Запрос разъяснений запрос котировок
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрос разъяснений запрос котировок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 05.05.2025 по делу N А74-11055/2024
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа о нарушении заказчиком ч. 6 ст. 31, ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Доводы фонда о том, что выявленные ответчиком нарушения не привели к негативным последствиям в связи с тем, что запрос котировок признан несостоявшимся, заказчику не поступали какие-либо запросы на разъяснение, жалобы, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют о соблюдении заказчиком положений части 6 статьи 31, части 3 статьи 43 Закона N 44-ФЗ при формировании и размещении в ЕИС документации о рассматриваемой закупке.
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа о нарушении заказчиком ч. 6 ст. 31, ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Доводы фонда о том, что выявленные ответчиком нарушения не привели к негативным последствиям в связи с тем, что запрос котировок признан несостоявшимся, заказчику не поступали какие-либо запросы на разъяснение, жалобы, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют о соблюдении заказчиком положений части 6 статьи 31, части 3 статьи 43 Закона N 44-ФЗ при формировании и размещении в ЕИС документации о рассматриваемой закупке.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Запрос котировок в электронной форме по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)2. Описание предмета закупки при запросе котировок по Закону N 223-ФЗ в электронной форме
(КонсультантПлюс, 2025)2. Описание предмета закупки при запросе котировок по Закону N 223-ФЗ в электронной форме
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как проводить закрытый запрос котировок для закупки по 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Запрос о даче разъяснений может направить любой участник, получивший приглашение на участие в закрытом запросе котировок, если соблюден срок направления такого запроса. Дать разъяснения необходимо в течение трех рабочих дней с даты получения запроса. Недопустимым является разъяснение, изменяющее предмет закупки либо существенные условия проекта договора и (или) содержащее сведения о лице, направившем такой запрос. Направить разъяснения необходимо всем лицам, приглашенным к участию в закупке (ч. 2, 3, 4 ст. 3.2, ч. 3 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Запрос о даче разъяснений может направить любой участник, получивший приглашение на участие в закрытом запросе котировок, если соблюден срок направления такого запроса. Дать разъяснения необходимо в течение трех рабочих дней с даты получения запроса. Недопустимым является разъяснение, изменяющее предмет закупки либо существенные условия проекта договора и (или) содержащее сведения о лице, направившем такой запрос. Направить разъяснения необходимо всем лицам, приглашенным к участию в закупке (ч. 2, 3, 4 ст. 3.2, ч. 3 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)Данные требования заказчиком также соблюдены, поэтому оснований для вывода, что срок, фактически отведенный участникам запроса котировок на получение разъяснений, является слишком коротким и недостаточным, чтобы изучить положения конкурсной документации и подготовить запрос, у антимонопольного органа и судов не имелось.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)Данные требования заказчиком также соблюдены, поэтому оснований для вывода, что срок, фактически отведенный участникам запроса котировок на получение разъяснений, является слишком коротким и недостаточным, чтобы изучить положения конкурсной документации и подготовить запрос, у антимонопольного органа и судов не имелось.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)В целях защиты конкуренции предусмотрены различные антимонопольные требования, в числе которых запрет, установленный пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ, совершать действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушают порядок определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)В целях защиты конкуренции предусмотрены различные антимонопольные требования, в числе которых запрет, установленный пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ, совершать действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушают порядок определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Статья: Запрос о разъяснении и (или) документации в корпоративных закупках
(Беляева О.А.)
("Цивилист", 2024, N 3)Президиум Верховного Суда РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой обязанность заказчика дать разъяснения положений документации о закупке возникает только при своевременном поступлении запроса участника закупки <10>. Не имеет значения то обстоятельство, что участник закупки считает установленный срок слишком коротким. Например, данная проблема характерна для такой процедуры, как запрос котировок, поскольку при ее проведении извещение размещается в ЕИС не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Следует признать, что в запросе котировок срок на обращение за разъяснениями является чрезмерно коротким именно по объективным причинам.
