Защита прав пациентов
Подборка наиболее важных документов по запросу Защита прав пациентов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как страховые представители защищают права пациента?
("Официальный сайт ФФОМС", 2025)"Официальный сайт ФФОМС https://www.ffoms.gov.ru", 2025
("Официальный сайт ФФОМС", 2025)"Официальный сайт ФФОМС https://www.ffoms.gov.ru", 2025
Нормативные акты
Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1
(ред. от 22.07.2024)
"О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"(1) Защиту прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь, а также прав граждан, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами, осуществляют:
(ред. от 22.07.2024)
"О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"(1) Защиту прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь, а также прав граждан, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами, осуществляют:
"Обобщение практики и правовых позиций международных договорных и внедоговорных органов, действующих в сфере защиты прав и свобод человека, по вопросам защиты права лица на жизнь"
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)[С]реди государств - членов Совета Европы отсутствует консенсус в отношении того, разрешать ли прекращение искусственного поддержания жизнеобеспечения, хотя большинство из них (государств) склоняется к допустимости этого. Европейский Суд отметил: хотя подробные акты, регулирующие прекращение лечения, в разных странах отличаются, однако существует консенсус относительно важнейшего значения мнения пациента в процессе принятия решения, каким бы образом не выражались такие желания. В связи с этим Суд считает, что в сферах, касающихся как прекращения жизни, так и ее начала, государствам должны быть предоставлены пределы усмотрения не только в отношении того, разрешать или нет искусственное поддержание жизненных функций, и разработки норм, подробно регулирующих такое прекращение, но и относительно средств установления баланса между защитой права пациентов на жизнь и защитой их права на уважение частной жизни и их личной самоидентификации. Вместе с тем Европейский Суд подчеркнул, что эти пределы свободы усмотрения не являются неограниченными и Суд сохраняет за собой право проверять, выполнило ли государство свои обязательства, предусмотренные статьей 2 Конвенции (пункт 62 Руководства).
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)[С]реди государств - членов Совета Европы отсутствует консенсус в отношении того, разрешать ли прекращение искусственного поддержания жизнеобеспечения, хотя большинство из них (государств) склоняется к допустимости этого. Европейский Суд отметил: хотя подробные акты, регулирующие прекращение лечения, в разных странах отличаются, однако существует консенсус относительно важнейшего значения мнения пациента в процессе принятия решения, каким бы образом не выражались такие желания. В связи с этим Суд считает, что в сферах, касающихся как прекращения жизни, так и ее начала, государствам должны быть предоставлены пределы усмотрения не только в отношении того, разрешать или нет искусственное поддержание жизненных функций, и разработки норм, подробно регулирующих такое прекращение, но и относительно средств установления баланса между защитой права пациентов на жизнь и защитой их права на уважение частной жизни и их личной самоидентификации. Вместе с тем Европейский Суд подчеркнул, что эти пределы свободы усмотрения не являются неограниченными и Суд сохраняет за собой право проверять, выполнило ли государство свои обязательства, предусмотренные статьей 2 Конвенции (пункт 62 Руководства).
Статья: Эволюция обстоятельств, исключающих уголовную ответственность медицинских работников
(Тер-Овакимян А.А.)
("Медицинское право", 2024, N 4)Декретом ВЦИК и СНК РСФСР "О профессиональной работе и правах медицинских работников" от 1 декабря 1924 г. прослеживается закрепление важнейшего на сегодняшний день принципа защиты прав пациента - добровольного согласия на медицинское вмешательство, а именно - "хирургические операции производятся с согласия больных, а в отношении лиц моложе шестнадцати лет или душевнобольных - с согласия их родителей или опекуна" <9>. При этом врачу была дана возможность принимать решение о спасении жизни пациента или важного органа самостоятельно, если данное решение было связано с затруднением получения согласия родителей, опекунов или самих пациентов. Согласие пациента как условие законности медицинского вмешательства было отражено и в Основах законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении от 19 декабря 1969 г. <10>, и в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. <11>.
(Тер-Овакимян А.А.)
("Медицинское право", 2024, N 4)Декретом ВЦИК и СНК РСФСР "О профессиональной работе и правах медицинских работников" от 1 декабря 1924 г. прослеживается закрепление важнейшего на сегодняшний день принципа защиты прав пациента - добровольного согласия на медицинское вмешательство, а именно - "хирургические операции производятся с согласия больных, а в отношении лиц моложе шестнадцати лет или душевнобольных - с согласия их родителей или опекуна" <9>. При этом врачу была дана возможность принимать решение о спасении жизни пациента или важного органа самостоятельно, если данное решение было связано с затруднением получения согласия родителей, опекунов или самих пациентов. Согласие пациента как условие законности медицинского вмешательства было отражено и в Основах законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении от 19 декабря 1969 г. <10>, и в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. <11>.
