Замечание муниципальному служащему
Подборка наиболее важных документов по запросу Замечание муниципальному служащему (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Дисциплинарная ответственность госслужащих
(КонсультантПлюс, 2025)Приказ о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения признается незаконным, если за то же правонарушение госслужащий уже был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания
(КонсультантПлюс, 2025)Приказ о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения признается незаконным, если за то же правонарушение госслужащий уже был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Дисциплинарная ответственность муниципального служащего
(КонсультантПлюс, 2025)Дисциплинарное взыскание признается незаконным, если при его наложении не были учтены объективные причины, препятствующие муниципальному служащему выполнить указанные поручения в связи с неисполнением работодателем обязанности по принятию необходимых организационных и кадровых мер (оборудование рабочего места ПК с необходимыми программами и др.)
(КонсультантПлюс, 2025)Дисциплинарное взыскание признается незаконным, если при его наложении не были учтены объективные причины, препятствующие муниципальному служащему выполнить указанные поручения в связи с неисполнением работодателем обязанности по принятию необходимых организационных и кадровых мер (оборудование рабочего места ПК с необходимыми программами и др.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Антикоррупционные стандарты в отношении публичных должностных лиц: применение субъектами Российской Федерации опережающего правового регулирования
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 2)3.1. Применение взыскания в виде замечания к муниципальному служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения. Аналогичное положение в настоящее время предусмотрено в Законе N 79-ФЗ (ч. 3.1 ст. 59.3) (введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 22.12.2014 N 431-ФЗ). Однако аналогичное положение не внесено в Закон N 25-ФЗ, что позволило отдельным субъектам РФ закрепить данное законоположение своими законами. Таким примером служат законы (кодексы) о муниципальной службе Удмуртской Республики, Камчатского края, Вологодской, Костромской, Липецкой, Пензенской, Сахалинской, Тамбовской, Ульяновской областей и Чукотского автономного округа, а в Карачаево-Черкесской Республике такое положение предусмотрено в отношении лица, замещающего муниципальную должность или должность главы местной администрации по контракту.
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 2)3.1. Применение взыскания в виде замечания к муниципальному служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения. Аналогичное положение в настоящее время предусмотрено в Законе N 79-ФЗ (ч. 3.1 ст. 59.3) (введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 22.12.2014 N 431-ФЗ). Однако аналогичное положение не внесено в Закон N 25-ФЗ, что позволило отдельным субъектам РФ закрепить данное законоположение своими законами. Таким примером служат законы (кодексы) о муниципальной службе Удмуртской Республики, Камчатского края, Вологодской, Костромской, Липецкой, Пензенской, Сахалинской, Тамбовской, Ульяновской областей и Чукотского автономного округа, а в Карачаево-Черкесской Республике такое положение предусмотрено в отношении лица, замещающего муниципальную должность или должность главы местной администрации по контракту.
Статья: Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей
(Павленко А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)Заслуживает внимания мнение Е.В. Шестаковой <7> о том, что "отстранение от работы не является мерой дисциплинарной ответственности". Действительно, ст. 27 Закона N 25-ФЗ содержит только такие виды дисциплинарного взыскания, как замечание, выговор и увольнение. А само по себе отстранение - это своего рода превентивная мера, применяемая до окончательного установления вины муниципального служащего.
(Павленко А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)Заслуживает внимания мнение Е.В. Шестаковой <7> о том, что "отстранение от работы не является мерой дисциплинарной ответственности". Действительно, ст. 27 Закона N 25-ФЗ содержит только такие виды дисциплинарного взыскания, как замечание, выговор и увольнение. А само по себе отстранение - это своего рода превентивная мера, применяемая до окончательного установления вины муниципального служащего.
