Заработная плата не ниже прожиточного минимума
Подборка наиболее важных документов по запросу Заработная плата не ниже прожиточного минимума (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Работник будет в отпуске с 02.05.2024 по 31.05.2024. Отпускные перечислены 25.04.2024. Апрель 2024 г. отработан полностью. Как работодатель должен обеспечить в апреле 2024 г. право работника на сохранение заработной платы после удержания на уровне не ниже прожиточного минимума?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Работник будет находиться в отпуске в период с 02.05.2024 по 31.05.2024. Отпускные перечислены 25.04.2024. Апрель 2024 г. отработан полностью. Таким образом, работник получит зарплату за апрель 2024 г. в полном объеме, а также отпускные за май 2024 г. Как в данной ситуации работодатель должен обеспечить в апреле 2024 г. право работника на сохранение заработной платы после удержания по исполнительному листу на уровне не ниже прожиточного минимума?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Работник будет находиться в отпуске в период с 02.05.2024 по 31.05.2024. Отпускные перечислены 25.04.2024. Апрель 2024 г. отработан полностью. Таким образом, работник получит зарплату за апрель 2024 г. в полном объеме, а также отпускные за май 2024 г. Как в данной ситуации работодатель должен обеспечить в апреле 2024 г. право работника на сохранение заработной платы после удержания по исполнительному листу на уровне не ниже прожиточного минимума?
Статья: Защита социальных и экономических прав в условиях интеграционных процессов
(Мехтиев М.Г. оглы)
("Журнал российского права", 2024, N 2)В деле Суд ЕС постановил, что требование оплаты труда выше прожиточного минимума не может быть обязательным условием для гарантии прав трудящихся <53>, что согласуется и с принципами, закрепленными на международном уровне. Подобный подход Суда ЕС определяет рабочего как индивида, чей труд оценивается исходя из принципов рыночной экономики. Защита прав рабочих ограничивается лишь заработной платой не ниже прожиточного минимума, что следует интерпретировать как баланс между правом на свободу коммерческой деятельности, о чем свидетельствуют дела Laval и Viking, и защитой социальных прав.
(Мехтиев М.Г. оглы)
("Журнал российского права", 2024, N 2)В деле Суд ЕС постановил, что требование оплаты труда выше прожиточного минимума не может быть обязательным условием для гарантии прав трудящихся <53>, что согласуется и с принципами, закрепленными на международном уровне. Подобный подход Суда ЕС определяет рабочего как индивида, чей труд оценивается исходя из принципов рыночной экономики. Защита прав рабочих ограничивается лишь заработной платой не ниже прожиточного минимума, что следует интерпретировать как баланс между правом на свободу коммерческой деятельности, о чем свидетельствуют дела Laval и Viking, и защитой социальных прав.
Нормативные акты
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(ред. от 29.10.2024)
"О минимальном размере оплаты труда"Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на текущий год.
(ред. от 29.10.2024)
"О минимальном размере оплаты труда"Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на текущий год.
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 298
(ред. от 17.10.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения"Механизм ежегодного установления минимального размера оплаты труда исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной Федеральной службой государственной статистики за год, предшествующий году принятия федерального закона об установлении минимального размера оплаты труда (то есть в 2021 году принимается федеральный закон об установлении минимального размера оплаты труда на 2022 год исходя из медианной зарплаты за 2020 год), введен Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" начиная с 2021 года. Поддержание минимального размера оплаты труда на уровне не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения также будет способствовать росту благосостояния граждан и снижению уровня бедности.
(ред. от 17.10.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения"Механизм ежегодного установления минимального размера оплаты труда исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной Федеральной службой государственной статистики за год, предшествующий году принятия федерального закона об установлении минимального размера оплаты труда (то есть в 2021 году принимается федеральный закон об установлении минимального размера оплаты труда на 2022 год исходя из медианной зарплаты за 2020 год), введен Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" начиная с 2021 года. Поддержание минимального размера оплаты труда на уровне не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения также будет способствовать росту благосостояния граждан и снижению уровня бедности.
Статья: Понятие и признаки социального государства в науке конституционного права
(Доренко К.С.)
("Юрист", 2023, N 10)Наличие у гражданина права на труд должно предполагать обязанность государства предоставить ему работу <11>. Включение такой нормы в Конституцию Российской Федерации <12> (далее - Конституция РФ) было бы в настоящее время декларацией, не подкрепленной реальными возможностями государства. Россия сегодня не в состоянии в полном объеме решить проблему занятости всех своих граждан. Кроме того, право на труд было закреплено в СССР и выливалось часто в совершенно уродливые формы. Думается, что гражданин должен самостоятельно обеспечивать реализацию своего права на труд, свободно выбирая профессию и место работы, а государство обязано только контролировать, чтобы этот труд осуществлялся в безопасных условиях, полностью отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также иным требованиям в соответствии с международными нормами (8-часовой рабочий день, запрет детского труда, оплата труда не ниже прожиточного минимума и т.д.). Участие государства в обеспечении свободы труда должно выражаться также в создании новых рабочих мест, защите граждан от безработицы, в том числе путем выплаты им пособий, и переобучении их (повышении квалификации). Данным требованиям норма ст. 37 Конституции РФ полностью удовлетворяет.
(Доренко К.С.)
