Запрет содержать собаку
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрет содержать собаку (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.11.2024 N 88-19753/2024 (УИД 59RS0028-01-2023-002535-26)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О запрете использовать земельный участок для содержания сельскохозяйственных животных и собак.
Обстоятельства: Истцы указали, что ответчики на принадлежащем им земельном участке разводят сельскохозяйственных животных, содержат собак, которых используют в предпринимательской деятельности. В связи с данной деятельностью участок содержится с нарушениями санитарных норм и правил, что нарушает права истцов.
Решение: Удовлетворено в части.Суд апелляционной инстанции, признав выводы суда первой инстанции основанными на анализе и надлежащей правовой оценке законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обстоятельств спора, представленных сторонами доказательств, не согласился с выводами суда об удовлетворении требований в части запрета содержания на земельном участке собак, с указанием конкретных их пород.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О запрете использовать земельный участок для содержания сельскохозяйственных животных и собак.
Обстоятельства: Истцы указали, что ответчики на принадлежащем им земельном участке разводят сельскохозяйственных животных, содержат собак, которых используют в предпринимательской деятельности. В связи с данной деятельностью участок содержится с нарушениями санитарных норм и правил, что нарушает права истцов.
Решение: Удовлетворено в части.Суд апелляционной инстанции, признав выводы суда первой инстанции основанными на анализе и надлежащей правовой оценке законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обстоятельств спора, представленных сторонами доказательств, не согласился с выводами суда об удовлетворении требований в части запрета содержания на земельном участке собак, с указанием конкретных их пород.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.06.2023 по делу N 88-9875/2023 (УИД 66RS0001-01-2022-005380-06)
Категория спора: Управление многоквартирными домами.
Требования правообладателя жилого помещения: О признании незаконными действий по размещению информационных знаков (табличек).
Обстоятельства: Установлено, что ответчиком не было получено согласие собственников помещений многоквартирного дома на установку на территории многоквартирного дома спорных информационных знаков (табличек).
Решение: Удовлетворено.Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, отвечая на аналогичные доводы апелляционной жалобы, смысл содержащейся на знаках (табличках) записи "Выгул собак запрещен" означает запрет указанного в ней поведения, недопустимость совершения определенных действий (выгула собак) на соответствующей территории, в месте установки таких знаков, данный запрет устанавливает правило поведения для лиц, осуществляющих выгул собак, и требует от них его соблюдения, вводя ограничения в использовании земельного участка для указанной в нем цели (выгула собак), следовательно, не носит рекомендательного характера. При этом наличие у истца физической возможности для передвижения с собакой по территории земельного участка, то есть при отсутствии заборов, ограждений в месте установки знаков, само по себе не свидетельствует о допустимом и правомерном, с точки зрения ответчика, использовании земельного участка для выгула собак, с учетом установленного им запрета. Что представляет собой введение ограничений на использование земельного участка, нарушает права истца как участника общей собственности за земельный участок, пользование им.
Категория спора: Управление многоквартирными домами.
Требования правообладателя жилого помещения: О признании незаконными действий по размещению информационных знаков (табличек).
Обстоятельства: Установлено, что ответчиком не было получено согласие собственников помещений многоквартирного дома на установку на территории многоквартирного дома спорных информационных знаков (табличек).
Решение: Удовлетворено.Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, отвечая на аналогичные доводы апелляционной жалобы, смысл содержащейся на знаках (табличках) записи "Выгул собак запрещен" означает запрет указанного в ней поведения, недопустимость совершения определенных действий (выгула собак) на соответствующей территории, в месте установки таких знаков, данный запрет устанавливает правило поведения для лиц, осуществляющих выгул собак, и требует от них его соблюдения, вводя ограничения в использовании земельного участка для указанной в нем цели (выгула собак), следовательно, не носит рекомендательного характера. При этом наличие у истца физической возможности для передвижения с собакой по территории земельного участка, то есть при отсутствии заборов, ограждений в месте установки знаков, само по себе не свидетельствует о допустимом и правомерном, с точки зрения ответчика, использовании земельного участка для выгула собак, с учетом установленного им запрета. Что представляет собой введение ограничений на использование земельного участка, нарушает права истца как участника общей собственности за земельный участок, пользование им.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование порядка допуска животных на территорию медицинских организаций
(Малеина М.Н.)
