Защита лесов от пожаров
Подборка наиболее важных документов по запросу Защита лесов от пожаров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 9 "Состязательность" АПК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предъявило иск о возмещении вреда, причиненного почве, к государственному казенному учреждению Управление лесничествами субъекта РФ, которое осуществляет контроль за выполнением лицами, осуществляющими использование лесов, условий заключенных договоров аренды лесных участков, обеспечение организации охраны лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия.
(Арбитражный суд Уральского округа)Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предъявило иск о возмещении вреда, причиненного почве, к государственному казенному учреждению Управление лесничествами субъекта РФ, которое осуществляет контроль за выполнением лицами, осуществляющими использование лесов, условий заключенных договоров аренды лесных участков, обеспечение организации охраны лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 133 "Задачи подготовки дела к судебному разбирательству" АПК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предъявило иск о возмещении вреда, причиненного почве, к государственному казенному учреждению Управление лесничествами субъекта РФ, которое осуществляет контроль за выполнением лицами, осуществляющими использование лесов, условий заключенных договоров аренды лесных участков, обеспечение организации охраны лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия.
(Арбитражный суд Уральского округа)Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предъявило иск о возмещении вреда, причиненного почве, к государственному казенному учреждению Управление лесничествами субъекта РФ, которое осуществляет контроль за выполнением лицами, осуществляющими использование лесов, условий заключенных договоров аренды лесных участков, обеспечение организации охраны лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Наем на сезон: лучше временные работники или самозанятые?
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2023, N 15)Посевные работы или сбор урожая, высадка деревьев и цветов на благоустраиваемой территории или защита лесов от пожаров - это все сезонные работы, для выполнения которых в сезон требуется привлечение рабочей силы в большем объеме, чем вне сезона. Поэтому компаниям и предпринимателям приходится задумываться, кого лучше нанять - сезонных работников или людей по гражданскому договору, чаще всего - самозанятых.
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2023, N 15)Посевные работы или сбор урожая, высадка деревьев и цветов на благоустраиваемой территории или защита лесов от пожаров - это все сезонные работы, для выполнения которых в сезон требуется привлечение рабочей силы в большем объеме, чем вне сезона. Поэтому компаниям и предпринимателям приходится задумываться, кого лучше нанять - сезонных работников или людей по гражданскому договору, чаще всего - самозанятых.
Статья: Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них. К примеру, Приказом Рослесхоза от 11.08.2015 N 290 утверждено Положение о функциональной подсистеме охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них. К примеру, Приказом Рослесхоза от 11.08.2015 N 290 утверждено Положение о функциональной подсистеме охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 3. ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 3. ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ
Приказ Минприроды России от 18.03.2025 N 111
"Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об охране лесов от пожаров, формы и порядка представления отчета об охране лесов от пожаров, а также требований к формату отчета об охране лесов от пожаров в электронной форме, перечня информации, включаемой в отчет о защите лесов, формы и порядка представления отчета о защите лесов, а также требований к формату отчета о защите лесов в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2025 N 81812)Зарегистрировано в Минюсте России 11 апреля 2025 г. N 81812
"Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об охране лесов от пожаров, формы и порядка представления отчета об охране лесов от пожаров, а также требований к формату отчета об охране лесов от пожаров в электронной форме, перечня информации, включаемой в отчет о защите лесов, формы и порядка представления отчета о защите лесов, а также требований к формату отчета о защите лесов в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2025 N 81812)Зарегистрировано в Минюсте России 11 апреля 2025 г. N 81812
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В свою очередь, в соответствии с ч. 2 ст. 60.12 Лесного кодекса РФ при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В свою очередь, в соответствии с ч. 2 ст. 60.12 Лесного кодекса РФ при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- применения беспилотных авиационных систем в составе с беспилотными воздушными судами для воздушной перевозки грузов и выполнения работ, в том числе охраны лесов от пожаров и защиты сельскохозяйственных культур, на территории Самарской области;
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- применения беспилотных авиационных систем в составе с беспилотными воздушными судами для воздушной перевозки грузов и выполнения работ, в том числе охраны лесов от пожаров и защиты сельскохозяйственных культур, на территории Самарской области;
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Названные обязанности правообладателей линейных объектов и соответствующие права на использование чужих земельных участков (в любое время и без разрешения правообладателей) обусловлены публичными целями - защитой лесов от пожаров - и предусмотрены, например, Правилами пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417) и Правилами охраны газораспределительных сетей (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878). Однако эти положения, в соответствии с ГК РФ и ЗК РФ, не являются основаниями возникновения прав на землю и не корреспондируют ни с каким из предусмотренных законом титулов (видов) земельных прав. Как результат, такое использование земельных участков может квалифицироваться как незаконное. Из анализа судебной практики видно, что именно к такому выводу в ряде случаев приходят правоприменители. Так, как следовало из материалов судебного дела (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2011 N 9908/11), Департамент лесного хозяйства вынес в отношении сетевой организации - акционерного общества (АО) предписание, предусматривающее обязанность АО заключить договор аренды лесных участков под пролетами воздушных линий электропередач. Это требование, по мнению АО, являлось неправомерным в связи с тем, что не предусмотрено действующим законодательством. Признавая законной позицию АО, ВАС РФ указал, что для обеспечения целей пожарной безопасности и надлежащего энергоснабжения потребителей заключение договоров аренды лесных участков под пролетами ЛЭП не требуется; суд сослался на ЛК РФ, Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1 000 вольт (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 N 255) и Правила пожарной безопасности в лесах. При этом ВАС РФ подчеркнул, что допустимые виды разрешенного использования лесных участков лимитированы и заключаются в расчистке просек и вырубке деревьев; тем самым Суд признал наличие у АО права ограниченного пользования чужим земельным участком, но вопрос о виде данного права остался открытым.