Запрос ифнс вне рамок налоговых проверок
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрос ифнс вне рамок налоговых проверок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 93.1 "Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, путем запроса документов вне рамок налоговой проверки она фактически пыталась получить не информацию по какой-то отдельной сделке, а осуществить проверку финансово-хозяйственной деятельности общества без проведения соответствующих налоговых проверок, что является недопустимым.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, путем запроса документов вне рамок налоговой проверки она фактически пыталась получить не информацию по какой-то отдельной сделке, а осуществить проверку финансово-хозяйственной деятельности общества без проведения соответствующих налоговых проверок, что является недопустимым.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2023 N 15АП-3164/2023 по делу N А32-1916/2022
Требование: Об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Судом первой инстанции дана надлежащая оценка доводам заявителя о признании недопустимыми доказательствами документы, истребованные налоговыми органами у контрагентов Общества вне рамок мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика, а также полученные Инспекцией в период приостановления проведения выездных налоговых проверок в соответствии с положениями пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (с 06.04.2020 по 30.06.2020), а именно документы, представленные в ИФНС России N 5 по г. Краснодару в ответ на запрос от 29.06.2020; ряд документов, на которые Инспекция ссылается в обоснование своих выводов, как указывает Общество, не вручены Обществу или вручены в виде выписки.
Требование: Об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Судом первой инстанции дана надлежащая оценка доводам заявителя о признании недопустимыми доказательствами документы, истребованные налоговыми органами у контрагентов Общества вне рамок мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика, а также полученные Инспекцией в период приостановления проведения выездных налоговых проверок в соответствии с положениями пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (с 06.04.2020 по 30.06.2020), а именно документы, представленные в ИФНС России N 5 по г. Краснодару в ответ на запрос от 29.06.2020; ряд документов, на которые Инспекция ссылается в обоснование своих выводов, как указывает Общество, не вручены Обществу или вручены в виде выписки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, путем запроса документов вне рамок налоговой проверки она фактически пыталась не получить информацию по какой-то отдельной сделке, а осуществить проверку финансово-хозяйственной деятельности общества без проведения соответствующих налоговых проверок, что является недопустимым.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 5)Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, путем запроса документов вне рамок налоговой проверки она фактически пыталась не получить информацию по какой-то отдельной сделке, а осуществить проверку финансово-хозяйственной деятельности общества без проведения соответствующих налоговых проверок, что является недопустимым.
Статья: Предпроверочный анализ по трансфертному ценообразованию: что важно знать
(Кулаков Д., Зыков А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 19)Если ФНС видит у компании потенциальные признаки применения нерыночных цен, то, как правило, компания получает требование о представлении документов в отношении конкретных сделок. Такое требование направляется налогоплательщику в рамках ст. 93.1 НК РФ, которая позволяет налоговым органам запрашивать информацию о конкретных сделках вне рамок проведения налоговых проверок.
(Кулаков Д., Зыков А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 19)Если ФНС видит у компании потенциальные признаки применения нерыночных цен, то, как правило, компания получает требование о представлении документов в отношении конкретных сделок. Такое требование направляется налогоплательщику в рамках ст. 93.1 НК РФ, которая позволяет налоговым органам запрашивать информацию о конкретных сделках вне рамок проведения налоговых проверок.
Вопрос: Вправе ли налоговый орган истребовать документы по конкретной сделке вне рамок налоговой проверки?
(Консультация эксперта, 2025)Также в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 N 04АП-5077/2019 по делу N А19-12651/2019 отмечено, что с учетом п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 при истребовании документов (информации) налоговый орган в соответствующем требовании (поручении) должен указать, в рамках какого именно мероприятия налогового контроля (налоговая проверка или иное конкретное мероприятие налогового контроля) запрашиваются документы, а при истребовании документов вне рамок налоговой проверки - также обозначить идентификационные признаки конкретной сделки, в отношении которой требуется представление информации. Иными словами, законным является истребование налоговым органом у налогоплательщиков документов только в рамках проведения конкретного мероприятия налогового контроля, на которое должно быть указано в соответствующем требовании о предоставлении документов (информации) и (или) в поручении об истребовании документов, при этом вне рамок налоговой проверки налоговым органом может быть запрошена информация только в отношении конкретной сделки, идентифицирующие сведения о которой также указываются в требовании.
(Консультация эксперта, 2025)Также в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 N 04АП-5077/2019 по делу N А19-12651/2019 отмечено, что с учетом п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 при истребовании документов (информации) налоговый орган в соответствующем требовании (поручении) должен указать, в рамках какого именно мероприятия налогового контроля (налоговая проверка или иное конкретное мероприятие налогового контроля) запрашиваются документы, а при истребовании документов вне рамок налоговой проверки - также обозначить идентификационные признаки конкретной сделки, в отношении которой требуется представление информации. Иными словами, законным является истребование налоговым органом у налогоплательщиков документов только в рамках проведения конкретного мероприятия налогового контроля, на которое должно быть указано в соответствующем требовании о предоставлении документов (информации) и (или) в поручении об истребовании документов, при этом вне рамок налоговой проверки налоговым органом может быть запрошена информация только в отношении конкретной сделки, идентифицирующие сведения о которой также указываются в требовании.
Статья: Истребование документов по контрагентам разных звеньев
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 35)Но есть судебные решения, где суд встал на сторону налогоплательщика. Примером является постановление АС Московского округа от 10.07.2023 N Ф05-14211/2023 по делу N А40-195835/2022. В этом деле рассматривалась похожая ситуация, когда у компании были затребованы документы по сторонней организации в связи с проверкой контрагента компании. Суды указали, что затребованные документы относятся к деятельности самой компании и ее стороннего контрагента, цепочка контрагентов в требовании не указана, связь с проверяемым налогоплательщиком установить невозможно. Поэтому отказ компании от представления документов, поименованных в требовании, не может быть квалифицирован как противоречащий положениям ст. 93.1 НК РФ, а потому в действиях компании отсутствует состав вмененного ей налогового правонарушения. Ссылка налогового органа на п. 2 ст. 93.1 НК РФ была отклонена судами, как необоснованная. Они указали, что данная норма применяется только в том случае, если требование выставляется налоговым органом вне рамок налоговой проверки, в то время как в рассматриваемом случае компанией оспаривается решение инспекции, которое вынесено в связи с непредставлением, по мнению налогового органа, документов по требованию инспекции, которое было выставлено налоговым органом в рамках выездной налоговой проверки иного лица и при этом в требовании были запрошены сведения не в отношении данного лица, а в отношении совершенно иного лица.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 35)Но есть судебные решения, где суд встал на сторону налогоплательщика. Примером является постановление АС Московского округа от 10.07.2023 N Ф05-14211/2023 по делу N А40-195835/2022. В этом деле рассматривалась похожая ситуация, когда у компании были затребованы документы по сторонней организации в связи с проверкой контрагента компании. Суды указали, что затребованные документы относятся к деятельности самой компании и ее стороннего контрагента, цепочка контрагентов в требовании не указана, связь с проверяемым налогоплательщиком установить невозможно. Поэтому отказ компании от представления документов, поименованных в требовании, не может быть квалифицирован как противоречащий положениям ст. 93.1 НК РФ, а потому в действиях компании отсутствует состав вмененного ей налогового правонарушения. Ссылка налогового органа на п. 2 ст. 93.1 НК РФ была отклонена судами, как необоснованная. Они указали, что данная норма применяется только в том случае, если требование выставляется налоговым органом вне рамок налоговой проверки, в то время как в рассматриваемом случае компанией оспаривается решение инспекции, которое вынесено в связи с непредставлением, по мнению налогового органа, документов по требованию инспекции, которое было выставлено налоговым органом в рамках выездной налоговой проверки иного лица и при этом в требовании были запрошены сведения не в отношении данного лица, а в отношении совершенно иного лица.
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Вправе ли инспекция истребовать у контрагентов налогоплательщика документы до начала выездной проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Суд отклонил доводы инспекции о наличии у нее права в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ истребовать документы у контрагентов вне рамок проверки. В данном случае налоговый орган, запрашивая документы у контрагентов, указывал, что инспекция действует в рамках налоговой проверки.
Вправе ли инспекция истребовать у контрагентов налогоплательщика документы до начала выездной проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Суд отклонил доводы инспекции о наличии у нее права в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ истребовать документы у контрагентов вне рамок проверки. В данном случае налоговый орган, запрашивая документы у контрагентов, указывал, что инспекция действует в рамках налоговой проверки.
Статья: Вызов в инспекцию для дачи пояснений и допрос - не одно и то же
(Жоголев А.А.)
("Главная книга", 2025, N 14)Если вас вызвали вне рамок камеральной или выездной налоговой проверки, то причиной может быть, например <8>:
(Жоголев А.А.)
("Главная книга", 2025, N 14)Если вас вызвали вне рамок камеральной или выездной налоговой проверки, то причиной может быть, например <8>:
Вопрос: Исполнять ли требование налогового органа в рамках ст. 93.1 НК РФ, если вместо информации о конкретной сделке требуется представить договоры с определенным контрагентом за три календарных года?
