Запрет на вывоз в Украину
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрет на вывоз в Украину (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2024 N 21АП-7909/2024 по делу N А83-18281/2023
Требование: О взыскании штрафа за неисполнение условий государственного контракта на поставку офисной белой бумаги.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Действительно, решением Совета Европейского союза (Общая внешняя политика и политика безопасности - ОВПБ) 2022/327 от 25.02.2022 "Внесение изменений в Решение 2014/512/ОВПБ об ограничительных мерах в связи с действиями России по дестабилизации ситуации в Украине" введен запрет на экспорт товаров и технологий двойного назначения; под действие данного запрета попало и химическое вещество хлорат натрия, используемое при отбеливании бумаги. В марте 2022 года финская компания Kemira Oyj в рамках санкций заявила об отказе от поставки сернистого ангидрида и хлората натрия, используемых в качестве отбеливающих агентов при производстве белой бумаги. В период марта по октябрь 2022 года произошел существенный рост цен на офисную бумагу класса "С".
Требование: О взыскании штрафа за неисполнение условий государственного контракта на поставку офисной белой бумаги.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Действительно, решением Совета Европейского союза (Общая внешняя политика и политика безопасности - ОВПБ) 2022/327 от 25.02.2022 "Внесение изменений в Решение 2014/512/ОВПБ об ограничительных мерах в связи с действиями России по дестабилизации ситуации в Украине" введен запрет на экспорт товаров и технологий двойного назначения; под действие данного запрета попало и химическое вещество хлорат натрия, используемое при отбеливании бумаги. В марте 2022 года финская компания Kemira Oyj в рамках санкций заявила об отказе от поставки сернистого ангидрида и хлората натрия, используемых в качестве отбеливающих агентов при производстве белой бумаги. В период марта по октябрь 2022 года произошел существенный рост цен на офисную бумагу класса "С".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Применение Россией антисанкционных мер в регулировании внешней торговли товарами
(Халипов С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Правительство РФ, реализуя "иные меры" согласно Указу N 592, установило, в частности, запреты на вывоз из страны отдельных видов товаров на территорию Украины (нефти, нефтепродуктов и других товаров <34>). Данные запреты соответствуют мерам воздействия (противодействия) <35>. Обеспечение запрета вывоза товаров на территорию Украины обнаруживает особенности правового понятия вывоза товаров: вывоз товаров из России за пределы ЕАЭС и тот же вывоз, но с указанием конкретного государства (государств) имеют между собой финальные различия.
(Халипов С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Правительство РФ, реализуя "иные меры" согласно Указу N 592, установило, в частности, запреты на вывоз из страны отдельных видов товаров на территорию Украины (нефти, нефтепродуктов и других товаров <34>). Данные запреты соответствуют мерам воздействия (противодействия) <35>. Обеспечение запрета вывоза товаров на территорию Украины обнаруживает особенности правового понятия вывоза товаров: вывоз товаров из России за пределы ЕАЭС и тот же вывоз, но с указанием конкретного государства (государств) имеют между собой финальные различия.
Статья: Механизмы разрешения споров в региональных торговых соглашениях: прошлое, настоящее и будущее
(Волкова А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)Однако из этих семнадцати споров только девять (то есть половина) касались выполнения традиционных торговых обязательств, к которым также применимы нормы ВТО. В качестве примера можно привести спор между ЕС и Украиной, рассмотренный специальной арбитражной комиссией на основе Соглашения об ассоциации между ними (с англ.: Association Agreement between the European Union and its Member States, of the one part, and Ukraine, of the other part). В рамках данного дела Европейский союз обжаловал введенные со стороны Украины запретительные меры на вывоз с ее территории необработанной древесины, настаивая на том, что действия Украины нарушали статью 35 Соглашения об ассоциации, которая фактически дублирует ст. XI ГАТТ 1994.
(Волкова А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)Однако из этих семнадцати споров только девять (то есть половина) касались выполнения традиционных торговых обязательств, к которым также применимы нормы ВТО. В качестве примера можно привести спор между ЕС и Украиной, рассмотренный специальной арбитражной комиссией на основе Соглашения об ассоциации между ними (с англ.: Association Agreement between the European Union and its Member States, of the one part, and Ukraine, of the other part). В рамках данного дела Европейский союз обжаловал введенные со стороны Украины запретительные меры на вывоз с ее территории необработанной древесины, настаивая на том, что действия Украины нарушали статью 35 Соглашения об ассоциации, которая фактически дублирует ст. XI ГАТТ 1994.