Нормативные акты
"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Как следует из представленных на изучение материалов судебной практики, судами рассматривались дела по искам государственных и муниципальных служащих о признании незаконным и об отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения и о восстановлении в должности (на службе), об изменении основания увольнения, о признании незаконным решения комиссии по урегулированию конфликта интересов или аттестационной комиссии, а также дела по искам государственных и муниципальных служащих о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания иного вида (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Как следует из представленных на изучение материалов судебной практики, судами рассматривались дела по искам государственных и муниципальных служащих о признании незаконным и об отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения и о восстановлении в должности (на службе), об изменении основания увольнения, о признании незаконным решения комиссии по урегулированию конфликта интересов или аттестационной комиссии, а также дела по искам государственных и муниципальных служащих о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания иного вида (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии).
Статья: Законодательное обеспечение конституционных положений о публичной власти в России
(Михеева Т.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Кстати, по законопроекту в соответствии с принципом единства публичной власти глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, одновременно замещает государственную должность и муниципальную должность. Довольно неожиданная норма, которая осталась без дальнейшего комментария, что, по-видимому, будет уточняться в грядущих изменениях Федеральных законов "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации". Нельзя при этом исключить исходя из единства публичной власти принятие федерального закона об основах публичной службы на базе двух названных Законов. Подобный законодательный акт при всех известных трудностях его реализации представляется уместным и, возможно, поднял бы статус служащих в органах местного самоуправления, престиж муниципальной службы. В отечественной истории местного самоуправления периода Александра III нечто подобное уже было, когда служащие земских органов считались состоящими на государственной службе.
(Михеева Т.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Кстати, по законопроекту в соответствии с принципом единства публичной власти глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, одновременно замещает государственную должность и муниципальную должность. Довольно неожиданная норма, которая осталась без дальнейшего комментария, что, по-видимому, будет уточняться в грядущих изменениях Федеральных законов "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации". Нельзя при этом исключить исходя из единства публичной власти принятие федерального закона об основах публичной службы на базе двух названных Законов. Подобный законодательный акт при всех известных трудностях его реализации представляется уместным и, возможно, поднял бы статус служащих в органах местного самоуправления, престиж муниципальной службы. В отечественной истории местного самоуправления периода Александра III нечто подобное уже было, когда служащие земских органов считались состоящими на государственной службе.
Статья: "Расследование" дел искового производства
(Рогалева М.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 11)Также, по замечанию К.И. Малышева, нельзя сказать, чтобы доказательства, представленные одной стороной, служили всегда исключительно в ее пользу. Напротив, они составляют, так сказать, общее достояние сторон (начало общности доказательств) <3>. Из совокупности всех представленных в суд доказательств стороны, третьи лица, иные участвующие в деле лица могут извлечь доказательства, необходимые для обоснования своих требований и возражений.
(Рогалева М.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 11)Также, по замечанию К.И. Малышева, нельзя сказать, чтобы доказательства, представленные одной стороной, служили всегда исключительно в ее пользу. Напротив, они составляют, так сказать, общее достояние сторон (начало общности доказательств) <3>. Из совокупности всех представленных в суд доказательств стороны, третьи лица, иные участвующие в деле лица могут извлечь доказательства, необходимые для обоснования своих требований и возражений.
Готовое решение: Какое дисциплинарное взыскание можно объявить работнику учреждения за прогул
(КонсультантПлюс, 2025)Но если посчитаете нужным, вы вправе смягчить наказание и, например, объявить работнику выговор. Замечание, как правило, за прогул не объявляют.
(КонсультантПлюс, 2025)Но если посчитаете нужным, вы вправе смягчить наказание и, например, объявить работнику выговор. Замечание, как правило, за прогул не объявляют.
Статья: Ответственность за действия (бездействие) должностных лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" за совершение муниципальным служащим дисциплинарного проступка представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" за совершение муниципальным служащим дисциплинарного проступка представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
Статья: Непредставление справки о доходах является правонарушением
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)Отметим, что ст. 27.1 Закона N 25-ФЗ <2> за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом N 273-ФЗ, налагаются взыскания, предусмотренные ст. 27 Закона N 25-ФЗ. Они аналогичны взысканиям, установленным в отношении государственных служащих: замечание, выговор, увольнение.
