Запрет детского труда
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрет детского труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как принять на работу несовершеннолетнего
(КонсультантПлюс, 2025)Соблюдайте запрет на применение детского труда (труда лиц в возрасте до 18 лет), в частности (ст. 265, ч. 5 ст. 282 ТК РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)Соблюдайте запрет на применение детского труда (труда лиц в возрасте до 18 лет), в частности (ст. 265, ч. 5 ст. 282 ТК РФ):
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности трудовых отношений с несовершеннолетними работникамиЗАПРЕТ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РАБОТНИКОВ
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Статья 265. Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет
(ред. от 29.09.2025)Статья 265. Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Санитарными правилами могут устанавливаться требования к обеспечению безопасных для человека условий труда (ст. 25). Так, например, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 N 40 утверждены Санитарные правила СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда"; Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", пунктом 2.10.4 которых не допускается привлекать детей к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, а также к уборке туалетов, душевых, умывальных, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш, выполнению ремонтно-строительных и отделочных работ, подъему и переносу тяжестей.
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Санитарными правилами могут устанавливаться требования к обеспечению безопасных для человека условий труда (ст. 25). Так, например, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 N 40 утверждены Санитарные правила СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда"; Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", пунктом 2.10.4 которых не допускается привлекать детей к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, а также к уборке туалетов, душевых, умывальных, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш, выполнению ремонтно-строительных и отделочных работ, подъему и переносу тяжестей.
"Актуальные проблемы правового регулирования труда в государственных корпорациях и корпоративных объединениях: монография"
(Потапов А.В.)
("Проспект", 2023)Считаю необходимым поддержать позицию о том, что действующее правовое регулирование на уровне международных стандартов, несмотря на имеющиеся недостатки и пробелы в регулировании, является значительным шагом вперед для мирового сообщества, который нуждается в дальнейшем развитии. Полагаем, что предоставление минимально возможных гарантий работникам (запрет предоставления детского труда и т.п.), вовлеченным в исследуемые отношения, является единственным объективно возможным вариантом их защиты на международном уровне. Это объясняется значительным разнообразием и спецификой национального регулирования отношений по предоставлению труда персонала.
(Потапов А.В.)
("Проспект", 2023)Считаю необходимым поддержать позицию о том, что действующее правовое регулирование на уровне международных стандартов, несмотря на имеющиеся недостатки и пробелы в регулировании, является значительным шагом вперед для мирового сообщества, который нуждается в дальнейшем развитии. Полагаем, что предоставление минимально возможных гарантий работникам (запрет предоставления детского труда и т.п.), вовлеченным в исследуемые отношения, является единственным объективно возможным вариантом их защиты на международном уровне. Это объясняется значительным разнообразием и спецификой национального регулирования отношений по предоставлению труда персонала.
Статья: Трудоспособность и трудосубъектность несовершеннолетних работников
(Аверьянова М.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 3)По нашему мнению, законодатель занимает правильную позицию, не устанавливая конкретного возраста, ранее которого абсолютно запрещается заключать трудовые договоры, например ранее 6 лет, тем самым презюмируя разумность, добросовестность и заботливость законных представителей, заключающих такие договоры, с установлением на основе принципа искоренения детского труда и запрета наихудших форм детского труда контроля со стороны государства в лице органов опеки и попечительства за заключением договоров с несовершеннолетними в возрасте до 14 лет. Поскольку при наличии запрета на участие малолетних ранних лет жизни в творческой сфере на основании трудового договора такое участие за вознаграждение будет возможно только в рамках норм гражданского права. При этом в целях охраны труда несовершеннолетних, приоритета получения ими образования требуется расширение полномочий этих органов в части их участия в вопросах исполнения, изменения и прекращения трудового договора с работниками данного возраста.
(Аверьянова М.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 3)По нашему мнению, законодатель занимает правильную позицию, не устанавливая конкретного возраста, ранее которого абсолютно запрещается заключать трудовые договоры, например ранее 6 лет, тем самым презюмируя разумность, добросовестность и заботливость законных представителей, заключающих такие договоры, с установлением на основе принципа искоренения детского труда и запрета наихудших форм детского труда контроля со стороны государства в лице органов опеки и попечительства за заключением договоров с несовершеннолетними в возрасте до 14 лет. Поскольку при наличии запрета на участие малолетних ранних лет жизни в творческой сфере на основании трудового договора такое участие за вознаграждение будет возможно только в рамках норм гражданского права. При этом в целях охраны труда несовершеннолетних, приоритета получения ими образования требуется расширение полномочий этих органов в части их участия в вопросах исполнения, изменения и прекращения трудового договора с работниками данного возраста.
Статья: Понятие и признаки социального государства в науке конституционного права
(Доренко К.С.)
("Юрист", 2023, N 10)Наличие у гражданина права на труд должно предполагать обязанность государства предоставить ему работу <11>. Включение такой нормы в Конституцию Российской Федерации <12> (далее - Конституция РФ) было бы в настоящее время декларацией, не подкрепленной реальными возможностями государства. Россия сегодня не в состоянии в полном объеме решить проблему занятости всех своих граждан. Кроме того, право на труд было закреплено в СССР и выливалось часто в совершенно уродливые формы. Думается, что гражданин должен самостоятельно обеспечивать реализацию своего права на труд, свободно выбирая профессию и место работы, а государство обязано только контролировать, чтобы этот труд осуществлялся в безопасных условиях, полностью отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также иным требованиям в соответствии с международными нормами (8-часовой рабочий день, запрет детского труда, оплата труда не ниже прожиточного минимума и т.д.). Участие государства в обеспечении свободы труда должно выражаться также в создании новых рабочих мест, защите граждан от безработицы, в том числе путем выплаты им пособий, и переобучении их (повышении квалификации). Данным требованиям норма ст. 37 Конституции РФ полностью удовлетворяет.
