Закупки усн
Подборка наиболее важных документов по запросу Закупки усн (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 34 Закона N 44-ФЗПри заключении и (или) оплате контракта нельзя уменьшить его цену на сумму НДС из-за того, что участник закупки применяет УСН >>>
Важнейшая практика по ст. 51 Закона N 44-ФЗНельзя при заключении и (или) оплате контракта уменьшить его цену на сумму НДС из-за того, что участник закупки применяет УСН >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)В данном случае применение спорного положения закупочной документации фактически приводит к увеличению размера цены, предложенной участником закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения, помимо его воли и вопреки сформированному им ценовому предложению. Это не может не ставить участника, применяющего упрощенную систему налогообложения, в заведомо менее благоприятное положение в сравнении с участниками закупки, использующими общую систему налогообложения, ценовые предложения которых принимаются заказчиком без корректировки в сторону увеличения. Таким образом, преимущество в заключении договора с заказчиком получают те участники закупки, которые являются плательщиками НДС.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)В данном случае применение спорного положения закупочной документации фактически приводит к увеличению размера цены, предложенной участником закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения, помимо его воли и вопреки сформированному им ценовому предложению. Это не может не ставить участника, применяющего упрощенную систему налогообложения, в заведомо менее благоприятное положение в сравнении с участниками закупки, использующими общую систему налогообложения, ценовые предложения которых принимаются заказчиком без корректировки в сторону увеличения. Таким образом, преимущество в заключении договора с заказчиком получают те участники закупки, которые являются плательщиками НДС.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)При этом указание заказчиком в проекте контракта цены, включающей НДС, не возлагает на участника закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения, безусловной обязанности по исчислению и уплате НДС. В силу п. 5 ст. 173 НК РФ и правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N 17-П, такого рода обязанность может возникнуть лишь при выставлении налогоплательщиком по своей инициативе счета-фактуры с выделенной в нем суммой налога.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)При этом указание заказчиком в проекте контракта цены, включающей НДС, не возлагает на участника закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения, безусловной обязанности по исчислению и уплате НДС. В силу п. 5 ст. 173 НК РФ и правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N 17-П, такого рода обязанность может возникнуть лишь при выставлении налогоплательщиком по своей инициативе счета-фактуры с выделенной в нем суммой налога.
Путеводитель по сделкам. Поставка. Поставщик5.1. УСН и бухучет у поставщика при обеспечении заявки на участие в закупке
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 07.03.2025 N 03-07-11/22410 <Ставка НДС при расчете начальной цены контракта для упрощенцев>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 10)При этом корректировка заказчиком цены контракта, предложенной участником закупки, применяющим УСН, при исполнении контракта не предусмотрена. То есть заказчик не должен вычитать НДС из цены контракта, предложенной победителем закупки.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 10)При этом корректировка заказчиком цены контракта, предложенной участником закупки, применяющим УСН, при исполнении контракта не предусмотрена. То есть заказчик не должен вычитать НДС из цены контракта, предложенной победителем закупки.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (февраль 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако такой имущественный интерес заказчика не связан непосредственным образом с удовлетворением его потребностей в качественном и своевременном выполнении работ (услуг) (часть 1 статьи 1 Закона о закупках) и в силу законодательно закрепленного принципа равноправия (отсутствие дискриминации) участников закупки не может быть реализован за счет постановки участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения, в заведомо уязвленное положение в сравнении с иными участниками гражданского оборота.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако такой имущественный интерес заказчика не связан непосредственным образом с удовлетворением его потребностей в качественном и своевременном выполнении работ (услуг) (часть 1 статьи 1 Закона о закупках) и в силу законодательно закрепленного принципа равноправия (отсутствие дискриминации) участников закупки не может быть реализован за счет постановки участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения, в заведомо уязвленное положение в сравнении с иными участниками гражданского оборота.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июль 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако такой имущественный интерес заказчика не связан непосредственным образом с удовлетворением его потребностей в качественном и своевременном выполнении работ (услуг) (часть 1 статьи 1 Закона о закупках) и в силу законодательно закрепленного принципа равноправия (отсутствие дискриминации) участников закупки не может быть реализован за счет постановки участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения, в заведомо уязвленное положение в сравнении с иными участниками гражданского оборота".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Однако такой имущественный интерес заказчика не связан непосредственным образом с удовлетворением его потребностей в качественном и своевременном выполнении работ (услуг) (часть 1 статьи 1 Закона о закупках) и в силу законодательно закрепленного принципа равноправия (отсутствие дискриминации) участников закупки не может быть реализован за счет постановки участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения, в заведомо уязвленное положение в сравнении с иными участниками гражданского оборота".
