Защита коммерческого обозначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Защита коммерческого обозначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая защита коммерческих обозначений в фокусе критики
(Волоскова И.Э.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 5)"ИС. Промышленная собственность", 2025, N 5
(Волоскова И.Э.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 5)"ИС. Промышленная собственность", 2025, N 5
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"Вместе с тем право на наименование некоммерческой организации может быть защищено от действий третьих лиц, являющихся актом недобросовестной конкуренции или злоупотреблением правом, на основании положений статьи 10 ГК РФ, Федерального закона "О защите конкуренции", статьи 10.bis Парижской конвенции. Кроме того, наименованию некоммерческой организации может быть предоставлена правовая охрана как коммерческому обозначению в случаях, предусмотренных параграфом 4 главы 76 ГК РФ.
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"Вместе с тем право на наименование некоммерческой организации может быть защищено от действий третьих лиц, являющихся актом недобросовестной конкуренции или злоупотреблением правом, на основании положений статьи 10 ГК РФ, Федерального закона "О защите конкуренции", статьи 10.bis Парижской конвенции. Кроме того, наименованию некоммерческой организации может быть предоставлена правовая охрана как коммерческому обозначению в случаях, предусмотренных параграфом 4 главы 76 ГК РФ.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)Фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения.
(ред. от 23.07.2025)Фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения.
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)В соответствии с Конвенцией ООН <1> интеллектуальная собственность включает права, относящиеся: к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)В соответствии с Конвенцией ООН <1> интеллектуальная собственность включает права, относящиеся: к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
"Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В п. 1 комментируемой статьи речь идет о соотношении прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение (см. ст. 1538 ГК РФ). В нем, в частности, сказано, что коммерческое обозначение может как включать фирменное наименование (его отдельные элементы), так и быть оригинальным и самостоятельным от него. В тех случаях, когда фирменное наименование включено в коммерческое обозначение, оно охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В п. 1 комментируемой статьи речь идет о соотношении прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение (см. ст. 1538 ГК РФ). В нем, в частности, сказано, что коммерческое обозначение может как включать фирменное наименование (его отдельные элементы), так и быть оригинальным и самостоятельным от него. В тех случаях, когда фирменное наименование включено в коммерческое обозначение, оно охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения.
Статья: Понятие "бренд"
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Наряду с защитой товарного знака и знака обслуживания, действующим российским законодательством предусмотрена защита коммерческого обозначения (ст. 1538 ГК РФ), которая предполагает возможность защиты исключительного права на коммерческое обозначение в качестве средства индивидуализации, принадлежащего юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Наряду с защитой товарного знака и знака обслуживания, действующим российским законодательством предусмотрена защита коммерческого обозначения (ст. 1538 ГК РФ), которая предполагает возможность защиты исключительного права на коммерческое обозначение в качестве средства индивидуализации, принадлежащего юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Статья: Принцип старшинства при столкновении сходных до степени смешения средств индивидуализации, принадлежащих разным лицам
(Сергеев А.П.)
("Закон", 2021, N 7)В-четвертых, непонятно, как требование об аннулировании охраны товарного знака соотносится со сферой действия такого средства индивидуализации, как коммерческое обозначение. В отличие от других средств индивидуализации и промышленных образцов, которые охраняются на всей территории РФ, сфера правовой охраны коммерческого обозначения ограничивается лишь той местностью, на территории которой коммерческое обозначение с определенного момента начинает пользоваться известностью. Соответственно, на другой территории оно не охраняется. Спрашивается, на каком же основании обладатель права на коммерческое обозначение может требовать аннулирования товарного знака или наложения запрета на использование фирменного наименования?
(Сергеев А.П.)