Статья: Биоэтические комитеты в развитии передовых направлений медицины: задачи права
(Рузанова В.Д.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Основы организации и видовое многообразие этических структур отражены в серии Руководств отдела этики науки и технологии ЮНЕСКО. Так, классификация комитетов проводится по уровням (национальные, региональные, местные) и функционалу (Руководство N 1) <13>. Безусловно, определять стратегию развития в исследуемой области могут только комитеты национального уровня, остальной функционал (как в отдельности, так и в совокупности) может принадлежать любому комитету. С позиции ЮНЕСКО местные комитеты больше сориентированы на конкретные каждодневные задачи учреждения, связанные с защитой прав пациентов и врачей, а также с разрешением возникающих между ними вопросов этического характера.
(Рузанова В.Д.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Основы организации и видовое многообразие этических структур отражены в серии Руководств отдела этики науки и технологии ЮНЕСКО. Так, классификация комитетов проводится по уровням (национальные, региональные, местные) и функционалу (Руководство N 1) <13>. Безусловно, определять стратегию развития в исследуемой области могут только комитеты национального уровня, остальной функционал (как в отдельности, так и в совокупности) может принадлежать любому комитету. С позиции ЮНЕСКО местные комитеты больше сориентированы на конкретные каждодневные задачи учреждения, связанные с защитой прав пациентов и врачей, а также с разрешением возникающих между ними вопросов этического характера.
Статья: К вопросу о частном и публичном интересе при оказании качественной медицинской помощи на территории Российской Федерации
(Винокурова М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)В настоящее время значимой задачей является приведение интересов в такое соотношение, чтобы обеспечить не только качество медицинской помощи, но и при этом не создать условия "злоупотребления" правом одной из сторон правоотношений. Анализ сообщений из СМИ и правоприменительной практики свидетельствует о преобладании одного интереса над другими. Так, все чаще пациенты стали применять физическое насилие по отношению к врачам, оказывающим медицинскую помощь. Причинами совершения неправомерных действий служат неудовлетворенность оказываемой медицинской помощью, а также неэффективная административная система защиты прав пациентов.
(Винокурова М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)В настоящее время значимой задачей является приведение интересов в такое соотношение, чтобы обеспечить не только качество медицинской помощи, но и при этом не создать условия "злоупотребления" правом одной из сторон правоотношений. Анализ сообщений из СМИ и правоприменительной практики свидетельствует о преобладании одного интереса над другими. Так, все чаще пациенты стали применять физическое насилие по отношению к врачам, оказывающим медицинскую помощь. Причинами совершения неправомерных действий служат неудовлетворенность оказываемой медицинской помощью, а также неэффективная административная система защиты прав пациентов.
Статья: Проблемы реализации государственных гарантий лекарственного обеспечения пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями: финансово-правовой аспект
(Малышева А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 10)В статье исследуются проблемы правового регулирования и практической реализации механизма государственного обеспечения лекарственными препаратами пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями в Российской Федерации. Анализируются противоречия в законодательстве, включая ограниченный перечень заболеваний, в рамках лечения которых предоставляется льготное лекарственное обеспечение, и несовершенство механизмов финансового обеспечения данной деятельности. Особое внимание уделяется судебной практике, демонстрирующей успешные случаи защиты прав пациентов и принятие решений о предоставлении лекарственных препаратов за счет денежных средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также позиции Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу. Автор приходит к выводу о необходимости расширения перечня редких (орфанных) заболеваний, для лечения которых лекарственные препараты предоставляются бесплатно, и совершенствования механизмов финансирования этой деятельности.
(Малышева А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 10)В статье исследуются проблемы правового регулирования и практической реализации механизма государственного обеспечения лекарственными препаратами пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями в Российской Федерации. Анализируются противоречия в законодательстве, включая ограниченный перечень заболеваний, в рамках лечения которых предоставляется льготное лекарственное обеспечение, и несовершенство механизмов финансового обеспечения данной деятельности. Особое внимание уделяется судебной практике, демонстрирующей успешные случаи защиты прав пациентов и принятие решений о предоставлении лекарственных препаратов за счет денежных средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также позиции Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу. Автор приходит к выводу о необходимости расширения перечня редких (орфанных) заболеваний, для лечения которых лекарственные препараты предоставляются бесплатно, и совершенствования механизмов финансирования этой деятельности.
Статья: Актуальные проблемы правового регулирования оформления медицинской документации в Российской Федерации
(Калецкий Е.Г.)
("Медицинское право", 2025, N 2)Проведенный анализ правового регулирования оформления медицинской документации в Российской Федерации позволяет сделать вывод о наличии ряда системных проблем, требующих комплексного решения. Медицинская документация имеет важнейшее значение как для обеспечения качества медицинской помощи, так и для защиты прав пациентов и медицинских работников, что обусловливает необходимость совершенствования ее правового регулирования.
