Запреты и ограничения таможенные
Подборка наиболее важных документов по запросу Запреты и ограничения таможенные (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры с таможенными органами: Таможенный орган отказал в выпуске товаров из-за непредставления документов, подтверждающих их соответствие
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Таможенного органа, Декларант ввез товары, в отношении которых установлены запреты и ограничения.
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Таможенного органа, Декларант ввез товары, в отношении которых установлены запреты и ограничения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Организация экспортирует из России в Турцию травяной чай в пакетиках, расфасованный в потребительскую упаковку (код по ТН ВЭД ЕАЭС 2106 90 980 8). В состав чая входит растение - родиола розовая. Каковы особенности соблюдения запретов и ограничений при таможенном оформлении?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Организация экспортирует из России в Турцию травяной чай в пакетиках, расфасованный в потребительскую упаковку (код по ТН ВЭД ЕАЭС 2106 90 980 8). В состав чая входит растение - родиола розовая. Каковы особенности соблюдения запретов и ограничений при таможенном оформлении?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Организация экспортирует из России в Турцию травяной чай в пакетиках, расфасованный в потребительскую упаковку (код по ТН ВЭД ЕАЭС 2106 90 980 8). В состав чая входит растение - родиола розовая. Каковы особенности соблюдения запретов и ограничений при таможенном оформлении?
Статья: Практика Арбитражного суда Северо-Западного округа по спорам, связанным с отказом в выпуске товаров
(Александрова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)При этом перечень сведений о товаре, подлежащих указанию в таможенной декларации, вопреки выводам судов, определяется декларантом не произвольно, а в силу прямого указания пункта 4 статьи 105 ТК ЕАЭС ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
(Александрова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)При этом перечень сведений о товаре, подлежащих указанию в таможенной декларации, вопреки выводам судов, определяется декларантом не произвольно, а в силу прямого указания пункта 4 статьи 105 ТК ЕАЭС ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
Нормативные акты
"Таможенный кодекс Евразийского экономического союза"
(ред. от 29.05.2019)
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)Статья 12. Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу Союза
(ред. от 29.05.2019)
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)Статья 12. Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу Союза
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 16.3. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации
(ред. от 04.11.2025)Статья 16.3. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации
Статья: Таможенный представитель как субъект административного правонарушения по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(Ермолаева Е.В.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 3)Недостаточно в этой ситуации утверждать, что субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, будет только декларант, поскольку именно на декларанта законом (ст. 84 ТК ЕАЭС) возложена обязанность по соблюдению запретов и ограничений, установленных законодательством о таможенном деле. Следует отметить, что ч. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС на декларанта возложена обязанность произвести таможенное декларирование товаров. При этом за недостоверное декларирование товара от имени декларанта к ответственности по ст. 16.2 КоАП РФ могут привлечь таможенного представителя.
(Ермолаева Е.В.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 3)Недостаточно в этой ситуации утверждать, что субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, будет только декларант, поскольку именно на декларанта законом (ст. 84 ТК ЕАЭС) возложена обязанность по соблюдению запретов и ограничений, установленных законодательством о таможенном деле. Следует отметить, что ч. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС на декларанта возложена обязанность произвести таможенное декларирование товаров. При этом за недостоверное декларирование товара от имени декларанта к ответственности по ст. 16.2 КоАП РФ могут привлечь таможенного представителя.
Статья: Таможенное регулирование трансграничной (внешней) электронной торговли в рамках эксперимента с бондовыми складами
(Мандрашов Е.И., Евсиков А.М., Дианова В.Ю.)
("Таможенное дело", 2023, N 4)Кроме того, зарубежный опыт деятельности назначенных операторов почтовой связи Португалии (CTT Portugal Post), Бразилии (Correios), Словении (Posta Slovenije) свидетельствует об успешности модели их сотрудничества с государством в части осуществления под контролем таможенных органов большей части таможенных функций (регистрации посылки в таможенной системе, контроля соблюдения весовых и стоимостных норм, проверки на запреты и ограничения, формирования таможенных документов, оценки стоимости посылки и формирования счета на оплату налогов и пошлин, сбора налогов и пошлин, выпуска посылки). В некоторых иностранных государствах назначенные операторы почтовой связи также выступают операторами таможенных складов (в Австралии - Australia Post, в Канаде - Canada Post, в Сингапуре - Singapore Post Limited) при организации доставки населению товаров международной электронной торговли, приобретенных посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
(Мандрашов Е.И., Евсиков А.М., Дианова В.Ю.)