("Закон", 2021, N 7)В-четвертых, непонятно, как требование об аннулировании охраны товарного знака соотносится со сферой действия такого средства индивидуализации, как коммерческое обозначение. В отличие от других средств индивидуализации и промышленных образцов, которые охраняются на всей территории РФ, сфера правовой охраны коммерческого обозначения ограничивается лишь той местностью, на территории которой коммерческое обозначение с определенного момента начинает пользоваться известностью. Соответственно, на другой территории оно не охраняется. Спрашивается, на каком же основании обладатель права на коммерческое обозначение может требовать аннулирования товарного знака или наложения запрета на использование фирменного наименования?
Статья: Защита и коммерциализация фирменного наименования компании
(Кириллов Н.Г., Кириллов Н.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 1)13. Нагаев С.В. Отдельные проблемы правовой охраны коммерческого обозначения и фирменного наименования // Пробелы в российском законодательстве. 2011. N 5. С. 102 - 103.
(Кириллов Н.Г., Кириллов Н.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 1)13. Нагаев С.В. Отдельные проблемы правовой охраны коммерческого обозначения и фирменного наименования // Пробелы в российском законодательстве. 2011. N 5. С. 102 - 103.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)В российском законодательстве право на фирменное наименование регулируется нормами ст. ст. 54, 1473 - 1476 ГК РФ. Комментируя положения ст. 8a Конвенции, А.Л. Маковский отмечает, что "в действительности охрана должна предоставляться в отношении не "фирменного наименования" (как ошибочно сказано в ст. 8 официального русского текста Конвенции), а "коммерческого обозначения" (le nom commercial). Последнее должно охраняться во всех участвующих в Конвенции государствах "без обязательной подачи заявки или регистрации", что неосуществимо в России в отношении фирменных наименований (см. абз. 2 п. 4 ст. 54 ГК)" <1>. Действительно, согласно п. 4 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование, зарегистрированное в установленном порядке. Однако до принятия четвертой части ГК РФ, которая наряду с фирменным наименованием установила охрану коммерческого обозначения (ст. ст. 1538 - 1541), в правоприменительной практике не ставилось под сомнение распространение норм ст. 8 Конвенции на фирменные наименования как российских, так и иностранных правообладателей.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)В российском законодательстве право на фирменное наименование регулируется нормами ст. ст. 54, 1473 - 1476 ГК РФ. Комментируя положения ст. 8a Конвенции, А.Л. Маковский отмечает, что "в действительности охрана должна предоставляться в отношении не "фирменного наименования" (как ошибочно сказано в ст. 8 официального русского текста Конвенции), а "коммерческого обозначения" (le nom commercial). Последнее должно охраняться во всех участвующих в Конвенции государствах "без обязательной подачи заявки или регистрации", что неосуществимо в России в отношении фирменных наименований (см. абз. 2 п. 4 ст. 54 ГК)" <1>. Действительно, согласно п. 4 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование, зарегистрированное в установленном порядке. Однако до принятия четвертой части ГК РФ, которая наряду с фирменным наименованием установила охрану коммерческого обозначения (ст. ст. 1538 - 1541), в правоприменительной практике не ставилось под сомнение распространение норм ст. 8 Конвенции на фирменные наименования как российских, так и иностранных правообладателей.
Статья: Проблема адаптации гражданско-правового регулирования к цифровизации оборота
(Абросимова Е.А., Волкова А.А.)