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)Отметим, что ст. 27.1 Закона N 25-ФЗ <2> за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом N 273-ФЗ, налагаются взыскания, предусмотренные ст. 27 Закона N 25-ФЗ. Они аналогичны взысканиям, установленным в отношении государственных служащих: замечание, выговор, увольнение.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В частности, С.Е. Чаннов утверждает, что в принципе не следует противопоставлять административную и дисциплинарную ответственность государственных и муниципальных служащих, поскольку каждый вид ответственности характеризуется своими целями и задачами. Кроме того, по его мнению, целесообразно дополнить спектр дисциплинарных взысканий дополнительной мерой в виде лишения права замещать должности государственной и муниципальной службы на определенный срок <1>. Далее профессор совершенно справедливо дает позитивную оценку гибкости дисциплинарной ответственности: "При правильном применении она позволяет руководству органов власти эффективно воздействовать на служащих" <2>. Действительно, дисциплинарные взыскания по своему содержанию значительно более обременительны для государственного служащего, чем административные наказания, поскольку даже объявление замечания или выговора влечет за собой прекращение выплаты премий и надбавок, применения различных мер поощрения до снятия взыскания или до истечения срока его действия. В денежном измерении потери значительно превышают максимально возможный (по ст. 19.6.1 КоАП РФ) административный штраф в размере до 10 тыс. руб.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В частности, С.Е. Чаннов утверждает, что в принципе не следует противопоставлять административную и дисциплинарную ответственность государственных и муниципальных служащих, поскольку каждый вид ответственности характеризуется своими целями и задачами. Кроме того, по его мнению, целесообразно дополнить спектр дисциплинарных взысканий дополнительной мерой в виде лишения права замещать должности государственной и муниципальной службы на определенный срок <1>. Далее профессор совершенно справедливо дает позитивную оценку гибкости дисциплинарной ответственности: "При правильном применении она позволяет руководству органов власти эффективно воздействовать на служащих" <2>. Действительно, дисциплинарные взыскания по своему содержанию значительно более обременительны для государственного служащего, чем административные наказания, поскольку даже объявление замечания или выговора влечет за собой прекращение выплаты премий и надбавок, применения различных мер поощрения до снятия взыскания или до истечения срока его действия. В денежном измерении потери значительно превышают максимально возможный (по ст. 19.6.1 КоАП РФ) административный штраф в размере до 10 тыс. руб.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В 2022 г. было подготовлено Письмо Минтруда России от 15.04.2022 N 28-6/10/П-2479 "Об актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции" (вместе с "Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (версия 2.0)") <1>.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В 2022 г. было подготовлено Письмо Минтруда России от 15.04.2022 N 28-6/10/П-2479 "Об актуализации Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции" (вместе с "Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (версия 2.0)") <1>.
Статья: Обеспечение достоверности информации в сети Интернет: современные правовые основы и юридическая практика
(Симонова С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)<5> По точному замечанию В.В. Невинского, "обязанность человека выходить в информационное поле с достоверной информацией объективно обусловлена" (см.: Невинский В.В. "Цифровые права" человека: сущность, система, значение // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 10. С. 26 - 32).
(Симонова С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)<5> По точному замечанию В.В. Невинского, "обязанность человека выходить в информационное поле с достоверной информацией объективно обусловлена" (см.: Невинский В.В. "Цифровые права" человека: сущность, система, значение // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 10. С. 26 - 32).
Статья: Субъект дисциплинарной юрисдикции в служебных отношениях: концентрированная и распределительная системы дисциплинарной власти
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)<13> Добробаба М.Б. Проблема совершенствования системы дисциплинарных взысканий, применяемых в рамках служебно-деликтных дисциплинарных правоотношений // Административное и муниципальное право. 2016. N 1. С. 51 - 59.
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)<13> Добробаба М.Б. Проблема совершенствования системы дисциплинарных взысканий, применяемых в рамках служебно-деликтных дисциплинарных правоотношений // Административное и муниципальное право. 2016. N 1. С. 51 - 59.