Замена обеспечения контракта на банковскую гарантию
Подборка наиболее важных документов по запросу Замена обеспечения контракта на банковскую гарантию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Замена заказчика в ходе исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...предоставление банковской гарантии неразрывно связано с обеспечением исполнения государственного контракта, замена государственного заказчика по действующему государственному контракту влечет за собой одновременную уступку... прав бенефициара по независимой банковской гарантии.
(КонсультантПлюс, 2025)...предоставление банковской гарантии неразрывно связано с обеспечением исполнения государственного контракта, замена государственного заказчика по действующему государственному контракту влечет за собой одновременную уступку... прав бенефициара по независимой банковской гарантии.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Внесение изменений в независимую (банковскую) гарантию по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Суды признали... оспариваемое заявителем решение антимонопольного органа, учитывая все действия ООО... направленные на заключение контракта: своевременное получение независимой гарантии, своевременное направление независимой гарантии в адрес Заказчика и своевременное подписание государственного контракта со своей стороны, а также получение изменения к банковской гарантии и направление Заказчику указанных изменений с просьбой предоставления возможности замены данных гарантий на электронной площадке и подписать контракт, законным и обоснованным.
(КонсультантПлюс, 2025)...Суды признали... оспариваемое заявителем решение антимонопольного органа, учитывая все действия ООО... направленные на заключение контракта: своевременное получение независимой гарантии, своевременное направление независимой гарантии в адрес Заказчика и своевременное подписание государственного контракта со своей стороны, а также получение изменения к банковской гарантии и направление Заказчику указанных изменений с просьбой предоставления возможности замены данных гарантий на электронной площадке и подписать контракт, законным и обоснованным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (февраль 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При этом в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 N 360 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Законе о контрактной системе способ обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии заменен на способ обеспечения исполнения контракта в виде независимой гарантии.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При этом в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 N 360 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Законе о контрактной системе способ обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии заменен на способ обеспечения исполнения контракта в виде независимой гарантии.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке офисной мебели в соответствии с Законом N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)при установлении требования об обеспечении исполнения контракта и гарантийных обязательств в разд. VII и VIII Типового контракта замените банковскую гарантию на независимую (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)при установлении требования об обеспечении исполнения контракта и гарантийных обязательств в разд. VII и VIII Типового контракта замените банковскую гарантию на независимую (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды исходили из того, что данные убытки возникли по вине подрядчика, который не воспользовался возможностью замены обеспечения по государственному контракту, а также не принял мер к прекращению обязательств гаранта перед бенефициаром по основаниям, предусмотренным статьей 378 ГК РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды исходили из того, что данные убытки возникли по вине подрядчика, который не воспользовался возможностью замены обеспечения по государственному контракту, а также не принял мер к прекращению обязательств гаранта перед бенефициаром по основаниям, предусмотренным статьей 378 ГК РФ.
Постановление Правительства РФ от 20.12.2021 N 2369
(ред. от 26.12.2024)
"О требованиях к банкам и фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) для целей осуществления закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"г) в дополнительных требованиях к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных указанным постановлением:
(ред. от 26.12.2024)
"О требованиях к банкам и фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) для целей осуществления закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"г) в дополнительных требованиях к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных указанным постановлением:
Статья: Реестр недобросовестных поставщиков: требуется совершенствование
(Тихомиров П.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2020, N 4)С точки зрения коммерческой компании, которая пожелает взяться за такую работу, предложенные в проекте контракта условия оплаты и предоставления обеспечения предельно невыгодны, несмотря на кажущуюся привлекательность за счет большого аванса. От исполнителя сначала требуется выплатить заказчику (или представить банковскую гарантию, что почти равносильно выплате, так как банки в основном требуют депонировать у них на счете на срок контракта соответствующую сумму) 80% цены контракта - 91,68 млн руб., а взамен получить аванс всего в размере 19,5 млн руб. (80% от цены этапа) и затем каждый последующий год получать еще такую же сумму. Суммарный денежный поток будет отрицательным почти до конца контракта. Это крайне невыгодно исполнителю с финансовой точки зрения и не соответствует принципу справедливости распределения прав и обязанностей сторон сделки (ч. 2 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации).