("Юрист", 2023, N 10)Наличие у гражданина права на труд должно предполагать обязанность государства предоставить ему работу <11>. Включение такой нормы в Конституцию Российской Федерации <12> (далее - Конституция РФ) было бы в настоящее время декларацией, не подкрепленной реальными возможностями государства. Россия сегодня не в состоянии в полном объеме решить проблему занятости всех своих граждан. Кроме того, право на труд было закреплено в СССР и выливалось часто в совершенно уродливые формы. Думается, что гражданин должен самостоятельно обеспечивать реализацию своего права на труд, свободно выбирая профессию и место работы, а государство обязано только контролировать, чтобы этот труд осуществлялся в безопасных условиях, полностью отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также иным требованиям в соответствии с международными нормами (8-часовой рабочий день, запрет детского труда, оплата труда не ниже прожиточного минимума и т.д.). Участие государства в обеспечении свободы труда должно выражаться также в создании новых рабочих мест, защите граждан от безработицы, в том числе путем выплаты им пособий, и переобучении их (повышении квалификации). Данным требованиям норма ст. 37 Конституции РФ полностью удовлетворяет.
Статья: Критерии достойного социального обеспечения: теория, законодательство, правоприменительная практика
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Между тем в названной системе он не носит конституционного характера, в отличие, к примеру, от сферы трудовых отношений, где данный стандарт установлен как конституционный. Государство гарантирует установление минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, тогда как сам МРОТ, в свою очередь, выступает важнейшей гарантией социальной защиты работающих граждан и стандартом реализации конституционного права на вознаграждение за труд (ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 и ч. 5 ст. 75 Конституции РФ). Тем самым подчеркивается масштабное значение доходов от трудовой деятельности, которые, помимо сферы трудовых отношений, подлежат компенсации в системе социального обеспечения при наступлении социальных рисков (болезни, инвалидности, старости и т.п.) в порядке и на условиях, установленных законом. Повышение уровня оплаты труда, сопряженное с обеспечением своевременной и в полном объеме уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование, способно не только оптимизировать финансовую систему такого страхования, но и стать катализатором увеличения размеров социально-страховых выплат.
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Между тем в названной системе он не носит конституционного характера, в отличие, к примеру, от сферы трудовых отношений, где данный стандарт установлен как конституционный. Государство гарантирует установление минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, тогда как сам МРОТ, в свою очередь, выступает важнейшей гарантией социальной защиты работающих граждан и стандартом реализации конституционного права на вознаграждение за труд (ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 и ч. 5 ст. 75 Конституции РФ). Тем самым подчеркивается масштабное значение доходов от трудовой деятельности, которые, помимо сферы трудовых отношений, подлежат компенсации в системе социального обеспечения при наступлении социальных рисков (болезни, инвалидности, старости и т.п.) в порядке и на условиях, установленных законом. Повышение уровня оплаты труда, сопряженное с обеспечением своевременной и в полном объеме уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование, способно не только оптимизировать финансовую систему такого страхования, но и стать катализатором увеличения размеров социально-страховых выплат.
Статья: Правила назначения пособий по уходу за инвалидами и престарелыми изменятся
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 5)Примечание. Заключение трудового договора позволит социальным помощникам не заниматься иной трудовой деятельностью, трудовой стаж работы социальных помощников будет учитываться при начислении пенсии. Трудовой договор позволит обеспечить социальных помощников зарплатой не ниже прожиточного минимума по региону, а также всем комплексом социальных прав, вытекающих из трудовых отношений, включая оплачиваемый отпуск, отмечается в пояснительной записке.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 5)Примечание. Заключение трудового договора позволит социальным помощникам не заниматься иной трудовой деятельностью, трудовой стаж работы социальных помощников будет учитываться при начислении пенсии. Трудовой договор позволит обеспечить социальных помощников зарплатой не ниже прожиточного минимума по региону, а также всем комплексом социальных прав, вытекающих из трудовых отношений, включая оплачиваемый отпуск, отмечается в пояснительной записке.
Статья: К вопросу о роли правовых норм по оплате труда в преодолении бедности населения России
(Бондарева Э.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)Механизм установления минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации также вызывает серьезные вопросы. В соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса вся ответственность за установление минимальной заработной платы в субъекте Федерации, а также за ее уровень возлагается на региональные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В свете названного положения Трудового кодекса роль и значение деятельности региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, конечно, возрастают, но гарантированность установления оптимального размера минимальной заработной платы и вообще ее установления не увеличивается. Используемая в рассматриваемой правовой норме конструкция "с учетом" не является императивным предписанием для социальных партнеров, обязывающим их устанавливать минимальную заработную плату в субъекте Федерации не ниже прожиточного минимума. Равным образом правовая норма, содержащаяся в статье 133.1, не является и безусловным предписанием для обязательного установления минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, будучи лишь декларацией.
(Бондарева Э.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)Механизм установления минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации также вызывает серьезные вопросы. В соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса вся ответственность за установление минимальной заработной платы в субъекте Федерации, а также за ее уровень возлагается на региональные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В свете названного положения Трудового кодекса роль и значение деятельности региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, конечно, возрастают, но гарантированность установления оптимального размера минимальной заработной платы и вообще ее установления не увеличивается. Используемая в рассматриваемой правовой норме конструкция "с учетом" не является императивным предписанием для социальных партнеров, обязывающим их устанавливать минимальную заработную плату в субъекте Федерации не ниже прожиточного минимума. Равным образом правовая норма, содержащаяся в статье 133.1, не является и безусловным предписанием для обязательного установления минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, будучи лишь декларацией.