("Таможенное дело", 2023, N 4)Кроме того, зарубежный опыт деятельности назначенных операторов почтовой связи Португалии (CTT Portugal Post), Бразилии (Correios), Словении (Posta Slovenije) свидетельствует об успешности модели их сотрудничества с государством в части осуществления под контролем таможенных органов большей части таможенных функций (регистрации посылки в таможенной системе, контроля соблюдения весовых и стоимостных норм, проверки на запреты и ограничения, формирования таможенных документов, оценки стоимости посылки и формирования счета на оплату налогов и пошлин, сбора налогов и пошлин, выпуска посылки). В некоторых иностранных государствах назначенные операторы почтовой связи также выступают операторами таможенных складов (в Австралии - Australia Post, в Канаде - Canada Post, в Сингапуре - Singapore Post Limited) при организации доставки населению товаров международной электронной торговли, приобретенных посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Статья: Классификация санитарно-технических изделий в таможенных целях
(Шпачук М.М., Андреева Е.И.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 4)Выявлены проблемы идентификации и классификации санитарно-технических изделий, включенных в перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую в Калининградской области. Санитарно-технические изделия в зависимости от используемого материала и технологии изготовления могут иметь отличающиеся классификационные коды единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, к которым применяются различные меры государственного регулирования. Трудности при идентификации и классификации данной категории товаров указывают на необходимость разработки мер по минимизации рисков неправомерного выпуска товаров при заявлении недостоверных сведений о традиционных товарах, имеющих одинаковые названия, но разные технологии изготовления. Проведен анализ экспертных заключений, связанных с классификацией санитарно-технических изделий, изготовленных из композитного материала, состоящего из полиэфирной смолы и многокомпонентного минерального наполнителя. Изложены рекомендации по минимизации рисков нарушения таможенного законодательства в части соблюдения запретов и ограничений при помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Обоснована законность принятых решений таможенного органа о классификации акриловых ванн, изготовленных по различным технологиям, но имеющих одинаковые традиционные названия.
(Шпачук М.М., Андреева Е.И.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 4)Выявлены проблемы идентификации и классификации санитарно-технических изделий, включенных в перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую в Калининградской области. Санитарно-технические изделия в зависимости от используемого материала и технологии изготовления могут иметь отличающиеся классификационные коды единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, к которым применяются различные меры государственного регулирования. Трудности при идентификации и классификации данной категории товаров указывают на необходимость разработки мер по минимизации рисков неправомерного выпуска товаров при заявлении недостоверных сведений о традиционных товарах, имеющих одинаковые названия, но разные технологии изготовления. Проведен анализ экспертных заключений, связанных с классификацией санитарно-технических изделий, изготовленных из композитного материала, состоящего из полиэфирной смолы и многокомпонентного минерального наполнителя. Изложены рекомендации по минимизации рисков нарушения таможенного законодательства в части соблюдения запретов и ограничений при помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Обоснована законность принятых решений таможенного органа о классификации акриловых ванн, изготовленных по различным технологиям, но имеющих одинаковые традиционные названия.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В обоснование своей позиции ВС РФ указал, что административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. Применительно к диспозиции статьи 16.7 КоАП РФ элементами состава правонарушения являются: передача декларантом или иным лицом таможенному представителю или иному лицу для представления в таможенный орган при совершении таможенных операций документа, содержащего недостоверные сведения, которые могут послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, и (или) несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений; представление таможенным представителем или иным лицом указанного документа в таможенный орган при совершении таможенных операций.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В обоснование своей позиции ВС РФ указал, что административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. Применительно к диспозиции статьи 16.7 КоАП РФ элементами состава правонарушения являются: передача декларантом или иным лицом таможенному представителю или иному лицу для представления в таможенный орган при совершении таможенных операций документа, содержащего недостоверные сведения, которые могут послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, и (или) несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений; представление таможенным представителем или иным лицом указанного документа в таможенный орган при совершении таможенных операций.
Статья: Таможенные операции и таможенные процедуры: экономическая сущность и особенности применения в Евразийском экономическом союзе
(Лысенко Е.А.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2024, N 3)На основе систематизации вышеизложенных определений предлагается сформулировать и нормативно закрепить следующую дефиницию термина "таможенная процедура": это совокупность условий, определяющих меры таможенного регулирования (в частности, таможенно-тарифное регулирование, запреты и ограничения ВТД, порядок совершения таможенных операций и таможенного контроля), применяемые к товарам, перемещаемым через таможенную границу ЕАЭС, и порядок использования товаров на таможенной территории ЕАЭС или за ее пределами, с помощью которых осуществляется государственное воздействие на развитие ВТД. Из предложенного определения можно сделать вывод о необходимости гибкого формирования условий помещения товаров под таможенные процедуры и их использования в рамках заявленной декларантом таможенной процедуры в зависимости от экономических потребностей государств - членов ЕАЭС с целью повышения привлекательности таких таможенных процедур, как переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, свободная таможенная зона, свободный склад, временный ввоз (допуск), позволяющих использовать оборудование и комплектующие, аналоги которых в ЕАЭС не производятся и пока нет возможностей по их производству, для развития перспективных отраслей промышленности.
(Лысенко Е.А.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2024, N 3)На основе систематизации вышеизложенных определений предлагается сформулировать и нормативно закрепить следующую дефиницию термина "таможенная процедура": это совокупность условий, определяющих меры таможенного регулирования (в частности, таможенно-тарифное регулирование, запреты и ограничения ВТД, порядок совершения таможенных операций и таможенного контроля), применяемые к товарам, перемещаемым через таможенную границу ЕАЭС, и порядок использования товаров на таможенной территории ЕАЭС или за ее пределами, с помощью которых осуществляется государственное воздействие на развитие ВТД. Из предложенного определения можно сделать вывод о необходимости гибкого формирования условий помещения товаров под таможенные процедуры и их использования в рамках заявленной декларантом таможенной процедуры в зависимости от экономических потребностей государств - членов ЕАЭС с целью повышения привлекательности таких таможенных процедур, как переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, свободная таможенная зона, свободный склад, временный ввоз (допуск), позволяющих использовать оборудование и комплектующие, аналоги которых в ЕАЭС не производятся и пока нет возможностей по их производству, для развития перспективных отраслей промышленности.