Запреты для руководителя муниципального учреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Запреты для руководителя муниципального учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Федеральный закон "О противодействии коррупции": ретроспектива изменений и перспективы совершенствования
(Тухватуллин Т.А., Манухин С.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)К примеру, 17 февраля 2022 г. в Государственной Думе зарегистрирован законопроект N 72939-8 <9>, которым предлагается дополнить Закон о противодействии коррупции ст. 12.4.1 "Запреты, налагаемые на руководителей государственных (муниципальных) учреждений", вводящей для руководителей государственных (муниципальных) учреждений запрет занимать иные оплачиваемые должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности), заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие входит в его должностные обязанности.
(Тухватуллин Т.А., Манухин С.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)К примеру, 17 февраля 2022 г. в Государственной Думе зарегистрирован законопроект N 72939-8 <9>, которым предлагается дополнить Закон о противодействии коррупции ст. 12.4.1 "Запреты, налагаемые на руководителей государственных (муниципальных) учреждений", вводящей для руководителей государственных (муниципальных) учреждений запрет занимать иные оплачиваемые должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности), заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие входит в его должностные обязанности.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)5. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает запрет на совместительство исполнения должностных обязанностей руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации, за исключением филиала, в котором организуется осуществление образовательной деятельности исключительно в форме практической подготовки обучающихся. Должностные обязанности руководителя филиала государственной или муниципальной образовательной организации, в котором осуществляется образовательная деятельность исключительно в форме практической подготовки обучающихся, могут исполняться по совместительству лицами, являющимися работниками данной государственной или муниципальной образовательной организации или организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)5. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает запрет на совместительство исполнения должностных обязанностей руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации, за исключением филиала, в котором организуется осуществление образовательной деятельности исключительно в форме практической подготовки обучающихся. Должностные обязанности руководителя филиала государственной или муниципальной образовательной организации, в котором осуществляется образовательная деятельность исключительно в форме практической подготовки обучающихся, могут исполняться по совместительству лицами, являющимися работниками данной государственной или муниципальной образовательной организации или организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"3. Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"3. Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством.
Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 N 842
(ред. от 16.10.2024)
"О порядке присуждения ученых степеней"
(вместе с "Положением о присуждении ученых степеней")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Соискателю ученой степени, являющемуся руководителем органа государственной власти или органа местного самоуправления, а также государственным (муниципальным) служащим, выполняющим работу, которая влечет за собой конфликт интересов, способных повлиять на принимаемые решения по вопросам государственной научной аттестации, запрещается представлять к защите диссертацию в диссертационные советы, созданные на базе организаций, находящихся в ведении этих органов.
(ред. от 16.10.2024)
"О порядке присуждения ученых степеней"
(вместе с "Положением о присуждении ученых степеней")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Соискателю ученой степени, являющемуся руководителем органа государственной власти или органа местного самоуправления, а также государственным (муниципальным) служащим, выполняющим работу, которая влечет за собой конфликт интересов, способных повлиять на принимаемые решения по вопросам государственной научной аттестации, запрещается представлять к защите диссертацию в диссертационные советы, созданные на базе организаций, находящихся в ведении этих органов.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Закон N 248-ФЗ определил основы статуса должностных лиц, осуществляющих от имени контрольного органа муниципальный контроль. Согласно ч. 1 ст. 27 Закона N 248-ФЗ к должностным лицам контрольных органов относятся: 1) руководитель (заместитель руководителя) контрольного органа; 2) должностное лицо контрольного органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду муниципального контроля, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных мероприятий (инспектор). Положением о виде контроля может быть установлен запрет на проведение контрольного мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении указанных объектов контроля. Инспекторы муниципальных учреждений, наделенных отдельными полномочиями по осуществлению видов контроля, не вправе составлять акты контрольных мероприятий, выдавать предписания, если иное не установлено федеральными законами о видах контроля, законами субъектов РФ. В соответствии с ч. 7 ст. 27 Закона N 248-ФЗ на должностных лиц муниципальных учреждений, которые наделены всеми или отдельными полномочиями по организации и осуществлению видов контроля, в полном объеме распространяются права, обязанности и ответственность, установленные данным Законом в отношении должностных лиц контрольных органов. К замещению должности инспектора, относящейся к муниципальной службе, предъявляются квалификационные требования.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Закон N 248-ФЗ определил основы статуса должностных лиц, осуществляющих от имени контрольного органа муниципальный контроль. Согласно ч. 1 ст. 27 Закона N 248-ФЗ к должностным лицам контрольных органов относятся: 1) руководитель (заместитель руководителя) контрольного органа; 2) должностное лицо контрольного органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду муниципального контроля, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных мероприятий (инспектор). Положением о виде контроля может быть установлен запрет на проведение контрольного мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении указанных объектов контроля. Инспекторы муниципальных учреждений, наделенных отдельными полномочиями по осуществлению видов контроля, не вправе составлять акты контрольных мероприятий, выдавать предписания, если иное не установлено федеральными законами о видах контроля, законами субъектов РФ. В соответствии с ч. 7 ст. 27 Закона N 248-ФЗ на должностных лиц муниципальных учреждений, которые наделены всеми или отдельными полномочиями по организации и осуществлению видов контроля, в полном объеме распространяются права, обязанности и ответственность, установленные данным Законом в отношении должностных лиц контрольных органов. К замещению должности инспектора, относящейся к муниципальной службе, предъявляются квалификационные требования.
