Запрещенные к ввозу товары
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрещенные к ввозу товары (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административные правонарушения в области таможенного дела
(КонсультантПлюс, 2025)...суды... пришли к выводам о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в рассматриваемом случае вывозимый обществом товар входит в Перечень товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.03.2022 N 311 (ред. от 23.11.2022) "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100".
(КонсультантПлюс, 2025)...суды... пришли к выводам о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в рассматриваемом случае вывозимый обществом товар входит в Перечень товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.03.2022 N 311 (ред. от 23.11.2022) "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Если в стране назначения товаров запрещен импорт определенного вида товаров, запрещен ли экспорт таких товаров при вывозе из Российской Федерации?
("Официальный сайт ФТС России", 2022)"Официальный сайт ФТС России https://customs.gov.ru", 2022
("Официальный сайт ФТС России", 2022)"Официальный сайт ФТС России https://customs.gov.ru", 2022
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 08.03.2022 N 100
(ред. от 17.09.2025)
"О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности"а) запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации продукции и (или) сырья согласно перечням, определяемым Правительством Российской Федерации;
(ред. от 17.09.2025)
"О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности"а) запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации продукции и (или) сырья согласно перечням, определяемым Правительством Российской Федерации;
Статья: Таможенный представитель как субъект административного правонарушения по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(Ермолаева Е.В.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 3)Необходимо отметить, что судебная практика в некоторых случаях противоречит официальной позиции таможенных органов. Суды в определенных ситуациях признают субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, таможенного представителя. Такая практика складывается по делам, в которых таможенный представитель выступал от имени физического лица, ввозившего товары для личного пользования, и подавал пассажирскую таможенную декларацию для экспресс-грузов. В тех ситуациях, когда выяснялось, что товар запрещен к ввозу или его ввоз требовал наличия разрешительного документа, который не был отражен в декларации [8, 9, 10], к ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ привлекался таможенный представитель. Во всех вышеуказанных судебных решениях аргументация сводится к тому, что таможенный представитель является профессиональным субъектом предпринимательской деятельности, следовательно, вступая в таможенные правоотношения, должен был знать таможенное законодательство, в том числе в части соблюдения запретов и ограничений, установленных международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями ЕЭК, нормативными правовыми актами РФ в отношении ввоза и вывоза определенных категорий товаров. Однако нарушителями не были предприняты все зависящие от них меры по соблюдению предусмотренных законодательством норм. При этом доводы таможенного представителя о том, что он не может являться заявителем при получении разрешительного документа на ввоз товара, или о том, что он не осуществлял фактический ввоз запрещенного товара, были отклонены судами.
(Ермолаева Е.В.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 3)Необходимо отметить, что судебная практика в некоторых случаях противоречит официальной позиции таможенных органов. Суды в определенных ситуациях признают субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, таможенного представителя. Такая практика складывается по делам, в которых таможенный представитель выступал от имени физического лица, ввозившего товары для личного пользования, и подавал пассажирскую таможенную декларацию для экспресс-грузов. В тех ситуациях, когда выяснялось, что товар запрещен к ввозу или его ввоз требовал наличия разрешительного документа, который не был отражен в декларации [8, 9, 10], к ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ привлекался таможенный представитель. Во всех вышеуказанных судебных решениях аргументация сводится к тому, что таможенный представитель является профессиональным субъектом предпринимательской деятельности, следовательно, вступая в таможенные правоотношения, должен был знать таможенное законодательство, в том числе в части соблюдения запретов и ограничений, установленных международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями ЕЭК, нормативными правовыми актами РФ в отношении ввоза и вывоза определенных категорий товаров. Однако нарушителями не были предприняты все зависящие от них меры по соблюдению предусмотренных законодательством норм. При этом доводы таможенного представителя о том, что он не может являться заявителем при получении разрешительного документа на ввоз товара, или о том, что он не осуществлял фактический ввоз запрещенного товара, были отклонены судами.
Готовое решение: Как составить договор купли-продажи (поставки) оборудования
(КонсультантПлюс, 2025)Если оборудование импортное, то есть риск, что продавец не сможет передать его покупателю из-за возможных запретов на ввоз в РФ. Для таких случаев рекомендуем продавцу предусмотреть освобождение от ответственности за непоставку товара. Рассмотрим подробнее эти условия.
(КонсультантПлюс, 2025)Если оборудование импортное, то есть риск, что продавец не сможет передать его покупателю из-за возможных запретов на ввоз в РФ. Для таких случаев рекомендуем продавцу предусмотреть освобождение от ответственности за непоставку товара. Рассмотрим подробнее эти условия.