Нормативные акты
<Письмо> Россельхознадзора от 02.08.2012 N ФС-НВ-7/10028
<О запрете на вывоз из Запорожской области и транзите через эту область домашних и диких свиней, мяса и продуктов убоя от них, всех видов пищевых продуктов, полученных от таких животных>По информации Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы Украины в связи с регистрацией заболевания свиней АЧС в Запорожской области распоряжением Главного государственного инспектора ветеринарной медицины Украины от 31.07.2012 запрещен вывоз домашних и диких свиней, мяса и продуктов убоя от них, всех видов пищевых продуктов, полученных от таких животных, с территории этой области.
<О запрете на вывоз из Запорожской области и транзите через эту область домашних и диких свиней, мяса и продуктов убоя от них, всех видов пищевых продуктов, полученных от таких животных>По информации Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы Украины в связи с регистрацией заболевания свиней АЧС в Запорожской области распоряжением Главного государственного инспектора ветеринарной медицины Украины от 31.07.2012 запрещен вывоз домашних и диких свиней, мяса и продуктов убоя от них, всех видов пищевых продуктов, полученных от таких животных, с территории этой области.
Статья: Проблемы борьбы с незаконной торговлей дикими животными и растениями, находящимися под угрозой уничтожения
(Диканова Т.А.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Вызывает сомнения правильность некоторых решений судов по спорам, предмет которых - объекты СИТЕС. Так, предприниматель К. была привлечена Шереметьевской таможней к ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ <18>. Она ввезла из Украины в Россию 7 обезьян - объектов СИТЕС, страна происхождения которых - Конго. Представлен сертификат СИТЕС от 11 июня 2019 г. N 19UA005133, выданный в Украине. Таможней направлен запрос и получен ответ Оперативно-розыскного отдела Генеральной ассамблеи по вопросам СИТЕС и Управления по вопросам СИТЕС Демократической Республики Конго, что сертификат СИТЕС, якобы выданный этой Республикой для ввоза животных в Украину, - недействительный. Таким образом, ввоз приматов в Украину, как и из Украины в Россию, незаконный, украинские документы недействительны. Суд не согласился с этим. Доводы суда следующие. Приказом Минсельхоза России от 7 ноября 2011 г. N 404 <19> утвержден Административный регламент Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств для ветеринарного применения, кормов и кормовых добавок для животных. Предпринимателем представлено в таможенный орган разрешение на ввоз животных Управлением Россельхознадзора, а также ветеринарный сертификат от 14 июля 2019 г. RU N ЭБ03739842. Указанное разрешение, по мнению суда, согласно п. 5 ст. VII Конвенции СИТЕС заменяет собой любые разрешения или сертификаты, требуемые по положениям Конвенции. Еще довод суда: официальные запросы о подтверждении выдачи сертификата СИТЕС Украины в материалах дела отсутствуют. Суд также исключил ответ из Конго из доказательств: документ на иностранном языке, без официального перевода; указал, что таможенным органом не представлено доказательств, что "ввозимые животные выловлены из дикой природы", а в акте административной проверки и в оспариваемом постановлении не указано, "какие запреты и ограничения могли быть не применены в связи с представлением недействительного документа с учетом требований части 3 ст. 16.2 КоАП РФ". Сомнения в обоснованности решения суда связаны со следующим: 1) Россельхознадзор не является Административным органом СИТЕС; 2) ввоз осуществлялся не в целях ветеринарного применения, поэтому вышеуказанный Регламент не имеет отношения к делу; 3) согласно п. 5 ст. VII Конвенции "В случае если Административный орган экспортирующего государства имеет удовлетворительные доказательства того, что какая-либо особь вида животных была рождена в неволе или какой-либо образец вида растений был разведен искусственно, то Административный орган выдает соответствующее удостоверение, которое будет служить вместо любых разрешений или сертификатов, требуемых по положениям статей III, IV и V". Однако государство экспорта - Конго - заявило, что экспорт обезьян в Украину был незаконным; никакие украинские документы не могут этого изменить, Украина - не экспортер, а реэкспортер; экспортер - Конго; 4) запросы в Украину не направлялись, поскольку украинская сторона не отвечает на запросы российской стороны; 5) суд сам мог принять меры к обеспечению перевода; 6) требование суда к таможенному органу доказать, что обезьяны выловлены в дикой природе, не основаны на законе; 7) таможенный орган не должен указывать на запреты и ограничения, которые "могли быть не применены" при представлении недействительного документа. Факт такого представления - нарушение конвенционных запретов и ограничений.