("Юрист", 2025, N 7)Так, еще совсем недавно <13>, если судить в рамках общей истории существования средств индивидуализации, российский суд отказался защищать коммерческое обозначение "Одноклассники", мотивируя это тем, что сайт и цифровая платформа не являются коммерческим предприятием, а значит, не выполнен один из критериев, необходимых для предоставления охраны. Но уже на текущий момент, с учетом распространения социальных сетей, интернет-магазинов и маркетплейсов, практика суда смягчилась в сторону признания существования виртуального коммерческого предприятия <14>. Однако наилучшим вариантом было бы закрепить такой подход законодательно, повысив предсказуемость в части разрешения споров и обеспечив участникам оборота уверенность в разрешении споров в их пользу. Проблема заключается в том, что одним из критериев предоставления охраны коммерческому обозначению является его использование применительно к конкретному коммерческому предприятию. При этом множество проектов на текущий момент начинаются в сети Интернет, приобретая там значительную популярность. Эта популярность приводит к тому, что недобросовестные участники оборота стремятся использовать раскрученное, но незащищаемое обозначение для получения прибыли, как это и произошло при открытии кафе "Одноклассники". Если бы изначально наименование в узнаваемом начертании использовалось не в сети Интернет в качестве наименования социальной сети, а для обозначения, например, названия клуба или чего-то аналогичного, защита была бы предоставлена. Единственным препятствием послужило именно отсутствие физического предприятия. И хотя в данный момент судебная практика и исходит из того, что предприятие может быть виртуальным, в России не прецедентная система, а сам правоприменитель может свою позицию изменить. Поэтому наилучшим вариантом было бы законодательно закрепить возможность существования предприятия в цифровой (виртуальной) форме. В дальнейшем это могло бы привести и к возможности продажи такого предприятия (популярного сайта) на условиях, аналогичных продаже материального предприятия, со всеми принадлежащими исключительными правами, гудвиллом и т.п.
(Абросимова Е.А., Волкова А.А.)
("Юрист", 2025, N 7)Так, еще совсем недавно <13>, если судить в рамках общей истории существования средств индивидуализации, российский суд отказался защищать коммерческое обозначение "Одноклассники", мотивируя это тем, что сайт и цифровая платформа не являются коммерческим предприятием, а значит, не выполнен один из критериев, необходимых для предоставления охраны. Но уже на текущий момент, с учетом распространения социальных сетей, интернет-магазинов и маркетплейсов, практика суда смягчилась в сторону признания существования виртуального коммерческого предприятия <14>. Однако наилучшим вариантом было бы закрепить такой подход законодательно, повысив предсказуемость в части разрешения споров и обеспечив участникам оборота уверенность в разрешении споров в их пользу. Проблема заключается в том, что одним из критериев предоставления охраны коммерческому обозначению является его использование применительно к конкретному коммерческому предприятию. При этом множество проектов на текущий момент начинаются в сети Интернет, приобретая там значительную популярность. Эта популярность приводит к тому, что недобросовестные участники оборота стремятся использовать раскрученное, но незащищаемое обозначение для получения прибыли, как это и произошло при открытии кафе "Одноклассники". Если бы изначально наименование в узнаваемом начертании использовалось не в сети Интернет в качестве наименования социальной сети, а для обозначения, например, названия клуба или чего-то аналогичного, защита была бы предоставлена. Единственным препятствием послужило именно отсутствие физического предприятия. И хотя в данный момент судебная практика и исходит из того, что предприятие может быть виртуальным, в России не прецедентная система, а сам правоприменитель может свою позицию изменить. Поэтому наилучшим вариантом было бы законодательно закрепить возможность существования предприятия в цифровой (виртуальной) форме. В дальнейшем это могло бы привести и к возможности продажи такого предприятия (популярного сайта) на условиях, аналогичных продаже материального предприятия, со всеми принадлежащими исключительными правами, гудвиллом и т.п.
Статья: Соотношение товарных знаков и объектов авторского права на примере шрифтов
(Демидова Д.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 6)Так, например, в ст. 1476 ГК РФ указано, что фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения и в принадлежащем ему товарном знаке. При этом фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение и/или товарный знак, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения и/или товарного знака. Также, согласно ст. 1541 ГК РФ коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование, или если коммерческое обозначение или отдельные его элементы использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке, то оно охраняется независимо от охраны товарного знака. Согласно п. п. 3 п. 2 ст. 1516 ГК РФ, не допускается государственная регистрация в качестве географического указания или наименования места происхождения товара обозначений, которые являются тождественными или сходными с товарными знаками, имеющими более ранний приоритет, если использование такого географического указания или такого наименования места происхождения товара способно ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя. При этом п. п. 1 п. 7 ст. 1483 ГК РФ допускает регистрацию товарных знаков, включающих, воспроизводящих или имитирующих географические указания или наименования мест происхождения товаров в том случае, если указанные средства индивидуализации включены как неохраняемые элементы в товарный знак, но при условии, если указанная регистрация испрашивается на имя лица, имеющего право использования таких географического указания или наименования места происхождения товара.
