Защита экологических прав граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Защита экологических прав граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 01.02.2011 N 120
(ред. от 19.02.2021)
"О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека"
(вместе с "Положением о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека")е) содействие обеспечению и защите экологических прав человека и гражданина;
(ред. от 19.02.2021)
"О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека"
(вместе с "Положением о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека")е) содействие обеспечению и защите экологических прав человека и гражданина;
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.07.2025 N АКПИ25-217
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца второго пункта 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644>Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 5 марта 2013 г. N 5-П, правовые основы государственной политики в сфере охраны окружающей среды - исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне, - должны устанавливаться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца второго пункта 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644>Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 5 марта 2013 г. N 5-П, правовые основы государственной политики в сфере охраны окружающей среды - исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне, - должны устанавливаться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан.
Статья: Экологические суды: некоторые вопросы истории и практики
(Бражник И.С.)
("Российский судья", 2021, N 9)<6> Солнцев А.М., Музалева О.С., Шварова А.С. О создании специализированных экологических судов для обеспечения эффективной защиты экологических прав граждан // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. Вып. 1 (24). С. 28 - 29.
(Бражник И.С.)
("Российский судья", 2021, N 9)<6> Солнцев А.М., Музалева О.С., Шварова А.С. О создании специализированных экологических судов для обеспечения эффективной защиты экологических прав граждан // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. Вып. 1 (24). С. 28 - 29.
Статья: Природоохранные прокуратуры в системе публичной власти
(Жукова П.Д.)
("Законность", 2024, N 4)<6> Якимова А.М., Романов Е.В. Прокуратура в системе государственного механизма обеспечения и защиты экологических прав граждан // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2019. N 2 (47). С. 36.
(Жукова П.Д.)
("Законность", 2024, N 4)<6> Якимова А.М., Романов Е.В. Прокуратура в системе государственного механизма обеспечения и защиты экологических прав граждан // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2019. N 2 (47). С. 36.
Статья: Правовое регулирование охраны окружающей среды: соотношение финансового и экологического права
(Слатин Р.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)<33> Далее КС РФ отметил, что "правовые основы государственной политики в этой сфере - исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне, - должны определяться таким образом, чтобы через реализацию указанной конституционной обязанности, имеющей всеобщий характер, при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан. Этим предопределяются возложение на государство в лице его органов соответствующих координирующих, контрольных и нормативно-регулятивных функций и конституционно-правовая ответственность за их выполнение". См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 N 8-П.
(Слатин Р.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)<33> Далее КС РФ отметил, что "правовые основы государственной политики в этой сфере - исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне, - должны определяться таким образом, чтобы через реализацию указанной конституционной обязанности, имеющей всеобщий характер, при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан. Этим предопределяются возложение на государство в лице его органов соответствующих координирующих, контрольных и нормативно-регулятивных функций и конституционно-правовая ответственность за их выполнение". См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 N 8-П.
Статья: Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды: теоретико-правовые аспекты
(Юн Л.В.)
("Российский судья", 2023, N 3)Статья посвящена актуальным вопросам в сфере предоставления субъектам права информации о состоянии окружающей среды. Автор останавливает свое внимание на том, что информация о состоянии окружающей среды является важным фактором при минимизации экологических правонарушений. Не вовремя предоставленная информация неблагоприятным образом влияет на реализацию конституционных прав в сфере экологии. Изучение и анализ теоретико-правовых аспектов позволит выявить ряд ключевых проблем по обозначенной теме исследования. Решение обозначенных проблем позволит минимизировать экологические правонарушения с целью защиты и охраны экологических прав граждан России.
(Юн Л.В.)
("Российский судья", 2023, N 3)Статья посвящена актуальным вопросам в сфере предоставления субъектам права информации о состоянии окружающей среды. Автор останавливает свое внимание на том, что информация о состоянии окружающей среды является важным фактором при минимизации экологических правонарушений. Не вовремя предоставленная информация неблагоприятным образом влияет на реализацию конституционных прав в сфере экологии. Изучение и анализ теоретико-правовых аспектов позволит выявить ряд ключевых проблем по обозначенной теме исследования. Решение обозначенных проблем позволит минимизировать экологические правонарушения с целью защиты и охраны экологических прав граждан России.