(Беляева О.А.)
("Цивилист", 2024, N 3)Президиум Верховного Суда РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой обязанность заказчика дать разъяснения положений документации о закупке возникает только при своевременном поступлении запроса участника закупки <10>. Не имеет значения то обстоятельство, что участник закупки считает установленный срок слишком коротким. Например, данная проблема характерна для такой процедуры, как запрос котировок, поскольку при ее проведении извещение размещается в ЕИС не менее чем за пять рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок. Следует признать, что в запросе котировок срок на обращение за разъяснениями является чрезмерно коротким именно по объективным причинам.
Статья: Состояние безопасности дорожного движения как конкурентное преимущество перевозчика на рынке регулярных перевозок пассажиров
(Баканов К.С., Ермаганбетов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 3)Следовательно, можно предположить, что установление аналогичных требований к иным способам закупки не предусмотрено. Однако с учетом разъяснений Минфина России можно сделать вывод о возможных способах закупок, к которым относятся конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок, закупка у единственного поставщика <19>.
(Баканов К.С., Ермаганбетов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 3)Следовательно, можно предположить, что установление аналогичных требований к иным способам закупки не предусмотрено. Однако с учетом разъяснений Минфина России можно сделать вывод о возможных способах закупок, к которым относятся конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок, закупка у единственного поставщика <19>.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Формирование документов для закупки по Закону N 223-ФЗ.
Можно ли по Закону N 223-ФЗ установить срок подачи заявок, составляющий один рабочий день
(КонсультантПлюс, 2025)"...Заказчик... установив пятидневный срок проведения запроса котировок, в том числе на подачу заявки... и запроса о разъяснениях положений документации... без учета того, что четыре из этих пяти дней являлись нерабочими, допустил нарушение части 1 статьи 3 Закона о закупках [Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ], а именно принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки".
Можно ли по Закону N 223-ФЗ установить срок подачи заявок, составляющий один рабочий день
(КонсультантПлюс, 2025)"...Заказчик... установив пятидневный срок проведения запроса котировок, в том числе на подачу заявки... и запроса о разъяснениях положений документации... без учета того, что четыре из этих пяти дней являлись нерабочими, допустил нарушение части 1 статьи 3 Закона о закупках [Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ], а именно принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки".
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (ноябрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5. Ответ заказчика на запрос разъяснений положений закупочной документации не должен изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5. Ответ заказчика на запрос разъяснений положений закупочной документации не должен изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.
Статья: Подготовка корпоративными заказчиками возражений на жалобы в ФАС России
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 7)- отсутствие поданных запросов о разъяснении документации о закупке;
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 7)- отсутствие поданных запросов о разъяснении документации о закупке;
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 30"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2024)В комментируемом деле фигурируют два лица: заказчик и организатор закупки. Несмотря на то что в нормах Закона о закупках фигура организатора отдельно не упоминается, нет правовых препятствий для привлечения заказчиком такого субъекта на основании посреднического договора или договора возмездного оказания услуг. В данном случае агент обязался действовать от своего имени (п. 1 ст. 1005 ГК РФ), поэтому все предписания Закона о закупках, предназначенные для заказчика, следует "переадресовать" организатору закупки в силу его агентских полномочий. Равным образом действия организатора закупки становятся предметом административного обжалования. В связи с этим и запрос разъяснений, и последующая жалоба в комментируемом деле правомерно были адресованы именно организатору закупки.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2024)В комментируемом деле фигурируют два лица: заказчик и организатор закупки. Несмотря на то что в нормах Закона о закупках фигура организатора отдельно не упоминается, нет правовых препятствий для привлечения заказчиком такого субъекта на основании посреднического договора или договора возмездного оказания услуг. В данном случае агент обязался действовать от своего имени (п. 1 ст. 1005 ГК РФ), поэтому все предписания Закона о закупках, предназначенные для заказчика, следует "переадресовать" организатору закупки в силу его агентских полномочий. Равным образом действия организатора закупки становятся предметом административного обжалования. В связи с этим и запрос разъяснений, и последующая жалоба в комментируемом деле правомерно были адресованы именно организатору закупки.