("Медицинское право", 2024, N 1)Посещение амбулаторных медицинских организаций в сопровождении с домашними животными остается под запретом, поскольку собаки могут быть переносчиками инфекции, вызывать аллергические реакции, напугать детей и взрослых пациентов. В субъектах РФ и муниципальных образованиях принимаются правила содержания собак и кошек, в некоторых из них содержится запрет выгула собак на территориях учреждений здравоохранения <12>. В отдельных субъектах РФ установлена административная ответственность граждан за выгул собак на территориях учреждений здравоохранения в форме административного штрафа (п. 2 ст. 8.4 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях от 19 июня 2017 г. N 83-ОЗ <13>, п. 3 ст. 5.1 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях от 21 ноября 2007 г. N 45 <14> и др.). Эти правила применяются к любым учреждениям здравоохранения, как стационарным, так и амбулаторным. Но, помимо запрета выгула домашних животных на территории учреждений здравоохранения, следовало бы дополнить акты государственных и муниципальных образований и запретом посещений амбулаторных стационарных медицинских организаций с домашними животными и пребывания домашних животных в стационарах.
(Малеина М.Н.)
("Медицинское право", 2024, N 1)Посещение амбулаторных медицинских организаций в сопровождении с домашними животными остается под запретом, поскольку собаки могут быть переносчиками инфекции, вызывать аллергические реакции, напугать детей и взрослых пациентов. В субъектах РФ и муниципальных образованиях принимаются правила содержания собак и кошек, в некоторых из них содержится запрет выгула собак на территориях учреждений здравоохранения <12>. В отдельных субъектах РФ установлена административная ответственность граждан за выгул собак на территориях учреждений здравоохранения в форме административного штрафа (п. 2 ст. 8.4 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях от 19 июня 2017 г. N 83-ОЗ <13>, п. 3 ст. 5.1 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях от 21 ноября 2007 г. N 45 <14> и др.). Эти правила применяются к любым учреждениям здравоохранения, как стационарным, так и амбулаторным. Но, помимо запрета выгула домашних животных на территории учреждений здравоохранения, следовало бы дополнить акты государственных и муниципальных образований и запретом посещений амбулаторных стационарных медицинских организаций с домашними животными и пребывания домашних животных в стационарах.
Статья: О запрете и ограничении содержания домашних животных в жилых помещениях: проблемы правового регулирования и тенденции правоприменения
(Суслова С.И.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 5)Исследуется проблематика законодательного регулирования и тенденций правоприменительной практики в области содержания в жилых помещениях домашних животных (собак и кошек). Анализируются подходы, сложившиеся в судебной практике, при возникновении конфликтных ситуаций между соседями по этому поводу. Отмечается скудность законодательного регулирования данных вопросов. Обращается внимание на аргументы судебных органов, удовлетворяющих или отказывающих в удовлетворении требований о запрете или ограничении содержания собак и кошек.
(Суслова С.И.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 5)Исследуется проблематика законодательного регулирования и тенденций правоприменительной практики в области содержания в жилых помещениях домашних животных (собак и кошек). Анализируются подходы, сложившиеся в судебной практике, при возникновении конфликтных ситуаций между соседями по этому поводу. Отмечается скудность законодательного регулирования данных вопросов. Обращается внимание на аргументы судебных органов, удовлетворяющих или отказывающих в удовлетворении требований о запрете или ограничении содержания собак и кошек.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2) установление в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона перечня случаев, при которых допускаются содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию;
(ред. от 08.08.2024)
"Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2) установление в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона перечня случаев, при которых допускаются содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию;
Приказ Минсельхоза России от 26.03.2025 N 188
"Об утверждении Ветеринарных правил содержания сельскохозяйственной птицы в целях ее разведения и выращивания"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2025 N 81947)54. На территории Предприятий запрещается содержать собак (кроме сторожевых), кошек, а также животных других видов (за исключением соколов и ястребов).
"Об утверждении Ветеринарных правил содержания сельскохозяйственной птицы в целях ее разведения и выращивания"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2025 N 81947)54. На территории Предприятий запрещается содержать собак (кроме сторожевых), кошек, а также животных других видов (за исключением соколов и ястребов).
