Защита персональных данных физических лиц
Подборка наиболее важных документов по запросу Защита персональных данных физических лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 6 Закона о персональных данных
(КонсультантПлюс, 2025)12. Какие меры по защите нужно принимать при обработке персональных данных физлиц, в т.ч. работников?
(КонсультантПлюс, 2025)12. Какие меры по защите нужно принимать при обработке персональных данных физлиц, в т.ч. работников?
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О персональных данных"2. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных утверждает перечень иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных. В перечень иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, включаются государства, являющиеся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, а также иностранные государства, не являющиеся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, при условии соответствия положениям указанной Конвенции действующих в соответствующем государстве норм права и применяемых мер по обеспечению конфиденциальности и безопасности персональных данных при их обработке.
(ред. от 24.06.2025)
"О персональных данных"2. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных утверждает перечень иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных. В перечень иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, включаются государства, являющиеся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, а также иностранные государства, не являющиеся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, при условии соответствия положениям указанной Конвенции действующих в соответствующем государстве норм права и применяемых мер по обеспечению конфиденциальности и безопасности персональных данных при их обработке.
Статья: Доказательная оценка как математическое моделирование. Модели стоимости и многомодельное мышление
(Кузнецов Д.Д., Старовойтов И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, NN 6, 7)<7> В настоящее время доступ к отчетам закрыт под предлогом необходимости защиты персональных данных физических лиц.
(Кузнецов Д.Д., Старовойтов И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, NN 6, 7)<7> В настоящее время доступ к отчетам закрыт под предлогом необходимости защиты персональных данных физических лиц.
Готовое решение: Ознакомление с материалами налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Если нарушения, выявленные в ходе проверки, подтверждают документы, которые содержат сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, вы получите их в виде заверенных налоговым органом выписок (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если нарушения, выявленные в ходе проверки, подтверждают документы, которые содержат сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, вы получите их в виде заверенных налоговым органом выписок (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).
Статья: Юридическая конструкция широкого согласия при проведении геномных исследований и безопасность генетической информации в цифровой среде
(Фетюков Ф.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 4)По мнению некоторых специалистов, с формальной точки зрения использование европейского регулирования в качестве инструмента унификации правового режима персональных данных в ЕС является скорее теоретическим, чем реальным. Это связано с тем, что Регламент не гарантирует одинаковый уровень защиты персональных данных физических лиц во всех государствах - членах ЕС <3>. Однако с таким суждением трудно согласиться. Регламент призван установить универсальные принципы построения механизма оборота и защиты персональных данных, общие для всех государств - членов ЕС. Он служит ориентиром для национальных систем законодательства, в которых действует правовой режим персональных данных. Уровень защиты персональных данных физических лиц напрямую зависит от эффективности правоприменения, которая может сильно различаться в разных государствах - членах ЕС. Следовательно, он не может быть одинаковым во всех государствах - членах ЕС.
(Фетюков Ф.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 4)По мнению некоторых специалистов, с формальной точки зрения использование европейского регулирования в качестве инструмента унификации правового режима персональных данных в ЕС является скорее теоретическим, чем реальным. Это связано с тем, что Регламент не гарантирует одинаковый уровень защиты персональных данных физических лиц во всех государствах - членах ЕС <3>. Однако с таким суждением трудно согласиться. Регламент призван установить универсальные принципы построения механизма оборота и защиты персональных данных, общие для всех государств - членов ЕС. Он служит ориентиром для национальных систем законодательства, в которых действует правовой режим персональных данных. Уровень защиты персональных данных физических лиц напрямую зависит от эффективности правоприменения, которая может сильно различаться в разных государствах - членах ЕС. Следовательно, он не может быть одинаковым во всех государствах - членах ЕС.
Статья: Обеспечение безопасности хранения и обработки персональных данных с использованием единой биометрической системы
(Ищейнов В.Я.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)В связи с переходом в Российской Федерации к цифровой экономике и интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий и массовых коммуникаций в последние годы вопросы защиты персональных данных физических лиц требовали принятия незамедлительных решений.
(Ищейнов В.Я.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)В связи с переходом в Российской Федерации к цифровой экономике и интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий и массовых коммуникаций в последние годы вопросы защиты персональных данных физических лиц требовали принятия незамедлительных решений.
