Закупки по 223 фз в банкротстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Закупки по 223 фз в банкротстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 15 ГК РФможно ли взыскать в качестве убытков расходы заявителя на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве юрлица, и на вознаграждение арбитражного управляющего
Важнейшая практика по ст. 1 Закона N 223-ФЗВ период конкурсного производства организации могут не применять Закон N 223-ФЗ для заключения договоров, необходимых для проведения этой процедуры банкротства >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оспаривание сделок должника, направленных на причинение ущерба кредиторам в англо-американском праве и российском гражданском праве: сравнительно-правовое исследование
(Мышьяков С.В.)
("Юрист", 2021, N 3)Существенность разницы между рыночной стоимостью переданного имущества и полученного должником встречного предоставления, по-видимому, должна оцениваться судом индивидуально по каждому обособленному спору, с учетом цены сделки, полученного встречного предоставления, стоимости оставшейся у должника имущественной массы. Так, например, в деле N А40-209490/2015 <12> арбитражный суд признал существенной разницу между рыночной стоимостью проданного автомобиля, равной 599 000,00 р., и ценой сделки по продаже указанного автомобиля в размере 50 000,00 р. (разница почти в 10 раз). В деле N А67-3607/2016 <13> суд также признал сделку недействительной, как произведенную с неравноценным встречным предоставлением (цена сделки в два раза меньше рыночной стоимости переданного по сделке имущества). Для отнесения сделки по признаку неравноценного встречного предоставления в целях признания ее недействительной необходимо прежде установить реальную, рыночную стоимость переданного имущества, имущественных прав и сравнить ее с ценой сделки и с ценой или иными условиями аналогичных сделок, заключенных при сравнимых обстоятельствах. При этом при сравнении условий сделки с аналогичными сделками следует учитывать как условия аналогичных сделок, совершавшихся должником, так и условия, на которых аналогичные сделки совершались иными участниками оборота. Так, в деле N А40-11314/2015 <14> по требованиям об оспаривании подозрительных сделок об оказании юридических услуг и оказании услуг по претензионной работе судом установлено, что оспариваемые сделки заключены после возбуждения дела о банкротстве, сделки заключены с нарушением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Кроме того, суд апелляционной инстанции исходил из того, что сторонами допущено злоупотребление правом, стоимость работ завышена и не соответствует ценам аналогичных услуг других организаций. В другом споре (дело N А70-2099/2017 <15>) суды отказали в признании недействительной сделкой договора цессии, по которой должник передал контрагенту права требования на крупную сумму, на основании недоказанности существенности разности рыночной стоимости указанных прав и ценной сделки, несмотря на условие об отсроченном предоставлении контрагентом оплаты по договору цессии, так как сам по себе факт неоплаты приобретенного права, по мнению судов, не является основанием порочности договора цессии.
(Мышьяков С.В.)
("Юрист", 2021, N 3)Существенность разницы между рыночной стоимостью переданного имущества и полученного должником встречного предоставления, по-видимому, должна оцениваться судом индивидуально по каждому обособленному спору, с учетом цены сделки, полученного встречного предоставления, стоимости оставшейся у должника имущественной массы. Так, например, в деле N А40-209490/2015 <12> арбитражный суд признал существенной разницу между рыночной стоимостью проданного автомобиля, равной 599 000,00 р., и ценой сделки по продаже указанного автомобиля в размере 50 000,00 р. (разница почти в 10 раз). В деле N А67-3607/2016 <13> суд также признал сделку недействительной, как произведенную с неравноценным встречным предоставлением (цена сделки в два раза меньше рыночной стоимости переданного по сделке имущества). Для отнесения сделки по признаку неравноценного встречного предоставления в целях признания ее недействительной необходимо прежде установить реальную, рыночную стоимость переданного имущества, имущественных прав и сравнить ее с ценой сделки и с ценой или иными условиями аналогичных сделок, заключенных при сравнимых обстоятельствах. При этом при сравнении условий сделки с аналогичными сделками следует учитывать как условия аналогичных сделок, совершавшихся должником, так и условия, на которых аналогичные сделки совершались иными участниками оборота. Так, в деле N А40-11314/2015 <14> по требованиям об оспаривании подозрительных сделок об оказании юридических услуг и оказании услуг по претензионной работе судом установлено, что оспариваемые сделки заключены после возбуждения дела о банкротстве, сделки заключены с нарушением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Кроме того, суд апелляционной инстанции исходил из того, что сторонами допущено злоупотребление правом, стоимость работ завышена и не соответствует ценам аналогичных услуг других организаций. В другом споре (дело N А70-2099/2017 <15>) суды отказали в признании недействительной сделкой договора цессии, по которой должник передал контрагенту права требования на крупную сумму, на основании недоказанности существенности разности рыночной стоимости указанных прав и ценной сделки, несмотря на условие об отсроченном предоставлении контрагентом оплаты по договору цессии, так как сам по себе факт неоплаты приобретенного права, по мнению судов, не является основанием порочности договора цессии.