Готовое решение: Какие установлены требования к организации охраны на объектах образовательных учреждений
(КонсультантПлюс, 2025)перечень запрещенных к проносу (ввозу) на территорию образовательной организации предметов, веществ и устройств. Такой перечень утверждает руководитель образовательной организации (п. 6.2 ГОСТ Р 58485-2024, п. 6.2 ГОСТ Р 59969-2024);
(КонсультантПлюс, 2025)перечень запрещенных к проносу (ввозу) на территорию образовательной организации предметов, веществ и устройств. Такой перечень утверждает руководитель образовательной организации (п. 6.2 ГОСТ Р 58485-2024, п. 6.2 ГОСТ Р 59969-2024);
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Особое внимание в обозначенном контексте стоит уделить и проблематике существенных отличий между товарами одного правообладателя, поставляемыми в разные государства. Такие существенные отличия могут быть вызваны целым рядом причин: от императивных требований конкретного государства до предпочтений потребителей на соответствующем рынке. При этом, как правило, запрещается ввоз товаров по параллельному импорту, если они существенно отличаются от товаров, которые правообладатель разрешил поставлять (производить) на рынок данного государства. Критерии существенных отличий могут варьироваться в зависимости от юрисдикции.
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Особое внимание в обозначенном контексте стоит уделить и проблематике существенных отличий между товарами одного правообладателя, поставляемыми в разные государства. Такие существенные отличия могут быть вызваны целым рядом причин: от императивных требований конкретного государства до предпочтений потребителей на соответствующем рынке. При этом, как правило, запрещается ввоз товаров по параллельному импорту, если они существенно отличаются от товаров, которые правообладатель разрешил поставлять (производить) на рынок данного государства. Критерии существенных отличий могут варьироваться в зависимости от юрисдикции.
Вопрос: Уничтожение товаров, страной происхождения которых является государство, предпринявшее преступные и иные противоправные действия или принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) ФЛ или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию РФ.
("Официальный сайт Минсельхоза России", 2020)"Официальный сайт Минсельхоза России mcx.gov.ru", 2020
("Официальный сайт Минсельхоза России", 2020)"Официальный сайт Минсельхоза России mcx.gov.ru", 2020
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (декабрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)3. Применение при проведении конкурентных закупок актов, предусматривающих отраслевые запреты на ввоз товаров на территорию Российской Федерации, противоречит Закону о закупках.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)3. Применение при проведении конкурентных закупок актов, предусматривающих отраслевые запреты на ввоз товаров на территорию Российской Федерации, противоречит Закону о закупках.
Вопрос: О соблюдении запрета и ограничений при закупках импортного оборудования, в том числе запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств.
(Письмо Минфина России от 11.10.2024 N 24-06-09/98693)Вопрос: О соблюдении запрета и ограничений при закупках импортного оборудования, в том числе запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств.
(Письмо Минфина России от 11.10.2024 N 24-06-09/98693)Вопрос: О соблюдении запрета и ограничений при закупках импортного оборудования, в том числе запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств.
Статья: Право каждого на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации сквозь призму экологических конфликтов
(Редникова Т.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)<11> См.: Кузьмина В. Не пропустить стаканчик: в РФ хотят запретить импорт товаров из пластика. URL: https://iz.ru/1485808/vera-kuzmina/ne-propustit-stakanchik-v-rf-khotiat-zapretit-import-tovarov-iz-plastika (дата обращения: 26.06.2024).
(Редникова Т.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)<11> См.: Кузьмина В. Не пропустить стаканчик: в РФ хотят запретить импорт товаров из пластика. URL: https://iz.ru/1485808/vera-kuzmina/ne-propustit-stakanchik-v-rf-khotiat-zapretit-import-tovarov-iz-plastika (дата обращения: 26.06.2024).
Готовое решение: Как закупить медицинские изделия по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Проведите закупку в обычном порядке: внесите ее в план-график, составьте техническое задание и обоснуйте НМЦК. Учтите, что при закупке отдельных видов медизделий вам нужно ограничить или запретить поставку импортных товаров либо предоставить преимущество медизделиям, происходящим из РФ и других стран ЕАЭС.
(КонсультантПлюс, 2025)Проведите закупку в обычном порядке: внесите ее в план-график, составьте техническое задание и обоснуйте НМЦК. Учтите, что при закупке отдельных видов медизделий вам нужно ограничить или запретить поставку импортных товаров либо предоставить преимущество медизделиям, происходящим из РФ и других стран ЕАЭС.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)В ч. 2 ст. 2 Закона предусматривается, что в случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, обязательные требования могут быть установлены указами Президента РФ. В качестве примера приведем Указ Президента РФ от 29 июля 2015 г. N 391 "Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" <1>, которым установлено обязательное требование, согласно которому "...ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации (далее - товары), подлежат уничтожению..." (п. 1).
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)В ч. 2 ст. 2 Закона предусматривается, что в случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, обязательные требования могут быть установлены указами Президента РФ. В качестве примера приведем Указ Президента РФ от 29 июля 2015 г. N 391 "Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" <1>, которым установлено обязательное требование, согласно которому "...ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации (далее - товары), подлежат уничтожению..." (п. 1).