Запрет на вмешательство в хозяйственную деятельность
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрет на вмешательство в хозяйственную деятельность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 N 16АП-36/2019 по делу N А15-2258/2016
Требование: Об отмене определения о принятии обеспечительных мер.
Решение: Определение оставлено без изменения.Апелляционный суд также принимает во внимание, что заявленные обеспечительные меры не могут рассматриваться как вмешательство в хозяйственную деятельность ООО "Кредо Групп", не накладывают на них какого-либо бремени и не создают оснований для возникновения убытков, а запрет регистрирующему органу совершать любые регистрационные действия (по отчуждению, обременению и т.п.) в качестве обеспечительной меры направлен на сохранность имущества, исключение возможности его отчуждения, передачи в залог, и не препятствует собственнику реализовать правомочия владения и пользования им. Обеспечительные меры не носят дискриминационного характера и не направлены на ущемление прав той или другой стороны дела, а также прав и законных интересов третьих лиц.
Требование: Об отмене определения о принятии обеспечительных мер.
Решение: Определение оставлено без изменения.Апелляционный суд также принимает во внимание, что заявленные обеспечительные меры не могут рассматриваться как вмешательство в хозяйственную деятельность ООО "Кредо Групп", не накладывают на них какого-либо бремени и не создают оснований для возникновения убытков, а запрет регистрирующему органу совершать любые регистрационные действия (по отчуждению, обременению и т.п.) в качестве обеспечительной меры направлен на сохранность имущества, исключение возможности его отчуждения, передачи в залог, и не препятствует собственнику реализовать правомочия владения и пользования им. Обеспечительные меры не носят дискриминационного характера и не направлены на ущемление прав той или другой стороны дела, а также прав и законных интересов третьих лиц.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Невмешательство в управленческую деятельность поднадзорных лиц как критерий определения пределов прокурорской деятельности
(Афанасьева Т.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Рассматривается проблема понимания запрета на вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность как базовой категории в определении пределов прокурорского вмешательства. Неоднозначность используемых формулировок Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", неодинаковое восприятие позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации приводят к различным трактовкам в правоприменении, в том числе искажению правовой природы актов прокурора, усложняя прокурорское реагирование на нарушения законов и создавая почву для злоупотребления правом на судебную защиту.
(Афанасьева Т.И.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)Рассматривается проблема понимания запрета на вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность как базовой категории в определении пределов прокурорского вмешательства. Неоднозначность используемых формулировок Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", неодинаковое восприятие позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации приводят к различным трактовкам в правоприменении, в том числе искажению правовой природы актов прокурора, усложняя прокурорское реагирование на нарушения законов и создавая почву для злоупотребления правом на судебную защиту.
Статья: Защита прокурором прав предпринимателей в сфере административной юрисдикции
(Бут Н.Д., Егупов Д.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 6)Как известно, мораторий на проверки субъектов предпринимательской деятельности установлен в качестве одной из главных мер поддержки отечественной экономики в условиях специальной военной операции. Он не только запретил вмешательство контрольных (надзорных) органов в хозяйственную деятельность, но и переориентировал его в профилактическое русло.
(Бут Н.Д., Егупов Д.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 6)Как известно, мораторий на проверки субъектов предпринимательской деятельности установлен в качестве одной из главных мер поддержки отечественной экономики в условиях специальной военной операции. Он не только запретил вмешательство контрольных (надзорных) органов в хозяйственную деятельность, но и переориентировал его в профилактическое русло.
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 18.09.2013 N АКПИ13-851
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 1, 2, 7, 14, 17, 18, 21, 47 Правил охраны газораспределительных сетей, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878>Согласно статье 32 данного Федерального закона органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации; здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения; вмешательство в работу объектов систем газоснабжения не уполномоченных на то юридических и физических лиц запрещается (части третья, четвертая, пятая).
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 1, 2, 7, 14, 17, 18, 21, 47 Правил охраны газораспределительных сетей, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878>Согласно статье 32 данного Федерального закона органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации; здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения; вмешательство в работу объектов систем газоснабжения не уполномоченных на то юридических и физических лиц запрещается (части третья, четвертая, пятая).
Постановление Правительства РФ от 20.11.2000 N 878
(ред. от 17.05.2016)
"Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей"45. Вмешательство в деятельность, связанную с обеспечением безопасной эксплуатации газораспределительных сетей, не уполномоченных на то органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций, юридических и физических лиц запрещается.
(ред. от 17.05.2016)
"Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей"45. Вмешательство в деятельность, связанную с обеспечением безопасной эксплуатации газораспределительных сетей, не уполномоченных на то органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций, юридических и физических лиц запрещается.