"Комментарий судебной практики. Выпуск 28"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)В отличие от продуктивных животных, выращиваемых на фермах и в животноводческих комплексах сельскохозяйственных организаций, домашние сельскохозяйственные животные содержатся в индивидуальных домах и на приусадебных участках, расположенных на территории населенных пунктов (причем не только сел и деревень, но также и городов, поселков), либо садоводческих, огороднических некоммерческих товариществ. Соответственно, как и в случаях с иными домашними животными - такими, как, например, собаки, - их содержание может повлечь нарушение санитарного состояния улиц и других территорий общего пользования, порчу имущества, случаи нападения на людей и других животных. Поэтому нередко встречаются судебные споры, которые связаны с возмещением ущерба, причиненного домашними сельскохозяйственными животными, либо с установлением запрета на их содержание на данном конкретном земельном участке. Последние представляют собой дела по искам с требованием об установлении такого запрета или, наоборот, с оспариванием административного наказания, примененного за содержание животных на земельном участке.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)В отличие от продуктивных животных, выращиваемых на фермах и в животноводческих комплексах сельскохозяйственных организаций, домашние сельскохозяйственные животные содержатся в индивидуальных домах и на приусадебных участках, расположенных на территории населенных пунктов (причем не только сел и деревень, но также и городов, поселков), либо садоводческих, огороднических некоммерческих товариществ. Соответственно, как и в случаях с иными домашними животными - такими, как, например, собаки, - их содержание может повлечь нарушение санитарного состояния улиц и других территорий общего пользования, порчу имущества, случаи нападения на людей и других животных. Поэтому нередко встречаются судебные споры, которые связаны с возмещением ущерба, причиненного домашними сельскохозяйственными животными, либо с установлением запрета на их содержание на данном конкретном земельном участке. Последние представляют собой дела по искам с требованием об установлении такого запрета или, наоборот, с оспариванием административного наказания, примененного за содержание животных на земельном участке.
Статья: Административно-правовые аспекты содержания домашних кошек в Российской Федерации
(Волчецкая Т.С., Хорьков В.Н.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Своеобразно вопрос о предельном количестве домашних животных решен в Правилах благоустройства муниципального образования "Ладушкинский городской округ", утвержденных решением окружного Совета депутатов муниципального образования "Ладушкинский городской округ" от 16 июля 2018 г. Пункт 17.3.3.1 Правил содержит следующую норму: "Владельцам, содержащим животных, запрещается содержать более двух взрослых особей животных в квартире многоквартирного дома, за исключением домашних хорьков, мелких грызунов (белок, декоративных крыс, морских свинок, декоративных мышей, хомяков, песчанок, шиншилл, бурундуков, декоративных кроликов), ежей, птиц, мелких неядовитых земноводных (лягушек, тритонов, квакшей), аквариумных рыб и моллюсков". Приведенная норма не свободна от недостатков. Во-первых, две взрослые особи, которые разрешено содержать одному владельцу, не конкретизированы. Поэтому возможны различные варианты: две взрослые кошки, или две взрослые собаки, или одна кошка и одна собака. Во-вторых, среди домашних животных, предельное количество которых не ограничено, названы птицы. Здесь необходимы коррективы, так как Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2019 г. "Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию" <24> указаны восемь видов птиц, которые запрещены к содержанию и использованию.
(Волчецкая Т.С., Хорьков В.Н.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Своеобразно вопрос о предельном количестве домашних животных решен в Правилах благоустройства муниципального образования "Ладушкинский городской округ", утвержденных решением окружного Совета депутатов муниципального образования "Ладушкинский городской округ" от 16 июля 2018 г. Пункт 17.3.3.1 Правил содержит следующую норму: "Владельцам, содержащим животных, запрещается содержать более двух взрослых особей животных в квартире многоквартирного дома, за исключением домашних хорьков, мелких грызунов (белок, декоративных крыс, морских свинок, декоративных мышей, хомяков, песчанок, шиншилл, бурундуков, декоративных кроликов), ежей, птиц, мелких неядовитых земноводных (лягушек, тритонов, квакшей), аквариумных рыб и моллюсков". Приведенная норма не свободна от недостатков. Во-первых, две взрослые особи, которые разрешено содержать одному владельцу, не конкретизированы. Поэтому возможны различные варианты: две взрослые кошки, или две взрослые собаки, или одна кошка и одна собака. Во-вторых, среди домашних животных, предельное количество которых не ограничено, названы птицы. Здесь необходимы коррективы, так как Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2019 г. "Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию" <24> указаны восемь видов птиц, которые запрещены к содержанию и использованию.