(Консультация эксперта, 2024)В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 24.08.2021 N Ф05-16443/2021 по делу N А40-194238/2020 судом была рассмотрена ситуация, в которой общество отказало инспекции в предоставлении документов с контрагентом, обосновывая это тем, что документы были запрошены не по конкретной сделке, а за три налоговых периода работы с контрагентом, что, по мнению общества, противоречит НК РФ. Однако суд, отказывая в удовлетворении заявления общества, отметил, что ни п. 2 ст. 93.1 НК РФ, ни иные положения налогового законодательства не обязывают налоговый орган при выставлении требования вне рамок налоговых проверок обосновывать необходимость истребования документов (информации).
(Консультация эксперта, 2024)В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 24.08.2021 N Ф05-16443/2021 по делу N А40-194238/2020 судом была рассмотрена ситуация, в которой общество отказало инспекции в предоставлении документов с контрагентом, обосновывая это тем, что документы были запрошены не по конкретной сделке, а за три налоговых периода работы с контрагентом, что, по мнению общества, противоречит НК РФ. Однако суд, отказывая в удовлетворении заявления общества, отметил, что ни п. 2 ст. 93.1 НК РФ, ни иные положения налогового законодательства не обязывают налоговый орган при выставлении требования вне рамок налоговых проверок обосновывать необходимость истребования документов (информации).
Готовое решение: Какие контрольные мероприятия инспекторы могут проводить вне рамок налоговых проверок
(КонсультантПлюс, 2025)в случае, если в заявлении о возврате средств, формирующих положительное сальдо ЕНС, указан счет, сведения о котором не представлены в налоговый орган в соответствии с п. 1.1 ст. 86 НК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)в случае, если в заявлении о возврате средств, формирующих положительное сальдо ЕНС, указан счет, сведения о котором не представлены в налоговый орган в соответствии с п. 1.1 ст. 86 НК РФ.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)Как указал суд, признавая позицию ИФНС необоснованной, у общества вне рамок налоговых проверок истребован большой объем сведений общего характера относительно его деятельности в связи с тем, что органами внутренних дел установлено, что оно имеет финансовые взаимоотношения с организациями-однодневками, а также "транзитные" операции.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)Как указал суд, признавая позицию ИФНС необоснованной, у общества вне рамок налоговых проверок истребован большой объем сведений общего характера относительно его деятельности в связи с тем, что органами внутренних дел установлено, что оно имеет финансовые взаимоотношения с организациями-однодневками, а также "транзитные" операции.
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ организации и осуществления выездных налоговых проверок, взыскания доначисленных сумм в 2019 - 2021 годах и истекшем периоде 2022 года"
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 2)8.1. Нормативное регулирование процедуры ППА осуществляется внутриведомственными документами ФНС России. В результате этого налогоплательщики не располагают информацией об основаниях, в соответствии с которыми налоговые органы запрашивают дополнительные сведения или пояснения вне рамок проведения мероприятий налогового контроля. Отсутствует обязанность налоговых органов информировать налогоплательщиков, отобранных для включения в план ВНП, о выявленных рисках и проведении в отношении них ППА, в целях предоставления им возможности дать пояснения по установленным признакам нарушений законодательства о налогах и сборах и/или добровольного уточнения налоговых обязательств без назначения ВНП, что не соответствует интересам налогоплательщиков.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 2)8.1. Нормативное регулирование процедуры ППА осуществляется внутриведомственными документами ФНС России. В результате этого налогоплательщики не располагают информацией об основаниях, в соответствии с которыми налоговые органы запрашивают дополнительные сведения или пояснения вне рамок проведения мероприятий налогового контроля. Отсутствует обязанность налоговых органов информировать налогоплательщиков, отобранных для включения в план ВНП, о выявленных рисках и проведении в отношении них ППА, в целях предоставления им возможности дать пояснения по установленным признакам нарушений законодательства о налогах и сборах и/или добровольного уточнения налоговых обязательств без назначения ВНП, что не соответствует интересам налогоплательщиков.
Статья: Истребование документов о контрагенте: ответственность за непредставление
(Галина Е.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)ФНС рекомендует своим коллегам исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности. Не допускать произвольного истребования документов (информации) вне рамок налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля.
(Галина Е.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)ФНС рекомендует своим коллегам исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности. Не допускать произвольного истребования документов (информации) вне рамок налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля.
Статья: В поисках пределов налогового контроля
(Плеханов Д.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 5)1. "Как правильно отметили суды, отсутствие в требовании указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля не свидетельствует о недействительности данного требования, вынесенного на основании полномочий, предусмотренных п. 2 ст. 93.1 Налогового кодекса. Требование вынесено вне рамок проведения налоговых проверок" <8>.
(Плеханов Д.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 5)1. "Как правильно отметили суды, отсутствие в требовании указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля не свидетельствует о недействительности данного требования, вынесенного на основании полномочий, предусмотренных п. 2 ст. 93.1 Налогового кодекса. Требование вынесено вне рамок проведения налоговых проверок" <8>.