Статья: Формирование законодательства об электронной коммерции в России
(Алексеенко А.П.)
("Предпринимательское право", 2025, N 3)Предлагаемая реформа, направленная на создание законодательства об электронной коммерции, безусловно важна, но стоит сосредоточиваться не только на торговле, но и на всем спектре отношений, которые возникают при помощи использования платформ. Это подчеркивает необходимость принятия в России единого закона, который урегулировал бы деятельность платформ электронной коммерции в целом. Также требуется доработка определения агрегатора (цифровой платформы). Следует исходить из того, что платформа предоставляет возможность не только заключать сделки (как это сейчас указывается в отношении агрегаторов), но и осуществлять иное взаимодействие в соответствии с правилами платформы. Не стоит забывать и об установлении специальной ответственности операторов цифровых платформ за убытки, возникающие по их вине в результате различного рода сбоев. При этом не должно быть чрезмерного вмешательства в отношения между предпринимателями и оператором платформы, ведь в противном случае возникают риски замедления развития данной сферы хозяйственной деятельности.
(Алексеенко А.П.)
("Предпринимательское право", 2025, N 3)Предлагаемая реформа, направленная на создание законодательства об электронной коммерции, безусловно важна, но стоит сосредоточиваться не только на торговле, но и на всем спектре отношений, которые возникают при помощи использования платформ. Это подчеркивает необходимость принятия в России единого закона, который урегулировал бы деятельность платформ электронной коммерции в целом. Также требуется доработка определения агрегатора (цифровой платформы). Следует исходить из того, что платформа предоставляет возможность не только заключать сделки (как это сейчас указывается в отношении агрегаторов), но и осуществлять иное взаимодействие в соответствии с правилами платформы. Не стоит забывать и об установлении специальной ответственности операторов цифровых платформ за убытки, возникающие по их вине в результате различного рода сбоев. При этом не должно быть чрезмерного вмешательства в отношения между предпринимателями и оператором платформы, ведь в противном случае возникают риски замедления развития данной сферы хозяйственной деятельности.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Сказанное, однако, не означает, что государство полностью устраняется от участия в экономической жизни или, напротив, трансформируется в "государство всеобщего благоденствия" (welfare state). Напротив, в 2002 г. Конституционный Суд РФ применительно к статье 8 Конституции РФ разъяснил, что "конституционное право на свободное осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности не означает, что государство возлагает на себя обязанность гарантировать каждому предпринимателю (или гражданину-вкладчику) получение дохода. [Вместе с тем] <...> государство, обеспечивая проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, вправе в случае возникновения неблагоприятных экономических условий осуществлять публично-правовое вмешательство в частноправовые отношения" <2>. Отсюда следует, что Конституционным Судом РФ выработана доктрина об ограниченном вмешательстве государства в хозяйственную деятельность рыночных субъектов, обусловленную публичными интересами, а именно "в случае возникновения неблагоприятных экономических условий".
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Сказанное, однако, не означает, что государство полностью устраняется от участия в экономической жизни или, напротив, трансформируется в "государство всеобщего благоденствия" (welfare state). Напротив, в 2002 г. Конституционный Суд РФ применительно к статье 8 Конституции РФ разъяснил, что "конституционное право на свободное осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности не означает, что государство возлагает на себя обязанность гарантировать каждому предпринимателю (или гражданину-вкладчику) получение дохода. [Вместе с тем] <...> государство, обеспечивая проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, вправе в случае возникновения неблагоприятных экономических условий осуществлять публично-правовое вмешательство в частноправовые отношения" <2>. Отсюда следует, что Конституционным Судом РФ выработана доктрина об ограниченном вмешательстве государства в хозяйственную деятельность рыночных субъектов, обусловленную публичными интересами, а именно "в случае возникновения неблагоприятных экономических условий".
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Формирование документов для закупки по Закону N 223-ФЗ.
Можно ли при закупке по Закону N 223-ФЗ запретить привлечение субподрядчиков
(КонсультантПлюс, 2025)...Установление запрета на привлечение победителем закупки субподрядчиков или соисполнителей является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя по договору.