Статья: Исполнитель госконтракта - "упрощенец"
(Кацман А.А.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 6)Победитель закупки (организация или индивидуальный предприниматель) применяет УСН. Может ли он рассчитывать на изменение в проекте контракта цены, если в нем отдельно определена сумма НДС, на указание таковой без выделения налога, получение всей (включая НДС) суммы? Может ли заказчик, принимая во внимание систему налогообложения исполнителя, исключить из цены налог и пересчитать цену работ с повышающим коэффициентом?
(Кацман А.А.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 6)Победитель закупки (организация или индивидуальный предприниматель) применяет УСН. Может ли он рассчитывать на изменение в проекте контракта цены, если в нем отдельно определена сумма НДС, на указание таковой без выделения налога, получение всей (включая НДС) суммы? Может ли заказчик, принимая во внимание систему налогообложения исполнителя, исключить из цены налог и пересчитать цену работ с повышающим коэффициентом?
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)СКЭС ВС РФ не согласилась с выводами судов нижестоящих инстанций в силу следующего. В данном случае применение спорного положения закупочной документации фактически приводит к увеличению размера цены, предложенной участником закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения, помимо его воли и вопреки сформированному им ценовому предложению. Это не может не ставить участника, применяющего упрощенную систему налогообложения, в заведомо менее благоприятное положение в сравнении с участниками закупки, использующими общую систему налогообложения, ценовые предложения которых принимаются заказчиком без корректировки в сторону увеличения. Таким образом, преимущество в заключении договора с заказчиком получают те участники закупки, которые являются плательщиками НДС. Увеличение цены, указанной обществом "СпецТехАренда", на сумму НДС для целей сравнения заявок участников закупки лишено законных оснований, поскольку участник, применяющий упрощенную систему налогообложения, не может быть понужден к увеличению предложенной им цены на сумму НДС по требованию заказчика. Иное противоречило бы нормам законодательства о налогах и сборах.
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)СКЭС ВС РФ не согласилась с выводами судов нижестоящих инстанций в силу следующего. В данном случае применение спорного положения закупочной документации фактически приводит к увеличению размера цены, предложенной участником закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения, помимо его воли и вопреки сформированному им ценовому предложению. Это не может не ставить участника, применяющего упрощенную систему налогообложения, в заведомо менее благоприятное положение в сравнении с участниками закупки, использующими общую систему налогообложения, ценовые предложения которых принимаются заказчиком без корректировки в сторону увеличения. Таким образом, преимущество в заключении договора с заказчиком получают те участники закупки, которые являются плательщиками НДС. Увеличение цены, указанной обществом "СпецТехАренда", на сумму НДС для целей сравнения заявок участников закупки лишено законных оснований, поскольку участник, применяющий упрощенную систему налогообложения, не может быть понужден к увеличению предложенной им цены на сумму НДС по требованию заказчика. Иное противоречило бы нормам законодательства о налогах и сборах.
Вопрос: Об определении цены договора при осуществлении закупок отдельными видами юрлиц, а также об НДС при реализации организацией или ИП, применяющими УСН, товаров (работ, услуг) в рамках закупок.
(Письмо Минфина России от 26.05.2025 N 03-07-11/51414)Вопрос: АО, являясь предприятием ОПК, осуществляет по правилам Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и в соответствии с Единым положением о закупке (далее - ЕПоЗ) закупки товаров/работ/услуг.
(Письмо Минфина России от 26.05.2025 N 03-07-11/51414)Вопрос: АО, являясь предприятием ОПК, осуществляет по правилам Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и в соответствии с Единым положением о закупке (далее - ЕПоЗ) закупки товаров/работ/услуг.
Готовое решение: Как подготовить проект государственного, муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Участником закупки может быть в том числе лицо, которое применяет УСН. Некоторые плательщики, применяющие этот налоговый режим, освобождены от уплаты НДС (п. 1 ст. 145 НК РФ). Полагаем, в проекте контракта можно предусмотреть вариативное условие о цене контракта ("включая НДС/НДС не облагается"). Указание в проекте контракта условия о том, что его цена включает НДС, не является нарушением Закона N 44-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Участником закупки может быть в том числе лицо, которое применяет УСН. Некоторые плательщики, применяющие этот налоговый режим, освобождены от уплаты НДС (п. 1 ст. 145 НК РФ). Полагаем, в проекте контракта можно предусмотреть вариативное условие о цене контракта ("включая НДС/НДС не облагается"). Указание в проекте контракта условия о том, что его цена включает НДС, не является нарушением Закона N 44-ФЗ.