(Диканова Т.А.)
("Экологическое право", 2023, N 1)Вызывает сомнения правильность некоторых решений судов по спорам, предмет которых - объекты СИТЕС. Так, предприниматель К. была привлечена Шереметьевской таможней к ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ <18>. Она ввезла из Украины в Россию 7 обезьян - объектов СИТЕС, страна происхождения которых - Конго. Представлен сертификат СИТЕС от 11 июня 2019 г. N 19UA005133, выданный в Украине. Таможней направлен запрос и получен ответ Оперативно-розыскного отдела Генеральной ассамблеи по вопросам СИТЕС и Управления по вопросам СИТЕС Демократической Республики Конго, что сертификат СИТЕС, якобы выданный этой Республикой для ввоза животных в Украину, - недействительный. Таким образом, ввоз приматов в Украину, как и из Украины в Россию, незаконный, украинские документы недействительны. Суд не согласился с этим. Доводы суда следующие. Приказом Минсельхоза России от 7 ноября 2011 г. N 404 <19> утвержден Административный регламент Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств для ветеринарного применения, кормов и кормовых добавок для животных. Предпринимателем представлено в таможенный орган разрешение на ввоз животных Управлением Россельхознадзора, а также ветеринарный сертификат от 14 июля 2019 г. RU N ЭБ03739842. Указанное разрешение, по мнению суда, согласно п. 5 ст. VII Конвенции СИТЕС заменяет собой любые разрешения или сертификаты, требуемые по положениям Конвенции. Еще довод суда: официальные запросы о подтверждении выдачи сертификата СИТЕС Украины в материалах дела отсутствуют. Суд также исключил ответ из Конго из доказательств: документ на иностранном языке, без официального перевода; указал, что таможенным органом не представлено доказательств, что "ввозимые животные выловлены из дикой природы", а в акте административной проверки и в оспариваемом постановлении не указано, "какие запреты и ограничения могли быть не применены в связи с представлением недействительного документа с учетом требований части 3 ст. 16.2 КоАП РФ". Сомнения в обоснованности решения суда связаны со следующим: 1) Россельхознадзор не является Административным органом СИТЕС; 2) ввоз осуществлялся не в целях ветеринарного применения, поэтому вышеуказанный Регламент не имеет отношения к делу; 3) согласно п. 5 ст. VII Конвенции "В случае если Административный орган экспортирующего государства имеет удовлетворительные доказательства того, что какая-либо особь вида животных была рождена в неволе или какой-либо образец вида растений был разведен искусственно, то Административный орган выдает соответствующее удостоверение, которое будет служить вместо любых разрешений или сертификатов, требуемых по положениям статей III, IV и V". Однако государство экспорта - Конго - заявило, что экспорт обезьян в Украину был незаконным; никакие украинские документы не могут этого изменить, Украина - не экспортер, а реэкспортер; экспортер - Конго; 4) запросы в Украину не направлялись, поскольку украинская сторона не отвечает на запросы российской стороны; 5) суд сам мог принять меры к обеспечению перевода; 6) требование суда к таможенному органу доказать, что обезьяны выловлены в дикой природе, не основаны на законе; 7) таможенный орган не должен указывать на запреты и ограничения, которые "могли быть не применены" при представлении недействительного документа. Факт такого представления - нарушение конвенционных запретов и ограничений.
