Защита автОрских прав на фотографию
Подборка наиболее важных документов по запросу Защита автОрских прав на фотографию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры о защите интеллектуальных прав: Правообладатель (Исключительный лицензиат) после временной блокировки сайта хочет взыскать компенсацию за использование размещенного на нем произведения (кроме фотографии) или сообщения телепередачи
(КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать: Иски с требованиями, связанными с защитой авторских (кроме прав на фотографии) и смежных прав в Интернете, нужно подавать в Мосгорсуд, если предварительные обеспечительные меры по таким искам принимались этим судом.
(КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать: Иски с требованиями, связанными с защитой авторских (кроме прав на фотографии) и смежных прав в Интернете, нужно подавать в Мосгорсуд, если предварительные обеспечительные меры по таким искам принимались этим судом.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры о защите интеллектуальных прав: Правообладатель (Исключительный лицензиат) после временной блокировки сайта из-за размещения на нем объекта авторских (кроме фотографии) или смежных прав хочет полностью заблокировать сайт
(КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать: Иски с требованиями, связанными с защитой авторских (кроме прав на фотографии) и смежных прав в Интернете, нужно подавать в Мосгорсуд, если предварительные обеспечительные меры по таким искам принимались этим судом.
(КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать: Иски с требованиями, связанными с защитой авторских (кроме прав на фотографии) и смежных прав в Интернете, нужно подавать в Мосгорсуд, если предварительные обеспечительные меры по таким искам принимались этим судом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы защиты авторских прав на фотографию
(Бардов И.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 5)"Российская юстиция", 2024, N 5
(Бардов И.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 5)"Российская юстиция", 2024, N 5
Статья: Защита прав на фотографии в сети Интернет: Россия и Германия
(Сидорина Н.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 6)В статье Надежды Александровны Сидориной, директора юридического департамента Qwintry LLC, исследованы способы и необходимые условия для получения защиты авторских прав на фотографию согласно законодательству России и Германии. Проведен сравнительный правовой анализ понятия "фотография" в законодательстве, доктрине и судебной практике этих стран, а также проанализирована выборка судебных решений за более чем 15 лет для определения эволюции правоприменительной практики по защите авторских прав на фотографии с учетом специфики их размещения в сети Интернет.
(Сидорина Н.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 6)В статье Надежды Александровны Сидориной, директора юридического департамента Qwintry LLC, исследованы способы и необходимые условия для получения защиты авторских прав на фотографию согласно законодательству России и Германии. Проведен сравнительный правовой анализ понятия "фотография" в законодательстве, доктрине и судебной практике этих стран, а также проанализирована выборка судебных решений за более чем 15 лет для определения эволюции правоприменительной практики по защите авторских прав на фотографии с учетом специфики их размещения в сети Интернет.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)Суд указал, что сама по себе популярность произведений А. Корды и Д. Фицпатрика не указывает на результат творческого труда автора как на общественное достояние, ибо, по смыслу ст. 7 и 18 Бернской конвенции, произведение может стать общественным достоянием вследствие истечения срока охраны или вследствие истечения ранее предоставленного произведению срока охраны. При этом срок охраны фотографических произведений не может быть короче 25 лет со времени создания такого произведения. Срок же охраны, предоставляемой после смерти автора, и сроки, предусмотренные пп. 2 - 4 ст. 7 данной конвенции, начинают течь со дня смерти автора или со дня наступления события, указанного в этих пунктах, но продолжительность этих сроков исчисляется только с 1 января года, следующего за годом смерти или годом наступления такого события. Автор фотографии Че Гевары А. Корда умер в 2001 году, поэтому двадцатипятилетний срок охраны авторского права на фотографию не истек. В отношении плаката, созданного Д. Фицпатриком, также не истек срок охраны, поскольку согласно Бернской конвенции он составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)Суд указал, что сама по себе популярность произведений А. Корды и Д. Фицпатрика не указывает на результат творческого труда автора как на общественное достояние, ибо, по смыслу ст. 7 и 18 Бернской конвенции, произведение может стать общественным достоянием вследствие истечения срока охраны или вследствие истечения ранее предоставленного произведению срока охраны. При этом срок охраны фотографических произведений не может быть короче 25 лет со времени создания такого произведения. Срок же охраны, предоставляемой после смерти автора, и сроки, предусмотренные пп. 2 - 4 ст. 7 данной конвенции, начинают течь со дня смерти автора или со дня наступления события, указанного в этих пунктах, но продолжительность этих сроков исчисляется только с 1 января года, следующего за годом смерти или годом наступления такого события. Автор фотографии Че Гевары А. Корда умер в 2001 году, поэтому двадцатипятилетний срок охраны авторского права на фотографию не истек. В отношении плаката, созданного Д. Фицпатриком, также не истек срок охраны, поскольку согласно Бернской конвенции он составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти.
Статья: Практика использования фотографий на платформах электронной коммерции
(Покровская А.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 2)3. Создание средств защиты авторских прав. Платформы электронной коммерции могут разработать и применять дополнительные средства защиты авторских прав на фотографии. К ним относится встроенный водяной знак или механизмы, блокирующие загрузку фотографий, которые нарушают авторские права. Такие технические меры помогают предупреждать и предотвращать нежелательное использование фотографий на платформе.
