Замена концедента
Подборка наиболее важных документов по запросу Замена концедента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3 "Концессионное соглашение" Федерального закона "О концессионных соглашениях""Кроме того, как правильно заметили суды первой и апелляционной инстанций, отказ концессионера от выполнения предусмотренных проектом работ по замене дренажной системы на работы по ее проливу, которые не могут привести к качественному увеличению эффективности системы и стабильному восстановлению ее работоспособности, без отвечающего условиям Соглашения подтверждения концедентом не соответствует целям и условиям Соглашения, предусмотренным частью 3 статьи 3 Закона N 115-ФЗ и пунктом 5.2 Соглашения."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Гидравлические испытания тепловых сетей
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы на проведение работ по замене не прошедшего гидравлических испытаний трубопровода, возложенные решением суда на концедента, взыскивают с концессионера, даже если такие работы не предусмотрены концессионным соглашением
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы на проведение работ по замене не прошедшего гидравлических испытаний трубопровода, возложенные решением суда на концедента, взыскивают с концессионера, даже если такие работы не предусмотрены концессионным соглашением
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как подготовить и провести конкурс на заключение концессионного соглашения
(КонсультантПлюс, 2025)Если обнаружится, что член комиссии не соответствует этим ограничениям, концедент обязан его заменить.
(КонсультантПлюс, 2025)Если обнаружится, что член комиссии не соответствует этим ограничениям, концедент обязан его заменить.
Статья: К вопросу об уплате взносов на капитальный ремонт при концессии нежилого помещения в составе многоквартирного дома
(Фроловский Н.Г.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Думается, что подобное диспозитивное (договорное) регулирование нельзя признать отвечающим особенностям концессионного обязательства. Концедент (собственник), передавая нежилое помещение в составе МКД в концессию, презюмирует, что к новому владельцу должен перейти весь объем обязанностей обладателя вещи, в том числе непосредственно связанных с содержанием поступившего в его обладание имущества. В этом, по нашему мнению, состоит одна из особенностей государственно-частного партнерства: переложение на плечи частного собственника (концессионера) бремени полного содержания публичного имущества в обмен на предоставление ему права извлечения выгоды в результате эксплуатации соответствующего объекта.
(Фроловский Н.Г.)
("Гражданское право", 2025, N 3)Думается, что подобное диспозитивное (договорное) регулирование нельзя признать отвечающим особенностям концессионного обязательства. Концедент (собственник), передавая нежилое помещение в составе МКД в концессию, презюмирует, что к новому владельцу должен перейти весь объем обязанностей обладателя вещи, в том числе непосредственно связанных с содержанием поступившего в его обладание имущества. В этом, по нашему мнению, состоит одна из особенностей государственно-частного партнерства: переложение на плечи частного собственника (концессионера) бремени полного содержания публичного имущества в обмен на предоставление ему права извлечения выгоды в результате эксплуатации соответствующего объекта.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)10) размер средств, направляемых концессионером на модернизацию, замену иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, улучшение его характеристик и эксплуатационных свойств;
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)10) размер средств, направляемых концессионером на модернизацию, замену иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, улучшение его характеристик и эксплуатационных свойств;
Федеральный закон от 17.07.2009 N 145-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1) в пункте 1 части 1 статьи 5 слово "обязанностях;" заменить словами "обязанностях. Полномочия концедента также вправе осуществлять государственная компания, созданная Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";";
(ред. от 28.12.2024)
"О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1) в пункте 1 части 1 статьи 5 слово "обязанностях;" заменить словами "обязанностях. Полномочия концедента также вправе осуществлять государственная компания, созданная Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";";
Статья: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ реализации концессионных соглашений в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии, объектов энергоснабжения, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов благоустройства территорий, объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения" (с учетом материалов контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации)
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)<82> Это подтверждается и данными КСО. В рамках экспертно-аналитического мероприятия, проведенного КСО Челябинской области, "КС от 26 октября 2023 г. N б/н, заключенным между муниципальным образованием "Ларинское сельское поселение" (Уйский район, концедент) и ООО "ПрофМонтаж" (ИНН 7451429050, концессионер), предусмотрено выполнение реконструкции систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства (котельная). Вместе с тем концедент обязуется произвести замену котла N 4 КВ-2/95ГГВ-МГП-200 при наличии районного, областного или иного финансирования бюджета Ларинского поселения. Концессионер обязуется проводить капитальный и текущий ремонты и содержание оборудования, осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии на территории муниципального образования "Ларинское сельское поселение" Уйского муниципального района Челябинской области с использованием объекта Соглашения. Таким образом, фактически заключен договор аренды муниципального имущества".