Статья: Медицинские практики в раннем средневековом праве
(Лошкарева М.Е., Савенкова С.Р., Долкова Е.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 2)Трактаты уделяют много внимания процессу folog n-othrusa (содержание больного), включавшему оплату услуг лекаря, питания, создание условий для содержания больного и выполнение его обычной работы. Больной не должен был содержаться в собственном доме, он доставлялся в безопасное место (возможно, в дом родственников виновного); виновный приносил клятву в том, что его обязанности по обеспечению потерпевшего уходом и лечением будут выполнены. Помимо обеспечения крова, оплаты лечения и содержания больного, виновный обязан был содержать сопровождающих его лиц согласно возрасту и статусу (например, несовершеннолетних обязательно сопровождали матери) <42>. В законе есть интересные указания на то, в каких условиях должен содержаться больной, включая чистый дом с четырьмя дверьми (чтобы больного можно было видеть с каждой стороны), подходящую кровать, а также оберегание больного от того, что запрещено лекарем (например, от повреждений, которые могут быть нанесены женщинами или собаками, от глупцов, сварливых женщин и запрещенной пищи) <43>.
(Лошкарева М.Е., Савенкова С.Р., Долкова Е.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 2)Трактаты уделяют много внимания процессу folog n-othrusa (содержание больного), включавшему оплату услуг лекаря, питания, создание условий для содержания больного и выполнение его обычной работы. Больной не должен был содержаться в собственном доме, он доставлялся в безопасное место (возможно, в дом родственников виновного); виновный приносил клятву в том, что его обязанности по обеспечению потерпевшего уходом и лечением будут выполнены. Помимо обеспечения крова, оплаты лечения и содержания больного, виновный обязан был содержать сопровождающих его лиц согласно возрасту и статусу (например, несовершеннолетних обязательно сопровождали матери) <42>. В законе есть интересные указания на то, в каких условиях должен содержаться больной, включая чистый дом с четырьмя дверьми (чтобы больного можно было видеть с каждой стороны), подходящую кровать, а также оберегание больного от того, что запрещено лекарем (например, от повреждений, которые могут быть нанесены женщинами или собаками, от глупцов, сварливых женщин и запрещенной пищи) <43>.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Основной нормативной действующей базой по предотвращению становления домашних собак одичавшими являются статьи 9, 13, 19 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <173>. Также важно учитывать правила, установленные Постановлением Правительства РФ от 22.06.2019 N 795 "Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию" <174> (далее - Постановление Правительства N 795) и Постановлением Правительства от 12.12.2019 N 1659 "Об утверждении Правил обращения с конфискованными дикими животными в неволе, возврат которых в среду их обитания не возможен" <175>, и иные.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Основной нормативной действующей базой по предотвращению становления домашних собак одичавшими являются статьи 9, 13, 19 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <173>. Также важно учитывать правила, установленные Постановлением Правительства РФ от 22.06.2019 N 795 "Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию" <174> (далее - Постановление Правительства N 795) и Постановлением Правительства от 12.12.2019 N 1659 "Об утверждении Правил обращения с конфискованными дикими животными в неволе, возврат которых в среду их обитания не возможен" <175>, и иные.
Статья: Правовое регулирование эвтаназии животных без владельца: за и против
(Анисимов А.П., Буркова В.Н., Волков И.К., Ермаков А.М., Фомина А.С., Шебеко С.К.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 3)В Индии эвтаназия в отношении бездомных собак не применяется. В стране вводилась программа стерилизации, но она не достигла поставленных целей. Сейчас в Индии речь идет только о том, чтобы кормить бездомных собак не в местах скопления людей, а по крайней мере в специально отведенных для этого местах (Jha 2022). В Китае ни на национальном, ни на местном уровне нет специальных законов, касающихся бездомных собак. "Во многих местах Китая введены свои правила, касающиеся бездомных собак, но из-за низкого уровня юридической силы, недостаточного правоприменения, слишком легких наказаний и недостаточных вспомогательных средств осуществимость этих правил оставляет желать лучшего", - говорится на веб-сайте Китайского фонда сохранения биоразнообразия и зеленого развития <10>. В Китае для владельцев собак установлены их регистрация, необходимость получения разрешения для заведения собаки, плата за ее содержание, ограничения на выгул в неположенных местах, а также штрафы за нарушение этих правил <11>. В Бразилии в 2019 г. был принят закон, запрещающий эвтаназию животных, кроме случаев, когда это необходимо по медицинским показаниям <12>.