Статья: Обзор практики по рассмотрению обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) организаций, с которыми расторгнут контракт в одностороннем порядке в связи с неисполнением контракта по причине наступления обстоятельств непреодолимой силы
("Официальный сайт ФАС России", 2022)Также на заседании Комиссии ООО представило правовое заключение Московской торгово-промышленной палаты от 25.07.2022 (далее - Правовое заключение) о невозможности исполнения Контракта в связи с введением недружественными странами политических, экономических санкций и ограничительных мер в отношении Российской Федерации, ее граждан и организаций, а также в связи с внесением поставляемого Оборудования в список товаров, запрещенных для экспорта в Российскую Федерацию.
("Официальный сайт ФАС России", 2022)Также на заседании Комиссии ООО представило правовое заключение Московской торгово-промышленной палаты от 25.07.2022 (далее - Правовое заключение) о невозможности исполнения Контракта в связи с введением недружественными странами политических, экономических санкций и ограничительных мер в отношении Российской Федерации, ее граждан и организаций, а также в связи с внесением поставляемого Оборудования в список товаров, запрещенных для экспорта в Российскую Федерацию.
Вопрос: Какие существуют особенности документального оформления импорта товаров из Украины?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)Ввоз товаров на территорию России из Украины, не являющейся членом ЕАЭС, осуществляется в соответствии с таможенной процедурой импорта в общем порядке. Товары при их помещении под таможенную процедуру импорта подлежат таможенному декларированию путем подачи декларации на товары с соблюдением запретов и ограничений.
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)Ввоз товаров на территорию России из Украины, не являющейся членом ЕАЭС, осуществляется в соответствии с таможенной процедурой импорта в общем порядке. Товары при их помещении под таможенную процедуру импорта подлежат таможенному декларированию путем подачи декларации на товары с соблюдением запретов и ограничений.
Статья: Некоторые вопросы квалификации контрабанды в свете обновленной редакции статьи 226.1 УК РФ
(Подройкина И.А., Мозговых Г.А.)
("Российский следователь", 2024, N 10)Способы совершения незаконного перемещения товаров описаны в подп. 25 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса ЕАЭС <9>, а также воспроизводятся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 г. N 12. В связи с недружественными действиями отдельных государств Правительством РФ могут устанавливаться определенные ограничения (запреты) на ввоз-вывоз отдельных товаров. Так, в Постановлении Правительства от 29 декабря 2018 г. N 1716-83 содержатся перечни товаров, ввоз которых с территории Украины в Россию и вывоз которых из России в Украину запрещен (заметим, что ранее для ряда товаров был определен разрешительный порядок вывоза, однако сейчас он не предусмотрен). Соответственно, их перемещение, например стратегически важных товаров, независимо от размера, через границу названных государств будет незаконным и образовывать состав контрабанды <10>.
(Подройкина И.А., Мозговых Г.А.)
("Российский следователь", 2024, N 10)Способы совершения незаконного перемещения товаров описаны в подп. 25 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса ЕАЭС <9>, а также воспроизводятся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 г. N 12. В связи с недружественными действиями отдельных государств Правительством РФ могут устанавливаться определенные ограничения (запреты) на ввоз-вывоз отдельных товаров. Так, в Постановлении Правительства от 29 декабря 2018 г. N 1716-83 содержатся перечни товаров, ввоз которых с территории Украины в Россию и вывоз которых из России в Украину запрещен (заметим, что ранее для ряда товаров был определен разрешительный порядок вывоза, однако сейчас он не предусмотрен). Соответственно, их перемещение, например стратегически важных товаров, независимо от размера, через границу названных государств будет незаконным и образовывать состав контрабанды <10>.
Вопрос: Какие существуют особенности при оформлении экспорта товаров на Украину?
(Консультация эксперта, 2025)Поскольку Украина членом ЕАЭС не является, экспорт товаров из России на Украину осуществляется в соответствии с таможенной процедурой экспорта в общем порядке. Товары при их помещении под таможенную процедуру экспорта подлежат таможенному декларированию путем подачи декларации на товары с уплатой вывозных таможенных пошлин, соблюдением запретов и ограничений.
(Консультация эксперта, 2025)Поскольку Украина членом ЕАЭС не является, экспорт товаров из России на Украину осуществляется в соответствии с таможенной процедурой экспорта в общем порядке. Товары при их помещении под таможенную процедуру экспорта подлежат таможенному декларированию путем подачи декларации на товары с уплатой вывозных таможенных пошлин, соблюдением запретов и ограничений.