Готовое решение: В каком порядке должна осуществляться обработка персональных данных физлиц
(КонсультантПлюс, 2025)можете передавать персональные данные на территории указанных в уведомлении иностранных государств, которые являются сторонами Конвенции Совета Европы о защите физлиц при автоматизированной обработке персональных данных или включены в Перечень иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных. Делать это можно до принятия Роскомнадзором решения о запрете или ограничении передачи данных;
(КонсультантПлюс, 2025)можете передавать персональные данные на территории указанных в уведомлении иностранных государств, которые являются сторонами Конвенции Совета Европы о защите физлиц при автоматизированной обработке персональных данных или включены в Перечень иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных. Делать это можно до принятия Роскомнадзором решения о запрете или ограничении передачи данных;
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Среди международных договоров, которые регулируют отношения, связанные с информацией, информационными технологиями и защитой информации, следует упомянуть: а) Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных 1981 г. N 108 (вступила в силу для России 1 сентября 2013 г.); б) Конвенцию Совета Европы об информации относительно иностранного законодательства 1968 г. N 62 (вступила в силу для России 13 мая 1991 г.).
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Среди международных договоров, которые регулируют отношения, связанные с информацией, информационными технологиями и защитой информации, следует упомянуть: а) Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных 1981 г. N 108 (вступила в силу для России 1 сентября 2013 г.); б) Конвенцию Совета Европы об информации относительно иностранного законодательства 1968 г. N 62 (вступила в силу для России 13 мая 1991 г.).
Статья: Скоринг данных арбитражным управляющим в сфере кредитных правоотношений. Как защитить свои персональные данные?
(Сафронова Е.М.)
("Право и бизнес", 2024, N 1)Следует заметить, что применительно к вопросу о защите персональных данных физических лиц имеет значение порядок передачи информации о заемщике от финансового управляющего бюро кредитных историй. Данный вопрос широко обсуждается в профессиональном сообществе и имеет неоднозначную оценку.
(Сафронова Е.М.)
("Право и бизнес", 2024, N 1)Следует заметить, что применительно к вопросу о защите персональных данных физических лиц имеет значение порядок передачи информации о заемщике от финансового управляющего бюро кредитных историй. Данный вопрос широко обсуждается в профессиональном сообществе и имеет неоднозначную оценку.
Статья: Право на защиту персональных данных с позиций публичного права
(Талапина Э.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Во-вторых, право на защиту персональных данных - это право относительное, а не абсолютное. Поэтому при установлении требований к защите персональных данных "принципиальным моментом является обеспечение баланса интересов личности, общества и бизнес-структур, что предполагает соразмерность, обоснованность и реальную выполнимость этих требований, включая требование обеспечить "адекватную" защиту персональных данных" <14>. Юридические и технические требования, устанавливаемые в целях защиты персональных данных, прав физических лиц и законных интересов юридических лиц, должны быть сбалансированы и адекватны, чтобы не создавать помех развитию рынка, с одной стороны, и нарушений интересов субъектов персональных данных - с другой <15>. Добавим в этот перечень интересантов и само государство. Такой круг субъектов довольно трудно "примирить" и сбалансировать.
(Талапина Э.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Во-вторых, право на защиту персональных данных - это право относительное, а не абсолютное. Поэтому при установлении требований к защите персональных данных "принципиальным моментом является обеспечение баланса интересов личности, общества и бизнес-структур, что предполагает соразмерность, обоснованность и реальную выполнимость этих требований, включая требование обеспечить "адекватную" защиту персональных данных" <14>. Юридические и технические требования, устанавливаемые в целях защиты персональных данных, прав физических лиц и законных интересов юридических лиц, должны быть сбалансированы и адекватны, чтобы не создавать помех развитию рынка, с одной стороны, и нарушений интересов субъектов персональных данных - с другой <15>. Добавим в этот перечень интересантов и само государство. Такой круг субъектов довольно трудно "примирить" и сбалансировать.
Статья: Адвокатский запрос: проблемы правового регулирования и практики применения
(Зайков Д.Е.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)Указанные противоречия частично были урегулированы решением Верховного Суда РФ от 24 мая 2017 г. N АКПИ17-103 <17>: обеспечена защита персональных данных физического лица, в чьих интересах действует адвокат, и исключена необходимость обоснования получения адвокатом запрашиваемых сведений.
(Зайков Д.Е.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)Указанные противоречия частично были урегулированы решением Верховного Суда РФ от 24 мая 2017 г. N АКПИ17-103 <17>: обеспечена защита персональных данных физического лица, в чьих интересах действует адвокат, и исключена необходимость обоснования получения адвокатом запрашиваемых сведений.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)<1> См. ст. 28 Регламента Европейского парламента и Совета Европейского союза 2016/679 от 27 апреля 2016 г. о защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных, а также об отмене Директивы 95/46/ЕС (General Data Protection Regulation).
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)<1> См. ст. 28 Регламента Европейского парламента и Совета Европейского союза 2016/679 от 27 апреля 2016 г. о защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных, а также об отмене Директивы 95/46/ЕС (General Data Protection Regulation).