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Названные обязанности правообладателей линейных объектов и соответствующие права на использование чужих земельных участков (в любое время и без разрешения правообладателей) обусловлены публичными целями - защитой лесов от пожаров - и предусмотрены, например, Правилами пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417) и Правилами охраны газораспределительных сетей (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878). Однако эти положения, в соответствии с ГК РФ и ЗК РФ, не являются основаниями возникновения прав на землю и не корреспондируют ни с каким из предусмотренных законом титулов (видов) земельных прав. Как результат, такое использование земельных участков может квалифицироваться как незаконное. Из анализа судебной практики видно, что именно к такому выводу в ряде случаев приходят правоприменители. Так, как следовало из материалов судебного дела (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2011 N 9908/11), Департамент лесного хозяйства вынес в отношении сетевой организации - акционерного общества (АО) предписание, предусматривающее обязанность АО заключить договор аренды лесных участков под пролетами воздушных линий электропередач. Это требование, по мнению АО, являлось неправомерным в связи с тем, что не предусмотрено действующим законодательством. Признавая законной позицию АО, ВАС РФ указал, что для обеспечения целей пожарной безопасности и надлежащего энергоснабжения потребителей заключение договоров аренды лесных участков под пролетами ЛЭП не требуется; суд сослался на ЛК РФ, Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1 000 вольт (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 N 255) и Правила пожарной безопасности в лесах. При этом ВАС РФ подчеркнул, что допустимые виды разрешенного использования лесных участков лимитированы и заключаются в расчистке просек и вырубке деревьев; тем самым Суд признал наличие у АО права ограниченного пользования чужим земельным участком, но вопрос о виде данного права остался открытым.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Постановлением Правительства Хабаровского края от 11 февраля 2011 г. N 32-пр "Об автономных учреждениях Хабаровского края" было создано краевое государственное автономное учреждение "Дальневосточная авиационная база охраны лесов" - некоммерческая организация, учрежденная на неопределенный срок для осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров, иного негативного воздействия, а также по защите и воспроизводству лесов (далее - автономное учреждение). Учредителем автономного учреждения является Хабаровский край, органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя, выступает Управление лесами Правительства Хабаровского края. Автономное учреждение выполняет государственное задание, установленное указанным органом в соответствии с видами деятельности, отнесенными уставом учреждения к его основной деятельности.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Постановлением Правительства Хабаровского края от 11 февраля 2011 г. N 32-пр "Об автономных учреждениях Хабаровского края" было создано краевое государственное автономное учреждение "Дальневосточная авиационная база охраны лесов" - некоммерческая организация, учрежденная на неопределенный срок для осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров, иного негативного воздействия, а также по защите и воспроизводству лесов (далее - автономное учреждение). Учредителем автономного учреждения является Хабаровский край, органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя, выступает Управление лесами Правительства Хабаровского края. Автономное учреждение выполняет государственное задание, установленное указанным органом в соответствии с видами деятельности, отнесенными уставом учреждения к его основной деятельности.
Статья: Закупки автономных учреждений: судебные споры по состоянию на 1 июня 2025 г.
(Милонаец О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)Из Устава следует, что предметом деятельности учреждения являются охрана лесов от пожаров, защита лесов от вредных организмов, авиационные работы, воздушные перевозки и полеты воздушных судов, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в лесах, вызванных лесными пожарами, массовым распространением вредителей и болезней леса, ликвидация их последствий, образовательная деятельность.
(Милонаец О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)Из Устава следует, что предметом деятельности учреждения являются охрана лесов от пожаров, защита лесов от вредных организмов, авиационные работы, воздушные перевозки и полеты воздушных судов, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в лесах, вызванных лесными пожарами, массовым распространением вредителей и болезней леса, ликвидация их последствий, образовательная деятельность.
Статья: Перспективы совершенствования трудового законодательства и законодательства об охране труда при осуществлении роботизации производства
(Черных Н.В., Воронцов Д.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)<14> Распоряжение Правительства РФ от 19.07.2019 N 1605-р "Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 23.07.2019; Приказ Минприроды России от 29.12.2022 N 934 "Об организации охраны лесов от пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в Минприроды России, за исключением выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, входящих в состав Байкальской природной территории" // СПС "КонсультантПлюс".
(Черных Н.В., Воронцов Д.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)<14> Распоряжение Правительства РФ от 19.07.2019 N 1605-р "Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 23.07.2019; Приказ Минприроды России от 29.12.2022 N 934 "Об организации охраны лесов от пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в Минприроды России, за исключением выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, входящих в состав Байкальской природной территории" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: О некоторых проблемах, возникающих при заключении и исполнении договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров среди прочих мероприятий включает выполнение мер пожарной безопасности в лесах. При этом меры пожарной безопасности в лесах включают:
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров среди прочих мероприятий включает выполнение мер пожарной безопасности в лесах. При этом меры пожарной безопасности в лесах включают: