Запрос арбитражного управляющего
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрос арбитражного управляющего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Заявление и рассмотрение ходатайств в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...В случае поступления в арбитражный суд ходатайства об истребовании у органа или организации сведений о должнике без приложения доказательств того, что орган или организация отказали в выдаче сведений по запросу арбитражного управляющего, такое ходатайство подлежит возвращению арбитражным судом применительно к пункту 4 статьи 60 Закона о банкротстве и пункту 5 части 1 статьи 129 АПК РФ..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...В случае поступления в арбитражный суд ходатайства об истребовании у органа или организации сведений о должнике без приложения доказательств того, что орган или организация отказали в выдаче сведений по запросу арбитражного управляющего, такое ходатайство подлежит возвращению арбитражным судом применительно к пункту 4 статьи 60 Закона о банкротстве и пункту 5 части 1 статьи 129 АПК РФ..."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 20.3 "Права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(Арбитражный суд Уральского округа)Разрешая вопрос о раскрытии информации, субъект, осуществляющий ее хранение (в данном случае Росгвардия), по внешним признакам (применительно к стандарту разумных подозрений) проверяет, соотносится ли испрашиваемая арбитражным управляющим информация с целями и задачами его деятельности по формированию конкурсной массы и удовлетворению требований кредиторов. Если имеются разумные основания полагать, что испрашиваемые сведения (документы) позволят достигнуть целей процедуры банкротства, то субъект, осуществляющий хранение информации, обязан удовлетворить запрос арбитражного управляющего. Иное подлежит квалификации как незаконное воспрепятствование деятельности управляющего. Наличие сомнений относительно обоснованности запроса управляющего толкуется в пользу раскрытия информации.
(Арбитражный суд Уральского округа)Разрешая вопрос о раскрытии информации, субъект, осуществляющий ее хранение (в данном случае Росгвардия), по внешним признакам (применительно к стандарту разумных подозрений) проверяет, соотносится ли испрашиваемая арбитражным управляющим информация с целями и задачами его деятельности по формированию конкурсной массы и удовлетворению требований кредиторов. Если имеются разумные основания полагать, что испрашиваемые сведения (документы) позволят достигнуть целей процедуры банкротства, то субъект, осуществляющий хранение информации, обязан удовлетворить запрос арбитражного управляющего. Иное подлежит квалификации как незаконное воспрепятствование деятельности управляющего. Наличие сомнений относительно обоснованности запроса управляющего толкуется в пользу раскрытия информации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Кто такой арбитражный управляющий?
(Шафранов А.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Проблема запросов арбитражных управляющих
(Шафранов А.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 11)Проблема запросов арбитражных управляющих
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.
Готовое решение: В каком порядке выдать работнику копию трудового договора
(КонсультантПлюс, 2025)Может ли работодатель предоставить копию трудового договора с работником по запросу арбитражного (финансового) управляющего
(КонсультантПлюс, 2025)Может ли работодатель предоставить копию трудового договора с работником по запросу арбитражного (финансового) управляющего
Статья: К вопросу о включении криптовалюты в состав конкурсной массы должника при банкротстве
(Хорошавин М.Ю.)
("Цивилист", 2024, N 4)Первым правовым механизмом включения криптовалюты в конкурсную массу является запрос арбитражного управляющего. Закон о банкротстве в ст. 20.3 предусматривает право арбитражного управляющего на запрос информации о должнике и составе его имущества. Кроме того, в специальных нормах Закона о банкротстве, регламентирующих банкротство гражданина, предусмотрена обязанность гражданина предоставить любые сведения о своем имуществе по требованию арбитражного управляющего (п. 9 ст. 213.9). Поскольку криптовалюта представляет собой электронный код, содержащийся в информационной системе на криптокошельке, то арбитражному управляющему необходим логин и пароль для включения криптовалюты в конкурсную массу и ее продажу. Это означает, что арбитражный управляющий должен направить запрос должнику о предоставлении информации, в котором содержится требование предоставить логин и пароль от криптокошелька. Вместе с тем должники отказываются предоставлять сведения о логине и пароле от криптокошелька или предоставляют недостоверные сведения об отсутствии у них криптокошелька или утрате к нему доступа. В таком случае возможно применение другого правового механизма для включения криптовалюты в конкурсную массу - истребование доказательств в порядке ст. 66 АПК РФ у должника на основании ходатайства арбитражного управляющего <8>. В связи с наличием данной правовой нормы арбитражные суды выносят определения об истребовании доказательств с понуждением должника предоставить арбитражному управляющему доступ к криптокошельку <9>.
(Хорошавин М.Ю.)
("Цивилист", 2024, N 4)Первым правовым механизмом включения криптовалюты в конкурсную массу является запрос арбитражного управляющего. Закон о банкротстве в ст. 20.3 предусматривает право арбитражного управляющего на запрос информации о должнике и составе его имущества. Кроме того, в специальных нормах Закона о банкротстве, регламентирующих банкротство гражданина, предусмотрена обязанность гражданина предоставить любые сведения о своем имуществе по требованию арбитражного управляющего (п. 9 ст. 213.9). Поскольку криптовалюта представляет собой электронный код, содержащийся в информационной системе на криптокошельке, то арбитражному управляющему необходим логин и пароль для включения криптовалюты в конкурсную массу и ее продажу. Это означает, что арбитражный управляющий должен направить запрос должнику о предоставлении информации, в котором содержится требование предоставить логин и пароль от криптокошелька. Вместе с тем должники отказываются предоставлять сведения о логине и пароле от криптокошелька или предоставляют недостоверные сведения об отсутствии у них криптокошелька или утрате к нему доступа. В таком случае возможно применение другого правового механизма для включения криптовалюты в конкурсную массу - истребование доказательств в порядке ст. 66 АПК РФ у должника на основании ходатайства арбитражного управляющего <8>. В связи с наличием данной правовой нормы арбитражные суды выносят определения об истребовании доказательств с понуждением должника предоставить арбитражному управляющему доступ к криптокошельку <9>.
Статья: Запрос государственного юридического бюро: проблемы правового регулирования
(Зайков Д.Е.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)Вместе с тем никаких объективных препятствий для оперативного предоставления организациями сведений по запросу госюрбюро мы не видим. Показательно в этом плане правовое регулирование аналогичного института запроса арбитражного управляющего. Так, в силу абз. 10 п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ и органы местного самоуправления предоставляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.
(Зайков Д.Е.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)Вместе с тем никаких объективных препятствий для оперативного предоставления организациями сведений по запросу госюрбюро мы не видим. Показательно в этом плане правовое регулирование аналогичного института запроса арбитражного управляющего. Так, в силу абз. 10 п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ и органы местного самоуправления предоставляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.
Вопрос: О предоставлении информации из ЦККИ о бюро кредитных историй, в которых хранятся кредитные истории субъектов, по запросам арбитражных управляющих.
(Письмо Банка России от 22.04.2024 N 46-13-3/1018)Вопрос: О предоставлении информации из ЦККИ о бюро кредитных историй, в которых хранятся кредитные истории субъектов, по запросам арбитражных управляющих.
(Письмо Банка России от 22.04.2024 N 46-13-3/1018)Вопрос: О предоставлении информации из ЦККИ о бюро кредитных историй, в которых хранятся кредитные истории субъектов, по запросам арбитражных управляющих.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Сайт ЕПГУ не обеспечивает направление запросов арбитражным управляющим и другими категориям заявителей - физическим лицам, которые получали сведения, в том числе ограниченного доступа, через сайт Росреестра с подтверждением полномочий и подписанием запросов усиленной квалифицированной электронной подписью.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Сайт ЕПГУ не обеспечивает направление запросов арбитражным управляющим и другими категориям заявителей - физическим лицам, которые получали сведения, в том числе ограниченного доступа, через сайт Росреестра с подтверждением полномочий и подписанием запросов усиленной квалифицированной электронной подписью.
Статья: Пороки процессуального положения лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве
(Морковская К.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)Так в случае возникновения необходимости отследить поступление денежных средств на счет должника, их размер и даты таких поступлений, а также куда расходовались денежные средства со счета, текущий кредитор может сделать запрос арбитражному управляющему (без привязки к конкретной процедуре) либо ознакомиться с материалами дела в суде. Право на ознакомление продекларировано обозначенной статьей, так как текущий кредитор напрямую заинтересован в получении денежных средств, поступающих на расчетный счет должника. Притом предусмотренная Законом о банкротстве очередность погашения требования (ст. 134) также гарантирует кредитору по текущим платежам более выгодное положение относительно реестровых кредиторов.
(Морковская К.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)Так в случае возникновения необходимости отследить поступление денежных средств на счет должника, их размер и даты таких поступлений, а также куда расходовались денежные средства со счета, текущий кредитор может сделать запрос арбитражному управляющему (без привязки к конкретной процедуре) либо ознакомиться с материалами дела в суде. Право на ознакомление продекларировано обозначенной статьей, так как текущий кредитор напрямую заинтересован в получении денежных средств, поступающих на расчетный счет должника. Притом предусмотренная Законом о банкротстве очередность погашения требования (ст. 134) также гарантирует кредитору по текущим платежам более выгодное положение относительно реестровых кредиторов.
Статья: Отвечаем на запросы о предоставлении персональных данных
(Аскарова О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 2)Ответы на запросы арбитражных управляющих предоставляются в течение 7 дней. Такая норма установлена Законом о банкротстве.
(Аскарова О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 2)Ответы на запросы арбитражных управляющих предоставляются в течение 7 дней. Такая норма установлена Законом о банкротстве.
Статья: Рассмотрение обращений в отношении арбитражных управляющих
(Шалитаев В.Ю.)
("Арбитражный управляющий", 2025, N 1)В ходе проверки арбитражному управляющему направляется запрос о необходимости представления в конкретный срок объяснений с имеющими отношение к рассматриваемым жалобам документами. В случае неполучения в срок объяснений от арбитражных управляющих им, как правило, если позволяет срок проверки, направляется напоминание. В случае непредставления объяснений орган по контролю вынужден, говоря простым языком, "закрыть проверки с неопровергнутыми нарушениями". Иногда, возможно, арбитражным управляющим выгоднее, чтобы по итогам проверки нарушения не были опровергнуты ввиду отсутствия объяснений, нежели нарушения были бы так и так подтверждены ввиду их очевидности.
(Шалитаев В.Ю.)
("Арбитражный управляющий", 2025, N 1)В ходе проверки арбитражному управляющему направляется запрос о необходимости представления в конкретный срок объяснений с имеющими отношение к рассматриваемым жалобам документами. В случае неполучения в срок объяснений от арбитражных управляющих им, как правило, если позволяет срок проверки, направляется напоминание. В случае непредставления объяснений орган по контролю вынужден, говоря простым языком, "закрыть проверки с неопровергнутыми нарушениями". Иногда, возможно, арбитражным управляющим выгоднее, чтобы по итогам проверки нарушения не были опровергнуты ввиду отсутствия объяснений, нежели нарушения были бы так и так подтверждены ввиду их очевидности.
Статья: Истребование доказательств в делах о банкротстве корпораций: соотношение с институтом раскрытия доказательств в праве России
(Кужантаев Д.Е.)
("Хозяйство и право", 2025, N 2)Кассационная инстанция отменила решения судов нижестоящих инстанций, отметив, что: а) конкурсный управляющий должен конкретизировать перечень и виды запрашиваемых документов, однако степень должной конкретизации требования арбитражного управляющего об обязании передать документы оценивается судом с учетом обстоятельств рассматриваемого дела и необходимости обеспечения реальной возможности осуществления управляющим возложенных на него полномочий; б) непередача документации влечет невозможность исполнения конкурсным управляющим своих обязанностей; в) конкурсный управляющий истребовал конкретный перечень документов, представил доказательства возможного нахождения указанных документов у хранителя; г) если имеются разумные основания полагать, что испрашиваемые сведения (документы) позволят достигнуть целей процедуры банкротства, то субъект, осуществляющий хранение информации, обязан удовлетворить запрос арбитражного управляющего, иное подлежит квалификации как незаконное воспрепятствование деятельности управляющего, что снижает эффективность процедур несостоятельности; д) наличие сомнений относительно обоснованности запроса управляющего толкуется в пользу раскрытия информации.
