Запрет на создание МУП
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрет на создание МУП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Обжалование действий (оспаривание постановлений) судебного пристава-исполнителя в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление судебного пристава о запрете расходных операций по кассе признается незаконным, если должник - единственный поставщик услуг по водоснабжению и создано препятствие для осуществления им деятельности
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление судебного пристава о запрете расходных операций по кассе признается незаконным, если должник - единственный поставщик услуг по водоснабжению и создано препятствие для осуществления им деятельности
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Муниципальные унитарные предприятия: ликвидировать нельзя сохранить (с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2024 г. N 35-П)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)Существенная законодательная корректировка целей создания унитарных предприятий повлекла за собой процессы их массовой - и теперь неизбежной - ликвидации на муниципальном уровне. Процесс, начатый Федеральной антимонопольной службой, завершается законодательным запретом создания МУПов на большинстве социально значимых рынков.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 5)Существенная законодательная корректировка целей создания унитарных предприятий повлекла за собой процессы их массовой - и теперь неизбежной - ликвидации на муниципальном уровне. Процесс, начатый Федеральной антимонопольной службой, завершается законодательным запретом создания МУПов на большинстве социально значимых рынков.
Статья: Реорганизация муниципального унитарного предприятия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также следует иметь в виду, что п. 9 ст. 29 Закона о предприятиях установлен запрет на реорганизацию МУП, если в результате такой реорганизации одно или несколько создаваемых МУП не будут соответствовать условиям, предусмотренным п. п. 2 и 4 ст. 8 Закона о предприятиях, согласно которым:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Также следует иметь в виду, что п. 9 ст. 29 Закона о предприятиях установлен запрет на реорганизацию МУП, если в результате такой реорганизации одно или несколько создаваемых МУП не будут соответствовать условиям, предусмотренным п. п. 2 и 4 ст. 8 Закона о предприятиях, согласно которым:
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.07.2024 N 35-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с жалобой администрации города Ростова-на-Дону"В связи с этим Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" увязывает возможность учреждения государственных и муниципальных унитарных предприятий с обязанностью уполномоченных органов публичной власти соблюдать требования, установленные антимонопольным законодательством Российской Федерации (пункты 2 и 4 статьи 8). Этим положениям корреспондирует статья 35.1 Федерального закона "О защите конкуренции", устанавливающая запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках. Приведенное регулирование введено Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 485-ФЗ, который предусмотрел также переходные положения, определяющие, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до дня вступления в силу данного Федерального закона и осуществляющие деятельность на товарных рынках в Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О защите конкуренции", подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 1 января 2025 года, а если до этой даты указанные решения учредителем не приняты и (или) не исполнены - подлежат ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа (части 1 и 2 статьи 3). Кроме того, 1 января 2025 года вступают в силу части 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 485-ФЗ, в соответствии с которыми в случае перехода товарного рынка в Российской Федерации в состояние конкурентного рынка, в том числе из состояния естественной монополии, антимонопольный орган выдает предписание учредителю унитарного предприятия, осуществляющему деятельность на таком товарном рынке, о необходимости ликвидации или реорганизации этого унитарного предприятия с указанием срока принятия учредителем решения о ликвидации или реорганизации этого унитарного предприятия и сроков осуществления мероприятий, необходимых для исполнения данного решения, а в случае неисполнения предписания антимонопольного органа унитарное предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с жалобой администрации города Ростова-на-Дону"В связи с этим Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" увязывает возможность учреждения государственных и муниципальных унитарных предприятий с обязанностью уполномоченных органов публичной власти соблюдать требования, установленные антимонопольным законодательством Российской Федерации (пункты 2 и 4 статьи 8). Этим положениям корреспондирует статья 35.1 Федерального закона "О защите конкуренции", устанавливающая запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках. Приведенное регулирование введено Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 485-ФЗ, который предусмотрел также переходные положения, определяющие, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до дня вступления в силу данного Федерального закона и осуществляющие деятельность на товарных рынках в Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О защите конкуренции", подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 1 января 2025 года, а если до этой даты указанные решения учредителем не приняты и (или) не исполнены - подлежат ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа (части 1 и 2 статьи 3). Кроме того, 1 января 2025 года вступают в силу части 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 485-ФЗ, в соответствии с которыми в случае перехода товарного рынка в Российской Федерации в состояние конкурентного рынка, в том числе из состояния естественной монополии, антимонопольный орган выдает предписание учредителю унитарного предприятия, осуществляющему деятельность на таком товарном рынке, о необходимости ликвидации или реорганизации этого унитарного предприятия с указанием срока принятия учредителем решения о ликвидации или реорганизации этого унитарного предприятия и сроков осуществления мероприятий, необходимых для исполнения данного решения, а в случае неисполнения предписания антимонопольного органа унитарное предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ
(ред. от 30.12.2021)
"О референдуме Российской Федерации"3) государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
(ред. от 30.12.2021)
"О референдуме Российской Федерации"3) государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
"Частное право в странах бывшего СССР: итоги 30-летия: сборник статей"
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)Существенно новым по сравнению с ранее действовавшим законодательством является то положение ГК РФ, в соответствии с которым коммерческие организации могут заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом. Исключение в силу специфики их деятельности составляют государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также страховые и кредитные организации.