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)а) непроведение ликвидации участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника такой закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)а) непроведение ликвидации участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника такой закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);
Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5) в реестре недобросовестных поставщиков, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", отсутствуют сведения о юридическом лице - застройщике (в том числе о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа юридического лица) в части исполнения им обязательств, предусмотренных контрактами или договорами, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства или организации таких строительства, реконструкции и капитального ремонта либо приобретение у юридического лица жилых помещений;
(ред. от 26.12.2024)
"Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5) в реестре недобросовестных поставщиков, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", отсутствуют сведения о юридическом лице - застройщике (в том числе о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа юридического лица) в части исполнения им обязательств, предусмотренных контрактами или договорами, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства или организации таких строительства, реконструкции и капитального ремонта либо приобретение у юридического лица жилых помещений;
Статья: Торги при банкротстве: целеполагание и действующие лица
(Беляева О.А., Громыко Т.Ю.)
("Цивилист", 2024, N 6)<16> Распоряжение Правительства РФ от 12 июля 2018 г. N 1447-р об утверждении Перечня операторов электронных площадок, предусмотренного частью 3 статьи 24.1 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, частью 11 статьи 3.4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ, и Перечня операторов специализированных электронных площадок, предусмотренного частью 3 статьи 24.1 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, операторов электронных площадок для осуществления закрытых конкурентных закупок, предусмотренного частью 4 статьи 3.5 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ // СПС "Гарант".
(Беляева О.А., Громыко Т.Ю.)
("Цивилист", 2024, N 6)<16> Распоряжение Правительства РФ от 12 июля 2018 г. N 1447-р об утверждении Перечня операторов электронных площадок, предусмотренного частью 3 статьи 24.1 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, частью 11 статьи 3.4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ, и Перечня операторов специализированных электронных площадок, предусмотренного частью 3 статьи 24.1 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, операторов электронных площадок для осуществления закрытых конкурентных закупок, предусмотренного частью 4 статьи 3.5 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ // СПС "Гарант".
Готовое решение: По каким основаниям заказчик может расторгнуть государственный или муниципальный контракт
(КонсультантПлюс, 2025)Для случаев реорганизации заказчика подобных ограничений нет. При необходимости заказчик по контракту может быть заменен, в том числе в результате проведения его реорганизации в любой форме (ч. 6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Обратите внимание: законодательство не содержит требований о расторжении контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ, или договоров, заключенных по правилам Закона N 223-ФЗ, в случае, если порядок осуществления закупок у заказчика меняется, например в результате изменения организационно-правовой формы (Письмо Минэкономразвития России от 07.09.2016 N Д28и-2279). Однако при изменении таких контрактов или договоров целесообразно учитывать в том числе ограничения, предусмотренные вновь применяемым законом. В частности, увеличение объема закупаемой продукции или пролонгация договора, заключенного по правилам Закона N 223-ФЗ, после перехода на закупки по Закону N 44-ФЗ могут расцениваться контрольными органами как новая закупка, проведенная с нарушением законодательства о контрактной системе.
(КонсультантПлюс, 2025)Для случаев реорганизации заказчика подобных ограничений нет. При необходимости заказчик по контракту может быть заменен, в том числе в результате проведения его реорганизации в любой форме (ч. 6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Обратите внимание: законодательство не содержит требований о расторжении контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ, или договоров, заключенных по правилам Закона N 223-ФЗ, в случае, если порядок осуществления закупок у заказчика меняется, например в результате изменения организационно-правовой формы (Письмо Минэкономразвития России от 07.09.2016 N Д28и-2279). Однако при изменении таких контрактов или договоров целесообразно учитывать в том числе ограничения, предусмотренные вновь применяемым законом. В частности, увеличение объема закупаемой продукции или пролонгация договора, заключенного по правилам Закона N 223-ФЗ, после перехода на закупки по Закону N 44-ФЗ могут расцениваться контрольными органами как новая закупка, проведенная с нарушением законодательства о контрактной системе.
