Запрет субподряда 223-ФЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрет субподряда 223-ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 4 Закона N 223-ФЗВажнейшая практика по ст. 4 Закона N 223-ФЗ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Взаимозависимые лица в корпоративных закупках: как изменится регулирование в 2022 году?
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 2)Представляется, что оптимальным и более перспективным является подход Правительства РФ. Однако сохраняются возможности для ряда злоупотреблений анализируемым правилом: оно открывает дверь для практики создания таких юридических лиц, которые по существу станут выполнять функции специализированных организаций централизованного снабжения как "материнской" компании, так и группы в целом (при удовлетворении, скажем, консолидированной потребности). Причем происходить это все будет без применения Закона N 223-ФЗ. Другой причиной злоупотреблений является отсутствие запрета субподрядного возложения, а также перемены лиц в обязательствах (ст. 313, 392.3 ГК РФ), следовательно, можно заключать сделки с взаимозависимым лицом, используя его лишь в посреднической позиции и достигая цели обхода закона.
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 2)Представляется, что оптимальным и более перспективным является подход Правительства РФ. Однако сохраняются возможности для ряда злоупотреблений анализируемым правилом: оно открывает дверь для практики создания таких юридических лиц, которые по существу станут выполнять функции специализированных организаций централизованного снабжения как "материнской" компании, так и группы в целом (при удовлетворении, скажем, консолидированной потребности). Причем происходить это все будет без применения Закона N 223-ФЗ. Другой причиной злоупотреблений является отсутствие запрета субподрядного возложения, а также перемены лиц в обязательствах (ст. 313, 392.3 ГК РФ), следовательно, можно заключать сделки с взаимозависимым лицом, используя его лишь в посреднической позиции и достигая цели обхода закона.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)Запрет привлечения субподрядчиков и соисполнителей не является требованием, предъявляемым к участнику закупки, а относится к способу и порядку исполнения договора и соответствует положениям ст. 706 и 780 ГК РФ, предоставляющим возможность включения в договор условия о личном выполнении подрядчиком работ (оказании услуг).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)Запрет привлечения субподрядчиков и соисполнителей не является требованием, предъявляемым к участнику закупки, а относится к способу и порядку исполнения договора и соответствует положениям ст. 706 и 780 ГК РФ, предоставляющим возможность включения в договор условия о личном выполнении подрядчиком работ (оказании услуг).
Статья: О некоторых разъяснениях применения законодательства о корпоративных закупках
(Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 5)Напомним, что иностранные агенты не вправе принимать участие в закупках, проводимых в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
(Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 5)Напомним, что иностранные агенты не вправе принимать участие в закупках, проводимых в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
Готовое решение: Каким требованиям должен соответствовать участник закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Можно запретить подрядчику (исполнителю) привлекать субподрядчиков (соисполнителей). Рекомендуем установить запрет не как требование к участникам закупки, а как одно из условий исполнения договора, заключаемого по ее итогам.
(КонсультантПлюс, 2025)Можно запретить подрядчику (исполнителю) привлекать субподрядчиков (соисполнителей). Рекомендуем установить запрет не как требование к участникам закупки, а как одно из условий исполнения договора, заключаемого по ее итогам.
Вопрос: Является ли условие проекта договора о личном выполнении работ подрядчиком ограничением конкуренции?
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 3)Ответ: Существуют различные мнения по данному вопросу. Вместе с тем судебная практика при его рассмотрении на стороне заказчика. В соответствии с ч. 1 ст. 706 ГК РФ подрядчик вправе привлекать к исполнению своих обязательств других лиц, если иное не установлено законом или договором. Пунктом 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом ВС РФ от 16.05.2018) установлено, что запрет привлечения субподрядчиков и соисполнителей не является требованием, предъявляемым к участнику закупки, а относится к порядку исполнения договора и соответствует положениям статей 706 и 780 ГК РФ, предоставляющим возможность включения в договор условия о личном выполнении подрядчиком работ (оказании услуг). Включение в документацию о закупках спорного условия, по мнению суда, не противоречит Закону N 223-ФЗ и Закону о защите конкуренции, поскольку при проведении закупочных процедур заказчик не ограничен в вопросах формирования системы закупок, позволяющей выявить участника закупки, способного своевременно и качественно удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 3)Ответ: Существуют различные мнения по данному вопросу. Вместе с тем судебная практика при его рассмотрении на стороне заказчика. В соответствии с ч. 1 ст. 706 ГК РФ подрядчик вправе привлекать к исполнению своих обязательств других лиц, если иное не установлено законом или договором. Пунктом 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом ВС РФ от 16.05.2018) установлено, что запрет привлечения субподрядчиков и соисполнителей не является требованием, предъявляемым к участнику закупки, а относится к порядку исполнения договора и соответствует положениям статей 706 и 780 ГК РФ, предоставляющим возможность включения в договор условия о личном выполнении подрядчиком работ (оказании услуг). Включение в документацию о закупках спорного условия, по мнению суда, не противоречит Закону N 223-ФЗ и Закону о защите конкуренции, поскольку при проведении закупочных процедур заказчик не ограничен в вопросах формирования системы закупок, позволяющей выявить участника закупки, способного своевременно и качественно удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)В то же время не следует путать требования к субподрядчикам (соисполнителям) и требования к участнику закупки, на стороне которого одновременно выступает несколько физических или юридических лиц. Возможность такого участия в закупке прямо предусмотрена ч. 5 ст. 3 Закона 223-ФЗ, поэтому ограничения на возможность суммирования опыта, материально-технических и трудовых ресурсов, имеющихся по отдельности у каждого физического и юридического лица, которые вместе представляют одного участника закупки, скорее всего, будут восприняты негативно <2>.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)В то же время не следует путать требования к субподрядчикам (соисполнителям) и требования к участнику закупки, на стороне которого одновременно выступает несколько физических или юридических лиц. Возможность такого участия в закупке прямо предусмотрена ч. 5 ст. 3 Закона 223-ФЗ, поэтому ограничения на возможность суммирования опыта, материально-технических и трудовых ресурсов, имеющихся по отдельности у каждого физического и юридического лица, которые вместе представляют одного участника закупки, скорее всего, будут восприняты негативно <2>.