Запрос информации у арбитражного управляющего
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрос информации у арбитражного управляющего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 20.3 "Права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(Арбитражный суд Уральского округа)Разрешая вопрос о раскрытии информации, субъект, осуществляющий ее хранение (в данном случае Росгвардия), по внешним признакам (применительно к стандарту разумных подозрений) проверяет, соотносится ли испрашиваемая арбитражным управляющим информация с целями и задачами его деятельности по формированию конкурсной массы и удовлетворению требований кредиторов. Если имеются разумные основания полагать, что испрашиваемые сведения (документы) позволят достигнуть целей процедуры банкротства, то субъект, осуществляющий хранение информации, обязан удовлетворить запрос арбитражного управляющего. Иное подлежит квалификации как незаконное воспрепятствование деятельности управляющего. Наличие сомнений относительно обоснованности запроса управляющего толкуется в пользу раскрытия информации.
(Арбитражный суд Уральского округа)Разрешая вопрос о раскрытии информации, субъект, осуществляющий ее хранение (в данном случае Росгвардия), по внешним признакам (применительно к стандарту разумных подозрений) проверяет, соотносится ли испрашиваемая арбитражным управляющим информация с целями и задачами его деятельности по формированию конкурсной массы и удовлетворению требований кредиторов. Если имеются разумные основания полагать, что испрашиваемые сведения (документы) позволят достигнуть целей процедуры банкротства, то субъект, осуществляющий хранение информации, обязан удовлетворить запрос арбитражного управляющего. Иное подлежит квалификации как незаконное воспрепятствование деятельности управляющего. Наличие сомнений относительно обоснованности запроса управляющего толкуется в пользу раскрытия информации.
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций: Уполномоченный орган хочет привлечь Руководителя (иное лицо) к ответственности за непредставление арбитражному управляющему информации (документов)
(КонсультантПлюс, 2025)1. Если запрошенная информация передана (направлена) арбитражному управляющему в установленный срок - в совокупности:
(КонсультантПлюс, 2025)1. Если запрошенная информация передана (направлена) арбитражному управляющему в установленный срок - в совокупности:
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О предоставлении информации из ЦККИ о бюро кредитных историй, в которых хранятся кредитные истории субъектов, по запросам арбитражных управляющих.
(Письмо Банка России от 22.04.2024 N 46-13-3/1018)Вопрос: О предоставлении информации из ЦККИ о бюро кредитных историй, в которых хранятся кредитные истории субъектов, по запросам арбитражных управляющих.
(Письмо Банка России от 22.04.2024 N 46-13-3/1018)Вопрос: О предоставлении информации из ЦККИ о бюро кредитных историй, в которых хранятся кредитные истории субъектов, по запросам арбитражных управляющих.
Статья: Новые критерии банкротства
(Потихонина Ж.Н.)
("Арбитражный управляющий", 2025, N 1)Были озвучены вопросы возбуждения дел о банкротстве, получения супругом должника статуса лица, участвующего в деле о банкротстве, корректировки порядка утверждения положения о порядке, условиях и сроках реализации имущества гражданина, установления требований кредиторов, изменения в публикации сведений в ЕФРСБ, расширения полномочий арбитражных управляющих, запроса информации в отношении должника и родственников и другие.
(Потихонина Ж.Н.)
("Арбитражный управляющий", 2025, N 1)Были озвучены вопросы возбуждения дел о банкротстве, получения супругом должника статуса лица, участвующего в деле о банкротстве, корректировки порядка утверждения положения о порядке, условиях и сроках реализации имущества гражданина, установления требований кредиторов, изменения в публикации сведений в ЕФРСБ, расширения полномочий арбитражных управляющих, запроса информации в отношении должника и родственников и другие.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)Первоначально требование с запросом информации направляется в адрес арбитражного управляющего кредитной организации, который рассматривает его по существу. В случае отказа управляющего в предоставлении сведений кредитор (как в рассматриваемом случае и было сделано) вправе обратиться в суд с жалобой на действия (бездействие) такого управляющего. Разрешая подобный спор, суд по существу оценивает убедительность доводов и доказательств кредитора, претендующего на получение копии реестра.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)Первоначально требование с запросом информации направляется в адрес арбитражного управляющего кредитной организации, который рассматривает его по существу. В случае отказа управляющего в предоставлении сведений кредитор (как в рассматриваемом случае и было сделано) вправе обратиться в суд с жалобой на действия (бездействие) такого управляющего. Разрешая подобный спор, суд по существу оценивает убедительность доводов и доказательств кредитора, претендующего на получение копии реестра.
Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О кредитных историях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)7. Субъект кредитной истории (кредитных историй), пользователи кредитной истории (кредитных историй), нотариусы и арбитражные управляющие направляют запросы о предоставлении информации о бюро кредитных историй, в котором (которых) хранится (хранятся) кредитная история (кредитные истории) субъекта кредитной истории, в Центральный каталог кредитных историй в виде электронного сообщения в порядке, установленном Банком России. Указанные запросы должны содержать информацию о субъекте запрашиваемой кредитной истории из титульной части кредитной истории. Запросы субъекта кредитной истории (кредитных историй), пользователей кредитной истории (кредитных историй) и арбитражных управляющих также должны содержать код субъекта кредитной истории. Ответы на запросы, указанные в настоящей части, направляются из Центрального каталога кредитных историй в виде электронного сообщения.
(ред. от 31.07.2025)
"О кредитных историях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)7. Субъект кредитной истории (кредитных историй), пользователи кредитной истории (кредитных историй), нотариусы и арбитражные управляющие направляют запросы о предоставлении информации о бюро кредитных историй, в котором (которых) хранится (хранятся) кредитная история (кредитные истории) субъекта кредитной истории, в Центральный каталог кредитных историй в виде электронного сообщения в порядке, установленном Банком России. Указанные запросы должны содержать информацию о субъекте запрашиваемой кредитной истории из титульной части кредитной истории. Запросы субъекта кредитной истории (кредитных историй), пользователей кредитной истории (кредитных историй) и арбитражных управляющих также должны содержать код субъекта кредитной истории. Ответы на запросы, указанные в настоящей части, направляются из Центрального каталога кредитных историй в виде электронного сообщения.
Статья: Обзор законодательства Республики Кипр о банкротстве
(Комолов А.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)В соответствии со ст. 224 Закона ликвидатор должен подготовить ликвидационный баланс компании, который включает в себя все ее активы (независимо от местонахождения), обязательства, реквизиты кредиторов, перечень обеспечительных мер/обременений в отношении активов компании, а также любую иную информацию, запрошенную государственным арбитражным управляющим, которая должна быть ему передана в течение тридцати дней с даты издания судебного приказа. Соответственно, любые активы компании, расположенные за рубежом, которые могут быть обнаружены ликвидатором, будут включены в активы компании, подлежащие распределению в рамках ликвидации.
(Комолов А.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)В соответствии со ст. 224 Закона ликвидатор должен подготовить ликвидационный баланс компании, который включает в себя все ее активы (независимо от местонахождения), обязательства, реквизиты кредиторов, перечень обеспечительных мер/обременений в отношении активов компании, а также любую иную информацию, запрошенную государственным арбитражным управляющим, которая должна быть ему передана в течение тридцати дней с даты издания судебного приказа. Соответственно, любые активы компании, расположенные за рубежом, которые могут быть обнаружены ликвидатором, будут включены в активы компании, подлежащие распределению в рамках ликвидации.
Статья: Истребование доказательств в делах о банкротстве корпораций: соотношение с институтом раскрытия доказательств в праве России
(Кужантаев Д.Е.)
("Хозяйство и право", 2025, N 2)Кассационная инстанция отменила решения судов нижестоящих инстанций, отметив, что: а) конкурсный управляющий должен конкретизировать перечень и виды запрашиваемых документов, однако степень должной конкретизации требования арбитражного управляющего об обязании передать документы оценивается судом с учетом обстоятельств рассматриваемого дела и необходимости обеспечения реальной возможности осуществления управляющим возложенных на него полномочий; б) непередача документации влечет невозможность исполнения конкурсным управляющим своих обязанностей; в) конкурсный управляющий истребовал конкретный перечень документов, представил доказательства возможного нахождения указанных документов у хранителя; г) если имеются разумные основания полагать, что испрашиваемые сведения (документы) позволят достигнуть целей процедуры банкротства, то субъект, осуществляющий хранение информации, обязан удовлетворить запрос арбитражного управляющего, иное подлежит квалификации как незаконное воспрепятствование деятельности управляющего, что снижает эффективность процедур несостоятельности; д) наличие сомнений относительно обоснованности запроса управляющего толкуется в пользу раскрытия информации.
(Кужантаев Д.Е.)
("Хозяйство и право", 2025, N 2)Кассационная инстанция отменила решения судов нижестоящих инстанций, отметив, что: а) конкурсный управляющий должен конкретизировать перечень и виды запрашиваемых документов, однако степень должной конкретизации требования арбитражного управляющего об обязании передать документы оценивается судом с учетом обстоятельств рассматриваемого дела и необходимости обеспечения реальной возможности осуществления управляющим возложенных на него полномочий; б) непередача документации влечет невозможность исполнения конкурсным управляющим своих обязанностей; в) конкурсный управляющий истребовал конкретный перечень документов, представил доказательства возможного нахождения указанных документов у хранителя; г) если имеются разумные основания полагать, что испрашиваемые сведения (документы) позволят достигнуть целей процедуры банкротства, то субъект, осуществляющий хранение информации, обязан удовлетворить запрос арбитражного управляющего, иное подлежит квалификации как незаконное воспрепятствование деятельности управляющего, что снижает эффективность процедур несостоятельности; д) наличие сомнений относительно обоснованности запроса управляющего толкуется в пользу раскрытия информации.