Можно ли при закупке по Закону N 223-ФЗ запретить привлечение субподрядчиков
(КонсультантПлюс, 2025)...Установление запрета на привлечение победителем закупки субподрядчиков или соисполнителей является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя по договору.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- требование о согласовании с заказчиком привлечения к выполнению обязательств по договору третьих лиц (субподрядчиков), в том числе физических лиц (авторов) по гражданско-правовым договорам (по договорам авторского заказа) не является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя по договору;
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- требование о согласовании с заказчиком привлечения к выполнению обязательств по договору третьих лиц (субподрядчиков), в том числе физических лиц (авторов) по гражданско-правовым договорам (по договорам авторского заказа) не является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя по договору;
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Однако нельзя не заметить, что посредством расширения состава объектов и введения так называемых цифровых полномочий субъектов, его осуществляющих, государственный и муниципальный финансовый контроль за публичными финансами становится инструментом контроля за частными финансами, контроля за процессом управления фондами денежных средств хозяйствующих субъектов. С одной стороны, это выглядит обоснованным в связи с существующей органичной взаимосвязью и взаимной обусловленностью частных и публичных финансов, но с другой - влечет определенные риски для обеспечения свободы предпринимательской деятельности, ее самостоятельности и независимости. Развивая данное направление финансового контроля в целях обеспечения задач и функций публично-правовых образований, необходимо создавать правовые гарантии соблюдения прав и интересов хозяйствующих субъектов путем максимально полной и четкой регламентации механизма осуществления контроля, в том числе полномочий контрольных органов, предмета контроля, критериев и показателей оценки финансово-хозяйственных операций, запрета необоснованного вмешательства во внутреннюю хозяйственную деятельность участников имущественного оборота. Во многом решению данной проблемы способствует электронный оборот, отражающий с высокой степенью достоверности и полноты информацию о финансово-хозяйственных операциях. Результатом такого правового регулирования, сопряженного с цифровой трансформацией финансовых отношений, должно стать обеспечение баланса частных и публичных интересов.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Однако нельзя не заметить, что посредством расширения состава объектов и введения так называемых цифровых полномочий субъектов, его осуществляющих, государственный и муниципальный финансовый контроль за публичными финансами становится инструментом контроля за частными финансами, контроля за процессом управления фондами денежных средств хозяйствующих субъектов. С одной стороны, это выглядит обоснованным в связи с существующей органичной взаимосвязью и взаимной обусловленностью частных и публичных финансов, но с другой - влечет определенные риски для обеспечения свободы предпринимательской деятельности, ее самостоятельности и независимости. Развивая данное направление финансового контроля в целях обеспечения задач и функций публично-правовых образований, необходимо создавать правовые гарантии соблюдения прав и интересов хозяйствующих субъектов путем максимально полной и четкой регламентации механизма осуществления контроля, в том числе полномочий контрольных органов, предмета контроля, критериев и показателей оценки финансово-хозяйственных операций, запрета необоснованного вмешательства во внутреннюю хозяйственную деятельность участников имущественного оборота. Во многом решению данной проблемы способствует электронный оборот, отражающий с высокой степенью достоверности и полноты информацию о финансово-хозяйственных операциях. Результатом такого правового регулирования, сопряженного с цифровой трансформацией финансовых отношений, должно стать обеспечение баланса частных и публичных интересов.
Статья: Правовой режим водно-болотных угодий в России: анализ основных достоинств и недостатков
(Анисимов А.П., Попова О.В.)
("Современное право", 2021, N 3)1. Водно-болотные угодья в границах, признанных в установленном Конвенцией порядке, могут быть включены в состав заповедников, национальных парков и иных категорий ООПТ. В этом случае почвы, воды, флора и фауна таких угодий находятся под особой охраной государства. Это означает, что на этих территориях полностью или частично запрещены хозяйственная деятельность, охота, рыболовство или иные формы антропогенного вмешательства человека в природные процессы, что гарантирует сохранность таких угодий.
(Анисимов А.П., Попова О.В.)
("Современное право", 2021, N 3)1. Водно-болотные угодья в границах, признанных в установленном Конвенцией порядке, могут быть включены в состав заповедников, национальных парков и иных категорий ООПТ. В этом случае почвы, воды, флора и фауна таких угодий находятся под особой охраной государства. Это означает, что на этих территориях полностью или частично запрещены хозяйственная деятельность, охота, рыболовство или иные формы антропогенного вмешательства человека в природные процессы, что гарантирует сохранность таких угодий.
