Заморозка пенсионных накоплений
Подборка наиболее важных документов по запросу Заморозка пенсионных накоплений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Канун великого перемола
(Плешанова О.П.)
("Закон", 2020, N 12)Душа и сердце, видимо, продиктовали рациональное решение: 8 декабря Владимир Путин подписал Закон о заморозке пенсионных накоплений до конца 2023 г. <80>
(Плешанова О.П.)
("Закон", 2020, N 12)Душа и сердце, видимо, продиктовали рациональное решение: 8 декабря Владимир Путин подписал Закон о заморозке пенсионных накоплений до конца 2023 г. <80>
Статья: Условия и возможности Программы долгосрочных сбережений
("Официальный сайт Банка России", 2024)С 2014 года прекращена обязательная уплата работодателями взносов на накопительную пенсию за своих работников (что называется заморозкой). При этом уже уплаченные средства продолжают инвестироваться и отражаться на личных счетах в СФР или в одном из НПФ. Так, с 2014 года (то есть уже без поступления новых взносов работодателей за периоды начиная с 2014 года) объем пенсионных накоплений вырос с 3,2 трлн рублей до 5,7 трлн рублей (на 76%).
("Официальный сайт Банка России", 2024)С 2014 года прекращена обязательная уплата работодателями взносов на накопительную пенсию за своих работников (что называется заморозкой). При этом уже уплаченные средства продолжают инвестироваться и отражаться на личных счетах в СФР или в одном из НПФ. Так, с 2014 года (то есть уже без поступления новых взносов работодателей за периоды начиная с 2014 года) объем пенсионных накоплений вырос с 3,2 трлн рублей до 5,7 трлн рублей (на 76%).
Статья: Участие самозанятых в пенсионных правоотношениях: проблемы и перспективы
(Васильева Ю.В., Шуралева С.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Ситуация усугубляется невысоким уровнем основного дохода подавляющего большинства россиян и их недоверием к пенсионной системе в целом, непрозрачностью механизма определения размера будущей пенсии, отсутствием уверенности в том, что вложения в нее окупятся. Эти общественные опасения хорошо выразил А.Л. Сафонов: "Правила игры меняются так быстро, что в массовом сознании действует стереотип: какой-то минимум от государства я получу, а в остальном придется надеяться только на себя". По мнению экономиста, негативную роль в этом также сыграла заморозка пенсионных накоплений с 2014 г. <10>.
(Васильева Ю.В., Шуралева С.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Ситуация усугубляется невысоким уровнем основного дохода подавляющего большинства россиян и их недоверием к пенсионной системе в целом, непрозрачностью механизма определения размера будущей пенсии, отсутствием уверенности в том, что вложения в нее окупятся. Эти общественные опасения хорошо выразил А.Л. Сафонов: "Правила игры меняются так быстро, что в массовом сознании действует стереотип: какой-то минимум от государства я получу, а в остальном придется надеяться только на себя". По мнению экономиста, негативную роль в этом также сыграла заморозка пенсионных накоплений с 2014 г. <10>.
Статья: Программа долгосрочных сбережений: современные факторы и ограничения развития
(Янова С.Ю., Стоноженко И.В.)
("Финансы", 2024, N 8)Государственная политика по поддержанию минимальных доходов населения повлияла на снижение доли граждан, находящихся за чертой бедности, с 10,8% в 2013 г. до 8,5% в 2023 г. [7]. В контексте рассматриваемого вопроса необходимо отметить, что для части населения, испытывающей недостаток средств, характерны так называемая страховая бедность [8] и несклонность рассматривать страховые (в т.ч. пенсионные) продукты как инструменты сохранения своего благосостояния при реализации социальных рисков. При этом существующая пассивность населения в отношении пенсионных программ, выраженная в адаптации к проводимым пенсионным изменениям и предпочтении перекладывать ответственность за свою экономическую безопасность на государство в случае реализации пенсионного риска, определяется и негативным опытом предыдущих реформ. Введенная в 2002 г. возможность капитализации части обязательных пенсионных взносов представляла интерес для населения и преследовала цель повышения уровня государственных пенсионных выплат с учетом индивидуального принципа накоплений. В систему вошли негосударственные пенсионные фонды в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), которые, при имеющемся пассивном выборе, смогли привлечь средства граждан. По итогам 2023 г. НПФ аккумулируют пенсионные накопления в объеме 3,3 трлн руб. против 2,4 трлн руб. в Социальном фонде России [9]. Однако дальнейшие изменения пенсионной системы фактически свели на нет возможности и привлекательность данного инструмента. Решая проблему выполнения принятых пенсионных обязательств в условиях дефицита бюджета Пенсионного фонда России, государство сначала вывело из обязательной накопительной системы граждан, родившихся до 1967 г., а с 2014 г. была введена так называемая заморозка пенсионных накоплений, ограничивающая возможность их прироста только инвестиционной доходностью. Застрахованным предоставили возможность единовременного получения сформированных пенсионных накоплений. Соответственно, среди лиц, застрахованных в НПФ по ОПС, превалирует доля граждан, получающих единовременную выплату накопительной пенсии, и продолжается отток клиентов из НПФ в Социальный фонд России. С 1 июля 2024 г. накопительную пенсию можно получить единовременно в случае, если ее расчетный размер составит менее 10% установленного в России прожиточного минимума пенсионера. Поскольку в 2024 г. он установлен в размере 13 290 руб., то при наличии на счете менее 350,9 тыс. руб. выплату можно получить единовременно; невысокий порог потенциально поможет несколько снизить число получающих пенсию единовременно.
