Занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса
Подборка наиболее важных документов по запросу Занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Земельный налог: Налоговый орган исчислил (доначислил) земельный налог без применения льготной ставки, установленной для земель под жилищным фондом и (или) объектами инфраструктуры
(КонсультантПлюс, 2025)часть спорного участка занята жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, однако льготная ставка применена ко всему участку
(КонсультантПлюс, 2025)часть спорного участка занята жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, однако льготная ставка применена ко всему участку
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель приобрел земельные участки и передал их в аренду дачному некоммерческому партнерству, занимавшемуся проектированием территории под размещение садовых участков. Согласно плану застройки часть принадлежащих предпринимателю земельных участков предназначена для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов и эксплуатации жилищного фонда в соответствии с нормами и правилами застройки жилых территорий (обеспечение парковками, зонами отдыха, детскими площадками, коммунальными объектами, объектами инфраструктуры), часть участков будет использована под ИЖС. Суд поддержал вывод налогового органа о необходимости уплачивать земельный налог по ставке 1,5, а не 0,3 процента. Верховный Суд РФ указал, что налогоплательщики не вправе применять пониженную ставку налога в случаях, когда они и вовсе не имеют намерения приступать к индивидуальному жилому строительству, но используют соответствующие земельные участки в своей предпринимательской деятельности как активы, рассчитывая на получение прибыли от их реализации, либо на использование земельных участков в качестве объектов залога (ипотеки) и т.п. В данном случае характер сделок с имуществом, а именно приобретение единого земельного участка с последующим разделением его на множество земельных участков, переоформление разрешенного вида использования земельных участков на индивидуальное жилищное строительство, количество таких земельных участков, которое объективно не может быть использовано для личных нужд, использование земельного участка при заключении соглашения об инвестировании в целях развития территории села, свидетельствует о предпринимательской цели использования земельных участков. В момент рассмотрения дела в суде участки не использовались в хозяйственной деятельности, не были заняты жилищным фондом или объектами инженерной инфраструктуры жилищного коммунального комплекса. Сами по себе предназначение земельных участков для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов и эксплуатации жилищного фонда, а также планирование органом местного самоуправления, собственником или пользователем земельного участка строительства (размещения) объектов инженерной инфраструктуры в будущем не предполагают возможности применения ставки 0,3 процента.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель приобрел земельные участки и передал их в аренду дачному некоммерческому партнерству, занимавшемуся проектированием территории под размещение садовых участков. Согласно плану застройки часть принадлежащих предпринимателю земельных участков предназначена для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов и эксплуатации жилищного фонда в соответствии с нормами и правилами застройки жилых территорий (обеспечение парковками, зонами отдыха, детскими площадками, коммунальными объектами, объектами инфраструктуры), часть участков будет использована под ИЖС. Суд поддержал вывод налогового органа о необходимости уплачивать земельный налог по ставке 1,5, а не 0,3 процента. Верховный Суд РФ указал, что налогоплательщики не вправе применять пониженную ставку налога в случаях, когда они и вовсе не имеют намерения приступать к индивидуальному жилому строительству, но используют соответствующие земельные участки в своей предпринимательской деятельности как активы, рассчитывая на получение прибыли от их реализации, либо на использование земельных участков в качестве объектов залога (ипотеки) и т.п. В данном случае характер сделок с имуществом, а именно приобретение единого земельного участка с последующим разделением его на множество земельных участков, переоформление разрешенного вида использования земельных участков на индивидуальное жилищное строительство, количество таких земельных участков, которое объективно не может быть использовано для личных нужд, использование земельного участка при заключении соглашения об инвестировании в целях развития территории села, свидетельствует о предпринимательской цели использования земельных участков. В момент рассмотрения дела в суде участки не использовались в хозяйственной деятельности, не были заняты жилищным фондом или объектами инженерной инфраструктуры жилищного коммунального комплекса. Сами по себе предназначение земельных участков для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов и эксплуатации жилищного фонда, а также планирование органом местного самоуправления, собственником или пользователем земельного участка строительства (размещения) объектов инженерной инфраструктуры в будущем не предполагают возможности применения ставки 0,3 процента.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Установлен порядок определения налоговой базы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Установлен порядок определения налоговой базы
Статья: Льготная ставка по земельному налогу: фактическое использование земли является определяющим
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 2)Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), используемых в предпринимательской деятельности) (абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 2)Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), используемых в предпринимательской деятельности) (абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 03.09.2025 N БВ-4-7/8018@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых во втором квартале 2025 года по вопросам налогообложения>
(вместе с "Обзором правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2025 года по вопросам налогообложения")В абзаце третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых во втором квартале 2025 года по вопросам налогообложения>
(вместе с "Обзором правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2025 года по вопросам налогообложения")В абзаце третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)2. Налоговая база в отношении части земельного участка, занятого жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, приходящейся на объект недвижимого имущества, не относящийся к жилищному фонду и (или) объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной части земельного участка.
(ред. от 17.11.2025)2. Налоговая база в отношении части земельного участка, занятого жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, приходящейся на объект недвижимого имущества, не относящийся к жилищному фонду и (или) объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной части земельного участка.
Статья: Изменения в НК РФ, внесенные Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных для жилищного строительства, а также приобретенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, кадастровой стоимостью свыше 300 млн руб. муниципалитеты могут устанавливать ставку в размере до 1,5% вместо текущей 0,3% (новая редакция пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных для жилищного строительства, а также приобретенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, кадастровой стоимостью свыше 300 млн руб. муниципалитеты могут устанавливать ставку в размере до 1,5% вместо текущей 0,3% (новая редакция пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 06.12.2022 N БС-4-21/16491@ <О налогообложении земельного участка, ранее занятого жилищным фондом>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 2)Таким образом, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, налоговые ставки по налогу не могут превышать 0,3%.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 2)Таким образом, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, налоговые ставки по налогу не могут превышать 0,3%.
Статья: В планах законодателей - изменение порядка налогообложения отдельных видов недвижимости
(Никифоров А., Червонная С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 25)Согласно предлагаемым изменениям, если на земельном участке, занятом жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, располагаются иные объекты недвижимости, то участок в соответствующей части облагается по общей ставке налога 1,5%. Для этого налогоплательщик должен представить уведомление о площади земельного участка, приходящегося на этот объект недвижимости, и приложить подтверждающие документы. Если такое уведомление не представлено, то налоговый орган сам должен рассчитать площадь участка.
(Никифоров А., Червонная С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 25)Согласно предлагаемым изменениям, если на земельном участке, занятом жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, располагаются иные объекты недвижимости, то участок в соответствующей части облагается по общей ставке налога 1,5%. Для этого налогоплательщик должен представить уведомление о площади земельного участка, приходящегося на этот объект недвижимости, и приложить подтверждающие документы. Если такое уведомление не представлено, то налоговый орган сам должен рассчитать площадь участка.
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 23.03.2023 N БС-4-21/3510@ <О применении абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (Определение от 21.03.2023 N 305-ЭС22-24825)>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 8)В абзаце 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ прописано следующее. Ставка не может превышать 0,3% в отношении участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства. Из правила есть некоторые исключения.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 8)В абзаце 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ прописано следующее. Ставка не может превышать 0,3% в отношении участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства. Из правила есть некоторые исключения.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)1) 0,3% в отношении земельных участков: 1) отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; 2) занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); 3) не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 4) ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)1) 0,3% в отношении земельных участков: 1) отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; 2) занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); 3) не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 4) ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за октябрь - ноябрь 2024 года
(Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Положения п. 1 ст. 394 НК РФ в силу их буквального содержания не содержат неопределенности в части условия применения пониженной налоговой ставки земельного налога в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, ограничивая возможность применения указанного льготного регулирования в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности.
(Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Положения п. 1 ст. 394 НК РФ в силу их буквального содержания не содержат неопределенности в части условия применения пониженной налоговой ставки земельного налога в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, ограничивая возможность применения указанного льготного регулирования в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности.
Последние изменения: Налогообложение земельным налогом
(КонсультантПлюс, 2025)занятых жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
(КонсультантПлюс, 2025)занятых жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
Статья: Масштабные поправки в Налоговый кодекс РФ: что нового?
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Законом предусмотрены поправки о расчете налоговой базы в ситуациях, когда часть земельного участка занята льготируемым жилищным фондом или объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Законом предусмотрены поправки о расчете налоговой базы в ситуациях, когда часть земельного участка занята льготируемым жилищным фондом или объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Статья: Дробление предмета налогообложения как форма уклонения от прогрессивного налогообложения
(Красюков А.В.)
("Финансовое право", 2025, N 8)- занятых жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, и земельных участков, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб.;
(Красюков А.В.)
("Финансовое право", 2025, N 8)- занятых жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, и земельных участков, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб.;