(Демидова Д.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 6)Так, например, в ст. 1476 ГК РФ указано, что фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения и в принадлежащем ему товарном знаке. При этом фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение и/или товарный знак, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения и/или товарного знака. Также, согласно ст. 1541 ГК РФ коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование, или если коммерческое обозначение или отдельные его элементы использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке, то оно охраняется независимо от охраны товарного знака. Согласно п. п. 3 п. 2 ст. 1516 ГК РФ, не допускается государственная регистрация в качестве географического указания или наименования места происхождения товара обозначений, которые являются тождественными или сходными с товарными знаками, имеющими более ранний приоритет, если использование такого географического указания или такого наименования места происхождения товара способно ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя. При этом п. п. 1 п. 7 ст. 1483 ГК РФ допускает регистрацию товарных знаков, включающих, воспроизводящих или имитирующих географические указания или наименования мест происхождения товаров в том случае, если указанные средства индивидуализации включены как неохраняемые элементы в товарный знак, но при условии, если указанная регистрация испрашивается на имя лица, имеющего право использования таких географического указания или наименования места происхождения товара.
Последние изменения: Религиозная организация
(КонсультантПлюс, 2025)Наименования НКО (в том числе и религиозной организации) не являются средством индивидуализации юридических лиц в смысле положений части четвертой ГК РФ. Поэтому право на наименование НКО может быть защищено от действий третьих лиц, являющихся актом недобросовестной конкуренции или злоупотреблением правом, на основании положений ст. 10 ГК РФ, Закона о защите конкуренции, ст. 10.bis Парижской конвенции. Кроме того, наименованию НКО может быть предоставлена правовая охрана как коммерческому обозначению в случаях, предусмотренных параграфом 4 гл. 76 ГК РФ (п. 147 Постановление Пленума).
(КонсультантПлюс, 2025)Наименования НКО (в том числе и религиозной организации) не являются средством индивидуализации юридических лиц в смысле положений части четвертой ГК РФ. Поэтому право на наименование НКО может быть защищено от действий третьих лиц, являющихся актом недобросовестной конкуренции или злоупотреблением правом, на основании положений ст. 10 ГК РФ, Закона о защите конкуренции, ст. 10.bis Парижской конвенции. Кроме того, наименованию НКО может быть предоставлена правовая охрана как коммерческому обозначению в случаях, предусмотренных параграфом 4 гл. 76 ГК РФ (п. 147 Постановление Пленума).
Последние изменения: Частное учреждение
(КонсультантПлюс, 2025)Наименование НКО (в том числе и частного учреждения) не является средством индивидуализации юридического лица в смысле положений части четвертой ГК РФ. Поэтому право на наименование НКО может быть защищено от действий третьих лиц, являющихся актом недобросовестной конкуренции или злоупотреблением правом, на основании положений ст. 10 ГК РФ, Закона о защите конкуренции, ст. 10.bis Парижской конвенции. Кроме того, наименованию НКО может быть предоставлена правовая охрана как коммерческому обозначению в случаях, предусмотренных параграфом 4 гл. 76 ГК РФ (п. 147 Постановления).
(КонсультантПлюс, 2025)Наименование НКО (в том числе и частного учреждения) не является средством индивидуализации юридического лица в смысле положений части четвертой ГК РФ. Поэтому право на наименование НКО может быть защищено от действий третьих лиц, являющихся актом недобросовестной конкуренции или злоупотреблением правом, на основании положений ст. 10 ГК РФ, Закона о защите конкуренции, ст. 10.bis Парижской конвенции. Кроме того, наименованию НКО может быть предоставлена правовая охрана как коммерческому обозначению в случаях, предусмотренных параграфом 4 гл. 76 ГК РФ (п. 147 Постановления).