Запрет на допуск программного обеспечения
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрет на допуск программного обеспечения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка программного обеспечения и услуг по его обслуживанию по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...установлено, что ФГУП... осуществляет деятельность в области обеспечения единства измерений... согласно которым к рабочим компьютерам работников применяются требования об установке определенного программного обеспечения; все методы измерений, испытаний, диагностика приборов и оборудования осуществляются на предприятии в операционной системе Microsoft Windows; установленное оборудование уникальное и несовместимое с программными продуктами, включенными в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин. При этом заказчиком обоснована невозможность соблюдения запрета на допуск иностранного программного обеспечения при закупках для государственных и муниципальных нужд, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236.
(КонсультантПлюс, 2025)...установлено, что ФГУП... осуществляет деятельность в области обеспечения единства измерений... согласно которым к рабочим компьютерам работников применяются требования об установке определенного программного обеспечения; все методы измерений, испытаний, диагностика приборов и оборудования осуществляются на предприятии в операционной системе Microsoft Windows; установленное оборудование уникальное и несовместимое с программными продуктами, включенными в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин. При этом заказчиком обоснована невозможность соблюдения запрета на допуск иностранного программного обеспечения при закупках для государственных и муниципальных нужд, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как применяется национальный режим при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ до 31 декабря 2024 г.
(КонсультантПлюс, 2024)2.2. Как установить запрет на допуск иностранного программного обеспечения
(КонсультантПлюс, 2024)2.2. Как установить запрет на допуск иностранного программного обеспечения
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (октябрь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)1. В случае если совместно с оборудованием закупается лицензия на право установки и использования операционной системы, в Извещении о закупке должен быть установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)1. В случае если совместно с оборудованием закупается лицензия на право установки и использования операционной системы, в Извещении о закупке должен быть установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875
(ред. от 27.09.2025)
"О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(вместе с "Положением о требованиях к форме и содержанию отчета об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими гражданами, российскими юридическими лицами, о порядке формирования и размещения такого отчета в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о порядке предоставления федеральному органу исполнительной власти, указанному в части 7 статьи 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и части 7 статьи 3.1-4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", доступа к информации, содержащейся в таких отчетах, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о порядке рассмотрения таких отчетов и оценки результатов осуществления в отчетном году указанных закупок этим федеральным органом исполнительной власти")3. В постановлении Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6600; 2017, N 52, ст. 8168; 2021, N 30, ст. 5801; 2023, N 1, ст. 272):
(ред. от 27.09.2025)
"О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(вместе с "Положением о требованиях к форме и содержанию отчета об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими гражданами, российскими юридическими лицами, о порядке формирования и размещения такого отчета в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о порядке предоставления федеральному органу исполнительной власти, указанному в части 7 статьи 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и части 7 статьи 3.1-4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", доступа к информации, содержащейся в таких отчетах, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о порядке рассмотрения таких отчетов и оценки результатов осуществления в отчетном году указанных закупок этим федеральным органом исполнительной власти")3. В постановлении Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6600; 2017, N 52, ст. 8168; 2021, N 30, ст. 5801; 2023, N 1, ст. 272):
Обзор: "Основные изменения в госзакупках в 2023 году"
(КонсультантПлюс, 2023)С 1 января 2023 года участники закупок с запретом допуска иностранного программного обеспечения указывают больше сведений
(КонсультантПлюс, 2023)С 1 января 2023 года участники закупок с запретом допуска иностранного программного обеспечения указывают больше сведений
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)На обеспечение информационной безопасности направлена и программа импортозамещения продукции сферы информационных технологий. Так, с 1 января 2016 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Указанным Постановлением установлен запрет на допуск программ для ЭВМ и баз данных (реализуемых независимо от вида договора - на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи), происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение (далее - ПО) и прав использования такого ПО в целях осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. По общему правилу заказчики обязаны ограничить закупки в основном российским ПО. При этом российским признается ПО, сведения о котором внесены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)На обеспечение информационной безопасности направлена и программа импортозамещения продукции сферы информационных технологий. Так, с 1 января 2016 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Указанным Постановлением установлен запрет на допуск программ для ЭВМ и баз данных (реализуемых независимо от вида договора - на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи), происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение (далее - ПО) и прав использования такого ПО в целях осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. По общему правилу заказчики обязаны ограничить закупки в основном российским ПО. При этом российским признается ПО, сведения о котором внесены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (июль 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. В случае если в рамках исполнения контракта предусматривается оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, то заказчику надлежит установить в извещении запрет на допуск иностранного программного обеспечения, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 (далее - Постановление N 1236), либо обосновать невозможность соблюдения такого запрета.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. В случае если в рамках исполнения контракта предусматривается оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, то заказчику надлежит установить в извещении запрет на допуск иностранного программного обеспечения, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 (далее - Постановление N 1236), либо обосновать невозможность соблюдения такого запрета.
