Заочная медико-социальная экспертиза
Подборка наиболее важных документов по запросу Заочная медико-социальная экспертиза (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Московского городского суда от 07.08.2025 по делу N 33а-5334/2025 (УИД 77RS0028-02-2023-004156-95)
Категория спора: Признание граждан относящимися к социально защищенной категории населения.
Требование заявителя: Споры, возникающие в связи с признанием инвалидом.
Обстоятельства: Истец указывает, что ответчик допустил бездействие, что привело к нарушению прав и законных интересов истца.
Решение: Отказано.Согласно справки от 01.08.2023 г. экспертным составом N 12 ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России по результатам рассмотрения представленных документов, проведена заочная медико-социальна экспертиза в отношении Е., заключением комиссии инвалидность не установлена.
Категория спора: Признание граждан относящимися к социально защищенной категории населения.
Требование заявителя: Споры, возникающие в связи с признанием инвалидом.
Обстоятельства: Истец указывает, что ответчик допустил бездействие, что привело к нарушению прав и законных интересов истца.
Решение: Отказано.Согласно справки от 01.08.2023 г. экспертным составом N 12 ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России по результатам рассмотрения представленных документов, проведена заочная медико-социальна экспертиза в отношении Е., заключением комиссии инвалидность не установлена.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации о финансировании судебных экспертиз в арбитражном, гражданском и административном производстве
(Матвеев И.В.)
("Российский судья", 2023, N 11)Определенное количество гражданских дел судов общей юрисдикции, дошедших до ВС РФ, были связаны со спорами по оплате экспертизы состояния здоровья истцов. Так, в Определении Верховного Суда РФ от 6 июня 2022 г. N 16-КГ22-6-К4 <9> было установлено, что гражданка Ч. в предыдущих трех инстанциях оспаривала акт медико-социальной экспертизы Главного бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области, на основании которого ей была установлена III группа инвалидности и было отказано в установлении II группы инвалидности. При обращении в суд первой инстанции по ходатайству гражданки Ч. была назначена повторная судебная заочная медико-социальная экспертиза, проведение которой поручено экспертам федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы", расходы по оплате которой в размере 37 630 руб. были возложены на истицу как на лицо, не в пользу которого было вынесено решение. Две последующие судебные инстанции согласились с решением первой, после чего истица обратилась с кассационной жалобой в Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ, которая в части возложения на гражданку Ч. расходов по оплате проведенной судебной экспертизы решение отменила и отправила дело на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Волгограда. В качестве мотивации такого решения Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала на то, что государственную политику в области социальной защиты инвалидов определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <10>, где установлено, что меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации. Таким образом, вышерассмотренная позиция сводится к тому, что общие положения ГПК РФ о порядке оплаты судебных экспертиз могут быть скорректированы иными нормативными актами, устанавливающими специальные правила возложения расходов на проведение судебных экспертиз применительно к лицам, на которых распространяется законодательство о социальной защите инвалидов.
(Матвеев И.В.)
("Российский судья", 2023, N 11)Определенное количество гражданских дел судов общей юрисдикции, дошедших до ВС РФ, были связаны со спорами по оплате экспертизы состояния здоровья истцов. Так, в Определении Верховного Суда РФ от 6 июня 2022 г. N 16-КГ22-6-К4 <9> было установлено, что гражданка Ч. в предыдущих трех инстанциях оспаривала акт медико-социальной экспертизы Главного бюро медико-социальной экспертизы по Волгоградской области, на основании которого ей была установлена III группа инвалидности и было отказано в установлении II группы инвалидности. При обращении в суд первой инстанции по ходатайству гражданки Ч. была назначена повторная судебная заочная медико-социальная экспертиза, проведение которой поручено экспертам федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы", расходы по оплате которой в размере 37 630 руб. были возложены на истицу как на лицо, не в пользу которого было вынесено решение. Две последующие судебные инстанции согласились с решением первой, после чего истица обратилась с кассационной жалобой в Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ, которая в части возложения на гражданку Ч. расходов по оплате проведенной судебной экспертизы решение отменила и отправила дело на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Волгограда. В качестве мотивации такого решения Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала на то, что государственную политику в области социальной защиты инвалидов определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <10>, где установлено, что меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации. Таким образом, вышерассмотренная позиция сводится к тому, что общие положения ГПК РФ о порядке оплаты судебных экспертиз могут быть скорректированы иными нормативными актами, устанавливающими специальные правила возложения расходов на проведение судебных экспертиз применительно к лицам, на которых распространяется законодательство о социальной защите инвалидов.
Статья: COVID-19: новые вызовы для инвалидов
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Постановлением Правительства Российской Федерации (РФ) от 16 октября 2020 г. N 1697 (ред. от 11.02.2021) утвержден Временный порядок признания лица инвалидом, предусматривающий заочное освидетельствование инвалидов территориальными бюро медико-социальной экспертизы. По мнению автора, заочное проведение медико-социальной экспертизы целесообразно использовать только в период сложной санитарно-эпидемиологической обстановки до отмены масочного режима. После нормализации эпидемиологической обстановки следует вернуться к прежнему порядку признания лица инвалидом с внедрением электронного документооборота в целях устранения бюрократических барьеров.
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Постановлением Правительства Российской Федерации (РФ) от 16 октября 2020 г. N 1697 (ред. от 11.02.2021) утвержден Временный порядок признания лица инвалидом, предусматривающий заочное освидетельствование инвалидов территориальными бюро медико-социальной экспертизы. По мнению автора, заочное проведение медико-социальной экспертизы целесообразно использовать только в период сложной санитарно-эпидемиологической обстановки до отмены масочного режима. После нормализации эпидемиологической обстановки следует вернуться к прежнему порядку признания лица инвалидом с внедрением электронного документооборота в целях устранения бюрократических барьеров.
Нормативные акты
"Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза"
(Заключено в г. Санкт-Петербурге 20.12.2019)2. Решения о группе, сроке и причине инвалидности (степени ограничения способности к трудовой деятельности) принимаются, в том числе заочно, органом (учреждением), осуществляющим медико-социальную экспертизу (комплексное освидетельствование), того государства-члена, согласно законодательству которого производятся назначение и выплата соответствующей пенсии.
(Заключено в г. Санкт-Петербурге 20.12.2019)2. Решения о группе, сроке и причине инвалидности (степени ограничения способности к трудовой деятельности) принимаются, в том числе заочно, органом (учреждением), осуществляющим медико-социальную экспертизу (комплексное освидетельствование), того государства-члена, согласно законодательству которого производятся назначение и выплата соответствующей пенсии.
Статья: Меры социальной поддержки населения в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Другими страховыми случаями являются травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, в результате чего работник (застрахованное лицо) может быть признан инвалидом. В период распространения COVID-19 Правительство РФ 15 апреля 2020 г. утвердило Временный порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и разработки программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания <5>. Данный акт определил заочный порядок проведения освидетельствования пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы; особенности установления степени утраты его профессиональной трудоспособности и срока переосвидетельствования в период пандемии и др.
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Другими страховыми случаями являются травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, в результате чего работник (застрахованное лицо) может быть признан инвалидом. В период распространения COVID-19 Правительство РФ 15 апреля 2020 г. утвердило Временный порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и разработки программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания <5>. Данный акт определил заочный порядок проведения освидетельствования пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы; особенности установления степени утраты его профессиональной трудоспособности и срока переосвидетельствования в период пандемии и др.