Статья: Государственный контроль (надзор) в области обеспечения авиационной безопасности
(Зайкова С.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Наиболее часто называемым правовым критерием разграничения контроля и надзора является невозможность вмешательства в хозяйственную деятельность объекта надзора. При осуществлении государственного контроля (надзора) в области авиационной безопасности и применении мер административного принуждения сложно говорить о таком невмешательстве, например, при отказе в выдаче юридическому лицу или аннулировании свидетельства об аккредитации, подтверждающего способность проводить проверку в целях аттестации сил обеспечения транспортной безопасности; задержании багажа и груза, запрещенного к воздушным перевозкам; в случае вынесения обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований в установленный срок; при административном приостановлении деятельности на срок до девяноста суток. Безусловно, исполнение предписаний уполномоченных органов и проведение обязательных мероприятий по обеспечению авиационной безопасности потребует от юридических лиц дополнительных ресурсов, а временное прекращение хозяйственной деятельности повлияет на выполнение ими заключенных договоров (гражданских обязательств), что, по сути, является в определенной степени влиянием на оперативно-хозяйственные процессы контролируемых субъектов.
(Зайкова С.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Наиболее часто называемым правовым критерием разграничения контроля и надзора является невозможность вмешательства в хозяйственную деятельность объекта надзора. При осуществлении государственного контроля (надзора) в области авиационной безопасности и применении мер административного принуждения сложно говорить о таком невмешательстве, например, при отказе в выдаче юридическому лицу или аннулировании свидетельства об аккредитации, подтверждающего способность проводить проверку в целях аттестации сил обеспечения транспортной безопасности; задержании багажа и груза, запрещенного к воздушным перевозкам; в случае вынесения обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований в установленный срок; при административном приостановлении деятельности на срок до девяноста суток. Безусловно, исполнение предписаний уполномоченных органов и проведение обязательных мероприятий по обеспечению авиационной безопасности потребует от юридических лиц дополнительных ресурсов, а временное прекращение хозяйственной деятельности повлияет на выполнение ими заключенных договоров (гражданских обязательств), что, по сути, является в определенной степени влиянием на оперативно-хозяйственные процессы контролируемых субъектов.
Статья: Правовой институт обязательной продажи товара на бирже по предписанию антимонопольного органа: проблемы и пути решения
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 12)Это единственный случай в Законе о защите конкуренции, устанавливающий возможность требовать обязательной продажи товара на бирже. При этом обязание продажи товара на бирже является по сути вмешательством в хозяйственную деятельность хозяйствующего субъекта, порядок ведения предпринимательской деятельности, вмешательством в гражданско-правовые отношения.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 12)Это единственный случай в Законе о защите конкуренции, устанавливающий возможность требовать обязательной продажи товара на бирже. При этом обязание продажи товара на бирже является по сути вмешательством в хозяйственную деятельность хозяйствующего субъекта, порядок ведения предпринимательской деятельности, вмешательством в гражданско-правовые отношения.
Статья: К вопросу о реформе регулирования золотой акции
(Кузнецов А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)Подводя итог, можно сказать, что российскому праву следует отказаться от института золотой акции в его первоначальном узком смысле в пользу установления единого регулирования порядка государственного вмешательства в корпоративное управление хозяйственных обществ, деятельность которых имеет стратегическое значение для нашей страны. Такое регулирование должно быть построено на основе того, что как установление особых прав государства, так и их последующая реализация (использование права вето или же согласование (отказ в согласовании) приобретения акций (долей)) будут признаваться публично-правовыми решениями с вытекающими из этого последствиями для их дальнейшего оспаривания в суде.
(Кузнецов А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)Подводя итог, можно сказать, что российскому праву следует отказаться от института золотой акции в его первоначальном узком смысле в пользу установления единого регулирования порядка государственного вмешательства в корпоративное управление хозяйственных обществ, деятельность которых имеет стратегическое значение для нашей страны. Такое регулирование должно быть построено на основе того, что как установление особых прав государства, так и их последующая реализация (использование права вето или же согласование (отказ в согласовании) приобретения акций (долей)) будут признаваться публично-правовыми решениями с вытекающими из этого последствиями для их дальнейшего оспаривания в суде.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Самые высокие требования и, соответственно, самые жесткие ограничения и запреты на осуществление хозяйственной деятельности с использованием водных объектов и без предусмотрены для государственных природных заповедников. На таких ООПТ запрещается любая деятельность, не обозначенная в ст. 9 Закона об особо охраняемых природных территориях. Более того, указанный Закон допускает выделение в заповедниках участков, на которых исключается всякое антропогенное вмешательство в природные процессы.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Самые высокие требования и, соответственно, самые жесткие ограничения и запреты на осуществление хозяйственной деятельности с использованием водных объектов и без предусмотрены для государственных природных заповедников. На таких ООПТ запрещается любая деятельность, не обозначенная в ст. 9 Закона об особо охраняемых природных территориях. Более того, указанный Закон допускает выделение в заповедниках участков, на которых исключается всякое антропогенное вмешательство в природные процессы.