных правовых актов влечет нарушение прав предпринимателей. Всего в 2020 г. по результатам рассмотрения протестов, принесенных прокуратурой Семикаракорского района, отменены или изменены более 20 незаконных нормативных правовых актов, регулирующих муниципальный контроль.
(Худякова Н.В.)
("Законность", 2021, N 7)Законодательство в сфере защиты прав предпринимателей при осуществлении проверок постоянно реформируется. Несмотря на то что в постановлениях Правительства РФ ежегодно разъясняется правоприменительная практика проведения проверочных мероприятий, контролирующие органы не приводят нормативные правовые акты в соответствие с новыми положениями законодательства. Осуществление проверочных мероприятий на основе незаконных нормативных правовых актов влечет нарушение прав предпринимателей. Всего в 2020 г. по результатам рассмотрения протестов, принесенных прокуратурой Семикаракорского района, отменены или изменены более 20 незаконных нормативных правовых актов, регулирующих муниципальный контроль.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)25. Государство регулирует отношения между исполнителем (продавцом) и потребителем не только нормами гражданского права, но и большим массивом административно-правовых норм. Зачастую постановления о привлечении продавца (исполнителя) к административной ответственности (точнее, заверенные копии постановлений) используются впоследствии потребителями как одно из доказательств в гражданском процессе при доказывании правоты истца-потребителя. Между тем, прежде чем направить обращение в Роспотребнадзор с просьбой провести внеплановую проверку продавца (исполнителя), потребитель должен сначала обратиться к продавцу (исполнителю), дождаться, пока тот откажет или не ответит, и только потом просить проведения внеплановой проверки со стороны территориального подразделения Роспотребнадзора <113>. На наш взгляд, эта ситуация не является нормальной. Государство так сильно заботится о защите прав организаций и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок, что забывает о самых незащищенных - о потребителях. Невозможно, например, представить себе ситуацию, при которой потребитель направляет претензию продавцу в условиях, когда продавец, вопреки требованиям закона, нарушает право потребителя на информацию о продавце (даже не доводит верное наименование продавца). Думается, что пп. "в" п. 2 ст. 10 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" как нарушающий баланс интересов потребителей и продавцов (исполнителей) нуждается в корректировке - нужно вернуть предыдущую редакцию названного пункта, которая действовала до поправок, внесенных в 2016 году <114>.
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)25. Государство регулирует отношения между исполнителем (продавцом) и потребителем не только нормами гражданского права, но и большим массивом административно-правовых норм. Зачастую постановления о привлечении продавца (исполнителя) к административной ответственности (точнее, заверенные копии постановлений) используются впоследствии потребителями как одно из доказательств в гражданском процессе при доказывании правоты истца-потребителя. Между тем, прежде чем направить обращение в Роспотребнадзор с просьбой провести внеплановую проверку продавца (исполнителя), потребитель должен сначала обратиться к продавцу (исполнителю), дождаться, пока тот откажет или не ответит, и только потом просить проведения внеплановой проверки со стороны территориального подразделения Роспотребнадзора <113>. На наш взгляд, эта ситуация не является нормальной. Государство так сильно заботится о защите прав организаций и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок, что забывает о самых незащищенных - о потребителях. Невозможно, например, представить себе ситуацию, при которой потребитель направляет претензию продавцу в условиях, когда продавец, вопреки требованиям закона, нарушает право потребителя на информацию о продавце (даже не доводит верное наименование продавца). Думается, что пп. "в" п. 2 ст. 10 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" как нарушающий баланс интересов потребителей и продавцов (исполнителей) нуждается в корректировке - нужно вернуть предыдущую редакцию названного пункта, которая действовала до поправок, внесенных в 2016 году <114>.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В то же время некоторые ограничения, первоначально установленные для защиты прав субъектов малого предпринимательства, были распространены на всех контролируемых лиц (на все юридические лица и на индивидуальных предпринимателей), например учет органами прокуратуры внеплановых выездных проверок и ежегодный мониторинг <1>; был введен запрет требовать от проверяемого в ходе документарной проверки представления сведений и документов, которые могут быть получены по каналам межведомственного взаимодействия. Определенность относительно исчисления продолжительности проведения проверок в отношении юридического лица, имеющего филиалы, представительства или обособленные подразделения на территории разных субъектов Российской Федерации, внесло положение о том, что общий срок всех проверок не может превышать 60 рабочих дней. С 2014 г. контролируемые лица получили право привлекать федерального или регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей к участию в проверке <2>. В том же году законодатель ограничил предмет внеплановой проверки исполнения предписания, запретив оценивать соблюдение иных, не отмеченных в предписании обязательных требований <3>.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В то же время некоторые ограничения, первоначально установленные для защиты прав субъектов малого предпринимательства, были распространены на всех контролируемых лиц (на все юридические лица и на индивидуальных предпринимателей), например учет органами прокуратуры внеплановых выездных проверок и ежегодный мониторинг <1>; был введен запрет требовать от проверяемого в ходе документарной проверки представления сведений и документов, которые могут быть получены по каналам межведомственного взаимодействия. Определенность относительно исчисления продолжительности проведения проверок в отношении юридического лица, имеющего филиалы, представительства или обособленные подразделения на территории разных субъектов Российской Федерации, внесло положение о том, что общий срок всех проверок не может превышать 60 рабочих дней. С 2014 г. контролируемые лица получили право привлекать федерального или регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей к участию в проверке <2>. В том же году законодатель ограничил предмет внеплановой проверки исполнения предписания, запретив оценивать соблюдение иных, не отмеченных в предписании обязательных требований <3>.
Статья: Сравнительный анализ правовых моделей федерального государственного контроля (надзора) в сфере коллекторской деятельности
(Кель М.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2023, N 3)Законодатель подробно регламентировал проведение проверок и предусмотрел правовые гарантии защиты прав предпринимателей. Но некоторые смежные с проверками механизмы правоприменения не имеют такого же уровня гарантий защиты прав (запрос документов и сведений, административное расследование). В итоге количество проверок сокращается, но реальное воздействие контрольно-надзорной деятельности на бизнес не снижается за счет применения таких смежных механизмов в целях обхода жестких требований Федерального закона N 248-ФЗ.
(Кель М.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2023, N 3)Законодатель подробно регламентировал проведение проверок и предусмотрел правовые гарантии защиты прав предпринимателей. Но некоторые смежные с проверками механизмы правоприменения не имеют такого же уровня гарантий защиты прав (запрос документов и сведений, административное расследование). В итоге количество проверок сокращается, но реальное воздействие контрольно-надзорной деятельности на бизнес не снижается за счет применения таких смежных механизмов в целях обхода жестких требований Федерального закона N 248-ФЗ.