Запреты и ограничения на муниципальной службе
Подборка наиболее важных документов по запросу Запреты и ограничения на муниципальной службе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Муниципальная служба: обязанности, ограничения
(КонсультантПлюс, 2025)2. Ограничения для муниципального служащего
(КонсультантПлюс, 2025)2. Ограничения для муниципального служащего
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О типовых ошибках, допускаемых органами местного самоуправления при применении действующего законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 3)Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное законодательство, органы местного самоуправления, муниципальная служба, запреты и ограничения, профилактика правонарушений, надзорные органы.
(Щепачев В.А.)
("Местное право", 2025, N 3)Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное законодательство, органы местного самоуправления, муниципальная служба, запреты и ограничения, профилактика правонарушений, надзорные органы.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Статья 13. Ограничения, связанные с муниципальной службой
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Статья 13. Ограничения, связанные с муниципальной службой
Федеральный закон от 30.04.2021 N 116-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от него причинам, в исключительных случаях в порядке, определенном Президентом Российской Федерации, может быть принят на государственную или муниципальную службу и назначен на должность, при замещении которой не требуется оформление допуска к государственной тайне.
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от него причинам, в исключительных случаях в порядке, определенном Президентом Российской Федерации, может быть принят на государственную или муниципальную службу и назначен на должность, при замещении которой не требуется оформление допуска к государственной тайне.
Статья: Запрет одновременного замещения различных должностей в системе органов публичной власти: проблемы законодательного закрепления и практической реализации
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Ключевые слова: государственная должность, муниципальная должность, должность государственной службы, должность муниципальной службы, совместительство, запрет, ограничение.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Ключевые слова: государственная должность, муниципальная должность, должность государственной службы, должность муниципальной службы, совместительство, запрет, ограничение.
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для муниципальных служащих?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Специфика муниципальной службы предопределяет особый правовой статус муниципальных служащих, предполагающий определенные ограничения, запреты и обязанности, наличие которых компенсируется предоставляемыми им гарантиями (льготами). Статус муниципальных служащих регулируется преимущественно НПА субъектов РФ и муниципальными правовыми актами (ч. 1 ст. 3, ст. ст. 13, 14, 23 Закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ; Постановления Конституционного Суда РФ от 13.02.2020 N 8-П, от 29.11.2016 N 26-П).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Специфика муниципальной службы предопределяет особый правовой статус муниципальных служащих, предполагающий определенные ограничения, запреты и обязанности, наличие которых компенсируется предоставляемыми им гарантиями (льготами). Статус муниципальных служащих регулируется преимущественно НПА субъектов РФ и муниципальными правовыми актами (ч. 1 ст. 3, ст. ст. 13, 14, 23 Закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ; Постановления Конституционного Суда РФ от 13.02.2020 N 8-П, от 29.11.2016 N 26-П).
Статья: Дискуссионные аспекты правоприменительной практики законодательства о противодействии коррупции на муниципальной службе
(Кожевников О.А., Алешкова Н.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Особое положение муниципальной службы и ее правового регулирования в своих решениях подчеркивал Конституционный Суд РФ, отмечая, что "специфика муниципальной службы в Российской Федерации предопределяет особый правовой статус служащих, который обусловлен содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми к квалификационным требованиям, а также ограничениями, связанными с прохождением муниципальной службы" <4>. В контексте формирования законодательных основ единой системы публичной власти, а также тематики настоящей статьи уместно вспомнить и еще одну позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10 октября 2013 г. N 20-П: "Правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества. Создавая соответствующие правовые механизмы, федеральный законодатель вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти" <5>. Несмотря на то что представленная позиция была посвящена вопросам избирательного законодательства, полагаем, что она в равной степени может быть отнесена и к вопросам ограничений и запретов на муниципальной службе, связанных с профилактикой коррупционных правонарушений.
(Кожевников О.А., Алешкова Н.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Особое положение муниципальной службы и ее правового регулирования в своих решениях подчеркивал Конституционный Суд РФ, отмечая, что "специфика муниципальной службы в Российской Федерации предопределяет особый правовой статус служащих, который обусловлен содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми к квалификационным требованиям, а также ограничениями, связанными с прохождением муниципальной службы" <4>. В контексте формирования законодательных основ единой системы публичной власти, а также тематики настоящей статьи уместно вспомнить и еще одну позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10 октября 2013 г. N 20-П: "Правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества. Создавая соответствующие правовые механизмы, федеральный законодатель вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти" <5>. Несмотря на то что представленная позиция была посвящена вопросам избирательного законодательства, полагаем, что она в равной степени может быть отнесена и к вопросам ограничений и запретов на муниципальной службе, связанных с профилактикой коррупционных правонарушений.
Статья: Проведение служебной проверки на муниципальной службе
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом, как правило, служебная проверка проводится для выяснения обстоятельств, связанных с неисполнением (ненадлежащим исполнением) муниципальным служащим своих должностных обязанностей (ст. 12 Закона о муниципальной службе), несоблюдением ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой (ст. ст. 13, 14 Закона о муниципальной службе), наличием признаков конфликта интересов (ст. 14.1 Закона о муниципальной службе) или нарушением требований к служебному поведению (ст. 14.2 Закона о муниципальной службе).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом, как правило, служебная проверка проводится для выяснения обстоятельств, связанных с неисполнением (ненадлежащим исполнением) муниципальным служащим своих должностных обязанностей (ст. 12 Закона о муниципальной службе), несоблюдением ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой (ст. ст. 13, 14 Закона о муниципальной службе), наличием признаков конфликта интересов (ст. 14.1 Закона о муниципальной службе) или нарушением требований к служебному поведению (ст. 14.2 Закона о муниципальной службе).