Статья: Оценка эффективности применения эколого-правовых ограничений экономической деятельности в России
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 4)Универсальным мерилом эффективности применения эколого-правовых ограничений экономической деятельности являются цели правового регулирования охраны окружающей среды <20>. Как уже было отмечено ранее, экологическое право направлено на создание правовых условий для реализации экологических потребностей общества (сохранение природно-ресурсного потенциала страны, защита экологических прав граждан и т.д.), на установление экологического правопорядка, создающего условия для устойчивого развития нашей страны. В процессе регламентации экономической деятельности (отдельного вида такой деятельности) посредством закрепления эколого-правовых ограничений указанные цели преобразуются в конкретные задачи <21>, но их концептуальная направленность на предупреждение и минимизацию негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду, на обеспечение качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов остается неизменной.
(Хлуденева Н.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 4)Универсальным мерилом эффективности применения эколого-правовых ограничений экономической деятельности являются цели правового регулирования охраны окружающей среды <20>. Как уже было отмечено ранее, экологическое право направлено на создание правовых условий для реализации экологических потребностей общества (сохранение природно-ресурсного потенциала страны, защита экологических прав граждан и т.д.), на установление экологического правопорядка, создающего условия для устойчивого развития нашей страны. В процессе регламентации экономической деятельности (отдельного вида такой деятельности) посредством закрепления эколого-правовых ограничений указанные цели преобразуются в конкретные задачи <21>, но их концептуальная направленность на предупреждение и минимизацию негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду, на обеспечение качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов остается неизменной.
Статья: "Углеродный рынок": эколого-правовые аспекты
(Фицай Д.А.)
("Экологическое право", 2023, N 4)В настоящей статье исследуется правовое регулирование углеродного следа в Российской Федерации. В процессе проведения анализа действующих нормативных правовых актов Российской Федерации автор исследовал новеллы, появившиеся в институте защиты экологических прав граждан. В работе установлено, что в исследуемой стране используются неидентичные подходы в закреплении экологических прав. Тем не менее это не стало препятствием для обеспечения их защиты. В результате исследования автор пришел к выводу, что произошедшие за последние несколько лет существенные изменения в правовых основах, регламентирующих защиту экологических прав граждан Российской Федерации, свидетельствуют о развитии институтов защиты этих прав.
(Фицай Д.А.)
("Экологическое право", 2023, N 4)В настоящей статье исследуется правовое регулирование углеродного следа в Российской Федерации. В процессе проведения анализа действующих нормативных правовых актов Российской Федерации автор исследовал новеллы, появившиеся в институте защиты экологических прав граждан. В работе установлено, что в исследуемой стране используются неидентичные подходы в закреплении экологических прав. Тем не менее это не стало препятствием для обеспечения их защиты. В результате исследования автор пришел к выводу, что произошедшие за последние несколько лет существенные изменения в правовых основах, регламентирующих защиту экологических прав граждан Российской Федерации, свидетельствуют о развитии институтов защиты этих прав.
Статья: Субъекты, обращающиеся в суд за защитой экологических прав
(Смагина Е.С., Чупилин Д.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 2)Особенности судебной защиты права на благоприятную окружающую среду обусловлены его повышенной, конституционной значимостью и спецификой защищаемых интересов. Очевидно, что защита экологических прав граждан неразрывно связана с защитой интересов неопределенного круга лиц, а также иных публичных интересов <4>. Кроме того, последствия экологических правонарушений зачастую являются невосполнимыми, что диктует необходимость оперативного превентивного реагирования на возможное причинение вреда окружающей среде, в том числе путем предъявления соответствующих требований в суд.