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)Существенно новым по сравнению с ранее действовавшим законодательством является то положение ГК РФ, в соответствии с которым коммерческие организации могут заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом. Исключение в силу специфики их деятельности составляют государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также страховые и кредитные организации.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлены случаи, при которых может быть создано казенное предприятие:
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлены случаи, при которых может быть создано казенное предприятие:
Статья: Развитие конкурентной среды в сферах экономической деятельности унитарных предприятий (на примере Кабардино-Балкарской Республики)
(Казгериева Э.В., Кумахова А.В.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)В этой связи в декабре 2019 г. принят Федеральный закон N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции" <4> (далее - Федеральный закон N 485-ФЗ), регулирующий запрет деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках. Реформирование деятельности унитарных предприятий развивается по двум направлениям: создание унитарных предприятий и ограничение их деятельности на конкурентных рынках. Унитарное предприятие может быть преобразовано в акционерное общество, в учреждение или ликвидировано. Рассмотрим более подробно.
(Казгериева Э.В., Кумахова А.В.)
("Конкурентное право", 2023, N 2)В этой связи в декабре 2019 г. принят Федеральный закон N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции" <4> (далее - Федеральный закон N 485-ФЗ), регулирующий запрет деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках. Реформирование деятельности унитарных предприятий развивается по двум направлениям: создание унитарных предприятий и ограничение их деятельности на конкурентных рынках. Унитарное предприятие может быть преобразовано в акционерное общество, в учреждение или ликвидировано. Рассмотрим более подробно.
Статья: Организации с государственным участием - инструмент реализации технологической политики
(Андреев В.К.)
("Предпринимательское право", 2025, N 4)В Федеральном законе от 27 декабря 2019 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции" была поставлена задача реформирования унитарных предприятий, учредители которых должны осуществить действия по их реорганизации или ликвидации. Этим же Законом установлен запрет на создание таких юридических лиц и осуществление ими деятельности на конкурентных рынках <5>.
(Андреев В.К.)
("Предпринимательское право", 2025, N 4)В Федеральном законе от 27 декабря 2019 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции" была поставлена задача реформирования унитарных предприятий, учредители которых должны осуществить действия по их реорганизации или ликвидации. Этим же Законом установлен запрет на создание таких юридических лиц и осуществление ими деятельности на конкурентных рынках <5>.
Готовое решение: Как оценивают эффективность использования имущества в отношении ГУП (МУП) и хозяйственных обществ с участием ППО
(КонсультантПлюс, 2025)деятельность ГУП (МУП), осуществляемая на конкурентном товарном рынке, соответствует требованиям Закона о защите конкуренции. Например, в общем случае запрещено создание унитарных предприятий и осуществление ими деятельности на конкурентных рынках.
(КонсультантПлюс, 2025)деятельность ГУП (МУП), осуществляемая на конкурентном товарном рынке, соответствует требованиям Закона о защите конкуренции. Например, в общем случае запрещено создание унитарных предприятий и осуществление ими деятельности на конкурентных рынках.
"Гражданско-правовое регулирование в области военно-технического сотрудничества: Учебное пособие"
(Кудашкин В.В.)
("ОнтоПринт", 2022)Ограничения, налагаемые на государственного посредника в соответствии с Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", не позволяют ему гибко и оперативно реагировать на быстроменяющиеся условия мирового рынка вооружений.
(Кудашкин В.В.)