(Калецкий Е.Г.)
("Медицинское право", 2025, N 2)Проведенный анализ правового регулирования оформления медицинской документации в Российской Федерации позволяет сделать вывод о наличии ряда системных проблем, требующих комплексного решения. Медицинская документация имеет важнейшее значение как для обеспечения качества медицинской помощи, так и для защиты прав пациентов и медицинских работников, что обусловливает необходимость совершенствования ее правового регулирования.
Ситуация: Что предпринять в случае врачебной ошибки?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Врачебная ошибка предполагает, что вред здоровью или жизни пациента был причинен некачественно оказанной медицинской помощью или медицинской услугой. При этом если пациент или лицо, уполномоченное в соответствии с законом обращаться за защитой прав умершего или пострадавшего от медицинского вмешательства пациента, считает, что была совершена такая врачебная ошибка, то для восстановления нарушенного права возможно несколько вариантов действий.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Врачебная ошибка предполагает, что вред здоровью или жизни пациента был причинен некачественно оказанной медицинской помощью или медицинской услугой. При этом если пациент или лицо, уполномоченное в соответствии с законом обращаться за защитой прав умершего или пострадавшего от медицинского вмешательства пациента, считает, что была совершена такая врачебная ошибка, то для восстановления нарушенного права возможно несколько вариантов действий.
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)§ 3. Модернизация российского законодательства в части
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)§ 3. Модернизация российского законодательства в части
Статья: Передовые технологии в медицине: вызовы юридической науке
(Рузанова В.Д.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)В качестве одного из эффективных способов разрешения проблемных вопросов и внесения определенности при регламентации юридических аспектов оформления отношений между пациентами и медицинскими учреждениями при оказании медицинской помощи с использованием телемедицины М.Ю. Старчиков обоснованно предлагает разработать и ввести в оборот соответствующую договорную конструкцию, закрепляющую специфику возникающих обязательств [22]. Считаем, что именно договорное регулирование внесет необходимую степень определенности в отношения "медицинская организация - пациент", что будет способствовать прежде всего повышению гарантий реализации прав пациентов, а также защите медицинских организаций от необоснованных претензий.
(Рузанова В.Д.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)В качестве одного из эффективных способов разрешения проблемных вопросов и внесения определенности при регламентации юридических аспектов оформления отношений между пациентами и медицинскими учреждениями при оказании медицинской помощи с использованием телемедицины М.Ю. Старчиков обоснованно предлагает разработать и ввести в оборот соответствующую договорную конструкцию, закрепляющую специфику возникающих обязательств [22]. Считаем, что именно договорное регулирование внесет необходимую степень определенности в отношения "медицинская организация - пациент", что будет способствовать прежде всего повышению гарантий реализации прав пациентов, а также защите медицинских организаций от необоснованных претензий.
Статья: Правовые инновации в сфере редких (орфанных) заболеваний: от временных мер к устойчивой модели
(Посадкова М.В.)
("Медицинское право", 2025, N 3)Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 323-ФЗ) служит базовым актом, определяющим общие гарантии прав пациентов и обязанности медицинских работников. В контексте редких (орфанных) заболеваний именно этот Закон закладывает фундамент правового регулирования. Согласно ст. 19 пациенты, включая лиц с орфанными заболеваниями, имеют право на медицинскую помощь в различных формах - от профилактики до реабилитации. Статьи 29 и 44 конкретизируют право на обеспечение бесплатными лекарственными препаратами и специализированным лечебным питанием. Со стороны медицинских работников ст. 70 и 73 устанавливают обязанности по диагностике, назначению необходимой терапии и информированию пациентов о возможности получения бесплатных лекарств. Кроме того, в соответствии со ст. 37 и 48 врачебная комиссия уполномочена назначать препараты по торговым наименованиям или вне утвержденных стандартов при наличии обоснованных медицинских показаний.
(Посадкова М.В.)
("Медицинское право", 2025, N 3)Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 323-ФЗ) служит базовым актом, определяющим общие гарантии прав пациентов и обязанности медицинских работников. В контексте редких (орфанных) заболеваний именно этот Закон закладывает фундамент правового регулирования. Согласно ст. 19 пациенты, включая лиц с орфанными заболеваниями, имеют право на медицинскую помощь в различных формах - от профилактики до реабилитации. Статьи 29 и 44 конкретизируют право на обеспечение бесплатными лекарственными препаратами и специализированным лечебным питанием. Со стороны медицинских работников ст. 70 и 73 устанавливают обязанности по диагностике, назначению необходимой терапии и информированию пациентов о возможности получения бесплатных лекарств. Кроме того, в соответствии со ст. 37 и 48 врачебная комиссия уполномочена назначать препараты по торговым наименованиям или вне утвержденных стандартов при наличии обоснованных медицинских показаний.