(Тихомиров П.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2020, N 4)С точки зрения коммерческой компании, которая пожелает взяться за такую работу, предложенные в проекте контракта условия оплаты и предоставления обеспечения предельно невыгодны, несмотря на кажущуюся привлекательность за счет большого аванса. От исполнителя сначала требуется выплатить заказчику (или представить банковскую гарантию, что почти равносильно выплате, так как банки в основном требуют депонировать у них на счете на срок контракта соответствующую сумму) 80% цены контракта - 91,68 млн руб., а взамен получить аванс всего в размере 19,5 млн руб. (80% от цены этапа) и затем каждый последующий год получать еще такую же сумму. Суммарный денежный поток будет отрицательным почти до конца контракта. Это крайне невыгодно исполнителю с финансовой точки зрения и не соответствует принципу справедливости распределения прав и обязанностей сторон сделки (ч. 2 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статья: Затраты на предоставление независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта на выполнение строительных работ
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)Кроме того, правила сметного ценообразования не могут заменить и/или изменить условия контракта, согласованные сторонами в рамках свободы договора (ст. 421 ГК РФ), предусматривающие, что расходы на получение банковских гарантий подрядчиком включены в цену контракта и не подлежат дополнительной компенсации <6>.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)Кроме того, правила сметного ценообразования не могут заменить и/или изменить условия контракта, согласованные сторонами в рамках свободы договора (ст. 421 ГК РФ), предусматривающие, что расходы на получение банковских гарантий подрядчиком включены в цену контракта и не подлежат дополнительной компенсации <6>.
Последние изменения: Независимая гарантия по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Банк, выдавший банковскую гарантию для обеспечения исполнения контракта, должен соответствовать специальным требованиям только на момент выдачи такой гарантии. Обязанности соответствовать таким требованиям в течение всего срока действия контракта Закон N 44-ФЗ не содержит. Если банк перестал соответствовать этим требованиям, но осуществляет банковскую деятельность, его обязательства по выданной гарантии не прекращаются. Менять обеспечение исполнения контракта в таком случае не нужно.
(КонсультантПлюс, 2025)Банк, выдавший банковскую гарантию для обеспечения исполнения контракта, должен соответствовать специальным требованиям только на момент выдачи такой гарантии. Обязанности соответствовать таким требованиям в течение всего срока действия контракта Закон N 44-ФЗ не содержит. Если банк перестал соответствовать этим требованиям, но осуществляет банковскую деятельность, его обязательства по выданной гарантии не прекращаются. Менять обеспечение исполнения контракта в таком случае не нужно.
Статья: О некоторых проблемах обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 7)Позиция УФАС: Закон N 44-ФЗ не возлагает на заказчика обязанность по предварительной проверке и/или согласованию банковской гарантии, направленной в качестве ОИК <3>. Предоставление ОИК является бременем победителя закупочной процедуры, и именно в его поле ответственности находится корректность такого обеспечения. Кроме того, Закон N 44-ФЗ не содержит в себе норм, которые давали бы победителю закупки право вести диалог с заказчиком на этапе заключения контракта за пределами функционала ЕИС <4>. Не предусматривает Закон N 44-ФЗ и права победителя закупки на замену ОИК в случае отказа в принятии банковской гарантии в связи с ее несоответствием положениям Закона N 44-ФЗ <5>.
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 7)Позиция УФАС: Закон N 44-ФЗ не возлагает на заказчика обязанность по предварительной проверке и/или согласованию банковской гарантии, направленной в качестве ОИК <3>. Предоставление ОИК является бременем победителя закупочной процедуры, и именно в его поле ответственности находится корректность такого обеспечения. Кроме того, Закон N 44-ФЗ не содержит в себе норм, которые давали бы победителю закупки право вести диалог с заказчиком на этапе заключения контракта за пределами функционала ЕИС <4>. Не предусматривает Закон N 44-ФЗ и права победителя закупки на замену ОИК в случае отказа в принятии банковской гарантии в связи с ее несоответствием положениям Закона N 44-ФЗ <5>.
Статья: О некоторых вопросах использования независимой гарантии
(Коцоев Т.Т.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)С учетом механизма заключения договоров/контрактов, заключаемых в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - 44-ФЗ) и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - 223-ФЗ), банковская гарантия предоставляется после определения участника закупки, с которым заключается соответствующий договор/контракт, и может содержать указание на обязательство, которое возникнет в будущем.
(Коцоев Т.Т.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)С учетом механизма заключения договоров/контрактов, заключаемых в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - 44-ФЗ) и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - 223-ФЗ), банковская гарантия предоставляется после определения участника закупки, с которым заключается соответствующий договор/контракт, и может содержать указание на обязательство, которое возникнет в будущем.