Статья: К вопросу о включении криптовалюты в состав конкурсной массы должника при банкротстве
(Хорошавин М.Ю.)
("Цивилист", 2024, N 4)Первым правовым механизмом включения криптовалюты в конкурсную массу является запрос арбитражного управляющего. Закон о банкротстве в ст. 20.3 предусматривает право арбитражного управляющего на запрос информации о должнике и составе его имущества. Кроме того, в специальных нормах Закона о банкротстве, регламентирующих банкротство гражданина, предусмотрена обязанность гражданина предоставить любые сведения о своем имуществе по требованию арбитражного управляющего (п. 9 ст. 213.9). Поскольку криптовалюта представляет собой электронный код, содержащийся в информационной системе на криптокошельке, то арбитражному управляющему необходим логин и пароль для включения криптовалюты в конкурсную массу и ее продажу. Это означает, что арбитражный управляющий должен направить запрос должнику о предоставлении информации, в котором содержится требование предоставить логин и пароль от криптокошелька. Вместе с тем должники отказываются предоставлять сведения о логине и пароле от криптокошелька или предоставляют недостоверные сведения об отсутствии у них криптокошелька или утрате к нему доступа. В таком случае возможно применение другого правового механизма для включения криптовалюты в конкурсную массу - истребование доказательств в порядке ст. 66 АПК РФ у должника на основании ходатайства арбитражного управляющего <8>. В связи с наличием данной правовой нормы арбитражные суды выносят определения об истребовании доказательств с понуждением должника предоставить арбитражному управляющему доступ к криптокошельку <9>.
(Хорошавин М.Ю.)
("Цивилист", 2024, N 4)Первым правовым механизмом включения криптовалюты в конкурсную массу является запрос арбитражного управляющего. Закон о банкротстве в ст. 20.3 предусматривает право арбитражного управляющего на запрос информации о должнике и составе его имущества. Кроме того, в специальных нормах Закона о банкротстве, регламентирующих банкротство гражданина, предусмотрена обязанность гражданина предоставить любые сведения о своем имуществе по требованию арбитражного управляющего (п. 9 ст. 213.9). Поскольку криптовалюта представляет собой электронный код, содержащийся в информационной системе на криптокошельке, то арбитражному управляющему необходим логин и пароль для включения криптовалюты в конкурсную массу и ее продажу. Это означает, что арбитражный управляющий должен направить запрос должнику о предоставлении информации, в котором содержится требование предоставить логин и пароль от криптокошелька. Вместе с тем должники отказываются предоставлять сведения о логине и пароле от криптокошелька или предоставляют недостоверные сведения об отсутствии у них криптокошелька или утрате к нему доступа. В таком случае возможно применение другого правового механизма для включения криптовалюты в конкурсную массу - истребование доказательств в порядке ст. 66 АПК РФ у должника на основании ходатайства арбитражного управляющего <8>. В связи с наличием данной правовой нормы арбитражные суды выносят определения об истребовании доказательств с понуждением должника предоставить арбитражному управляющему доступ к криптокошельку <9>.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)порядок направления субъектом КИ, пользователем КИ, арбитражным управляющим запроса о представлении информации о БКИ, в которых хранится КИ субъекта КИ, в ЦККИ в виде электронного сообщения, содержащего информацию о таком субъекте КИ, а также код субъекта КИ;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)порядок направления субъектом КИ, пользователем КИ, арбитражным управляющим запроса о представлении информации о БКИ, в которых хранится КИ субъекта КИ, в ЦККИ в виде электронного сообщения, содержащего информацию о таком субъекте КИ, а также код субъекта КИ;
Статья: Защита права кредиторов на информацию в процедурах банкротства
(Шайдуллин А.И.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 2)Более того, если процедура банкротства является крупномасштабной и количество кредиторов превышает определенный порог, право каждого кредитора на запрос информации может быть ограничено в пользу права на запрос такой информации членами комитета кредиторов. В этой связи действующую редакцию Закона о банкротстве следует дополнить соответствующим изменением. Такая модель взаимодействия кредиторов и арбитражного управляющего в большей степени будет отвечать балансу интересов в крупных делах о банкротстве с большим количеством кредиторов и не будет создавать риски избыточной нагрузки арбитражного управляющего необоснованными запросами информации.
(Шайдуллин А.И.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 2)Более того, если процедура банкротства является крупномасштабной и количество кредиторов превышает определенный порог, право каждого кредитора на запрос информации может быть ограничено в пользу права на запрос такой информации членами комитета кредиторов. В этой связи действующую редакцию Закона о банкротстве следует дополнить соответствующим изменением. Такая модель взаимодействия кредиторов и арбитражного управляющего в большей степени будет отвечать балансу интересов в крупных делах о банкротстве с большим количеством кредиторов и не будет создавать риски избыточной нагрузки арбитражного управляющего необоснованными запросами информации.