(Доренко К.С.)
("Юрист", 2023, N 10)Наличие у гражданина права на труд должно предполагать обязанность государства предоставить ему работу <11>. Включение такой нормы в Конституцию Российской Федерации <12> (далее - Конституция РФ) было бы в настоящее время декларацией, не подкрепленной реальными возможностями государства. Россия сегодня не в состоянии в полном объеме решить проблему занятости всех своих граждан. Кроме того, право на труд было закреплено в СССР и выливалось часто в совершенно уродливые формы. Думается, что гражданин должен самостоятельно обеспечивать реализацию своего права на труд, свободно выбирая профессию и место работы, а государство обязано только контролировать, чтобы этот труд осуществлялся в безопасных условиях, полностью отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также иным требованиям в соответствии с международными нормами (8-часовой рабочий день, запрет детского труда, оплата труда не ниже прожиточного минимума и т.д.). Участие государства в обеспечении свободы труда должно выражаться также в создании новых рабочих мест, защите граждан от безработицы, в том числе путем выплаты им пособий, и переобучении их (повышении квалификации). Данным требованиям норма ст. 37 Конституции РФ полностью удовлетворяет.
Статья: Защита здоровья граждан как основной элемент обеспечения права на жизнь и особенности его реализации в чрезвычайных ситуациях
(Комарова В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Отметим динамику как конституционного закрепления, так и отраслевой реализации права граждан на охрану здоровья. Данное право было признано Конституцией СССР 1977 г., хотя в предшествовавших ей Конституциях создавались "...условия для развития государственного здравоохранения, закреплялись предпосылки возникновения отношений между государством и гражданами по охране здоровья и оказанию медицинской помощи" <1>. Конституционное право на охрану здоровья обеспечивалось оказанием государственными учреждениями здравоохранения бесплатной медицинской помощи; развитием и совершенствованием производственной санитарии и техники безопасности; профилактическими мероприятиями и мерами по оздоровлению; заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрет эксплуатации детского труда; проведением научных исследований, направленных на минимизацию заболеваемости, обеспечение активности и долголетия граждан. Государство возлагало на себя принятие мер по развитию всех форм оказания медицинских услуг, включая медицинское страхование, медицинское обслуживание; поощряло деятельность, способствующую укреплению здоровья каждого, развитию физической культуры и спорта, экологическому благополучию. Конституция РСФСР 1978 г. гарантировала право на бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения.
(Комарова В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)Отметим динамику как конституционного закрепления, так и отраслевой реализации права граждан на охрану здоровья. Данное право было признано Конституцией СССР 1977 г., хотя в предшествовавших ей Конституциях создавались "...условия для развития государственного здравоохранения, закреплялись предпосылки возникновения отношений между государством и гражданами по охране здоровья и оказанию медицинской помощи" <1>. Конституционное право на охрану здоровья обеспечивалось оказанием государственными учреждениями здравоохранения бесплатной медицинской помощи; развитием и совершенствованием производственной санитарии и техники безопасности; профилактическими мероприятиями и мерами по оздоровлению; заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрет эксплуатации детского труда; проведением научных исследований, направленных на минимизацию заболеваемости, обеспечение активности и долголетия граждан. Государство возлагало на себя принятие мер по развитию всех форм оказания медицинских услуг, включая медицинское страхование, медицинское обслуживание; поощряло деятельность, способствующую укреплению здоровья каждого, развитию физической культуры и спорта, экологическому благополучию. Конституция РСФСР 1978 г. гарантировала право на бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения.
Готовое решение: Какие установлены ограничения по привлечению к работам с вредными и (или) опасными условиями труда
(КонсультантПлюс, 2025)на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163);
(КонсультантПлюс, 2025)на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163);
Статья: Модификация принципов трудового права в свете изменений Конституции Российской Федерации
(Мачульская Е.Е.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)Международный принцип "запрета детского труда", которому посвящены две Конвенции МОТ - N 138 и 182 <2>, прямо не провозглашен в Трудовом кодексе РФ, но воплощен в ст. 63. Эта статья устанавливает возраст, с которого допускается заключение трудового договора, на уровне 16 лет. Для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и нравственному развитию ребенка, и без ущерба для его учебы подросткам разрешено заключать трудовой договор по достижении 15 лет, а с письменного согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства - с 14 лет. Из данного общего правила есть исключение, касающееся театрально-зрелищных постановок с участием несовершеннолетних детей.
(Мачульская Е.Е.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)Международный принцип "запрета детского труда", которому посвящены две Конвенции МОТ - N 138 и 182 <2>, прямо не провозглашен в Трудовом кодексе РФ, но воплощен в ст. 63. Эта статья устанавливает возраст, с которого допускается заключение трудового договора, на уровне 16 лет. Для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и нравственному развитию ребенка, и без ущерба для его учебы подросткам разрешено заключать трудовой договор по достижении 15 лет, а с письменного согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства - с 14 лет. Из данного общего правила есть исключение, касающееся театрально-зрелищных постановок с участием несовершеннолетних детей.