("ОнтоПринт", 2022)Ограничения, налагаемые на государственного посредника в соответствии с Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", не позволяют ему гибко и оперативно реагировать на быстроменяющиеся условия мирового рынка вооружений.
Статья: Правовое регулирование участия муниципальных образований в конкурентных рыночных отношениях
(Кондратенко З.К.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)Во-первых, это существование хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной и муниципальной собственности. Так, в 2019 г. был принят Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции" <7>, предусматривающий запрет на создание и ведение деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках. Однако в проекте Национального плана по развитию конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 гг. <8> предполагается усиление мер по снижению доли организаций с государственным и муниципальным участием на конкурентных рынках. Здесь при совершенствовании законодательства необходимо учитывать социально значимые отрасли, а именно следует провести анализ региональных и муниципальных юридических лиц в таких отраслях экономики для дальнейших законодательных решений в этой части.
(Кондратенко З.К.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)Во-первых, это существование хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной и муниципальной собственности. Так, в 2019 г. был принят Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции" <7>, предусматривающий запрет на создание и ведение деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках. Однако в проекте Национального плана по развитию конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 гг. <8> предполагается усиление мер по снижению доли организаций с государственным и муниципальным участием на конкурентных рынках. Здесь при совершенствовании законодательства необходимо учитывать социально значимые отрасли, а именно следует провести анализ региональных и муниципальных юридических лиц в таких отраслях экономики для дальнейших законодательных решений в этой части.
Статья: КС РФ о правомерности предоставления МУП субсидий органами местного самоуправления
(Петрова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)В связи с этим Федеральный закон N 161-ФЗ увязывает возможность учреждения государственных и муниципальных унитарных предприятий с обязанностью уполномоченных органов публичной власти соблюдать требования, установленные антимонопольным законодательством РФ (п. 2 и 4 ст. 8). С этими положениями корреспондирует ст. 35.1 Федерального закона N 135-ФЗ, устанавливающая запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках.
(Петрова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)В связи с этим Федеральный закон N 161-ФЗ увязывает возможность учреждения государственных и муниципальных унитарных предприятий с обязанностью уполномоченных органов публичной власти соблюдать требования, установленные антимонопольным законодательством РФ (п. 2 и 4 ст. 8). С этими положениями корреспондирует ст. 35.1 Федерального закона N 135-ФЗ, устанавливающая запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках.
"Предпринимательское право: проблемы теории и правоприменения: монография"
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)Те лица, которые принимают решение об учреждении юридического лица (ст. 50.1 ГК РФ), являются его учредителями. В зависимости от организационно-правовой формы юридического лица они также являются собственниками (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения) либо приобретают статус участника (хозяйственные товарищества, общества с ограниченной ответственностью, хозяйственные партнерства), акционера (акционерные общества), члена (иные организационно-правовые формы корпоративных организаций). Такой же статус приобретают лица, которые приобрели доли участия, акции, стали членами юридических лиц после их создания. Исключение составляют унитарные юридические лица, в отношении имущества которых учредители не имеют никаких имущественных прав. В отношении создавших их лиц употребляется только понятие "учредители".
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)Те лица, которые принимают решение об учреждении юридического лица (ст. 50.1 ГК РФ), являются его учредителями. В зависимости от организационно-правовой формы юридического лица они также являются собственниками (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения) либо приобретают статус участника (хозяйственные товарищества, общества с ограниченной ответственностью, хозяйственные партнерства), акционера (акционерные общества), члена (иные организационно-правовые формы корпоративных организаций). Такой же статус приобретают лица, которые приобрели доли участия, акции, стали членами юридических лиц после их создания. Исключение составляют унитарные юридические лица, в отношении имущества которых учредители не имеют никаких имущественных прав. В отношении создавших их лиц употребляется только понятие "учредители".
"Конфликт интересов в юридических лицах: монография"
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)Коммерческие унитарные юридические лица представлены государственными и муниципальными унитарными предприятиями, некоммерческие - учреждениями, фондами, автономными некоммерческими организациями, религиозными организациями и публично-правовыми компаниями, государственными корпорациями и государственными компаниями.
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)Коммерческие унитарные юридические лица представлены государственными и муниципальными унитарными предприятиями, некоммерческие - учреждениями, фондами, автономными некоммерческими организациями, религиозными организациями и публично-правовыми компаниями, государственными корпорациями и государственными компаниями.