(Анисимов А.П., Буркова В.Н., Волков И.К., Ермаков А.М., Фомина А.С., Шебеко С.К.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 3)В Индии эвтаназия в отношении бездомных собак не применяется. В стране вводилась программа стерилизации, но она не достигла поставленных целей. Сейчас в Индии речь идет только о том, чтобы кормить бездомных собак не в местах скопления людей, а по крайней мере в специально отведенных для этого местах (Jha 2022). В Китае ни на национальном, ни на местном уровне нет специальных законов, касающихся бездомных собак. "Во многих местах Китая введены свои правила, касающиеся бездомных собак, но из-за низкого уровня юридической силы, недостаточного правоприменения, слишком легких наказаний и недостаточных вспомогательных средств осуществимость этих правил оставляет желать лучшего", - говорится на веб-сайте Китайского фонда сохранения биоразнообразия и зеленого развития <10>. В Китае для владельцев собак установлены их регистрация, необходимость получения разрешения для заведения собаки, плата за ее содержание, ограничения на выгул в неположенных местах, а также штрафы за нарушение этих правил <11>. В Бразилии в 2019 г. был принят закон, запрещающий эвтаназию животных, кроме случаев, когда это необходимо по медицинским показаниям <12>.
Статья: Правовые аспекты недопустимости насилия в отношении одушевленных вещей
(Пушкина А.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, NN 3, 4)Порядок обращения со служебными животными установлен в подзаконных актах <9> и зависит от их ведомственной принадлежности. В большинстве случаев они не содержат специальных правил о запрете насилия в отношении таких животных и отсылают к общим положениям Закона N 498-ФЗ. В некоторых актах содержится ограничение определенных видов насилия, уточняющее общие нормы. Например, запрещены организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий служебным собакам, и умерщвление служебных собак в таможенных органах Российской Федерации <10>.
(Пушкина А.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, NN 3, 4)Порядок обращения со служебными животными установлен в подзаконных актах <9> и зависит от их ведомственной принадлежности. В большинстве случаев они не содержат специальных правил о запрете насилия в отношении таких животных и отсылают к общим положениям Закона N 498-ФЗ. В некоторых актах содержится ограничение определенных видов насилия, уточняющее общие нормы. Например, запрещены организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий служебным собакам, и умерщвление служебных собак в таможенных органах Российской Федерации <10>.
Статья: О фаунистическом законодательстве Российской Федерации
(Дойников П.И.)
("Современное право", 2024, N 3)В Федеральном законе "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплены режимы-статусы различных животных: это дикие животные в неволе; домашние животные; животные без владельца; служебные животные; потенциально опасные собаки <12>; собаки-проводники. Кроме того, в Законе содержится Перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержденный Постановлением Правительства РФ <13>.
(Дойников П.И.)
("Современное право", 2024, N 3)В Федеральном законе "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплены режимы-статусы различных животных: это дикие животные в неволе; домашние животные; животные без владельца; служебные животные; потенциально опасные собаки <12>; собаки-проводники. Кроме того, в Законе содержится Перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержденный Постановлением Правительства РФ <13>.
Статья: Ограничение прав собственников домашних животных, содержащихся в жилых помещениях, как способ защиты публичных интересов
(Пушкина А.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 5)4. Суслова С.И. О запрете и ограничении содержания домашних животных в жилых помещениях: проблемы правового регулирования и тенденции правоприменения / С.И. Суслова // Семейное и жилищное право. 2022. N 5. С. 41 - 44.
(Пушкина А.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 5)4. Суслова С.И. О запрете и ограничении содержания домашних животных в жилых помещениях: проблемы правового регулирования и тенденции правоприменения / С.И. Суслова // Семейное и жилищное право. 2022. N 5. С. 41 - 44.
Статья: О правилах пользования жилыми помещениями: переосмысление законодательных конструкций
(Формакидов Д.А.)