Статья: Изменение государственного (муниципального) контракта и свобода договора
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)Названные разъяснения даны в свете применения антимонопольных требований к обязательным торгам, запросам котировок цен на товары, запросам предложений (ст. 17 Закона о защите конкуренции <19>) и равно справедливы для оценки случаев обхода Закона о контрактной системе. Генеральное правило, устанавливающее пределы свободы сторон в изменении договора, заключенного на торгах (а значительная доля государственных (муниципальных) закупок проводится посредством аукционов или конкурсов), содержится в п. 8 ст. 448 ГК РФ. Перечень оснований изменений исчерпывающий. Основная идея: не допустить искажение условий договора настолько, что экономически он будет представлять собой новый договор.
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)Названные разъяснения даны в свете применения антимонопольных требований к обязательным торгам, запросам котировок цен на товары, запросам предложений (ст. 17 Закона о защите конкуренции <19>) и равно справедливы для оценки случаев обхода Закона о контрактной системе. Генеральное правило, устанавливающее пределы свободы сторон в изменении договора, заключенного на торгах (а значительная доля государственных (муниципальных) закупок проводится посредством аукционов или конкурсов), содержится в п. 8 ст. 448 ГК РФ. Перечень оснований изменений исчерпывающий. Основная идея: не допустить искажение условий договора настолько, что экономически он будет представлять собой новый договор.
Статья: Июльские поправки к Закону N 44-ФЗ: какими станут конкурентные процедуры с 1 января 2022 года
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)Правила разъяснения положений извещения о закупке также будут едиными: участники закупок, зарегистрированные в ЕИС, смогут направлять запросы о разъяснении положений извещений о конкурсах и аукционах не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке <13>. Сейчас при проведении электронных конкурсов запросы о разъяснении положений документации направляются не позднее чем за пять дней до окончания срока подачи заявок на участие в закупке <14>, при проведении электронных аукционов - не позднее чем за два дня <15>.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)Правила разъяснения положений извещения о закупке также будут едиными: участники закупок, зарегистрированные в ЕИС, смогут направлять запросы о разъяснении положений извещений о конкурсах и аукционах не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке <13>. Сейчас при проведении электронных конкурсов запросы о разъяснении положений документации направляются не позднее чем за пять дней до окончания срока подачи заявок на участие в закупке <14>, при проведении электронных аукционов - не позднее чем за два дня <15>.
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)В абзаце первом п. 37 комментируемого Постановления определен предмет разъяснения - ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, согласно которой "при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений (далее для целей данного раздела - процедуры определения поставщика, процедуры) запрещаются действия, которые приводят ли могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами или заказчиками процедур определения поставщика деятельности их участников, создание участнику (участникам) преимущественных условий участия, нарушение порядка определения победителя, участие организаторов и (или) заказчиков, их работников в процедурах определения поставщика".
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)В абзаце первом п. 37 комментируемого Постановления определен предмет разъяснения - ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, согласно которой "при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений (далее для целей данного раздела - процедуры определения поставщика, процедуры) запрещаются действия, которые приводят ли могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами или заказчиками процедур определения поставщика деятельности их участников, создание участнику (участникам) преимущественных условий участия, нарушение порядка определения победителя, участие организаторов и (или) заказчиков, их работников в процедурах определения поставщика".
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)б) порядок подачи запросов о разъяснении положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о закупке и порядок предоставления соответствующих разъяснений (ч. 2 ст. 3.2 Закона 223-ФЗ);
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)б) порядок подачи запросов о разъяснении положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о закупке и порядок предоставления соответствующих разъяснений (ч. 2 ст. 3.2 Закона 223-ФЗ);