(Смагина Е.С., Чупилин Д.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 2)Особенности судебной защиты права на благоприятную окружающую среду обусловлены его повышенной, конституционной значимостью и спецификой защищаемых интересов. Очевидно, что защита экологических прав граждан неразрывно связана с защитой интересов неопределенного круга лиц, а также иных публичных интересов <4>. Кроме того, последствия экологических правонарушений зачастую являются невосполнимыми, что диктует необходимость оперативного превентивного реагирования на возможное причинение вреда окружающей среде, в том числе путем предъявления соответствующих требований в суд.
Статья: Деятельность международных акторов гражданского общества в сфере климатической политики
(Карпович О.Г., Рябинина О.К.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 3)В ракурс основных климатических проблем, над которыми сегодня организована плодотворная работа со стороны международных общественных организаций, включаются следующие: формулирование критериев энергоэффективности, проработка точечных действий по использованию возобновляемых источников энергии, оценка в глобальном и региональном масштабах последствий климатических изменений, защита экологических прав граждан, работа над программами климатического образования, обеспечение защиты атмосферного воздуха, обеспечение контроля за распространением отходов (направления циркулярной экономики), обсуждение механизмов адаптации к климатическим изменениям.
(Карпович О.Г., Рябинина О.К.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 3)В ракурс основных климатических проблем, над которыми сегодня организована плодотворная работа со стороны международных общественных организаций, включаются следующие: формулирование критериев энергоэффективности, проработка точечных действий по использованию возобновляемых источников энергии, оценка в глобальном и региональном масштабах последствий климатических изменений, защита экологических прав граждан, работа над программами климатического образования, обеспечение защиты атмосферного воздуха, обеспечение контроля за распространением отходов (направления циркулярной экономики), обсуждение механизмов адаптации к климатическим изменениям.
Статья: Индивидуализация и дифференциация конституционных экологических прав и обязанностей
(Юн Л.В.)
("Администратор суда", 2025, N 3)- организации, защищающие экологические права граждан, в том числе и в судебных органах (проводятся экологические экспертизы, экологический контроль) <2>, экологический надзор и т.д.
(Юн Л.В.)
("Администратор суда", 2025, N 3)- организации, защищающие экологические права граждан, в том числе и в судебных органах (проводятся экологические экспертизы, экологический контроль) <2>, экологический надзор и т.д.
Статья: К вопросу о предмете экологического права
(Куракин А.В., Елбаева Н.А., Козырева Ю.Н., Калинина Ю.В.)
("Современное право", 2024, N 12)Проблемы охраны окружающей среды являются сегодня наиболее важными. Обусловлено это тем, что именно от качества окружающей среды зависят устойчивое развитие, охрана и защита экологических прав граждан. В свое время Указ Президента РФ от 04.02.1994 N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" определил целый комплекс мероприятий, направленных на реализацию конституционного права граждан, на благоприятную окружающую среду. Из данного документа можно видеть, что термин "устойчивое развитие" тесным образом связан с вопросами охраны окружающей среды и гарантированностью экологических прав граждан. М.М. Бринчук отмечал, что "рост остроты и масштабности экологических проблем, которые стали носить глобальный характер, способствовал развитию концепции охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития" [4, с. 125].
(Куракин А.В., Елбаева Н.А., Козырева Ю.Н., Калинина Ю.В.)
("Современное право", 2024, N 12)Проблемы охраны окружающей среды являются сегодня наиболее важными. Обусловлено это тем, что именно от качества окружающей среды зависят устойчивое развитие, охрана и защита экологических прав граждан. В свое время Указ Президента РФ от 04.02.1994 N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" определил целый комплекс мероприятий, направленных на реализацию конституционного права граждан, на благоприятную окружающую среду. Из данного документа можно видеть, что термин "устойчивое развитие" тесным образом связан с вопросами охраны окружающей среды и гарантированностью экологических прав граждан. М.М. Бринчук отмечал, что "рост остроты и масштабности экологических проблем, которые стали носить глобальный характер, способствовал развитию концепции охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития" [4, с. 125].