Занижение суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет
Подборка наиболее важных документов по запросу Занижение суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 126 "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил привлечение к ответственности по ст. 126 НК РФ, поскольку им были предоставлены все первичные документы, подтверждающие вычеты по НДС. Запрашиваемые налоговым органом документы не являются основанием для формирования налоговых вычетов. Суд признал неправомерным привлечение налогоплательщика к ответственности. Суд указал, что истребованные документы относятся к операциям по реализации, отраженным в книге продаж, а не к вычетам по книге покупок, основанием для формирования налоговых вычетов не являются. Инспекция не представила доказательства того, что направление обществу требования обусловлено наличием противоречий между сведениями об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС или отчетности налогоплательщика и его контрагентов, либо несоответствия, которое бы свидетельствовало о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, или о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению. Также суд отметил, что на момент направления обществу требования налоговый орган уже принял решения по камеральной проверке, следовательно, представленных ранее налогоплательщиком документов было достаточно.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил привлечение к ответственности по ст. 126 НК РФ, поскольку им были предоставлены все первичные документы, подтверждающие вычеты по НДС. Запрашиваемые налоговым органом документы не являются основанием для формирования налоговых вычетов. Суд признал неправомерным привлечение налогоплательщика к ответственности. Суд указал, что истребованные документы относятся к операциям по реализации, отраженным в книге продаж, а не к вычетам по книге покупок, основанием для формирования налоговых вычетов не являются. Инспекция не представила доказательства того, что направление обществу требования обусловлено наличием противоречий между сведениями об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС или отчетности налогоплательщика и его контрагентов, либо несоответствия, которое бы свидетельствовало о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, или о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению. Также суд отметил, что на момент направления обществу требования налоговый орган уже принял решения по камеральной проверке, следовательно, представленных ранее налогоплательщиком документов было достаточно.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 154 "Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик продавал нефтепродукты в розницу. Производство дизельного топлива происходило путем компаундирования (смешения) дизельного топлива с безакцизным керосином технических марок КТ-1 и КТ-2, подакцизным авиационным керосином, ставка акциза на который ниже ставки акциза на изготавливаемый подакцизный товар, и межсезонным дизельным топливом со ставкой акциза, равной ставке акциза на производимое дизельное топливо, в целях увеличения объема подакцизной продукции. Общество при смешивании подакцизных товаров и товаров, не облагаемых акцизом (либо облагаемых по более низкой ставке, чем ставка акциза получаемого подакцизного товара), не исчисляло сумму акциза на объем готовой продукции, который до смешивания не облагался акцизом либо облагался по ставке ниже, чем ставка акциза на получаемое дизельное топливо. Суд поддержал вывод инспекции о том, что реализованный обществом товар, полученный в результате смешения нескольких компонентов (разбавления подакцизной продукцией с меньшей ставкой акциза или безакцизной продукцией) до характеристик, позволяющих отнести его к дизельному топливу, является подакцизным, что влечет необходимость включения в его стоимость суммы акциза. Не включив акциз в цену, налогоплательщик тем самым необоснованно занизил последнюю, причем это связано исключительно с противоправными действиями общества, направленными на получение необоснованной налоговой экономии для обеспечения преимущества на рынке. Неначисление акциза на полученное в результате смешивания дизельное топливо также привело к занижению суммы НДС. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что доначисление акциза не влечет увеличение НДС, подлежащего уплате в бюджет по операциям розничной купли-продажи. Независимо от размера акциза, включенного в стоимость товара, величина НДС по операции розничной купли-продажи нефтепродуктов через автозаправочные станции остается неизменной и определяется расчетным методом на основании п. 4 ст. 164 НК РФ из цены розничной реализации (по расчетной ставке 18/118). Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение, указав, что по подакцизным товарам (продукции) акцизы являются составной частью их стоимости (цены), исходя из которой предусмотрено определение налогооблагаемой базы по НДС. Если акциз в отношении объема готовой продукции (товара) продавцом не исчислялся и не уплачивался, действительная стоимость подакцизного товара должна определяться путем увеличения цены его реализации на сумму акциза, подлежащего исчислению и уплате в бюджет. Изменение квалификации статуса товара (с неподакцизного на подакцизный) может служить основанием для того, чтобы определить права и обязанности плательщика НДС способом, согласующимся с действительно сложившимися экономическими условиями деятельности - таким образом, как если бы налог изначально предъявлялся к уплате покупателю в рамках фактически сформированной цены, то есть с применением расчетной ставки налога к цене продажи товара.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик продавал нефтепродукты в розницу. Производство дизельного топлива происходило путем компаундирования (смешения) дизельного топлива с безакцизным керосином технических марок КТ-1 и КТ-2, подакцизным авиационным керосином, ставка акциза на который ниже ставки акциза на изготавливаемый подакцизный товар, и межсезонным дизельным топливом со ставкой акциза, равной ставке акциза на производимое дизельное топливо, в целях увеличения объема подакцизной продукции. Общество при смешивании подакцизных товаров и товаров, не облагаемых акцизом (либо облагаемых по более низкой ставке, чем ставка акциза получаемого подакцизного товара), не исчисляло сумму акциза на объем готовой продукции, который до смешивания не облагался акцизом либо облагался по ставке ниже, чем ставка акциза на получаемое дизельное топливо. Суд поддержал вывод инспекции о том, что реализованный обществом товар, полученный в результате смешения нескольких компонентов (разбавления подакцизной продукцией с меньшей ставкой акциза или безакцизной продукцией) до характеристик, позволяющих отнести его к дизельному топливу, является подакцизным, что влечет необходимость включения в его стоимость суммы акциза. Не включив акциз в цену, налогоплательщик тем самым необоснованно занизил последнюю, причем это связано исключительно с противоправными действиями общества, направленными на получение необоснованной налоговой экономии для обеспечения преимущества на рынке. Неначисление акциза на полученное в результате смешивания дизельное топливо также привело к занижению суммы НДС. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что доначисление акциза не влечет увеличение НДС, подлежащего уплате в бюджет по операциям розничной купли-продажи. Независимо от размера акциза, включенного в стоимость товара, величина НДС по операции розничной купли-продажи нефтепродуктов через автозаправочные станции остается неизменной и определяется расчетным методом на основании п. 4 ст. 164 НК РФ из цены розничной реализации (по расчетной ставке 18/118). Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение, указав, что по подакцизным товарам (продукции) акцизы являются составной частью их стоимости (цены), исходя из которой предусмотрено определение налогооблагаемой базы по НДС. Если акциз в отношении объема готовой продукции (товара) продавцом не исчислялся и не уплачивался, действительная стоимость подакцизного товара должна определяться путем увеличения цены его реализации на сумму акциза, подлежащего исчислению и уплате в бюджет. Изменение квалификации статуса товара (с неподакцизного на подакцизный) может служить основанием для того, чтобы определить права и обязанности плательщика НДС способом, согласующимся с действительно сложившимися экономическими условиями деятельности - таким образом, как если бы налог изначально предъявлялся к уплате покупателю в рамках фактически сформированной цены, то есть с применением расчетной ставки налога к цене продажи товара.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)"...в результате камеральной налоговой проверки налоговым органом установлено занижение сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет за 4-й квартал 2022 года в размере 868 713 руб. от реализации транспортного средства Toyota Land Cruiser 150, 2019 года выпуска, по цене ниже рыночной стоимости.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)"...в результате камеральной налоговой проверки налоговым органом установлено занижение сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет за 4-й квартал 2022 года в размере 868 713 руб. от реализации транспортного средства Toyota Land Cruiser 150, 2019 года выпуска, по цене ниже рыночной стоимости.
Статья: Обоснование деловой цели приобретения недвижимости
(Медведев А.Н.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 7)- суды согласились с налоговым органом, что основной целью совершения сделки являлось получение необоснованной налоговой выгоды в виде получения вычетов по НДС в сумме 51 млн руб. и возврата налога из бюджета, а сама сделка с продавцом не имела разумной хозяйственной (деловой) цели. По мнению судей, сделка по приобретению недвижимого имущества в г. Омске не имела какого-либо разумного объяснения с позиции хозяйственной необходимости ее заключения и совершения, а имела своей целью лишь уменьшение налоговых обязательств налогоплательщика и являлась частью схемы, основной целью которой было занижение суммы НДС, подлежащего уплате в бюджет;
(Медведев А.Н.)
("Бухгалтерский учет", 2023, N 7)- суды согласились с налоговым органом, что основной целью совершения сделки являлось получение необоснованной налоговой выгоды в виде получения вычетов по НДС в сумме 51 млн руб. и возврата налога из бюджета, а сама сделка с продавцом не имела разумной хозяйственной (деловой) цели. По мнению судей, сделка по приобретению недвижимого имущества в г. Омске не имела какого-либо разумного объяснения с позиции хозяйственной необходимости ее заключения и совершения, а имела своей целью лишь уменьшение налоговых обязательств налогоплательщика и являлась частью схемы, основной целью которой было занижение суммы НДС, подлежащего уплате в бюджет;
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 17.07.2014 N 61н
(ред. от 10.06.2024)
"Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы"
(вместе с "Типовым положением об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу", "Типовым положением об управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по камеральному контролю", "Типовым положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом в границах федерального округа (субъектов Российской Федерации, не входящих в состав федерального округа)", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2014 N 34539)6.4. определяет налогоплательщиков, у которых выявлены противоречия между сведениями (несоответствия сведений) об операциях, содержащихся в налоговых декларациях по НДС, свидетельствующие о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению;
(ред. от 10.06.2024)
"Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы"
(вместе с "Типовым положением об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу", "Типовым положением об управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по камеральному контролю", "Типовым положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом в границах федерального округа (субъектов Российской Федерации, не входящих в состав федерального округа)", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2014 N 34539)6.4. определяет налогоплательщиков, у которых выявлены противоречия между сведениями (несоответствия сведений) об операциях, содержащихся в налоговых декларациях по НДС, свидетельствующие о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению;
Приказ ФНС России от 24.03.2023 N ЕД-7-31/181@
(ред. от 27.01.2025)
"Об утверждении Методики проведения оценки юридического лица на базе интерактивного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" АИС "Налог-3" и Методики проведения оценки индивидуального предпринимателя на базе интерактивного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика "Индивидуального предпринимателя" АИС "Налог-3"1) отсутствие в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость Лица за 4 налоговых периода, предшествующих последнему оконченному налоговому периоду по налогу на добавленную стоимость, противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при наличии не устраненных несоответствий сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной Лицом, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), если такие противоречия (несоответствия) свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в размере, превышающем 0,65% от суммы вычетов по налогу на добавленную стоимость, заявленных в налоговых декларациях за 4 налоговых периода, предшествующих последнему оконченному налоговому периоду по налогу на добавленную стоимость.
(ред. от 27.01.2025)
"Об утверждении Методики проведения оценки юридического лица на базе интерактивного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" АИС "Налог-3" и Методики проведения оценки индивидуального предпринимателя на базе интерактивного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика "Индивидуального предпринимателя" АИС "Налог-3"1) отсутствие в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость Лица за 4 налоговых периода, предшествующих последнему оконченному налоговому периоду по налогу на добавленную стоимость, противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при наличии не устраненных несоответствий сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной Лицом, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), если такие противоречия (несоответствия) свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в размере, превышающем 0,65% от суммы вычетов по налогу на добавленную стоимость, заявленных в налоговых декларациях за 4 налоговых периода, предшествующих последнему оконченному налоговому периоду по налогу на добавленную стоимость.
Статья: Оценка юридического лица: утверждена методика
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 5)- отсутствие в декларациях по НДС юридического лица за четыре налоговых периода, предшествующие последнему оконченному налоговому периоду по НДС, противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в декларации по НДС, либо при наличии неустраненных несоответствий сведений об операциях, содержащихся в декларации по НДС, представленной юридическим лицом, сведениям об указанных операциях, содержащимся в декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с гл. 21 НК РФ возложена обязанность по представлению декларации по НДС), если такие противоречия (несоответствия) свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджеты бюджетной системы РФ, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению, в размере, превышающем 0,65% от суммы вычетов по НДС, заявленных в налоговых декларациях за четыре налоговых периода, предшествующие последнему оконченному налоговому периоду по НДС;
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 5)- отсутствие в декларациях по НДС юридического лица за четыре налоговых периода, предшествующие последнему оконченному налоговому периоду по НДС, противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в декларации по НДС, либо при наличии неустраненных несоответствий сведений об операциях, содержащихся в декларации по НДС, представленной юридическим лицом, сведениям об указанных операциях, содержащимся в декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с гл. 21 НК РФ возложена обязанность по представлению декларации по НДС), если такие противоречия (несоответствия) свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджеты бюджетной системы РФ, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению, в размере, превышающем 0,65% от суммы вычетов по НДС, заявленных в налоговых декларациях за четыре налоговых периода, предшествующие последнему оконченному налоговому периоду по НДС;
Готовое решение: Как исправить ошибки, допущенные при заполнении счета-фактуры
(КонсультантПлюс, 2025)Данная техническая ошибка не привела к занижению суммы НДС за III квартал 2025 г., подлежащей уплате в бюджет. Оснований для подачи уточненной налоговой декларации по НДС нет".
(КонсультантПлюс, 2025)Данная техническая ошибка не привела к занижению суммы НДС за III квартал 2025 г., подлежащей уплате в бюджет. Оснований для подачи уточненной налоговой декларации по НДС нет".