(Покровская А.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 2)3. Создание средств защиты авторских прав. Платформы электронной коммерции могут разработать и применять дополнительные средства защиты авторских прав на фотографии. К ним относится встроенный водяной знак или механизмы, блокирующие загрузку фотографий, которые нарушают авторские права. Такие технические меры помогают предупреждать и предотвращать нежелательное использование фотографий на платформе.
Статья: Защита прав автора на фотоизображение, размещенное в сети Интернет
(Кузько А.В.)
("Мировой судья", 2025, N 7)Таким образом, положения действующего законодательства, регламентирующие порядок защиты права автора на фотографию, размещенную в Интернете, нуждаются в совершенствовании в целях обеспечения надлежащего баланса частных и социально значимых интересов, а также в соответствии с принципами справедливости и недопустимости злоупотребления правом.
(Кузько А.В.)
("Мировой судья", 2025, N 7)Таким образом, положения действующего законодательства, регламентирующие порядок защиты права автора на фотографию, размещенную в Интернете, нуждаются в совершенствовании в целях обеспечения надлежащего баланса частных и социально значимых интересов, а также в соответствии с принципами справедливости и недопустимости злоупотребления правом.
Статья: Роль судебной экспертизы в спорах о защите авторских и смежных прав в сети Интернет
(Лепешин Д.А., Даутия Т.В.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 4)Н.А. Сидорина справедливо обращает внимание на то, что Закон об авторском и смежных правах Германии различает произведения фотографического искусства (Lichtbildwerke - абз. 5 п. 1 § 2 UrhG) в смысле личного интеллектуального творения и обычные фотографии (Lichtbilder - § 72 UrhG), различие которых заключается в длительности срока охраны. Так, произведения фотографического искусства согласно § 64 UrhG наряду с другими объектами авторского права защищаются 70 лет после смерти автора, а простые фотографии охраняются лишь 50 лет с момента возникновения [Сидорина Н.А., 2023, с. 42]. При этом цель создания фотографии не имеет значения для ее признания произведением фотографического искусства или обычной фотографией. В целях недопущения искусственного продления срока охраны авторских прав на фотографии механические репродукции, например, полученные в процессе фотокопирования или создания факсимильного сообщения, не признаются самостоятельными объектами немецкого авторского права, поскольку представляют собой простое размножение, в том числе если изменяется формат оригинала.
(Лепешин Д.А., Даутия Т.В.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 4)Н.А. Сидорина справедливо обращает внимание на то, что Закон об авторском и смежных правах Германии различает произведения фотографического искусства (Lichtbildwerke - абз. 5 п. 1 § 2 UrhG) в смысле личного интеллектуального творения и обычные фотографии (Lichtbilder - § 72 UrhG), различие которых заключается в длительности срока охраны. Так, произведения фотографического искусства согласно § 64 UrhG наряду с другими объектами авторского права защищаются 70 лет после смерти автора, а простые фотографии охраняются лишь 50 лет с момента возникновения [Сидорина Н.А., 2023, с. 42]. При этом цель создания фотографии не имеет значения для ее признания произведением фотографического искусства или обычной фотографией. В целях недопущения искусственного продления срока охраны авторских прав на фотографии механические репродукции, например, полученные в процессе фотокопирования или создания факсимильного сообщения, не признаются самостоятельными объектами немецкого авторского права, поскольку представляют собой простое размножение, в том числе если изменяется формат оригинала.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)На текущий период времени в науке гражданского права представлено достаточно большое количество исследований по вопросу определения объектов охраны авторских прав, созданных способами фотографии или аналогичными фотографии <1>, проведены исследования в сфере сравнительного правоведения <2>.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)На текущий период времени в науке гражданского права представлено достаточно большое количество исследований по вопросу определения объектов охраны авторских прав, созданных способами фотографии или аналогичными фотографии <1>, проведены исследования в сфере сравнительного правоведения <2>.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 29"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)Таким образом, в соответствии с германской доктриной не приобретут правовой охраны в качестве объекта авторского права фотографии протокольного (информационного, технического) характера, например снимки участников конференции или совета директоров, однотипные "туристические" фотографии достопримечательностей, портретные фото для документов либо сделанные папарацци снимки частной жизни кинозвезд, - подобные фотографии по германскому праву будут объектами смежных прав. Но фотографии, в которых отражена индивидуальность авторского восприятия будут признаваться объектами авторского права - фотографическими произведениями. Хотя выявить четкие критерии для отграничения эстетических фото от информационных довольно затруднительно, в реальности эти виды фотографий серьезно различаются.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2023)Таким образом, в соответствии с германской доктриной не приобретут правовой охраны в качестве объекта авторского права фотографии протокольного (информационного, технического) характера, например снимки участников конференции или совета директоров, однотипные "туристические" фотографии достопримечательностей, портретные фото для документов либо сделанные папарацци снимки частной жизни кинозвезд, - подобные фотографии по германскому праву будут объектами смежных прав. Но фотографии, в которых отражена индивидуальность авторского восприятия будут признаваться объектами авторского права - фотографическими произведениями. Хотя выявить четкие критерии для отграничения эстетических фото от информационных довольно затруднительно, в реальности эти виды фотографий серьезно различаются.