(Кужантаев Д.Е.)
("Хозяйство и право", 2025, N 2)Кассационная инстанция отменила решения судов нижестоящих инстанций, отметив, что: а) конкурсный управляющий должен конкретизировать перечень и виды запрашиваемых документов, однако степень должной конкретизации требования арбитражного управляющего об обязании передать документы оценивается судом с учетом обстоятельств рассматриваемого дела и необходимости обеспечения реальной возможности осуществления управляющим возложенных на него полномочий; б) непередача документации влечет невозможность исполнения конкурсным управляющим своих обязанностей; в) конкурсный управляющий истребовал конкретный перечень документов, представил доказательства возможного нахождения указанных документов у хранителя; г) если имеются разумные основания полагать, что испрашиваемые сведения (документы) позволят достигнуть целей процедуры банкротства, то субъект, осуществляющий хранение информации, обязан удовлетворить запрос арбитражного управляющего, иное подлежит квалификации как незаконное воспрепятствование деятельности управляющего, что снижает эффективность процедур несостоятельности; д) наличие сомнений относительно обоснованности запроса управляющего толкуется в пользу раскрытия информации.
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)4. В отличие от ситуации с предоставлением персональных данных по запросу адвокатов практика по предоставлению такой информации по запросу арбитражных управляющих является не столь однозначной. По мнению одних судов, в положениях п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве отсутствует указание на право арбитражного управляющего истребовать сведения, составляющие персональные данные. При этом в отношении запроса сведений о должнике ст. 129 Закона о банкротстве не предоставляет конкурсному управляющему дополнительных полномочий (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 августа 2020 г. по делу N А56-137254/2019). Другие суды полагают, что арбитражный управляющий вправе запрашивать такую информацию. При этом они ссылаются на открытый перечень информации, которая может быть запрошена арбитражным управляющим, и специальный характер положений Закона о банкротстве по отношению к Закону о персональных данных, предусмотренный в п. 3 ст. 232 Закона о банкротстве. Согласно данному положению впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ и регулирующих отношения, связанные с банкротством, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 сентября 2018 г. N Ф08-7169/2018 по делу N А63-14832/2017). Представляется, что более правильным является подход, при котором арбитражный управляющий рассматривается как лицо, действующее во исполнение судебного акта о введении соответствующей процедуры банкротства и в целях исполнения возложенных на него Законом о банкротстве обязанностей. В этой связи должны применяться положения п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 февраля 2019 г. по делу N А08-4342/2018).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)4. В отличие от ситуации с предоставлением персональных данных по запросу адвокатов практика по предоставлению такой информации по запросу арбитражных управляющих является не столь однозначной. По мнению одних судов, в положениях п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве отсутствует указание на право арбитражного управляющего истребовать сведения, составляющие персональные данные. При этом в отношении запроса сведений о должнике ст. 129 Закона о банкротстве не предоставляет конкурсному управляющему дополнительных полномочий (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 августа 2020 г. по делу N А56-137254/2019). Другие суды полагают, что арбитражный управляющий вправе запрашивать такую информацию. При этом они ссылаются на открытый перечень информации, которая может быть запрошена арбитражным управляющим, и специальный характер положений Закона о банкротстве по отношению к Закону о персональных данных, предусмотренный в п. 3 ст. 232 Закона о банкротстве. Согласно данному положению впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ и регулирующих отношения, связанные с банкротством, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 сентября 2018 г. N Ф08-7169/2018 по делу N А63-14832/2017). Представляется, что более правильным является подход, при котором арбитражный управляющий рассматривается как лицо, действующее во исполнение судебного акта о введении соответствующей процедуры банкротства и в целях исполнения возложенных на него Законом о банкротстве обязанностей. В этой связи должны применяться положения п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 февраля 2019 г. по делу N А08-4342/2018).