Статья: Виды конфликтов интересов, возникающих в ходе деятельности государственной медицинской организации
(Записная Т.В.)
("Юрист", 2020, N 12)Конфликт интересов может иметь место при осуществлении государственных и муниципальных закупок. Возможными участниками конфликта интересов со стороны заказчика медицинской организации могут быть руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий. В данном случае будут применяться нормы о конфликте интересов, предусмотренные Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <13> (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ). Следует учесть также, что Верховный Суд Российской Федерации расширил круг субъектов конфликта интересов со стороны заказчика, указав, что конфликт интересов может иметь место не только в отношении руководителей, указанных в п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, но и в отношении должностных лиц (в частности, их заместителей), непосредственно участвующих в осуществлении закупки, полномочия которых являются тождественными по функциональным обязанностям полномочиям руководителя, позволяют влиять на процедуру закупки и результат ее проведения <14>.
(Записная Т.В.)
("Юрист", 2020, N 12)Конфликт интересов может иметь место при осуществлении государственных и муниципальных закупок. Возможными участниками конфликта интересов со стороны заказчика медицинской организации могут быть руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий. В данном случае будут применяться нормы о конфликте интересов, предусмотренные Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <13> (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ). Следует учесть также, что Верховный Суд Российской Федерации расширил круг субъектов конфликта интересов со стороны заказчика, указав, что конфликт интересов может иметь место не только в отношении руководителей, указанных в п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, но и в отношении должностных лиц (в частности, их заместителей), непосредственно участвующих в осуществлении закупки, полномочия которых являются тождественными по функциональным обязанностям полномочиям руководителя, позволяют влиять на процедуру закупки и результат ее проведения <14>.
Статья: Увольнение работников, совершивших коррупционные правонарушения: сравнительно-правовой анализ оснований и механизма расторжения трудовых договоров
(Русецкий А.Е., Тухватуллин Т.А., Манухин С.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)Законодатель последовательно расширил перечень подпадающих под вышеуказанные запреты субъектов, включив в него, помимо служащих, также лиц, замещающих должности финансового уполномоченного и руководителя службы обеспечения его деятельности, служащих Банка России, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, государственных внебюджетных фондах, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона, а также отдельные должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и в государственных (муниципальных) учреждениях.
(Русецкий А.Е., Тухватуллин Т.А., Манухин С.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)Законодатель последовательно расширил перечень подпадающих под вышеуказанные запреты субъектов, включив в него, помимо служащих, также лиц, замещающих должности финансового уполномоченного и руководителя службы обеспечения его деятельности, служащих Банка России, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, государственных внебюджетных фондах, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона, а также отдельные должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, и в государственных (муниципальных) учреждениях.
Статья: Антикоррупционное регулирование участия бывшего госслужащего в органах юридического лица
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)По нашему мнению, возможно применение обоих понятий. Термин "должностное лицо", как уже используемое в российском законодательстве, потребует меньшей "донастройки" норм антикоррупционного регулирования. Выскажем мнение, что понятие публичного должностного лица у нас все-таки ассоциируется в первую очередь с открытостью, доступностью, гласностью как характеристиками в целом публичной деятельности и больше соотносятся для определения лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, руководителей органов публичной власти, политических, общественных деятелей. В то же время введение понятия "публичного должностного лица" позволит избежать проблем смешения терминов при привлечении за нарушение антикоррупционных норм к административной и уголовной ответственности, где понятие должностного лица относится и к не связанным с осуществлением государственных (и иных публичных функций) сугубо частным лицам. Кроме того, представляется обоснованным расширение круга лиц, на кого распространяются антикоррупционные ограничения и запреты в том числе по дальнейшей занятости, например на не являющихся государственными или муниципальными служащими руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений, хозяйственных обществ с преобладающим государственным и муниципальным участием в капитале, представителей публично-правовых образований и представителей их интересов в совете директоров (наблюдательном совете) и ревизионной комиссии акционерных обществ <21>. В законодательстве о госслужбе и противодействии коррупции Казахстана, например исходя из характера выполняемых функций и полномочий, определяются такие понятия, как лицо, занимающее ответственную государственную должность, должностное лицо, лицо, исполняющее управленческие функции в государственной организации или субъекте квази-государственного сектора, лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, лицо, приравненное к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций <22>. В Трудовом кодексе Республики Казахстан предусмотрены ограничения на трудоустройство "лица в течение одного года после прекращения им государственной службы" <23>.