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (апрель 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5. Отсутствие в документации об Аукционе запрета, предусмотренного Постановлением Правительства от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236), а также обоснования невозможности использования такого запрета влечет привлечение к административной ответственности должностного лица заказчика.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5. Отсутствие в документации об Аукционе запрета, предусмотренного Постановлением Правительства от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236), а также обоснования невозможности использования такого запрета влечет привлечение к административной ответственности должностного лица заказчика.
Статья: Приобретение российского ПО в 2025 году: как сэкономить на налоге на прибыль
(Фимина Н.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 9)<2> Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
(Фимина Н.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 9)<2> Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)<1> Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)<1> Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (июль 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. Заказчиком при формировании извещения о проведении закупки неправомерно не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. Заказчиком при формировании извещения о проведении закупки неправомерно не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236.
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (август 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5. Отсутствие в документации об Аукционе запрета, предусмотренного Постановлением Правительства от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236), а также обоснования невозможности использования такого запрета влечет привлечение к административной ответственности должностного лица заказчика.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5. Отсутствие в документации об Аукционе запрета, предусмотренного Постановлением Правительства от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236), а также обоснования невозможности использования такого запрета влечет привлечение к административной ответственности должностного лица заказчика.
Готовое решение: Какой предусмотрен порядок закупки услуг телефонной связи в соответствии с Законом N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если в рамках закупки услуг IP-телефонии на поставщика (исполнителя) возлагаются обязательства, связанные с поставкой и (или) предоставлением прав на использование программного обеспечения, установите в извещении о закупке запрет на допуск импортных программ.
(КонсультантПлюс, 2025)Если в рамках закупки услуг IP-телефонии на поставщика (исполнителя) возлагаются обязательства, связанные с поставкой и (или) предоставлением прав на использование программного обеспечения, установите в извещении о закупке запрет на допуск импортных программ.
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Правила ведения реестра утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд). В соответствии с ним в реестр российского программного обеспечения включаются сведения о программном обеспечении, которое соответствует следующим требованиям (многие из них дублируют положения ч. 5 комментируемой статьи, однако во многом их конкретизируют в рамках полномочий, предоставленных частью 6 комментируемой статьи):
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Правила ведения реестра утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд). В соответствии с ним в реестр российского программного обеспечения включаются сведения о программном обеспечении, которое соответствует следующим требованиям (многие из них дублируют положения ч. 5 комментируемой статьи, однако во многом их конкретизируют в рамках полномочий, предоставленных частью 6 комментируемой статьи):
Вопрос: О подготовке обоснования невозможности соблюдения запрета или ограничения допуска товаров (работ, услуг) из иностранных государств, в частности, при закупке программного обеспечения.
(Письмо Минфина России от 11.10.2024 N 24-06-09/98674)Вопрос: О подготовке обоснования невозможности соблюдения запрета или ограничения допуска товаров (работ, услуг) из иностранных государств, в частности, при закупке программного обеспечения.
(Письмо Минфина России от 11.10.2024 N 24-06-09/98674)Вопрос: О подготовке обоснования невозможности соблюдения запрета или ограничения допуска товаров (работ, услуг) из иностранных государств, в частности, при закупке программного обеспечения.