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)<82> Это подтверждается и данными КСО. В рамках экспертно-аналитического мероприятия, проведенного КСО Челябинской области, "КС от 26 октября 2023 г. N б/н, заключенным между муниципальным образованием "Ларинское сельское поселение" (Уйский район, концедент) и ООО "ПрофМонтаж" (ИНН 7451429050, концессионер), предусмотрено выполнение реконструкции систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства (котельная). Вместе с тем концедент обязуется произвести замену котла N 4 КВ-2/95ГГВ-МГП-200 при наличии районного, областного или иного финансирования бюджета Ларинского поселения. Концессионер обязуется проводить капитальный и текущий ремонты и содержание оборудования, осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии на территории муниципального образования "Ларинское сельское поселение" Уйского муниципального района Челябинской области с использованием объекта Соглашения. Таким образом, фактически заключен договор аренды муниципального имущества".
Статья: Унификация правового регулирования трансграничных сделок на примере соглашений о государственно-частном партнерстве
(Доронина Н.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)Нормативное определение концессионного договора в России соответствует доктринальному пониманию концессионного договора, получившему распространение в области добычи полезных ископаемых (сырьевых проектов) <11>. Оно передает его главную отличительную особенность - участие в договоре государства или органа государства, иного органа, обладающего полномочием разрешать какую-либо деятельность в обмен на обязательство частного лица осуществлять и финансировать указанную в соглашении деятельность. Концессионный договор играет особую роль в управлении экономическими отношениями. Как отмечается зарубежными специалистами в области частного права, это новое явление, получившее название "контрактуализация государственных функций", дает благоприятные результаты. "Общественное благо не является более результатом свободной игры рыночных сил. Очень часто оно определяется и служит непосредственно целям, поставленным законодателем государства" <12>.
(Доронина Н.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)Нормативное определение концессионного договора в России соответствует доктринальному пониманию концессионного договора, получившему распространение в области добычи полезных ископаемых (сырьевых проектов) <11>. Оно передает его главную отличительную особенность - участие в договоре государства или органа государства, иного органа, обладающего полномочием разрешать какую-либо деятельность в обмен на обязательство частного лица осуществлять и финансировать указанную в соглашении деятельность. Концессионный договор играет особую роль в управлении экономическими отношениями. Как отмечается зарубежными специалистами в области частного права, это новое явление, получившее название "контрактуализация государственных функций", дает благоприятные результаты. "Общественное благо не является более результатом свободной игры рыночных сил. Очень часто оно определяется и служит непосредственно целям, поставленным законодателем государства" <12>.
Статья: Концессии в ЖКХ. Мнения
(Пахомов С., Кржановский С., Довлатова Е., Багинская А., Сердюк О., Качкин Д., Сиваев С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)Неисполнение инвестиционных обязательств, предусмотренных обязательными инвестиционными программами, теперь считается нарушением условий концессионных соглашений. Отчетность, кстати, по реализации инвестпрограмм теперь тоже стала обязательной и публичной, чтобы оценить ее могли и специалисты, и жители. До принятия нами соответствующих изменений контроль за исполнением обязательств был совсем слабым: по 21% соглашений концеденты вообще не проверяли их выполнение, а штрафные санкции применялись и вовсе в единичных случаях. Теперь ситуация поменяется.
(Пахомов С., Кржановский С., Довлатова Е., Багинская А., Сердюк О., Качкин Д., Сиваев С.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 5)Неисполнение инвестиционных обязательств, предусмотренных обязательными инвестиционными программами, теперь считается нарушением условий концессионных соглашений. Отчетность, кстати, по реализации инвестпрограмм теперь тоже стала обязательной и публичной, чтобы оценить ее могли и специалисты, и жители. До принятия нами соответствующих изменений контроль за исполнением обязательств был совсем слабым: по 21% соглашений концеденты вообще не проверяли их выполнение, а штрафные санкции применялись и вовсе в единичных случаях. Теперь ситуация поменяется.