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)По нашему мнению, возможно применение обоих понятий. Термин "должностное лицо", как уже используемое в российском законодательстве, потребует меньшей "донастройки" норм антикоррупционного регулирования. Выскажем мнение, что понятие публичного должностного лица у нас все-таки ассоциируется в первую очередь с открытостью, доступностью, гласностью как характеристиками в целом публичной деятельности и больше соотносятся для определения лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, руководителей органов публичной власти, политических, общественных деятелей. В то же время введение понятия "публичного должностного лица" позволит избежать проблем смешения терминов при привлечении за нарушение антикоррупционных норм к административной и уголовной ответственности, где понятие должностного лица относится и к не связанным с осуществлением государственных (и иных публичных функций) сугубо частным лицам. Кроме того, представляется обоснованным расширение круга лиц, на кого распространяются антикоррупционные ограничения и запреты в том числе по дальнейшей занятости, например на не являющихся государственными или муниципальными служащими руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений, хозяйственных обществ с преобладающим государственным и муниципальным участием в капитале, представителей публично-правовых образований и представителей их интересов в совете директоров (наблюдательном совете) и ревизионной комиссии акционерных обществ <21>. В законодательстве о госслужбе и противодействии коррупции Казахстана, например исходя из характера выполняемых функций и полномочий, определяются такие понятия, как лицо, занимающее ответственную государственную должность, должностное лицо, лицо, исполняющее управленческие функции в государственной организации или субъекте квази-государственного сектора, лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций, лицо, приравненное к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций <22>. В Трудовом кодексе Республики Казахстан предусмотрены ограничения на трудоустройство "лица в течение одного года после прекращения им государственной службы" <23>.
Готовое решение: Каким категориям работников устанавливается ненормированный рабочий день
(КонсультантПлюс, 2025)Если ограничений нет и вы хотите установить дистанционному работнику ненормированный рабочий день, важно оформить это документально. В частности, прописать такой режим работы в трудовом договоре работника, включить его должность в перечень должностей с ненормированным рабочим днем, если вы не относитесь к тем, кто вправе отказаться от утверждения данного перечня.
(КонсультантПлюс, 2025)Если ограничений нет и вы хотите установить дистанционному работнику ненормированный рабочий день, важно оформить это документально. В частности, прописать такой режим работы в трудовом договоре работника, включить его должность в перечень должностей с ненормированным рабочим днем, если вы не относитесь к тем, кто вправе отказаться от утверждения данного перечня.
Готовое решение: Что нужно учесть перед приемом на работу внутреннего или внешнего совместителя
(КонсультантПлюс, 2025)руководители государственных и муниципальных образовательных организаций, их филиалов (ч. 5 ст. 51 Закона N 273-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)руководители государственных и муниципальных образовательных организаций, их филиалов (ч. 5 ст. 51 Закона N 273-ФЗ);
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в отсутствии оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий, проведении планового контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в соответствующий план проведения контрольных (надзорных) мероприятий, в проведении контрольного (надзорного) мероприятия без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, истребовании у проверяемых лиц документов, не относящихся к предмету проверки; проведении оценки деятельности контролируемого лица на основании документов, не являющихся обязательными требованиями, воспрепятствовании осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий, проведении оценки соблюдения обязательных требований, не затронутых в перечне вопросов, содержащихся в проверочных листах (списках контрольных вопросов), если положением о виде контроля (надзора) предусмотрена обязательность использования при проведении плановой проверки проверочных листов (списков контрольных вопросов), изъятие проб (образцов) продукции, материалов, веществ для проведения их исследований (испытаний), измерений без оформления соответствующих протоколов (актов); непредставлении протокола (акта) о проведенном контрольном (надзорном) мероприятии или контрольном (надзорном) действии, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в отсутствии оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий, проведении планового контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в соответствующий план проведения контрольных (надзорных) мероприятий, в проведении контрольного (надзорного) мероприятия без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, истребовании у проверяемых лиц документов, не относящихся к предмету проверки; проведении оценки деятельности контролируемого лица на основании документов, не являющихся обязательными требованиями, воспрепятствовании осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий, проведении оценки соблюдения обязательных требований, не затронутых в перечне вопросов, содержащихся в проверочных листах (списках контрольных вопросов), если положением о виде контроля (надзора) предусмотрена обязательность использования при проведении плановой проверки проверочных листов (списков контрольных вопросов), изъятие проб (образцов) продукции, материалов, веществ для проведения их исследований (испытаний), измерений без оформления соответствующих протоколов (актов); непредставлении протокола (акта) о проведенном контрольном (надзорном) мероприятии или контрольном (надзорном) действии, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)При передаче в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества организациями, за которыми данное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, должны учитываться условия и пределы реализации указанных ограниченных вещных прав, установленные ГК РФ и иными законами, в частности ст. ст. 18, 19 ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)При передаче в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества организациями, за которыми данное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, должны учитываться условия и пределы реализации указанных ограниченных вещных прав, установленные ГК РФ и иными законами, в частности ст. ст. 18, 19 ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Статья: Споры о выплате "отступных", установленных соглашением о расторжении трудового договора: судебная практика меняется
(Ливена С.В., Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2025, N 5)- руководители, их заместители, главные бухгалтеры государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий.
(Ливена С.В., Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2025, N 5)- руководители, их заместители, главные бухгалтеры государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий.