Занижение НМЦК
Подборка наиболее важных документов по запросу Занижение НМЦК (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как обосновать начальную максимальную цену контракта
(КонсультантПлюс, 2025)При определении НМЦК для этих закупок надо руководствоваться Порядком, утвержденным Минздравом России.
(КонсультантПлюс, 2025)При определении НМЦК для этих закупок надо руководствоваться Порядком, утвержденным Минздравом России.
Готовое решение: Как рассчитать НМЦК (начальную цену единицы товара) при закупке лекарственных препаратов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)На практике могут встречаться ситуации, когда при расчете цены единицы измерения количества действующего вещества в дозировке (например, мг, мл, МЕ и проч.) получено значение, при округлении которого по общим математическим правилам до копеек, то есть до двух знаков после запятой, итоговая цена лекарственного препарата, рассчитанная с учетом его дозировки, существенно занижается или завышается. В таком случае полагаем, что округлять полученное значение для использования его в дальнейших расчетах (в том числе для определения НМЦК с учетом общего количества поставляемого товара в установленном порядке) не нужно. Это позволит избежать занижения или завышения НМЦК, которые, в свою очередь, могут повлечь отсутствие заявок на участие в закупке или заключение контракта по завышенной цене. Если же вы проводите закупку с неизвестным объемом и сумма цен единицы товара является критерием оценки заявок, рассмотрите целесообразность замены единицы измерения. Например, если это не противоречит ЕСКЛП, в качестве такой единицы можно рассмотреть штуку (таблетка, капсула, ампула т.д. - в соответствии с лекарственной формой). Обосновать невозможность использования единицы измерения количества активного вещества в препарате можно риском наступления приведенных выше негативных последствий.
(КонсультантПлюс, 2025)На практике могут встречаться ситуации, когда при расчете цены единицы измерения количества действующего вещества в дозировке (например, мг, мл, МЕ и проч.) получено значение, при округлении которого по общим математическим правилам до копеек, то есть до двух знаков после запятой, итоговая цена лекарственного препарата, рассчитанная с учетом его дозировки, существенно занижается или завышается. В таком случае полагаем, что округлять полученное значение для использования его в дальнейших расчетах (в том числе для определения НМЦК с учетом общего количества поставляемого товара в установленном порядке) не нужно. Это позволит избежать занижения или завышения НМЦК, которые, в свою очередь, могут повлечь отсутствие заявок на участие в закупке или заключение контракта по завышенной цене. Если же вы проводите закупку с неизвестным объемом и сумма цен единицы товара является критерием оценки заявок, рассмотрите целесообразность замены единицы измерения. Например, если это не противоречит ЕСКЛП, в качестве такой единицы можно рассмотреть штуку (таблетка, капсула, ампула т.д. - в соответствии с лекарственной формой). Обосновать невозможность использования единицы измерения количества активного вещества в препарате можно риском наступления приведенных выше негативных последствий.
Нормативные акты
"Реестр (карта) коррупционных рисков, возникающих при осуществлении Федеральным архивным агентством закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд"
(утв. Росархивом 10.06.2025)Всестороннее исследование рынка в целях недопущения завышения или занижения НМЦК.
(утв. Росархивом 10.06.2025)Всестороннее исследование рынка в целях недопущения завышения или занижения НМЦК.
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Определение и обоснование НМЦК заказчик должен осуществлять с учетом необходимости достижения заданных целей обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также из принципа ответственности за их достижение. Правильный расчет НМЦК влияет не только на эффективное расходование бюджетных средств, но и на удовлетворение потребностей заказчика.
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)Определение и обоснование НМЦК заказчик должен осуществлять с учетом необходимости достижения заданных целей обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также из принципа ответственности за их достижение. Правильный расчет НМЦК влияет не только на эффективное расходование бюджетных средств, но и на удовлетворение потребностей заказчика.
Статья: Особенности заключения энергосервисных контрактов по Закону N 44-ФЗ
(Батраков Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)Искажения могут повлиять как на размеры достигнутой экономии, так и на расчет по ЭСК. Например, использование заведомо заниженного базиса для расчета НМЦК приведет к ситуации, в которой у заказчика не хватит запланированных денежных ресурсов для расчетов либо по счетам энергосбытовой компании, либо по оплате ЭСК.
(Батраков Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)Искажения могут повлиять как на размеры достигнутой экономии, так и на расчет по ЭСК. Например, использование заведомо заниженного базиса для расчета НМЦК приведет к ситуации, в которой у заказчика не хватит запланированных денежных ресурсов для расчетов либо по счетам энергосбытовой компании, либо по оплате ЭСК.
Статья: Несостоявшийся конкурс как следствие антиконкурентного соглашения
(Беляева О.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2021, N 2)1. Стартовая цена - это отправная точка, играющая роль фактора успешности, результативности и эффективности любой конкурентной закупочной процедуры, в том числе и конкурса. Заниженная стартовая цена может привести к признанию процедуры несостоявшейся, завышенная - к заключению контракта с переплатой. Поэтому каждый государственный или муниципальный заказчик обязан проводить обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а в ряде случаев и обоснование цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, причем под страхом привлечения к административной ответственности (ч. 1, 2 ст. 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) <8>.
(Беляева О.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2021, N 2)1. Стартовая цена - это отправная точка, играющая роль фактора успешности, результативности и эффективности любой конкурентной закупочной процедуры, в том числе и конкурса. Заниженная стартовая цена может привести к признанию процедуры несостоявшейся, завышенная - к заключению контракта с переплатой. Поэтому каждый государственный или муниципальный заказчик обязан проводить обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а в ряде случаев и обоснование цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, причем под страхом привлечения к административной ответственности (ч. 1, 2 ст. 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) <8>.
Статья: Некоторые проблемы квалификации хищений, совершаемых в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(Архипов А.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 3)В общих чертах применялась следующая преступная схема: сотрудник контрактной службы, осведомленный о размере выделенных лимитов на приобретение квартир, обеспечивал установление начальной (максимальной) цены контракта в размере, соответствующем лимитам. Одновременно осуществлялся поиск квартиры значительно меньшей стоимости, которая приобреталась у собственника по реальной рыночной цене. По окончании конкурсных процедур, победу в которых обеспечивал вовлеченный в деятельность преступной группы сотрудник контрактной службы, квартира продавалась муниципалитету по максимальной цене. Размер ущерба определялся судом в виде разницы между ценой контракта и реальной стоимостью приобретенной квартиры.
(Архипов А.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 3)В общих чертах применялась следующая преступная схема: сотрудник контрактной службы, осведомленный о размере выделенных лимитов на приобретение квартир, обеспечивал установление начальной (максимальной) цены контракта в размере, соответствующем лимитам. Одновременно осуществлялся поиск квартиры значительно меньшей стоимости, которая приобреталась у собственника по реальной рыночной цене. По окончании конкурсных процедур, победу в которых обеспечивал вовлеченный в деятельность преступной группы сотрудник контрактной службы, квартира продавалась муниципалитету по максимальной цене. Размер ущерба определялся судом в виде разницы между ценой контракта и реальной стоимостью приобретенной квартиры.
Статья: О закупках нежилых зданий на основании п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 12)Таким образом, заказчиком в рамках предоставленных Законом N 44-ФЗ полномочий определен метод определения ЦКЕП на основании отчета оценщика. При должном обосновании заказчик вправе избрать иной метод формирования цены, который не предусмотрен Законом N 44-ФЗ. Следовательно, само по себе определение НМЦК контракта на основании отчета оценщика не может являться нарушением прямо выраженного запрета <20>.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 12)Таким образом, заказчиком в рамках предоставленных Законом N 44-ФЗ полномочий определен метод определения ЦКЕП на основании отчета оценщика. При должном обосновании заказчик вправе избрать иной метод формирования цены, который не предусмотрен Законом N 44-ФЗ. Следовательно, само по себе определение НМЦК контракта на основании отчета оценщика не может являться нарушением прямо выраженного запрета <20>.
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Вместе с тем существенным пороком процедуры проведения закупки и заключения публичного контракта является нарушение порядка определения НМЦК, которое может повлечь:
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Вместе с тем существенным пороком процедуры проведения закупки и заключения публичного контракта является нарушение порядка определения НМЦК, которое может повлечь:
Статья: Проблемы толкования признаков злоупотребления в сфере государственных и муниципальных закупок
(Филатова М.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 3)Исходя из примечания к ст. 170.2 УК, крупным для целей ст. 200.4 признается ущерб более 2,25 млн руб. Исчисление такого ущерба должно производиться через материальные убытки, которые понес заказчик в результате нарушения законодательства о закупках. Целью нарушителей может являться либо продажа товара заказчику по завышенной стоимости, либо неосновательное занижение цены, по которой товар приобретается у заказчика. Например, когда исходная начальная максимальная цена контракта была незаконно завышена, ущерб должен исчисляться исходя из разницы между ценой контракта, которую уплатил бы заказчик при отсутствии нарушения, и ценой, уплаченной заказчиком в действительности.
(Филатова М.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 3)Исходя из примечания к ст. 170.2 УК, крупным для целей ст. 200.4 признается ущерб более 2,25 млн руб. Исчисление такого ущерба должно производиться через материальные убытки, которые понес заказчик в результате нарушения законодательства о закупках. Целью нарушителей может являться либо продажа товара заказчику по завышенной стоимости, либо неосновательное занижение цены, по которой товар приобретается у заказчика. Например, когда исходная начальная максимальная цена контракта была незаконно завышена, ущерб должен исчисляться исходя из разницы между ценой контракта, которую уплатил бы заказчик при отсутствии нарушения, и ценой, уплаченной заказчиком в действительности.