"Перемена лиц в обязательстве и ответственность за нарушение обязательства: комментарий к статьям 330 - 333, 380 - 381, 382 - 406.1 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц - Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" // СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. I). Ст. 4571
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц - Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" // СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. I). Ст. 4571
Статья: Формы реализации проектов в сфере государственного частного партнерства: правовой аспект
(Смышляев А.В.)
("Юрист", 2022, N 11)Отдельно необходимо отметить вариант, когда в виде заказчика выступает не публичное лицо (государственный или муниципальный орган власти), а публичные заказчики в виде государственных учреждений или компаний с государственным участием (ПАО, ГУП, МУП и т.д.). Эти организации являются субъектами Закона N 223-ФЗ. Данный НПА более гибкий, чем Закон N 44-ФЗ, и позволяет заказчику создавать более привлекательные условия для инвестора. Но сохраняется все же риск при банкротстве заказчика.
(Смышляев А.В.)
("Юрист", 2022, N 11)Отдельно необходимо отметить вариант, когда в виде заказчика выступает не публичное лицо (государственный или муниципальный орган власти), а публичные заказчики в виде государственных учреждений или компаний с государственным участием (ПАО, ГУП, МУП и т.д.). Эти организации являются субъектами Закона N 223-ФЗ. Данный НПА более гибкий, чем Закон N 44-ФЗ, и позволяет заказчику создавать более привлекательные условия для инвестора. Но сохраняется все же риск при банкротстве заказчика.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики)"
(выпуск 28)
(отв. ред. В.М. Жуйков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Закон о банкротстве - Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
(выпуск 28)
(отв. ред. В.М. Жуйков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Закон о банкротстве - Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
Вопрос: Об использовании "Сервиса оценки юридических лиц" при установлении требований к участникам закупки.
(Письмо ФНС России от 13.02.2024 N ЗГ-2-31/1941@)Соответствие критериям выписки не является законодательно установленным требованием к юридическим лицам, в связи с чем подобная преддоговорная проверка может быть урегулирована в рамках гражданско-делового оборота с контрагентами, либо путем закрепления такой проверки в локальных нормативных актах организации. Если организация выступает в качестве заказчика в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), то такая преддоговорная проверка может быть закреплена в положении о порядке проведения закупок.
(Письмо ФНС России от 13.02.2024 N ЗГ-2-31/1941@)Соответствие критериям выписки не является законодательно установленным требованием к юридическим лицам, в связи с чем подобная преддоговорная проверка может быть урегулирована в рамках гражданско-делового оборота с контрагентами, либо путем закрепления такой проверки в локальных нормативных актах организации. Если организация выступает в качестве заказчика в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), то такая преддоговорная проверка может быть закреплена в положении о порядке проведения закупок.
Статья: Электронные (торговые) площадки: понятие и виды
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)Публичные ЭТП преимущественно предназначены для проведения публичных торгов, в силу ст. 449.1 ГК РФ проводимых в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом (Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <4> (далее - Закон N 223-ФЗ)).
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)Публичные ЭТП преимущественно предназначены для проведения публичных торгов, в силу ст. 449.1 ГК РФ проводимых в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом (Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <4> (далее - Закон N 223-ФЗ)).
Статья: Сколько хранить госконтракты и договоры, связанные с закупками
(Юсипова Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 11)Примечание. См. статью "Особенности проведения торгов при банкротстве" в N 11 2020 г. на стр. 50.
(Юсипова Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 11)Примечание. См. статью "Особенности проведения торгов при банкротстве" в N 11 2020 г. на стр. 50.
Последние изменения: Закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик может осуществлять закупку у такого лица, если иное не указано в его положении о закупке. Закон N 223-ФЗ не содержит требований, ограничивающих заказчика в возможности осуществить закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), находящегося в стадии банкротства.
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик может осуществлять закупку у такого лица, если иное не указано в его положении о закупке. Закон N 223-ФЗ не содержит требований, ограничивающих заказчика в возможности осуществить закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), находящегося в стадии банкротства.
Статья: Новые полномочия ФНС: оценка сведений о ФХД ЮЛ и ИП
(Зобова Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 3)К тому же, если организация выступает в качестве заказчика в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", такая преддоговорная проверка может быть закреплена в положении о порядке закупок.
(Зобова Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 3)К тому же, если организация выступает в качестве заказчика в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", такая преддоговорная проверка может быть закреплена в положении о порядке закупок.