("Ex jure", 2025, N 1)Правила пользования представляли собой небольшой по объему документ, состоявший из четырех разделов, включающих всего 25 пунктов. Анализ этого документа позволяет констатировать, что утвержденные им положения не несли самостоятельной нормативно-смысловой нагрузки, так как лишь повторяли нормы права, содержавшиеся в ЖК РСФСР, причем зачастую слово в слово. Редким исключением стал, например, пункт 11, согласно которому "содержание собак и кошек в отдельных квартирах допускается при условии соблюдения санитарно-гигиенических и ветеринарно-санитарных правил и правил содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах, а в квартирах, где проживают несколько нанимателей, - кроме того, лишь при согласии других нанимателей и совершеннолетних членов их семей. Содержание на балконах и лоджиях животных, птиц и пчел запрещается". Ни ЖК РСФСР, ни Типовой договор найма подобных норм не содержали.
(Формакидов Д.А.)
("Ex jure", 2025, N 1)Правила пользования представляли собой небольшой по объему документ, состоявший из четырех разделов, включающих всего 25 пунктов. Анализ этого документа позволяет констатировать, что утвержденные им положения не несли самостоятельной нормативно-смысловой нагрузки, так как лишь повторяли нормы права, содержавшиеся в ЖК РСФСР, причем зачастую слово в слово. Редким исключением стал, например, пункт 11, согласно которому "содержание собак и кошек в отдельных квартирах допускается при условии соблюдения санитарно-гигиенических и ветеринарно-санитарных правил и правил содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах, а в квартирах, где проживают несколько нанимателей, - кроме того, лишь при согласии других нанимателей и совершеннолетних членов их семей. Содержание на балконах и лоджиях животных, птиц и пчел запрещается". Ни ЖК РСФСР, ни Типовой договор найма подобных норм не содержали.
Статья: Об уголовной ответственности владельца за вред, причиненный домашним животным (собакой) третьим лицам
(Лю Хунянь, Трунцевский Ю.В., Севальнев В.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)В целях предотвращения нападений домашних собак на граждан в Китае на местном уровне разрабатываются специальные нормативные правовые акты, связанные с правилами содержания животных. Например, в положении г. Пекина от 15 октября 2003 г. "О содержании собак" <14> указана цель таких правил - усиление управления собаководством, охраны здоровья и личной безопасности граждан, поддержания внешнего вида города и окружающей среды и общественного порядка в соответствии с соответствующими законами и постановлениями государства и с учетом фактических обстоятельств данного города (ст. 1). Установлен запрет на выгул собак в центральных районах города (площадь Тяньаньмэнь, улицы Дунчанъань, Сичанъань) и на других основных дорогах, перечень которых определяется народным правительством г. Пекина и доводится до сведения общества (ст. 8). Осуществляется система регистрации собак и ежегодные проверки. Без регистрации и ежегодного осмотра ни одно подразделение или отдельное лицо не могут разводить собак (ст. 9). Если собака причинила вред другим людям, то хозяин животного обязан немедленно направить пострадавшего в лечебное учреждение для лечения и заранее оплатить стоимость лечения. Если собака причинила вред другим людям по вине хозяина или третьего лица, то хозяин или третье лицо оплачивает полную стоимость лечения пострадавшего и возмещает другие убытки пострадавшего в соответствии с законом (ст. 18).
(Лю Хунянь, Трунцевский Ю.В., Севальнев В.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)В целях предотвращения нападений домашних собак на граждан в Китае на местном уровне разрабатываются специальные нормативные правовые акты, связанные с правилами содержания животных. Например, в положении г. Пекина от 15 октября 2003 г. "О содержании собак" <14> указана цель таких правил - усиление управления собаководством, охраны здоровья и личной безопасности граждан, поддержания внешнего вида города и окружающей среды и общественного порядка в соответствии с соответствующими законами и постановлениями государства и с учетом фактических обстоятельств данного города (ст. 1). Установлен запрет на выгул собак в центральных районах города (площадь Тяньаньмэнь, улицы Дунчанъань, Сичанъань) и на других основных дорогах, перечень которых определяется народным правительством г. Пекина и доводится до сведения общества (ст. 8). Осуществляется система регистрации собак и ежегодные проверки. Без регистрации и ежегодного осмотра ни одно подразделение или отдельное лицо не могут разводить собак (ст. 9). Если собака причинила вред другим людям, то хозяин животного обязан немедленно направить пострадавшего в лечебное учреждение для лечения и заранее оплатить стоимость лечения. Если собака причинила вред другим людям по вине хозяина или третьего лица, то хозяин или третье лицо оплачивает полную стоимость лечения пострадавшего и возмещает другие убытки пострадавшего в соответствии с законом (ст. 18).