(Янова С.Ю., Стоноженко И.В.)
("Финансы", 2024, N 8)Государственная политика по поддержанию минимальных доходов населения повлияла на снижение доли граждан, находящихся за чертой бедности, с 10,8% в 2013 г. до 8,5% в 2023 г. [7]. В контексте рассматриваемого вопроса необходимо отметить, что для части населения, испытывающей недостаток средств, характерны так называемая страховая бедность [8] и несклонность рассматривать страховые (в т.ч. пенсионные) продукты как инструменты сохранения своего благосостояния при реализации социальных рисков. При этом существующая пассивность населения в отношении пенсионных программ, выраженная в адаптации к проводимым пенсионным изменениям и предпочтении перекладывать ответственность за свою экономическую безопасность на государство в случае реализации пенсионного риска, определяется и негативным опытом предыдущих реформ. Введенная в 2002 г. возможность капитализации части обязательных пенсионных взносов представляла интерес для населения и преследовала цель повышения уровня государственных пенсионных выплат с учетом индивидуального принципа накоплений. В систему вошли негосударственные пенсионные фонды в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), которые, при имеющемся пассивном выборе, смогли привлечь средства граждан. По итогам 2023 г. НПФ аккумулируют пенсионные накопления в объеме 3,3 трлн руб. против 2,4 трлн руб. в Социальном фонде России [9]. Однако дальнейшие изменения пенсионной системы фактически свели на нет возможности и привлекательность данного инструмента. Решая проблему выполнения принятых пенсионных обязательств в условиях дефицита бюджета Пенсионного фонда России, государство сначала вывело из обязательной накопительной системы граждан, родившихся до 1967 г., а с 2014 г. была введена так называемая заморозка пенсионных накоплений, ограничивающая возможность их прироста только инвестиционной доходностью. Застрахованным предоставили возможность единовременного получения сформированных пенсионных накоплений. Соответственно, среди лиц, застрахованных в НПФ по ОПС, превалирует доля граждан, получающих единовременную выплату накопительной пенсии, и продолжается отток клиентов из НПФ в Социальный фонд России. С 1 июля 2024 г. накопительную пенсию можно получить единовременно в случае, если ее расчетный размер составит менее 10% установленного в России прожиточного минимума пенсионера. Поскольку в 2024 г. он установлен в размере 13 290 руб., то при наличии на счете менее 350,9 тыс. руб. выплату можно получить единовременно; невысокий порог потенциально поможет несколько снизить число получающих пенсию единовременно.
Статья: Формы стимулирования частных пенсионных накоплений: тенденции и перспективы
(Воронин Ю.В., Столяров А.В., Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 3)В целом же, судя по данным реализации программы софинансирования, можно утверждать, что 2014 г. стал переломным годом в части доверия населения к накопительной системе и ее перспективам. В чем, вероятно, свою роль сыграло и решение о "заморозке взносов на накопительную часть трудовой пенсии", осуществленное в упомянутом году <3>.
(Воронин Ю.В., Столяров А.В., Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 3)В целом же, судя по данным реализации программы софинансирования, можно утверждать, что 2014 г. стал переломным годом в части доверия населения к накопительной системе и ее перспективам. В чем, вероятно, свою роль сыграло и решение о "заморозке взносов на накопительную часть трудовой пенсии", осуществленное в упомянутом году <3>.